Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Почепский механико-аграрный техникум»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по УР
______________Пыталева А.А.
« » 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.02 «Основы аналитической химии»
специальности СПО
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы аналитической химии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Почепский механико-аграрный техникум»
Разработчик: Конохова Е.Д., преподаватель
Рассмотрена на заседании методической комиссии естественно-профессионального цикла
«____» ______________2022 года.
Рекомендована Методическим Советом ГБПОУ «Почепский механико-аграрный техникум»
«____» ______________2022 года.
4
5-10
11-12
13-14
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Основы аналитической химии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: общеобразовательный цикл учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа;
обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;
готовить растворы заданной концентрации; анализировать смеси катионов и анионов;
проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности;
анализировать смеси катионов и анионов; контролировать и оценивать протекание химических процессов;
проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
производить анализы и оценивать достоверность результатов.
обосновать выбор хода анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию;
описывать уравнениями реакций ход анализа;
анализировать вещество с соблюдением правил техники безопасности;
Пользоваться справочной литературой.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
агрегатные состояния вещества;
аналитическую классификацию ионов;
аппаратуру и технику выполнения анализов;
значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений;
периодичность свойств элементов; способы выражения концентрации растворов;
теоретические основы методов анализа;
теоретические основы химических и физико- химических процессов; технику и этапы выполнения анализов;
типы ошибок в анализе;
устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации.
методы качественного и количественного анализов;
приемы безопасной работы в лаборатории.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
аудиторная (обязательная) нагрузка обучающихся, включая — 120 часов;
теоретическое обучение – 60 часов;
лабораторные и практические занятия - 60.часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной нагрузки (всего) | 120 |
Всего учебных занятий | 100 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 60 |
лабораторные и практические занятия | 60 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 ОСНОВЫ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | 1. Структура современной аналитической химии. | 2 | 2 |
| 2. Методы анализа. Аналитические свойства и реакции веществ | | |
Раздел 1. Теоретические основы аналитической химии |
Тема 1.1 Основы аналитической химии. | Классификация химических, физико-химических, биологических видов анализа. | 14 | 2 |
Классификация химических, физико-химических, биологических видов анализа. | 2 |
Качественный и количественный анализы, их взаимосвязь. | 2 |
Качественный и количественный анализы, их взаимосвязь. |
2 |
Равновесие в гомогенной системе. |
| Диссоциация сильных и слабых электролитов. | 2 |
Ионное произведение воды. Значение рН. | 2 |
Буферные растворы | 2 |
Окислительно-восстановительные реакции в анализе. | 2 |
Окислительно-восстановительные реакции в анализе. | 2 |
Равновесие в гетерогенных системах. | 2 |
2 |
Произведение растворимости |
2 |
Способы выражения состава и концентрации раствора. |
2 |
Способы выражения состава и концентрации раствора. |
2 |
Практические занятия | 10 | |
№ 1. Решение задач на вычисление эквивалента и массовой доли вещества. |
№ 2. Приготовление раствора заданной молярной концентрацией |
№ 3. Решение задач на вычисление нормальной, молярной концентрации |
№ 4. Решение задач на вычисление титра |
№ 5. Вычисление рН и рОН в различных средах |
Раздел 2. Качественный анализ |
Тема 2.1. Катионы и анионы | Аналитическая классификация катионов. | 10 | |
Характеристика аналитических групп катионов. | 2 |
Общая характеристика катионов 1-2 группы. | | 2 |
Общая характеристика катионов 1-2 группы. | 2 |
Общая характеристика катионов 3-4 группы. | 2 |
Общая характеристика катионов 3-4 группы. | 2 |
Общая характеристика катионов 5-6 групп. | 2 |
Общая характеристика катионов 5-6 групп. | 2 |
Общая характеристика анионов | 2 |
Общая характеристика анионов | 2 |
Лабораторные работы | 10 | |
№ 1. Изучение характерных реакций катионов 1-2 аналитической группы. |
№ 2. Изучение характерных реакций катионов 3-4 аналитической группы |
№ 3. Изучение характерных реакций катионов 5-6 аналитической группы. |
