СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

19.01.17 Повар, кондитер

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СИБАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И СЕРВИСА





СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УПР

_____________Р.Ф. Махмутова

«_____» ______________ 2019 г.



УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора ГБПОУ СКСС

______________Р.Ф. Махмутова

«_____» _____________ 2019 г.




ПРИНЯТО И ОДОБРЕНО

на заседании педагогического совета ГБПОУ СКСС

Протокол № ____

от «____»_______________2019 г






Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве


Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)

19.01.17 Повар, кондитер
























Сибай 2019

Рассмотрено на заседании предметной (цикловой) комиссии естественно-математических дисциплин дисциплин

Протокол № ____ от «____» _______________2019 г.

Председатель ПЦК ___________________ Игишева Г.Т.



Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее СПО) 19.01.17 Повар, кондитер.



образовательное учреждение среднего профессионального образования Сибайский колледж строительства и сервиса Республики Башкортостан



Разработчик:

Яндавлетова Айгуль Маратовна – преподаватель ГБПОУ Сибайский колледж строительства и сервиса


СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
  1. условия реализации программы учебной дисциплины
10
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11
  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы микробиологии, санитариии гигиены в пищевом производстве

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессиям СПО 19.01.17 Повар, кондитер.

Программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки, повышения квалификации и курсовой переподготовки незанятого населения.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина является общепрофессиональной дисциплиной и относится к общепрофессиональному циклу дисциплин.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования при приготовлении пищи;

производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

выполнять простейшие микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные группы микроорганизмов;

основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде;

правила личной гигиены работников пищевых производств;

классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Организовывать подготовку мяса и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.3. Организовывать подготовку домашней птицы для приготовления сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1. Организовывать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 2.3. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1. Организовывать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.3. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из овощей, грибов и сыра.

ПК 3.4. Организовывать и проводить приготовление сложных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной (домашней) птицы.

ПК 4.1. Организовывать и проводить приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба.

ПК 4.2. Организовывать и проводить приготовление сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3. Организовывать и проводить приготовление мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4. Организовывать и проводить приготовление сложных отделочных полуфабрикатов, использовать их в оформлении.

ПК 5.1. Организовывать и проводить приготовление сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовывать и проводить приготовление сложных горячих десертов.

5.2.6. Организация работы структурного подразделения.

ПК 6.1. Участвовать в планировании основных показателей производства.

ПК 6.2. Планировать выполнение работ исполнителями.

ПК 6.3. Организовывать работу трудового коллектива.

ПК 6.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

ПК 6.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

-максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часов;

самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

38

в том числе:


лабораторные занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Морфология микроорганизмов

Содержание учебного материала

Бактерии, дрожжи. Грибы и вирусы.

2

1-2

Лабораторные работы

Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории

1

2

Самостоятельная работа

Размножение мицелиальных грибов, дрожжей, культурных дожей. Зарисовка и описание.

2


3

Тема 2.

Физиология микроорганизмов

Содержание учебного материала

Химический состав микробной клетки. Питание микроорганизмов. Рост микробной культуры.

3

1-2

Самостоятельная работа

Нарисовать круговорот веществ в природе. Процесс гниения. Нарисовать пирамиду питательной среды.

2


3

Тема 3.

Влияние внешней среды на микроорганизмы

Содержание учебного материала

Физические, химические и биологические факторы.

2

1-2

Лабораторные работы

Устройство микроскопа и правила работы с ним. Изучит под микроскопом действие света на микроорганизмы.

1

2

Самостоятельная работа

Составление таблицы «Влияние условий внешней среды на микроорганизмы. Физические, химические и биологические факторы.

2

3


Тема 4.

Распространение микроорганизмов в природе



Содержание учебного материала

Микрофлора почвы, воды и воздуха.

2

1

Лабораторные работы

Изучение под микроскопом морфологии бактерий, дрожжей и микроскопических дрожжей.

1

2

Самостоятельная работа

Составление таблицы «Основные источники загрязнения воздуха, воды, почвы». Заполнить таблицу  по основным источникам загрязнения воздуха, воды, почвы.

2

3

Тема 5.

Микрофлора сырья , используемого для производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий


Содержание учебного материала

Особенности технологии хлебобулочных изделий. Особенности технологии мучных кондитерских изделий. Факторы, влияющие на жизнедеятельность микрофлоры теста.

