РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речевая практика»
для обучающихся с РАС (Вариант 8.3)
1 класса
Срок реализации – 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» составлена для учащихся с расстройствами аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Цель обучения речевой практики у обучающихся c РАС - формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
Задачи обучения:
совершенствование речевого опыта;
коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний;
формирование выразительной стороны речи;
формирование и развитие устной коммуникации;
обучение построению элементарных устных связных высказываний;
воспитание культуры речевого общения.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации, произносительной стороны речи, расширяет представления об окружающей действительности, обогащает их словарный запас, формирует начальные представления о культуре общения.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Речевая практика» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа направлена на коррекцию познавательной деятельности, на всестороннее развитие личности учащихся. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как при поступлении в школу такие дети имеют специфические особенности речи, а часто речь – отсутствует. Ребёнок не выполняет простые речевые инструкции, хотя косвенными методами можно определить, что он понимает обращённую речь. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное использование жестов и интонации в общении. В значительной степени это обусловлено несовершенством речевой практики данной категории детей, недостатком языковых средств общения, ограниченным словарным запасом. Для преодоления низкой коммуникативной и речевой активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен предмет «Речевая практика», способствующий формированию коммуникативно- речевых навыков. Учитывая, что устная речь является основой для формирования письменной речи, в частности таких ее видов, как чтение и письмо, недельная учебная нагрузка, предусмотренная для этого предмета, больше, чем то количество часов, которое отводится на другие учебные предметы, входящие в состав предметной области «Язык и речевая практика».
Для учащихся данной категории на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 1/, 1 – 4 классы) вводится курс «Речевая практика».
Место учебного предмета
На изучение учебного предмета «Речевая практика» в 1 (первом) классе с сокращенным днем обучения отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В социальном контексте именно речь является средством общения, позволяющим
налаживать деловые и межличностные контакты, устанавливать и реализовывать социокультурные связи и отношения с окружающей средой. Концептуальная идея включения в адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с РАС предмета «Речевая практика» заключается в оптимизации овладения языком через организацию общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты АООП по речевой практике включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по речевой практике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову с помощью учителя;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
Достаточный уровень:
выполнять простые инструкции учителя;
выбирать картинку, соответствующую слову;
отвечать на простые вопросы с помощью учителя;
знать и применять элементарные правила речевого общения;
уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
понимать содержание небольших по объёму сказок, рассказов, детских теле- и радиопередач; отвечать на простые вопросы по их содержанию;
использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
принимать участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинный или картинно- символический план.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними;
развитие мотивации к обучению;
развитие адекватных представлений о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;
развитие положительных свойств и качеств личности;
готовность к вхождению обучающегося в социальную среду.
Метапредметными результатами овладения обучающимися с расстройством аутистического спектра по предмету «Речевая практика» являются:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
говорение и письмо;
соблюдение заложенных программой правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность осуществлять элементарный речевой самоконтроль в процессе использования речи;
умение выступать перед небольшой аудиторией.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Разделы курса | Кол-во часов | Темы |
1. | Аудирование и понимание речи | На каждом уроке | Выполнение простых и составных устных инструкций. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). |
2. | Дикция и выразительность речи | На каждом уроке | Развитие артикуляционной моторики. Коррекция нарушений звукопроизношения. Формирование правильного речевого дыхания. |
3. | Общение и его значение в жизни | На каждом уроке | Правила речевого общения. Условные знаки в общении людей. Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей. |
4. | Организация речевого общения | 36 | Обращение, привлечение внимания. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя). |
| | | Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением. Правильная реакция на замечания. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Самостоятельно, используя мимику и жесты. Алгоритм работы над темой речевой ситуации Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации. Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации. Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам. Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации. |