№ 4. Аналитическая классификация анионов. Общие и характерные реакции анионов 1-3 группы |
№ 5. Анализ смеси неизвестного вещества. |
Контрольная работа | 1 | |
3. Количественный анализ |
Тема 3.1 Титриметрический анализ | Задачи и методы количественного анализа. | 4 | 2 |
Расчеты в количественном анализе | 2 |
Сущность и классификация методов титриметрического анализа. | 2 |
Сущность и классификация методов титриметрического анализа. | 2 |
| Практические занятия | 2 | |
| № 6. Расчет массы навесок для приготовления растворов заданной концентрации. | | |
Тема 3.2 Окислительно-восстановитель ное титрование | Классификация методов редоксиметрии (окислительно-восстановительного титрования) | 4 | |
Пермангонатометрия. |
Дихроматометрия. |
Йодометрия. |
| Лабораторные работы | | |
| № 6. Стандартизация вторичного стандарта йода по стандартному (титрованному) раствору тиосульфата натрия | | |
4 | |
| |
| № 7. Приготовление вторичного стандарта перманганата натрия. Стандартизация приготовленного раствора перманганата натрия по первичному стандарту оксалата аммония. | | |
Тема 3.3. Кислотно-основное титрование | Сущность кислотно-основного титрования, основные параметры метода. | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | |
№ 8. Приготовление стандартного раствора соляной кислоты и концентрированного раствора кислоты |
№ 9. Стандартизация вторичного стандарта гидроксида натрия по стандартному раствору соляной кислоты |
Тема 3.4. Комплексоно метрическое титрование | Теоретические основы комплексонометрического титрования. | 2 | |
Лабораторные работы |
№ 10. Стандартизация вторичного стандарта трилона Б по рабочему раствору (первичному стандарту) сульфата магния. | 4 | |
№ 11. Определение общей жесткости водопроводной, природной воды. |
Тема 3.5. Гравиметрический анализ | Сущность Гравиметрического анализа. | 6 | |
Сущность Гравиметрического анализа. | |
Осаждаемая и весовая формы, требования, предъявляемые к ним. | |
Осаждаемая и весовая формы, требования, предъявляемые к ним. | |
Расчеты в гравиметрии. | |
Расчеты в гравиметрии. | |
| Лабораторные работы | 4 | |
№ 12. Определение кристаллизационной воды в кристаллогидрате хлорида бария. |
№ 13. Определение содержания бария в кристаллогидрате хлорида бария |
4. Основные типы используемых химических реакций |
4.1 Основные типы используемых химических реакций | Гидролиз солей. Константы кислотности и основности. | 4 | |
Гидролиз солей. Константы кислотности и основности. | |
Реакции окисления-восстановления. | |
Реакции окисления-восстановления. | |
| Практические занятия | 6 | |
№ 7 Вычисление рН в водных растворах кислот и оснований. |
№ 8 Определение среды раствора солей, составление уравнений гидролиза |
№ 9 Составление окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. |
5.ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ |
5.1. ФИЗИЧЕСКАЯ И КОЛЛОИДНАЯ ХИМИЯ | Введение. Основные понятия. | 8 | |
Агрегатные состояния вещества, их общая характеристика. Газообразное состояние. Идеальный газ |
|
Газовые законы |
Молекулярно-кинетическая теория газов. |
Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. |
Жидкое состояние вещества. | | |
Поверхностное натяжение | | |
Практические занятия | 6 | |
№ 10. Решение задач на газовые законы. |
№ 11. Решение задач на реальные газы и уравнение Ван-дер-Ваальса. |
№ 12. Определение поверхностного натяжения |
5.2 Химическая кинетика и равновесие | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. | 2 | |
Лабораторные работы | 4 | |
№ 13 Решение задач по теме «Скорость химической реакции». |
| № 14 Химическое равновесие и его сдвиг. | | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета химии; лаборатории аналитической химии.
Оборудование учебного кабинета:
Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента
1.1. Общего назначения
1.2. Демонстрационные
Специализированные приборы и аппараты
Аппарат для получения газов (Киппа)
Прибор для опытов по химии с электрическим током
Комплект ареометров
Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий
Пособия на печатной основе
Реактивы для проведения демонстрационного эксперимента
Материалы
Технические средства обучения:
Компьютер
Электронные учебники:
Зеленцов В.В. Открытая химия
Уроки химии Кирилла и Мефодия 10- 11класс
Посадочные места по количеству обучающихся
Рабочее место преподавателя
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
по количеству обучающихся
1. Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий
2. Методические рекомендации по выполнению лабораторных и практических работ
3. Комплекты таблиц по химии
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.В.Егоров Н.И.Воробьева И.Г. Сильвестрова Аналитическая химия; учебник для СПО – Санкт-Петербург: Лань, 2022 – 144с.