3

2

Лабораторные работы

Приготовление питательной среды для выращивания микроорганизмов.

Изучить микрофлору мучных кондитерских изделий

2

2

Самостоятельная работа

  1. Микроорганизмы , сохраняющиеся в изделиях во время выпечки.

  2. Виды микробной порчи хлебобулочных и мучных кондитерских изделий.

2


2

Тема 6.

Микробиология хлебобулочных и мучных кондитерских изделий


Содержание учебного материала

Микрофлора пшеничного теста. Микрофлора ржаного теста.

3

1-2

Лабораторные работы

Органолептическая оценка качества и определение подъемной силы прессованных дрожжей.

Изучить микробиологический состав пшеничного теста.

Изучить микробиологический состав ржаного теста.

2

2

Самостоятельная работа

  1. Найти информацию «Тягучая болезнь хлеба. Возбудители болезни. Развитие».

  2. Найти информацию «Молочнокислые бактерии».

2

3

Тема 7.

Санитарно- гигиенический режим и контроль производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий


Содержание учебного материала.

Санитарные требования к устройству и содержанию предприятий. Требования к предприятиям малой мощности.

2

1-2

Лабораторные работы

  1. Определение зараженности муки картофельной болезнью.

  2. Изучить тягучую болезнь хлеба.

2

2

Самостоятельная работа

Изучить  виды  брожений,  вызываемых  различными  видами  микроорганизмов, оценить значимость процессов брожения для пищевой промышленности.  Заполнит таблицу.

2

3

Тема 8.

Пищевые инфекции и пищевые отравления


Содержание учебного материала

Пищевые инфекции и пищевые отравления. Дезинфекция. Дезинсекция и дератизация.

3

1-2

Лабораторные работы

Изучить методы дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

  1. Изучить препараты для проведения дезинфекции.

1

2

Самостоятельная работа

На основе данных микробиологических показателей безопасности, составить отчёт о пригодности продукта в употребление. Охарактеризовать микрофлору продуктов в зависимости от группы. Заполнить таблицу.

2


3

Тема 9.

Основы гигиены труда , личной гигиены и производственной санитарии


Содержание учебного материала

  1. Личная гигиена. Основы рационального питания.

2

1-2

Лабораторная работа

  1. Изучить микрофлору тела здорового человека.

2

2

Самостоятельная работа

Написать сообщение по теме: «Микрофлора тела здорового человека». Микрофлора рук человека. Микрофлора полости рта человека.

2

3

Тема 10.

Контроль санитарного состояния предприятий пищевой промышленности

Содержание учебного материала

  1. Государственный и ведомственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил.

  2. Охрана окружающей среды.


4

1-2

Всего:





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета-микробиологии, лаборатории микробиологии, санитарии и гигиены.

Оборудование учебного кабинета: 25 рабочих мест (13- парт, 26- стульев), доска, учебники и учебные пособия, карточки- задания, тесты, наборы плакатов.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Микробиологии, санитарии и гигиены; (инструкция к проведению лабораторных работ, инструменты, приборы и приспособления, материалы и изделия, аптечка, инструкция по безопасности).


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности: Учеб. для нач. проф. образования. - М: ПрофОбрИздат, 2015. – 136 с.


Дополнительные источники:

Микробиология, санитария и гигиена: Учебник/К.А. Мудрецова – ВИСС, В.П. Дедухина. - 4–е изд., испр. И доп. – М.: ИД ФОРУМ(Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0350-6-Режим доступа://http znanium.com/catalog/product/239995


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-выполнять простые микробиологические исследования и давать оценку полученных результатов;

-соблюдать правила личной гигиены и санитарные требования в условиях пищевого производства;

- производить санитарную обработку оборудования и инвентаря;

-готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные группы микроорганизмов;

- основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

- возможные источники микробиологического загрязнения в пищевом производстве;

-санитарно-технологические требования к помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде, правила личной гигиены работников пищевых производств;

- классификацию моющих средств, правила их применения, условия и сроки их хранения;

-правила проведения дезинфекции

Экспертная оценка на лабораторных занятий;

Демонстрация знаний, полученных в профессиональной деятельности;







Тестирование; формулирование основных свойств, классификации, характеристик моющих средств, применяемых в профессиональной деятельности;


9