Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
« 30 » августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Трудовое обучение»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Фатеева И.Н, учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 года, базисного учебного плана 2002 г для специальных (коррекционных) классов VII вида, учебно – методического комплекта «Школа России», авторской программы: В.И. Романина, В.Г. Машинистов, Н.М. Конышева.
Издательство: «Просвещение», г. Москва, 2001 г.
Цель курса «Трудовое обучение» в начальных классах — воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Основные задачи курса:
I — формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т. е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека — «один для всех и большинство работают для одного»;
— расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;
— воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;
II—формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов, выращивание растений;
— формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;
— воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умения распределять трудовые задания между собой;
— развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти — как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической; развитие фантазии, воображения, творческого технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
Реализация поставленных задач осуществляется через содержание курса, которое включает:
— ознакомление младших школьников с различными материалами, их основными свойствами;
— овладение правилами и приемами действий ручными инструментами — изготовление разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость:
в помощь учению — учебные пособия: абак, складной метр, циферблат; дидактические игры, карточки, счетный материал и др.;
для организации быта: изделия хозяйственно-бытового назначения: закладка, игольница, салфетка и др.;
для работы в природе: опорные колышки, мерные рейки и др.;
для оформления классной комнаты, группы продленного дня, зала к праздникам: елочные украшения, гирлянды, маски, снежинки и др.;
для организации свободного времени ребенка: игры, игрушки, сувениры и др.;
— овладение необходимыми политехническими знаниями, общетрудовыми умениями и навыками: анализ изделия, работы; планирование, организация и контроль трудовой деятельности;
— обучение умениям вести наблюдения за жизнью растений и животных, ставить опыты, принимать посильное участие в сельскохозяйственном труде, овладевая агробиологическими знаниями, познавая оптимальные условия жизни и развития живых организмов.
Содержание курса «Трудовое обучение» представлено разделами. В разделах выделены виды труда. Раздел «Технический труд» состоит из двух частей: обработка бумаги и картона и техническое моделирование; «Бытовой труд» — обработка ткани и самообслуживание, основы художественной обработки различных материалов могут включать разные виды деятельности.
По каждому виду труда программа содержит технико-технологические сведения, перечень тем для бесед, опытов и наблюдений, практических работ, объектов труда.
Особое место в содержании курса занимает технический труд. Знания и умения, полученные учащимися при работе с бумагой и картоном, способствуют овладению приемами обработки других материалов. Обработка бумаги и картона позволяет дать представление о деталях — основных, крепежных и украшающих; обучать детей технологическим операциям — видам разметки, способам заготовки деталей, сборки, отделки, осуществляя на каждом этапе изготовления контроль; закреплять навыки культуры труда:
— правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться,— работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;
— соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока, занятия, игры в школе, а также и дома;
— выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;
— экономно расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;
— строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;
— постоянно контролировать правильность выполнения задания: разметил — проверь правильность разметки; обработал материал — проверь, нужной ли формы и размеров получилась деталь; собрал — проверь изделие в действии, соответствует ли оно заданным или задуманным техническим данным, условиям, образу;
— находить ошибки и по возможности исправлять их.
Поэтому программу в каждом классе целесообразно начинать с такого вида труда, как «Обработка бумаги и картона».
Значительное место на уроках трудового обучения (внеклассных занятиях) занимает техническое моделирование и конструирование, где учащиеся получают сведения о моделях, машинах, механизмах, знакомятся с технической терминологией, производством, рабочими профессиями.
Содержание раздела «Бытовой труд» предусматривает первоначальное ознакомление с приемами обработки ткани, элементами самообслуживания (мелкий ремонт и уход за одеждой), а также овладение элементарными знаниями и умениями по шитью в классе.
Раздел программы «Основы художественной обработки различных материалов» включает овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами (глина, древесина, металл, кожа, мех, природные материалы и др.), имеет направленность на приобщение детей к различным видам народных промыслов, развитие творческих способностей и эстетическое воспитание младших школьников.
На занятиях по сельскохозяйственному труду начиная с I класса учащиеся знакомятся с технологией выращивания овощных, ягодных и цветочно-декоративных растений, правилами постановки опытов.
Следует помнить, что при изготовлении любого изделия ребенок учится предварительному планированию предстоящих трудовых действий; организации рабочего места; выполнению трудовых действий изготовления изделия; подведению итогов.
