СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в соответствии ФГОС ООО для 7а класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» в соответствии ФГОС ООО для 7а класса.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»







УТВЕРЖДЕНО

приказом № 45 от 31 августа 2020 г.











Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

в соответствии ФГОС ООО

для 7а класса













Составитель

Сарычева Анна Константиновна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории
















г. Воскресенск

2020 год

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 7 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

  • Образовательной программой основного общего образования в соответствии с ФГОС ООО МОУ «СОШ №9»;

  • Авторской программой «Русский язык» (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др.]. — М.: Просвещение, 2016).

Для реализации программного содержания используется учебник Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2020.

В соответствии с учебным планом образовательной организации на изучение русского языка в 7-м классе отводится 153 часов (4,5 часов в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский язык»

Личностные:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  1. Владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

2. Применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. Д.);

3. Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • распознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

По окончании 7 класса учащиеся научатся:

    • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;

    • по словообразованию: объяснять зна­чение слова, его написание и грамматические при­знаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;

    • по морфологии: распознавать части ре­чи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;

    • по синтаксису: определять синтаксиче­скую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочи­нительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию пред­ложений в речи;

    • по орфографии: характеризовать изучен­ные орфограммы, объяснять их правописание; пра­вильно писать слова с изученными орфограммами;

    • по пунктуации: обосновывать и правиль­но употреблять знаки препинания на основе изу­ченного в 5—7 классах.

По окончании 7 класса учащиеся получат возможность научиться:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.

Содержание учебного предмета «Русский язык»

Введение (1 ч)

Русский язык как развивающееся явление.

Основные виды учебной деятельности: отвечают на вопросы по содержанию текстов упражнений, работают над лексикой текстов с целью осмыслить тему, создают аргументированный текст по теме, попутно решают отдельные вопросы лексики, синтаксиса, фонетики, орфографии.

Повторение изученного в 5-6 классе (11 ч + 2 ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Фонетика и орфография. Лексика и фразеология. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Текст. Диалог. Виды диалога.

Развитие речи. Стили литературного языка. Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

Основные виды учебной деятельности: Отвечают на контрольные (диагностирующие) вопросы по теме. Читают выразительно и списывают тексты, работая над орфограммами. Выполняют синтаксический разбор (полный и частичный). Оформляют предложения с прямой речью и обращением и анализируют их пунктуацию. Работают над лексическим значением слов с толковым словарём. Подбирают примеры лек­сических явлений из литературных произведений. Работают над особенностями употребления слов разных лексиче­ских групп. Читают выразительно поэтические тексты. Выявляют особенности русской фонетики. Выполняют фонетический разбор слов на основе определённого порядка. Соотносят выбор орфограммы со словообразовательными условиями. Читают текст и рассуждают на ос­нове его содержания. Клас­сифицируют части речи и выполняют морфологический разбор. Соотносят и обосновывают выбор орфограмм разных видов с морфологическими условиями и опознавательными признаками. Составляют связный текст и озаглавливают его. Формулируют, что такое текст и каковы его типы. Стили литературного языка. Знакомятся с учебным текстом. Определяют стиль текстов и обосновывают ответ. Соотносят стили текстов и жанры. Определяют понятие диалога. Определяют публицистический стиль как функциональную разновидность языка. Подбирают свои примеры текстов изучаемого стиля. Находят признаки публицистического стиля в текстах.

Контрольная работа №1 по теме «Входной контроль знаний. Повторение» (диктант)

Морфология. Орфография. Культура речи.

Причастие (23 ч + 5 ч)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Действительные причастия прошедшего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Правописание гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед -н- в полных и кратких страдательных причастиях. Не с причастиями. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях. Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Морфологический разбор причастия.

Развитие речи. Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Написание подробного обучающего изложения. Написание сочинения-описания внешности человека. Написание выборочного изложения текста с описанием внешности.

Контрольная работа № 2 по теме «Текстоведение» (тест)

Контрольная работа №3 по теме «Причастие» (диктант).

Основные виды учебной деятельности: Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль причастия. Рассуждают с обоснованием своего мнения об особенностях причастия как части речи. Находят и дифференцируют причастия по указанным признакам в предложениях и текстах. Попутно работают над орфографией, пунктуацией, синтаксисом, стилями. Выявляют путём наблюдений особенности склонения причастий. Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий. Определяют причастный оборот. Анализируют условия обособления причастного оборота. Знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека. Читают разные литературные тексты с описанием внешности. Работают с таблицей и материалом для ознакомления. Образуют дей­ствительные и страдательные причастия от разных глаголов. Изучают правило выбора орфограммы в данных причастиях. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Собирают материал к сочинению — описанию внешности человека, пишут сочинение. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют контрольные задания. Составляют и заполняют таблицы. Распределяют причастия в зависимости от видов орфограмм. Подбирают собственные примеры из произведений художественной литературы на изученную тему.

Деепричастие (9 ч + 2 ч)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Морфологический разбор деепричастия.

Развитие речи. Написание классного сочинения-рассказа по картине.

Контрольная работа № 4 по теме «Орфография» (тест).

Контрольная работа №5 по теме «Деепричастие» (диктант).

Основные виды учебной деятельности: Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Опознают деепричастия как самостоятельную часть речи. Корректируют предложения с нарушением нормы в употреблении деепричастий. Опознают деепричастные обороты и отмечают их с помощью графических обозначений. Формируют навык обособления деепричастия и деепричастных оборотов. Уточняют функцию деепричастия в художественном тексте. Усваивают правило написания не с деепричастиями. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Опознают деепричастия несовершенного и совершенного вида.

Наречие (24 ч + 6 ч)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий и их образование. Сравнительная степень. Превосходная степень. Правописание НЕ с наречиями на –о и –е. Правописание не- и ни- в наречиях.