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро ка | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Давайте знакомиться | Знакомство, приветствие (беседа, игры «Наши имена», «Приветствие», хоровод) |
| | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы) |
2 | Давайте знакомиться | Знакомство с основными правилами поведения в диалоге, при знакомстве: собеседники приветливо смотрят друг на друга, первым представляется старший (тренировочные упражнения в |
3 | Давайте знакомиться | Изображении доброжелательного выражения лица с использованием зеркал, игра «Подари улыбку», конструирование диалогов на основе иллюстраций, моделирование диалогов учитель-ученик) |
4 | Давайте знакомиться | Закрепление полученных знаний (экскурсии в школьные кабинеты с целью знакомства с учителями, моделирование диалогов, в т.ч. с использованием игрушек, как героев ситуации) Обобщающая беседа |
5 | Знакомство во дворе | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, выбор картинки, соответствующей предложению, повторение предложений за учителем, составление предложений, ответы на вопросы, работа с условно- графическими изображениями) |
6 | Знакомство во дворе | Разучивание чистоговорки Закрепление правил поведения при знакомстве (конструирование диалогов по серии картин, ролевые игры по теме ситуации, в т.ч. с использованием игрушек как героев ситуации) |
7 | Знакомство во дворе | Составление рассказа по теме ситуации (игра «Дополни предложение») |
8 | Знакомство во дворе | Обобщающая беседа |
9 | Теремок | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) |
10 | Теремок | Разучивание чистоговорки Знакомство со сказкой (устное |
| | рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) |
11 | Теремок | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, ролевая игра-хоровод по сюжету сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) |
12 | Теремок | Инсценирование сказки Обобщающая беседа |
13 | Знакомство в гостях | Ведение в ситуацию (беседа с привлечением личного опыта, ответы на вопросы на основе иллюстраций, составление предложений, работа с условно-графическими изображениями) Сообщение правил этикета при знакомстве со взрослым в гостях (рассказ учителя, тренировочные упражнения в использовании этикетных фраз и жестов, конструирование диалогов, моделирование диалогов учитель - ученик, ученик - ученик, проигрывание диалогов с использованием игрушек как героев ситуации) |
14 | Знакомство в гостях | Ролевые игры по теме ситуации («Кукла встречает гостей и др.) |
15 | Знакомство в гостях | Коллективное составление рассказа с опорой на иллюстрации и условно- графические схемы предложений |
16 | Знакомство в гостях | Беседа с привлечением личного опыта «Как я ходил в гости» Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план |
17 | Покупка школьных принадлежностей | Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (называние предметных картинок, подбор прилагательных, составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Подбери пару», «Отгадай мою покупку», работа с условно-графическими изображениями) |
18 | Покупка школьных принадлежностей | Разучивание чистоговорки Знакомство с правилами поведения в магазине (беседа с элементами рассказа) |
19 | Покупка школьных принадлежностей | Закрепление полученных знаний (конструирование возможных диалогов в магазине с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов) Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Школьник») |
20 | Покупка школьных принадлежностей | Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план |
21 | В магазине игрушек | Уточнение и обогащение словарного запаса по теме ситуации (составление и называние разрезных картинок, подбор прилагательных составление словосочетаний, предложений, игры «Ещё какой (ая)?», «Отгадай мою игрушку», работа с условно- графическими изображениями) |
22 | В магазине игрушек | Разучивание стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» Введение в ситуацию (беседа на основе личного опыта, с опорой на иллюстрации, в т.ч. дополнение иллюстрации) |
23 | В магазине игрушек | Перенос полученных знаний о правилах поведения в магазине в новую ситуацию (конструирование возможных диалогов в магазине при покупке игрушек с опорой на иллюстрации, моделирование диалогов, проигрывание диалогов) Ролевые игры по теме ситуации («Магазин «Игрушки», «Ночью в магазине «Игрушки») |
24 | В магазине игрушек | Беседа «Моя любимая игрушка» с привлечением личного опыта учащихся Составление рассказов из личного опыта по теме ситуации с опорой на символический план |
25 | Готовимся к празднику | Введение в ситуацию (беседа, рассказ учителя с опорой на иллюстрацию) Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации |
| | знакомства с Дедом Морозом. |
26 | Готовимся к празднику | Составление приглашений на новогодний праздник. Моделирование возможных диалогов при приглашении на праздник. Разучивание стихотворений новогодней тематики. |
27 | Готовимся к празднику | Слушание и разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка..» (сл. Р. Кудшовой, муз.Л. Бекмана), пение логовых цепочек на мотив песенки. Беседа с привлечением личного опыта «Что я подарю на новогодний праздник?» |
28 | Новогодние чудеса | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем). Перенос полученных знаний о правилах поведения при знакомстве в условия новой ситуации: проигрывание ситуации знакомства на карнавале. Разучивание чистоговорки |
29 | Новогодние чудеса | Составление новогодних поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов |
30 | Новогодние чудеса | Беседа с привлечением личного опыта «Что мне запомнилось на новогоднем празднике?» Составление рассказа по теме ситуации (составление предложений о новогоднем празднике с последующим использованием для коллективного рассказа) |
31 | Зимняя прогулка | Ведение в тему (беседа, называние предметных картинок с изображениями зимней одежды и обуви) Разучивание чистоговорки |
32 | Зимняя прогулка | Введение в ситуацию: просьба о помощи (беседа по сюжетной картинке) |
| | Конструирование возможных реплик в диалоге, содержащих просьбу. Тренировочные упражнения в произнесении просьб с соответствующей интонацией. |
33 | Зимняя прогулка | Моделирование диалогов обращения за помощью при сборах на прогулку. Ролевые игры по теме («Кукла одевается на прогулку» и др.) |
34 | Зимняя прогулка | Составление рассказа по теме (с опорой на сюжетную картинку, серию картин или символический план) |
35 | «Надо, надо умываться...» | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Знакомство со стихотворением К. Чуковского «Мойдодыр». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание фрагментов стихотворения. |
36 | «Надо, надо умываться...» | Составление предложений по теме ситуации (просьба в утвердительной и вопросительной формах) |
37 | «Надо, надо умываться...» | Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу. Моделирование диалогов. |
38 | «Надо, надо умываться...» | Ролевые игры по теме с использованием игрушек, как героев ситуации Коллективное составление рассказа по теме «Утро школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») |
39 | Весенние праздники. Проводы зимы. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание видеопоздравления |
40 | Весенние праздники. 23 февраля. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей |
| | ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание видеопоздравления |
41 | Весенние праздники. 8 марта. | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с различной интонацией в зависимости от адресата Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов Создание видеопоздравления |
42 | Помощники | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку) Знакомство со стихотворением А. Барто «Помощница». Работа с серий картин к стихотворению. Разучивание. |
43 | Помощники | Составление предложений по теме ситуации (просьба, предложение в утвердительной и вопросительной формах) Конструирование возможных диалогов, содержащих просьбу и/или распределение обязанностей. |
44 | Помощники | Моделирование диалогов. Ролевые игры по теме («Дежурство в классе» и др.) |
45 | Помощники | Коллективное составление рассказа по теме «День школьника» (игра «Кто знает, пусть продолжит») |
46 | «Петушок и бобовое зернышко» | Введение в тему ситуации (работа с |
| | иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) |
47 | «Петушок и бобовое зернышко» | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) |
48 | «Петушок и бобовое зернышко» | Инсценирование сказки |
49 | «Петушок и бобовое зернышко» | Обобщающая беседа |
50 | «Заячья избушка» | Введение в тему ситуации (работа с иллюстрацией, отгадывание загадки) Знакомство со сказкой (устное рассказывание учителем с опорой на иллюстрации) |
51 | «Заячья избушка» | Закрепление содержания сказки (выборочный пересказ с опорой на иллюстрации (серия картин, разрезные картинки), драматизация фрагментов сказки, коллективное рассказывание сказки, прослушивание сказки в аудиозаписи, просмотр мультипликационного фильма) |
52 | «Заячья избушка» | Инсценирование сказки |
53 | «Заячья избушка» | Обобщающая беседа |
54 | «Спокойной ночи!» | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) Разучивание чистоговорки |
55 | «Спокойной ночи!» | Знакомство со сказкой С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Работа с серий картин к сказке. |
56 | «Спокойной ночи!» | Знакомство с этикетными формами пожеланий перед сном. Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом, с ласковой интонацией. Разучивание колыбельной. |
57 | «Спокойной ночи!» | Моделирование диалогов по теме ситуации. |
| | Ролевые игры по теме Составление рассказов «Как я ложусь спать» (по образцу, данному учителем, с опорой на символический или картинный план) |
58 | «Доброе утро!» | Ведение в тему (беседа с опорой на сюжетную картинку, дополнение картинки) |
59 | «Доброе утро!» | Разучивание чистоговорки Знакомство с этикетными формами утренних приветствий и пожеланий. Тренировочные упражнения в произнесении этикетных форм с различной интонацией: ласково, бодро и т.д. |
60 | «Доброе утро!» | Моделирование диалогов по теме ситуации. Ролевые игры по теме |
61 | «Доброе утро!» | Беседа на тему «Как начинается твоё утро?» Составление коротких рассказов из личного опыта |
62 | День Победы | Введение в ситуацию (беседа с опорой на иллюстрацию, дополнение деталей ситуации по вопросам учителя, выбор предложения, наиболее подходящего к содержанию картинки, из двух, произнесенных учителем) |
63 | День Победы | Составление поздравлений. Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией |
64 | День Победы | Конструирование диалогов поздравления и ответной реплики, моделирование и проигрывание диалогов |
65 | День Победы | Создание поздравительной открытки |
66 | Повторение и закрепление изученного | Повторение чистоговорок, стихов, сказок. |
Всего: 66 ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно-методическое обеспечение:
Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика».
Пособие для учителя.
Комарова С.В. «Речевая практика». Учебник Комарова С.В. «Речевая практика». Рабочая тетрадь
Технические средства:
компьютер, персональный компьютер, телевизор.
Учебно-практическое оборудование:
раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);