Трудовое обучение имеет большие возможности для воспитания и развития таких личностных качеств ребенка, как честность, ответственность, аккуратность, точность, бережливость, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, осознанность, сообразительность, смекалка, ловкость, сноровка, чувство уверенности в своих силах, способность и убежденность в необходимости трудиться.
Важным условием осуществления политехнического принципа обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми предметами начальной школы:
—русский язык: обогащение словаря — называние изделий, частей, деталей, материалов, инструментов, приспособлений, практических действий (технологических операций) и др.;
- развитие речи — анализ конструкции изделия, работы; размышление по созданию изделия, планирование трудовых действий; анализ готовой продукции, оценка труда, подведение итогов; включение пословиц, поговорок, загадок;
закрепление навыков чтения — работа с дидактическими материалами, наглядными пособиями, дополнительной как художественной, так и научной литературой;
— математика: анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; пространственные представления; счет, измерения, вычисления, расчеты; нахождение значений буквенных обозначений; формы геометрических фигур; единицы измерений; чертежно-измерительные и контрольные инструменты; графическая грамота, построение геометрических фигур;
— экономика: оценка качества работы, учет количества полученной продукции; понятия «экономия», «рациональность»;
— природоведение: забота о здоровье — безопасность и гигиена труда; забота о живой и неживой природе; виды растений, условия роста и развития их; физические свойства материалов; виды движения и энергии; представление о трении, балансе; понятие о плане и масштабе;
— физическая культура: развитие мышечной системы, глазомера, координации движений, чувства меры, силы, ловкости, быстроты, выносливости и др.;
— изобразительное искусство: тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.;
— музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др.
В свою очередь, трудовое обучение — это составная часть системы начального образования, оно оказывает влияние на повышение качества учебной работы ученика.
Место учебного предмета «Трудовое обучение» в учебном плане.
Количество часов по программе – 68 ч.
Количество часов по учебному плану – 68 ч
Основное содержание программы.
Содержание программы соответствует авторской без внесения изменений.
№ П/П | Тема | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Технический труд 1.Обработка бумаги и картона 2.Техническое моделирование. | 26 часов 8 часов 18 часов | 26 часов 8 часов 18 часов |
|
2 | Бытовой труд 1.Обработка ткани 2.Самообслуживание | 8 часов 5 часов 3 часа | 8 часов 5 часов 3 часа |
3 | Основы художественной обработки различных материалов обработки | 16 часов | 16 часов |
4 | Сельскохозяйственный труд 1.Работа на пришкольном участке 1). Осенние работы 2). Весенние работы 2. Работа в классе | 18 часов 6 часов 8 часов 4 часа | 18 часов. 6 часов 8 часов 4 часа |
Итого | 68 ч | 68 ч |
С/х труд на пришкольном участке. Ознакомление с правилами уборки территории.
С/х труд на пришкольном участке. Перекопка цветников.
С/х труд на пришкольном участке. Уборки территории.
С/х труд на пришкольном участке. Размножение растений отводками, усами.
С/х труд на пришкольном участке. Подготовка к зиме кустарников и деревьев.
С/х труд на пришкольном участке. Подготовка к зиме кустарников и деревьев.
Работа с природным материалом «Дары сада».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с пластилином. Рисуем жгутиками.
Работа с природным материалом. Композиция «Осень в лесу».
Работа с проволокой. Игрушки.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление долей круга.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с природным материалом. Аппликация из листьев.
Беседа «Как изготавливают бумагу» (о бумаге и её свойствах). Работа с бумагой и картоном. Оригами «Лисица»
Работа с пластилином. Лепка фигуры человека в движении.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа в классе. Уход за комнатными растениями.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой и картоном.
Контурная мозаика «Осеннее дерево».
Работа с пластилином. Изготовление фигурок животных.
Работа с тканью. Вышивание.
Работа с тканью. Вышивание.
Работа с бумагой и картоном. Мозаика «Ослик».
Работа с пластилином и природным материалом «Ёжик».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с тканью. Вышивание.
Беседа по теме «Ткани в быту» Рассматривание различных видов ткани. Сравнение их по виду и на ощупь. Пришивание пуговиц, петель, крючков.
Работа с тканью. Уход за одеждой. Пришивание пуговиц, петель, крючков.
Работа с бумагой и картоном. Ребристый шар.