Контрольная работа №6 по теме «Пунктуация в простых осложненных предложениях» (тест).

Одна и две буквы Н в наречиях на –о и –е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

Контрольная работа №7 по теме «Грамматика: морфология и синтаксис» (тест).

Морфологический разбор наречия.

Развитие речи. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Сочинение с описанием действий. Обучающее сочинение по картине.

Основные виды учебной деятельности: Анализируют и характеризуют общекатегориальное значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречия. Читают тексты и рассуждают об оправданности употребления наречий с точки зре­ния норм литературного языка и функции наречий. Распознают наречия разных разрядов, степени сравнения наречий. Выполняют морфологические разборы наречий. Попутно работают с разными видами орфограмм. Пишут рассуждения на предложенную тему на основе прочитанного текста. Усваивают правила правописания наречий. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенными правилами. Трени­руются в написании наречий, определяя выбор орфограммы. Читают тексты, работают над их особенностями, озаглавливают, делят на абзацы, находят наречия с текстообразующей функцией.

Категория состояния (4 ч + 2 ч)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния.

Развитие речи. Написание сжатого изложения с описанием состояния человека или природы.

Основные виды учебной деятельности: Определяют категорию состояния как часть речи. Различают слова категории состояния и наречия. Опознают слова категории состояния с разными значениями. Списывают предложения, выделяя слова категории состояния как члены предложения. Читают выразительно поэтический отрывок, анализируют функцию слов категории состояния. Работают с прозаическими отрывками, определяя тип текстов и роль наречий и слов категории со­ стояния. Характеризуют категорию состояния по морфологическим признакам и синтаксической роли. Отвечают на контрольные вопросы.

Служебные части речи. Культура речи. (1 ч)

Служебные части речи.

Предлог (10 ч + 1 ч)

Предлог как служебная часть речи. Употребление предлогов.

Контрольная работа №8 по теме «Наречие» (тест).

Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.)

Развитие речи. Сочинение-рассказ на основе увиденного на картине.

Основные виды учебной деятельности: Различают предлоги. Проводят морфологический анализ предлога. Группируют словосочетания по значению предлога. Корректируют неверное употребле­ние предлогов и падежей существительных, записывают словосочетания в исправленном виде. Усваивают правило слитного и раздельного написания производных предлогов. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

Союз (14 ч + 2 ч)

Союз как служебная часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

Контрольная работа №9 по теме «Морфология. Самостоятельные части речи» (тест).

Сочинительные союзы. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Морфологический разбор союза. Слитные и раздельные написания союзов.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение.

Контрольная работа №10 по темам «Предлог», «Союз» (диктант).

Основные виды учебной деятельности: Определяют союз как часть речи. Производят морфологический анализ союза. Списывают тексты, работая над их особенностями, выделяют союзы. Классифицируют союзы как простые и составные, сочинительные и подчинительные. Определяют смысловые отношения внутри сложных предложений, выраженные с помощью союзов. Усваивают правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Строят схемы сложных предложений. Выполняют морфологический разбор союзов в упражнениях. Усваивают правила написания союзов.

Частица (16 ч + 4 ч)

Частица как служебная часть речи. Формообразующие частицы.

Всероссийская проверочная работа.

Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Различие на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.

Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету. Устный рассказ на заданную тему.

Основные виды учебной деятельности: Производят морфологический анализ частицы. Изучают определение частицы как части речи. Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению и строению. Усваивают правила слитного и раздельного написания частиц. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Дифференцируют не и ни как частицы и как приставки. Тренируются в подборе частиц с отрицательным значение. Выполняют упражнения, обозначая частицу не и приставку не.

Междометие. (4 ч)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Основные виды учебной деятельности: Определяют грамматические особенности междометий. Дифференцируют междометия в упражнениях. Опознают междометия, которые употре­блены в значении других частей речи. Изучают орфографическое и пунктуационное правила. Записывают предложения с междометиями, ставя знаки препинания. Составляют диалог, включив в него междометия.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (10 ч + 2 ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

Развитие речи. Сочинение-рассуждение на заданную тему.

Контрольная работа №11 по теме «Административный контроль по итогам года» (тест).

Основные виды учебной деятельности: Отвечают на вопросы о значении языка и его месте в международной жизни. Рассматривают таблицу о разделах русского языка. Повторяют разные виды текстов и их различия. Читают тексты и обо­сновывают их стиль и тип речи. Отвечают на вопросы по теме. Называют значения многозначных слов, выделенных в тексте. Находят диалектные слова и дают толкования их значениям. Попутно повторяют разные виды орфограмм. Расставляют и объясняют знаки препинания.


Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

Причина изменений

Кол-во контр.

диктантов

По программе

С изменениями

Введение.

1

1

На основании письма Муниципального учреждения «Управления образования Воскресенского муниципального района Московской области» № 1659 были внесены изменения в учебный план образовательной организации в связи с введением учебного предмета «Родной русский язык». На изучение учебного предмета «Родной русский язык» отведено 4,5 часов в неделю.


Повторение изученного в 5-6 классах.

12+2

11+2

1

Причастие

25+6

23+5

2

Деепричастие.

10+2

9+2

2

Наречие.

28+6

24+6

2

Категория состояния.

4+2

4+2


Служебные части речи.

1

1


Предлог.

11+2

10+1

1

Союз.

16+2

14+2

1

Частица.

18+4

16+4


Междометие.

4

4

1

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.

12+2

10+2

1

ИТОГО

170

153

11+ВПР





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/Белякова О.А./

«31» августа 2020 г.


СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО

учителей гуманитарных дисциплин,

рекомендуется к утверждению

протокол № 1 от «28» августа 2020 г.

Руководитель ШМО _____________ /Хуртина Л.А./