СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы аналитической химии» специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы аналитической химии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности  

35.02.06  Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Почепский механико-аграрный техникум»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы аналитической химии» специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Департамент образования и науки Брянской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Почепский механико-аграрный техникум»







«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по УР

______________Пыталева А.А.

« » 2022 г.






Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.02 «Основы аналитической химии»


специальности СПО

35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции



















2022г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы аналитической химии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности

35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Почепский механико-аграрный техникум»



Разработчик: Конохова Е.Д., преподаватель



Рассмотрена на заседании методической комиссии естественно-профессионального цикла

«____» ______________2022 года.



Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум»

«____» ______________2022 года.





















4

5-10

11-12

13-14

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





























  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины Основы аналитической химии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения

дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

  • обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

  • готовить растворы заданной концентрации; анализировать смеси катионов и анионов;

  • проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

  • анализировать смеси катионов и анионов; контролировать и оценивать протекание химических процессов;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • производить анализы и оценивать достоверность результатов.

  • обосновать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

  • описывать уравнениями реакций ход анализа;

  • анализировать вещество с соблюдением правил техники безопасности;

  • Пользоваться справочной литературой.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • агрегатные состояния вещества;

  • аналитическую классификацию ионов;

  • аппаратуру и технику выполнения анализов;

  • значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;

  • периодичность свойств элементов; способы выражения концентрации растворов;

  • теоретические основы методов анализа;

  • теоретические основы химических и физико- химических процессов; технику и этапы выполнения анализов;

  • типы ошибок в анализе;

  • устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации.

  • методы качественного и количественного анализов;

  • приемы безопасной работы в лаборатории.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая — 120 часов;

теоретическое обучение – 60 часов;

лабораторные и практические занятия - 60.часов.

















  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
    ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной нагрузки (всего)

120

Всего учебных занятий

100

в том числе:


теоретическое обучение

60

лабораторные и практические занятия

60

Промежуточная аттестация в форме экзамена


























2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)


Объем часов

Уровень освоения

1

2


3

4

Введение

1. Структура современной аналитической химии.

2


2


2. Методы анализа. Аналитические свойства и реакции веществ



Раздел 1. Теоретические основы аналитической химии

Тема 1.1 Основы аналитической химии.

Классификация химических, физико-химических, биологических видов анализа.

14

2

Классификация химических, физико-химических, биологических видов анализа.

2

Качественный и количественный анализы, их взаимосвязь.


2

Качественный и количественный анализы, их взаимосвязь.

2

Равновесие в гомогенной системе.


Диссоциация сильных и слабых электролитов.

2

Ионное произведение воды. Значение рН.

2

Буферные растворы

2

Окислительно-восстановительные реакции в анализе.

2

Окислительно-восстановительные реакции в анализе.

2

Равновесие в гетерогенных системах.

2

2

Произведение растворимости

2

Способы выражения состава и концентрации раствора.

2

Способы выражения состава и концентрации раствора.

2

Практические занятия

10


№ 1. Решение задач на вычисление эквивалента и массовой доли вещества.

№ 2. Приготовление раствора заданной молярной концентрацией

№ 3. Решение задач на вычисление нормальной, молярной концентрации

№ 4. Решение задач на вычисление титра

№ 5. Вычисление рН и рОН в различных средах

Раздел 2. Качественный анализ

Тема 2.1. Катионы и анионы

Аналитическая классификация катионов.


10


Характеристика аналитических групп катионов.

2

Общая характеристика катионов 1-2 группы.


2

Общая характеристика катионов 1-2 группы.

2

Общая характеристика катионов 3-4 группы.

2

Общая характеристика катионов 3-4 группы.

2

Общая характеристика катионов 5-6 групп.

2

Общая характеристика катионов 5-6 групп.

2

Общая характеристика анионов

2

Общая характеристика анионов

2

Лабораторные работы

10


№ 1. Изучение характерных реакций катионов 1-2 аналитической группы.


№ 2. Изучение характерных реакций катионов 3-4 аналитической группы

№ 3. Изучение характерных реакций катионов 5-6 аналитической группы.

