СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3) 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» для обучающихся с РАС (Вариант 8.3) 1 класса»

 






 







 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Речевая практика»

для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)

1 класса

Срок реализации – 1 год




 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи обучения:

  • совершенствование речевого опыта;

  • коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;

  • формирование выразительной стороны речи;

  • формирование и развитие устной коммуникации;

  • обучение построению элементарных устных связных высказываний;

  • воспитание культуры речевого общения.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно- речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».

Для учащихся данной категории на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 1/, 1 – 4 классы) вводится курс «Речевая практика».


Место учебного предмета


На изучение учебного предмета «Речевая практика» в 1 (первом) классе с сокращенным днем обучения отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим

налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой. Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с РАС предмета «Речевая практика» заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);

- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

  • Достаточный уровень:

  • выполнять простые инструкции учителя;

  • выбирать картинку, соответствующую слову;

  • отвечать на простые вопросы с помощью учителя;

  • знать и применять элементарные правила речевого общения;

  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;

  • понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;

  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;

  • принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

  • воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно- символический план.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

    1. развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;

    2. развитие мотивации к обучению;

    3. развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;

    4. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

    5. владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;

    6. развитие положительных свойств и качеств личности;

    7. готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.

Метапредметными результатами овладения обучающимися с расстройством аутистического спектра по предмету «Речевая практика» являются:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • говорение и письмо;

  • соблюдение заложенных программой правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;

  • умение выступать перед небольшой аудиторией.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Разделы курса

Кол-во

часов

Темы

1.

Аудирование и понимание речи

На

каждом уроке

Выполнение простых и составных устных инструкций. Прослушивание и выполнение

инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

2.

Дикция и выразительность речи

На каждом

уроке

Развитие артикуляционной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения. Формирование правильного речевого дыхания.

3.

Общение и его значение в жизни

На каждом

уроке

Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

4.

Организация речевого общения

36

Обращение, привлечение внимания.

Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй»,

«здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность

за поздравления и подарки («Спасибо … имя).





Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением. Правильная реакция на замечания.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Самостоятельно, используя мимику и жесты.

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.







ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


уро ка

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Давайте знакомиться

Знакомство, приветствие (беседа, игры

«Наши имена», «Приветствие», хоровод)



Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений,

ответы на вопросы)

2

Давайте знакомиться

Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший

(тренировочные упражнения в

3

Давайте знакомиться

Изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов

учитель-ученик)

4

Давайте знакомиться

Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации)

Обобщающая беседа

5

Знакомство во дворе

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно-

графическими изображениями)

6

Знакомство во дворе

Разучивание чистоговорки

Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием

игрушек как героев ситуации)

7

Знакомство во дворе

Составление рассказа по теме ситуации

(игра «Дополни предложение»)

8

Знакомство во дворе

Обобщающая беседа

9

Теремок

Введение в тему ситуации (работа с

иллюстрацией, отгадывание загадки)

10

Теремок

Разучивание чистоговорки

Знакомство со сказкой (устное



рассказывание учителем с опорой на

иллюстрации)

11

Теремок

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр

мультипликационного фильма)

12

Теремок

Инсценирование сказки

Обобщающая беседа

13

Знакомство в гостях

Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями) Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель - ученик, ученик - ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как

героев ситуации)

14

Знакомство в гостях

Ролевые игры по теме ситуации («Кукла

встречает гостей и др.)

15

Знакомство в гостях

Коллективное составление рассказа с

опорой на иллюстрации и условно- графические схемы предложений

16

Знакомство в гостях

Беседа с привлечением личного опыта

«Как я ходил в гости»

Составление рассказов из личного опыта

по теме ситуации с опорой на символический план

17

Покупка школьных принадлежностей

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры

«Ещё какой (ая)?», «Подбери пару»,

«Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями)

18

Покупка школьных принадлежностей

Разучивание чистоговорки

Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа)

19

Покупка школьных принадлежностей

Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов)

Ролевые игры по теме ситуации

(«Магазин «Школьник»)

20

Покупка школьных принадлежностей

Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на

символический план

21

В магазине игрушек

Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных составление словосочетаний, предложений, игры

«Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно-

графическими изображениями)

22

В магазине игрушек

Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение

иллюстрации)

23

В магазине игрушек

Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов) Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в

магазине «Игрушки»)

24

В магазине игрушек

Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на

символический план

25

Готовимся к празднику

Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия

новой ситуации: проигрывание ситуации



знакомства с Дедом Морозом.