Работа с бумагой и картоном. Изготовление ёлочных украшений.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа в классе. Пересадка комнатных растений.
Работа с пластилином «Виноград».
Работа с разными материалами. Рисунок косичкой на бархатной бумаги.
Работа с тканью. Вышивание.
Работа с тканью. Вышивание.
Работа с пластилином « Мебель».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с тканью. Уход за одеждой и её ремонт.
Работа с тканью. Уход за одеждой и её ремонт.
Работа с бумагой и картоном. Оригами «Рыбки»
Беседа «Глина, песок, древесина. Использование их свойств и простейшие способы обработки в современном строительстве».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой и картоном. Поздравительная открытка к 8 Марта.
Работа с бумагой и картоном. Поздравительная открытка к 8 Марта.
Лепка из солёного теста.
Лепка из солёного теста.
Работа в классе. Уход за комнатными растениями.
Лепка из солёного теста.
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с разными материалами. Выпуклая аппликация «Бабочка».
Работа с тканью. Изготовление прихватки.
Работа с тканью. Изготовление прихватки.
Условные обозначения. Элементы графической грамоты. Знакомство с понятием «масштаб».
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа с бумагой. Изготовление геометрических тел.
Работа с бумагой. Изготовление геометрических тел.
Беседа: «Значение овощных растений в жизни человека». Изготовление муляжей овощей (работа с пластилином).
Техническое моделирование. Работа с конструктором.
Работа в классе. Уход за комнатными растениями.
С/х труд на пришкольном участке. Перекопка цветников.
С/х труд на пришкольном участке. Удаление сорняков на пришкольном участке.
С/х труд на пришкольном участке. Удаление сорняков на пришкольном участке.
С/х труд на пришкольном участке. Посев семян.
С/х труд на пришкольном участке. Подкормка растений на пришкольном участке.
С/х труд на пришкольном участке. Подкормка растений на пришкольном участке.
Резерв
Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4 класса
Обучающиеся должны знать:
- название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов, предусмотренных программой;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- правила чтения различных графических изображений;
- правила и приемы проверки исправности инструментов;
- правила и приемы разметки по линейки, угольнику, циркулю;
- способы контроля размеров детали, изделия;
- общие сведения о профессиях: столяр, плотник, слесарь, агроном, растениевод;
- правила уборки урожая и способы их хранения;
- особенности выращивания цветочно - декоративных и овощных растений
в открытом грунте и правила наблюдения за ростом и развитием растений;
- название и назначение сельскохозяйственных машин для обработки почвы;
- общие сведения о профессиях: электоромонтер, машинист, летчик, моряк,
космонавт, животновод;
Обучающиеся должны уметь:
- правильно называть и самостоятельно использовать в работе ручные инструменты;
- понимать элементы графической грамоты; правильно читать эскиз:
название детали, развертки, форму, размеры, технологические операции;
- экономно расходовать материалы, контролировать правильность выполнения работы;
-уважать труд людей разных профессий;
- выполнять разметку в миллиметрах чертежно – измерительными инструментами;
- проверять точность выполненной разметки;
- собирать семена и готовить их к зимнему хранению;
- различать сельскохозяйственные машины по внешнему виду и принципу действия:
- выращивать сельскохозяйственные растения от посева до уборки, собирать и сохранять их.
Требования к оценке знаний учащихся по трудовому обучению:
Оценка «5» ставится учащемуся, если:
- работа выполнена полностью, аккуратно, творчески;
- сдана педагогу в срок.
Оценка «4» ставится учащемуся, если
- работа выполнена полностью, но имеются некоторые недочеты (неаккуратность,
есть незначительные отклонения в передаче форм, погрешности в расчетах);
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «3» ставится ученику, если:
- нет творческого подхода в создании и оформлении изделия;
- не соблюдено последовательное выполнения изделия (построение, уточнение
общих очертаний и форм);
- нет гармоничного изящества форм, очертаний;
- готовые изделия не имеет сходства с образцом;
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «2» ставится ученику, если:
- работа не сдана педагогу в срок;
- работа сдана, но:
Не аккуратна, нет творческого подхода в оформлении изделия; не соблюдаются
простейшие правила построения изделия; отсутствует схожесть с образцом;
нет симметрии, очертаний и форм предполагаемого предмета.
Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса
Компьютер.
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
Экспозиционный экран.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Андреева М.М./
« 25 » августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от « 27 » августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./