Дополнительные источники:
Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии, ч.1. Качественный анализ – М.: Химия, 1981
Крешков А.П., Ярославцев А.А. Курс аналитической химии, ч.2. Количественный анализ – М.: Химия, 1981
Лурье Ю.Ю. Справочник по аналитической химии. – М.: Химия, 1979
Краткий справочник физико-химических величин./под ред. Равделя А.А., Пономаревой А.М. – М.: Химия, 1983. – 348 с.
http://physchem.chimfak.rsu/ru/Source/Lab_guid.html
http://www.superchimik.com/
Дополнительные источники:
Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 1. Общие теоретические основы. Качественный анализ. Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 559 с.
Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия (аналитика). В 2 кн. Кн. 2. Количественный анализ. Физико-химические (инструментальные) методы анализа: Учеб. для вузов. – М.: Высшая школа, 2003. – 615 с.
Аналитическая химия: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / Под ред. А.А. Ищенко– М.: Академия, 2011. – 320 с.
Методические рекомендации к проведению практических занятий по учебной дисциплине «Аналитическая химия», Попова А.С., БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж», 2017.
Интернет-ресурсы
Харитонов Ю.Я. Примеры и задачи по аналитической химии / Ю.Я. Харитонов, В.Ю. Григорьева. – М.: ГЕОТАР-Медиа, 2008. – 304 с. [Электронный ресурс]. URL: http://moya-shkola.info/page/7
Петрухин О.М. Аналитическая химия. Химические методы анализа / О.М. Петрухин. – М: Химия, 1993. [Электронный ресурс]. URL: http://moya-shkola.info/page/9 (дата обращения 1.10.2013
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Выполнение химических исследований; Обоснование выбранных приемов и методов анализа; Выполнение расчетов по результатам химического анализа; Изложение основных законов аналитической химии; Изложение методов качественного и количественного анализа; Демонстрация приемов безопасной работы при проведении физико-химических испытаний; Определение достоверности результатов анализа; Нахождение информации в справочной литературе; Изложение аналитической классификации ионов | Экспертная оценка защиты лабораторной работы; Экспертная оценка защиты лабораторной работы; Экспертная оценка защиты лабораторной работы; Тестирование; Контрольная работа; Экспертная оценка защиты лабораторной работы; Экспертная оценка защиты лабораторной работы; Экспертная оценка на практическом занятии; Контрольная работа. |
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины Основы аналитической химии студент должен: знать/понимать: З 1 - агрегатные состояния вещества; З 2 - аналитическую классификацию ионов; З 3 - аппаратуру и технику выполнения анализов; З 4 - значение химического анализа, методы качественного и количественного анализа химических соединений; З 5 - периодичность свойств элементов; З 6 - способы выражения концентрации растворов; З 7 - теоретические основы методов анализа; З 8 - теоретические основы химических и физико- химических процессов; З 9 - технику и этапы выполнения анализов; З 10 - типы ошибок в анализе; З 11 - устройство основного лабораторного оборудования и правила его применения и эксплуатации. уметь: У 1 - описывать механизм химических реакций количественного и качественного анализа; обосновывать выбор методики анализа, реактивов и химической аппаратуры по конкретному заданию; У 2 - готовить растворы заданной концентрации; У 3 - анализировать смеси катионов и анионов; У 4 - проводить количественный и качественный анализ с соблюдением правил техники безопасности; У 5 - анализировать смеси катионов и анионов; У 6 - контролировать и оценивать протекание химических процессов; У 7 - проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций; У 8 - производить анализы и оценивать достоверность результатов. | Текущий контроль: опрос Текущий контроль: тестирование Текущий контроль: контрольная работа Текущий контроль: тестирование Текущий контроль: контрольная работа, опрос, тестирование Текущий контроль: практическая работа, контрольная работа Текущий контроль: практические работы Текущий контроль: контрольная работа, опрос Текущий контроль: опрос Текущий контроль: тестирование Текущий контроль: контрольная работа Текущий контроль: тестирование Текущий контроль: контрольная работа, опрос, тестирование Текущий контроль: практическая работа, контрольная работа Текущий контроль: практические работы Текущий контроль: контрольная работа, опрос Промежуточный контроль по освоению учебной дисциплины Основы аналитической химии - экзамен |