№ 4. Аналитическая классификация анионов. Общие и характерные реакции анионов 1-3 группы

№ 5. Анализ смеси неизвестного вещества.


Контрольная работа

1


3. Количественный анализ

Тема 3.1 Титриметрический анализ

Задачи и методы количественного анализа.

4

2

Расчеты в количественном анализе

2

Сущность и классификация методов титриметрического анализа.

2

Сущность и классификация методов титриметрического анализа.

2


Практические занятия

2



№ 6. Расчет массы навесок для приготовления растворов заданной концентрации.







Тема 3.2 Окислительно-восстановитель

ное титрование

Классификация методов редоксиметрии (окислительно-восстановительного титрования)

4


Пермангонатометрия.

Дихроматометрия.

Йодометрия.


Лабораторные работы




№ 6. Стандартизация вторичного стандарта йода по стандартному (титрованному) раствору тиосульфата натрия



4





№ 7. Приготовление вторичного стандарта перманганата натрия. Стандартизация приготовленного раствора перманганата натрия по первичному стандарту оксалата аммония.



Тема 3.3. Кислотно-основное титрование

Сущность кислотно-основного титрования, основные параметры метода.

2


Лабораторные работы

4


№ 8. Приготовление стандартного раствора соляной кислоты и концентрированного раствора кислоты

№ 9. Стандартизация вторичного стандарта гидроксида натрия по стандартному раствору соляной кислоты

Тема 3.4. Комплексоно

метрическое титрование

Теоретические основы комплексонометрического титрования.

2


Лабораторные работы

№ 10. Стандартизация вторичного стандарта трилона Б по рабочему раствору (первичному стандарту) сульфата магния.

4


№ 11. Определение общей жесткости водопроводной, природной воды.

Тема 3.5. Гравиметрический анализ

Сущность Гравиметрического анализа.

6


Сущность Гравиметрического анализа.


Осаждаемая и весовая формы, требования, предъявляемые к ним.


Осаждаемая и весовая формы, требования, предъявляемые к ним.


Расчеты в гравиметрии.


Расчеты в гравиметрии.



Лабораторные работы

4


№ 12. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария.

№ 13. Определение содержания бария в кристаллогидрате хлорида бария

4. Основные типы используемых химических реакций

4.1 Основные типы используемых химических реакций

Гидролиз солей. Константы кислотности и основности.

4


Гидролиз солей. Константы кислотности и основности.


Реакции окисления-восстановления.


Реакции окисления-восстановления.



Практические занятия

6


№ 7 Вычисление рН в водных растворах кислот и оснований.

№ 8 Определение среды раствора солей, составление уравнений гидролиза

№ 9 Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

5.ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ

5.1. ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ

Введение. Основные понятия.

8


Агрегатные состояния вещества, их общая характеристика. Газообразное состояние. Идеальный газ


Газовые законы

Молекулярно-кинетическая теория газов.

Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса.

Жидкое состояние вещества.



Поверхностное натяжение



Практические занятия

6


№ 10. Решение задач на газовые законы.

№ 11. Решение задач на реальные газы и уравнение Ван-дер-Ваальса.

№ 12. Определение поверхностного натяжения

5.2 Химическая кинетика и равновесие

Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции.


2


Лабораторные работы

4


№ 13 Решение задач по теме «Скорость химической реакции».



№ 14 Химическое равновесие и его сдвиг.





Дифференцированный зачет

2





















3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории аналитической химии.

