Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
Приложение к ППССЗ
Утверждено приказом колледжа
от «__» ________ 20 __ г. № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.01 Информационные технологии в профессиональной деятельности
основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 39.02.01 Социальная работа
(математический и общий естественнонаучный учебный цикл)
Барнаул, 20 __
ОДОБРЕНО На заседании ПЦК Общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин Протокол от «__» ____ 20 __ г. №___ ____________________ Н.С. Фомина | УТВЕРЖДЕНО Заместитель директора по учебной и инновационной деятельности ________________ Пономарева В.В. «___» __________________ 20 __ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01 Социальная работа, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 506
Организация-разработчик: КГБПОУ «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий»
Составитель: М.К. Лапыгин, преподаватель информатики;
Рецензенты:
Внутренний
Кузьменко Е.А., методист
Внешний
Чернова Ю.С., председатель ПЦК КГБПОУ «ААСК»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 39.02.01 «Социальная работа»
Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: математический и общий естественнонаучный цикл.
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения образовательной части учебного цикла обучающийся должен уметь:
использовать технологии сбора, размещения, хранения, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в том числе специального;
применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
знать:
основные понятия автоматизированной обработки информации;
общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов
самостоятельной работы обучающегося – 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: |
| 24 |
Самостоятельная работа (всего) | 24 |
в том числе: |
конспектирование; подготовка сообщений, докладов, рефератов; подготовка презентаций; выполнение практических заданий, работ, проектов. | 6 6 6 6 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Информация и информационные процессы | 8 |
Тема 1.1 Введение. Информация. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера | Содержание: | 8 |
1 | Предмет и задачи ИТ в профессиональной деятельности. Историческая справка развития информатики. Автоматизированная обработка информации. Информация. Свойства. Информационные процессы. Дискретные и аналоговые данные. Единицы измерения информации. Алгоритмы. Свойства алгоритмов. | 4 |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» | 2 |
2 | Работа с информационными средствами обучения на бумажном и электронном носителях. Подготовка сообщения по теме «Основные методы и средства компьютерных технологий». | 2 |
Раздел 2. Техническая и программная база информационных технологий | 12 |
Тема 2.1 Аппаратное и программное обеспечение ПК. | Содержание: | 12 |
1 | Аппаратное обеспечение ПК. Магистрально-модульный принцип архитектуры ПК. Классификация ЭВМ. Структурная схема ПК. Состав ПК. Периферийные устройства ПК. Программное обеспечение ПК. Защита информации. Классификация программного обеспечения. Операционные системы. Файловая организация данных. | 4 |
Практические занятия: | 4 |
1 | Практическое занятие №1: Архитектура компьютеров. | 2 |
2 | Практическое занятие №2: Операционная система | 2 |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Подготовка сообщения на темы «Антивирусная программа», «Архиватор», «Служебные приложения ОС» | 2 |
2 | Оформление мультимедийной презентации «Средства защиты информации». | 2 |
Раздел 3. Организация профессиональной деятельности с помощью прикладных программ | 39 |
Тема 3.1 Технология обработки текстовой информации | Содержание: | 7 |
1 | Назначение, применение и возможности текстового процессора. Основные форматы документов. Панели инструментов и функции Главного меню. Форматирование символа, строки, страницы. Добавление в документ графических объектов, таблиц, формул. | 2 |
Практические занятия: | 4 |
1 | Практическое занятие №3: Создание и форматирование документа. | 2 |
2 | Практическое занятие №4: Работа с графикой в текстовом редакторе | 2 |
Самостоятельная работа: | 1 |
1 | Создать документ на предложенную тему (документ должен содержать: таблицу, иллюстрации, перекрестные ссылки, оглавление, списки, установить пароль на открытие документа) | 1 |
Тема 3.2 Технология обработки числовой информации | Содержание: | 12 |
1 | Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. | 4 |
Практические занятия: | 4 |
1 | Практическое занятие №5: Обработка числовых данных в электронных таблицах. | 2 |
2 | Практическое занятие №6: Использование возможностей электронных таблиц. | 2 |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Решение задач с помощью электронных таблиц и построение графика. | 2 |
2 | Самостоятельное составление задач профессиональной направленности и их решение средствами электронных таблиц. | 2 |
Тема 3.3 Технология представления информации в виде электронных презентаций. | Содержание: | 8 |
1 | Назначение, применение и возможности редакторов мультимедиа. Виды редакторов. Панель инструментов и Главное меню программы. Создание и редактирование мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. | 2 |
Практические занятия: | 4 |
1 | Практическое занятие №7: Компьютерные презентации | 2 |
2 | Практическое занятие №8: Настройка анимации. Создание гипертекстовых связей. | 2 |
Самостоятельная работа: | 2 |
1 | Выполнение практического задания: Создание и обработка видеоролика. | 1 |
2 | Подготовка презентации по теме «Графический редактор» с описанием основных приемов работы в любом графическом редакторе. | 1 |
Тема 3.4 Технология обработки информационных массивов. | Содержание: | 12 |