26

Готовимся к празднику

Составление приглашений на новогодний праздник.

Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник.

Разучивание стихотворений новогодней

тематики.

27

Готовимся к празднику

Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз.Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки.

Беседа с привлечением личного опыта

«Что я подарю на новогодний праздник?»

28

Новогодние чудеса

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем).

Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале.

Разучивание чистоговорки

29

Новогодние чудеса

Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и

проигрывание диалогов

30

Новогодние чудеса

Беседа с привлечением личного опыта

«Что мне запомнилось на новогоднем празднике?»

Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного

рассказа)

31

Зимняя прогулка

Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви)

Разучивание чистоговорки

32

Зимняя прогулка

Введение в ситуацию: просьба о помощи

(беседа по сюжетной картинке)



Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу.

Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей

интонацией.

33

Зимняя прогулка

Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку.

Ролевые игры по теме («Кукла одевается

на прогулку» и др.)

34

Зимняя прогулка

Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин

или символический план)

35

«Надо, надо умываться...»

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание

фрагментов стихотворения.

36

«Надо, надо умываться...»

Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и

вопросительной формах)

37

«Надо, надо умываться...»

Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу.

Моделирование диалогов.

38

«Надо, надо умываться...»

Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Коллективное составление рассказа

по теме «Утро школьника» (игра «Кто

знает, пусть продолжит»)

39

Весенние праздники. Проводы зимы.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Составление поздравлений.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание видеопоздравления

40

Весенние праздники. 23 февраля.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на

иллюстрацию, дополнение деталей



ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Составление поздравлений.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание видеопоздравления

41

Весенние праздники. 8 марта.

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем)

Составление поздравлений.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов

Создание видеопоздравления

42

Помощники

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку)

Знакомство со стихотворением А. Барто

«Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание.

43

Помощники

Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах)

Конструирование возможных диалогов,

содержащих просьбу и/или распределение обязанностей.

44

Помощники

Моделирование диалогов.

Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.)

45

Помощники

Коллективное составление рассказа по

теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит»)

46

«Петушок и бобовое зернышко»

Введение в тему ситуации (работа с



иллюстрацией, отгадывание загадки)

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

47

«Петушок и бобовое зернышко»

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр

мультипликационного фильма)

48

«Петушок и бобовое зернышко»

Инсценирование сказки

49

«Петушок и бобовое зернышко»

Обобщающая беседа

50

«Заячья избушка»

Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки)

Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации)

51

«Заячья избушка»

Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр

мультипликационного фильма)

52

«Заячья избушка»

Инсценирование сказки

53

«Заячья избушка»

Обобщающая беседа

54

«Спокойной ночи!»

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки)

Разучивание чистоговорки

55

«Спокойной ночи!»

Знакомство со сказкой С. Маршака

«Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке.

56

«Спокойной ночи!»

Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией.

Разучивание колыбельной.

57

«Спокойной ночи!»

Моделирование диалогов по теме

ситуации.



Ролевые игры по теме

Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный

план)

58

«Доброе утро!»

Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение

картинки)

59

«Доброе утро!»

Разучивание чистоговорки

Знакомство с этикетными формами

утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и

т.д.

60

«Доброе утро!»

Моделирование диалогов по теме ситуации.

Ролевые игры по теме

61

«Доброе утро!»

Беседа на тему «Как начинается твоё утро?»

Составление коротких рассказов из личного опыта

62

День Победы

Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух,

произнесенных учителем)

63

День Победы

Составление поздравлений.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с

торжественной интонацией

64

День Победы

Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и

проигрывание диалогов

65

День Победы

Создание поздравительной открытки

66

Повторение и закрепление

изученного

Повторение чистоговорок, стихов,

сказок.

Всего: 66 ч





МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методическое обеспечение:


Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика».

Пособие для учителя.

Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь

Технические средства:


компьютер, персональный компьютер, телевизор.


Учебно-практическое оборудование:


  • раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);


  • наборы предметных и сюжетных картинок;


  • книги (сказки).