Оборудование учебного кабинета:

  1. Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента

1.1. Общего назначения

  • Баня комбинированная

  • Весы технические с гирями (до 200 г)

  • Весы лабораторные ВЛТЭ

  • Доска для сушки посуды

  • Шкаф вытяжной

1.2. Демонстрационные

  • Комплект для демонстрационных опытов по химии

  1. Специализированные приборы и аппараты

  • Аппарат для получения газов (Киппа)

  • Прибор для опытов по химии с электрическим током

  • Комплект ареометров

  • Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий

  1. Пособия на печатной основе

  • Периодическая система химических элементов (короткая форма)

  • Таблица растворимости

  1. Реактивы для проведения демонстрационного эксперимента

  2. Материалы

Технические средства обучения:

    1. Компьютер

    2. Электронные учебники:

      • Зеленцов В.В. Открытая химия

      • Уроки химии Кирилла и Мефодия 10- 11класс

  1. Посадочные места по количеству обучающихся

  2. Рабочее место преподавателя


Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

по количеству обучающихся

1. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий

2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ

3. Комплекты таблиц по химии

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В.В.Егоров Н.И.Воробьева И.Г. Сильвестрова Аналитическая химия; учебник для СПО – Санкт-Петербург: Лань, 2022 – 144с.

Дополнительные источники:

  1. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии, ч.1. Качественный анализ – М.: Химия, 1981

  2. Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии, ч.2. Количественный анализ – М.: Химия, 1981

  3. Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1979

  4. Краткий справочник физико-химических величин./под ред. Равделя А.А., Пономаревой А.М. – М.: Химия, 1983. – 348 с.

  5. http://physchem.chimfak.rsu/ru/Source/Lab_guid.html

  6. http://www.superchimik.com/




Дополнительные источники:

  1. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 559 с.

  2. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 615 с.

  3. Аналитическая химия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Под ред. А.А. Ищенко– М.: Академия, 2011. – 320 с.

  4. Методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплине «Аналитическая химия», Попова А.С., БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж», 2017.

Интернет-ресурсы

  1. Харитонов Ю.Я. Примеры и задачи по аналитической химии / Ю.Я. Харитонов, В.Ю. Григорьева. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 304 с. [Электронный ресурс]. URL: http://moya-shkola.info/page/7

  2. Петрухин О.М. Аналитическая химия. Химические методы анализа / О.М. Петрухин. – М: Химия, 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://moya-shkola.info/page/9 (дата обращения 1.10.2013


































4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Выполнение химических исследований;


Обоснование выбранных приемов и методов анализа;

Выполнение расчетов по результатам химического анализа;

Изложение основных законов аналитической химии;

Изложение методов качественного и количественного анализа;

Демонстрация приемов безопасной работы при проведении физико-химических испытаний;

Определение достоверности результатов анализа;

Нахождение информации в справочной литературе;

Изложение аналитической классификации ионов


Экспертная оценка защиты лабораторной работы;


Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка защиты лабораторной работы;


Тестирование;


Контрольная работа;



Экспертная оценка защиты лабораторной работы;



Экспертная оценка защиты лабораторной работы;

Экспертная оценка на практическом занятии;

Контрольная работа.







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины Основы аналитической химии студент должен:

знать/понимать:

З 1 - агрегатные состояния вещества;

З 2 - аналитическую классификацию ионов;

З 3 - аппаратуру и технику выполнения анализов;

З 4 - значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;

З 5 - периодичность свойств элементов;

З 6 - способы выражения концентрации растворов;

З 7 - теоретические основы методов анализа;

З 8 - теоретические основы химических и физико- химических процессов;

З 9 - технику и этапы выполнения анализов;

З 10 - типы ошибок в анализе;

З 11 - устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации.

уметь:

У 1 - описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;

обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;

У 2 - готовить растворы заданной концентрации;

У 3 - анализировать смеси катионов и анионов;

У 4 - проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;

У 5 - анализировать смеси катионов и анионов;

У 6 - контролировать и оценивать протекание химических процессов;

У 7 - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

У 8 - производить анализы и оценивать достоверность результатов.


 



Текущий контроль: опрос

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа, опрос, тестирование

Текущий контроль: практическая работа, контрольная работа

Текущий контроль: практические работы

Текущий контроль: контрольная работа, опрос


Текущий контроль: опрос

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа

Текущий контроль: тестирование

Текущий контроль: контрольная работа, опрос, тестирование

Текущий контроль: практическая работа, контрольная работа

Текущий контроль: практические работы

Текущий контроль: контрольная работа, опрос


Промежуточный контроль по освоению учебной дисциплины Основы аналитической химии - экзамен