1 | Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Возможности систем управления базами данных. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации. Формирование запросов для поиска и сортировки информации в базе данных. | 4 |
Практические занятия: | 4 |
1 | Практическое занятие №9: Организация многотабличных баз данных. | 2 |
2 | Практическое занятие №10: Формирование форм и отчетов в базе данных | 2 |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Подготовка сообщений «Примеры баз данных» по выбранной теме: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые и т.д. | 2 |
2 | Выполнение практического задания: Создать базу данных имеющегося материально-технического обеспечения (литература, плакаты и др.) по получаемой профессии, оформление форм, запросов и отчетов по собственным критериям. | 2 |
Раздел 4. Телекоммуникационные технологии | 5 |
Тема 4.1 Средства телекоммуникационных технологий | Содержание: | 5 |
1 | Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференция, форумы, телемосты, интернет-телефония. Представления о технических средствах телекоммуникационных технологий. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Технологии и средства защиты информации в глобальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности. Правила подписи на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений. | 2 |
Практические занятия: | 2 |
1 | Практическое занятие №11: Электронная почта. | 2 |
Самостоятельная работа: | 1 |
1 | Выполнение практического задания: Составление буклета «Правила этикета электронной почты». | 1 |
Раздел 5. Информационно-коммуникационные технологии в медицине | 8 |
Тема 5.1 Компьютерные технологии в медицине и здравоохранении. | Содержание: | 8 |
1 | Медицинские информационные системы. Классификация МИС. Структура МИС. Автоматизированное рабочее место(АРМ) медицинского персонала. Глобальная сеть Интернет, Интернет-технологии. Коммуникативные сервисы Интернет. Электронная почта. | 2 |
Практические занятия: | 2 |
1 | Практическое занятие №12. Поиск профессиональной медицинской информации в Интернет. | 2 |
Самостоятельная работа: | 4 |
1 | Подготовка сообщения с презентацией по теме «Информационно – поисковые системы». | 2 |
2 | Оформление мультимедийных презентаций «Медицинские ресурсы Интернета», «Классификация медицинских приборно-компьютерных систем». | 2 |
Всего: | 72 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и вычислительной техники.
Оборудование учебного кабинета информатики и вычислительной техники:
рабочие места обучающихся, оборудованные персональными компьютерами с лицензионным или свободно распространяемым программным обеспечением, соответствующим разделам программы, подключенными к локальной сети;
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионными или свободно распространяемым программным обеспечением и средствами вывода звуковой информации и видеоинформации, подключенным к сети Internet и включенным в административную локальную сеть;
принтер.
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева. – 14-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 384 с.
Михеева Е. В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / Е. В. Михеева. – 16-е изд., стер. – М. ; Издательский центр «Академия», 2017. – 256 с.
Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика: учебник / В. П. Омельченко. А.А. Демидова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 384 с.
Омельченко В.П., Демидова А.А. Информатика. Практикум / В. П. Омельченко, А. А. Демидова. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015. – 336 с.: ил.
Дополнительные источники:
Молочков В. П. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Microsoft Office. Powerpoint 2007 : учебное пособие для среднего профессионального образования / - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2012. - 171с.
Гаврилов М. В. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО / М.В. Гаврилов, В.А. Климов. – 4 изд. перед. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015 – 383с.
РФ. Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения: Приказ Минздравсоцразвития РФ № 364, 28 апреля 2011
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru). Разделы: "Общее образование: 12 Информатика и ИКТ", "Профессиональное образование: Информатика и информационные технологии".
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ (http://fcior.edu.ru).
Видеоуроки в сети Интернет (http://www.videouroki.net).
Федеральный портал «Российское образование» - http:// www.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http:// eor.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http :// school- collection.edu.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирований, проверочных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
ПК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | уметь: использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т. ч. специального; применять компьютерные и телекоммуникационные средства; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности | Изложение основных средств и методов сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации. Проведение основных операций с файловой структурой. Составление рекомендаций по безопасной работе за компьютером. Сделать обзор состава и структуры ПК и вычислительных систем. Определение и классификация основных задач ОС. Применение современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, к медико-статистическому анализу информации. Выполнение алгоритмов работы в текстовом процессоре, электронных таблицах, СУБД, программах по созданию презентаций, компьютерных сетях в соответствии с алгоритмами. |