СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 Основы аналитической химии. Специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) для специальности СПО 35.02.06  Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции(базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, утвержденного 7 мая 2014 г. приказом № 455 Министерства образования и науки Российской Федерации и примерной программы учебной дисциплины.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 06 Основы аналитической химии. Специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Комитет образования ЕАО

Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»



























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 06 Основы аналитической химии

2 курс

Специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции

Технический профиль(базовая подготовка) УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Преподаватель биологии и химии: Л.В.Аленникова

Учебный год: 2018 -2022



























С. Ленинское, 2018 г.



Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) для специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции(базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, утвержденного7мая 2014 г. приказом № 455 Министерства образования и науки Российской Федерации и примерной программы учебной дисциплины.


Организация-разработчик: Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»


Разработчик:

Аленникова Лариса Валерьевна, преподаватель ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»




Примерная программа рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ИОЦ «Новый город» от 31 августа 2011 года.















СОДЕРЖАНИЕ




СТР.

Выписка из ФГОС

4

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

8

Структура и содержание учебной дисциплины

Условия реализации учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10

19

22

Рецензии

24









Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 35.02.06 Технология производстваипереработки сельскохозяйственной продукции для дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии



ФГОС утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. №455



Индекс

Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

Всего максимальной учебной нагрузки

обучающегося

В т. ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование

дисциплины /ПМ,

междисциплинарных курсов(МДК)

Коды формируемых компетенций

ОП.06

В результате освоения учебной дисциплины

/ПМ обучающийся должен уметь:

обоснованно выбирать методы анализа;пользоваться аппаратурой и приборами;проводить необходимые расчеты;выполнять качественные реакции на

катионы и анионы различныханалитических групп;определять состав бинарных соединений;проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;проводить количественный анализ веществ;

знать:теоретические основы аналитической химии;о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе;специфические особенности, возможности и ограничения,

135ч, самостоятельное изучение 45ч.

К выдаче 90в т.ч.

Теория 10 Л/Р 60

П/З 20

ОП.06 Основы аналитической химии

ОК 1-9

ПК 1.1-1.3

ПК 2.1-2.3

ПК 3.1-3.5

ПК 4.4

Описание:

ПК 1.1 Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства.

ПК 1.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции растениеводства.

ПК 1.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства.

ПК 2.1Выбирать и




взаимосвязь различных методов анализа;

практическое применение наиболее распространенных методов анализа;аналитическую классификацию катионов и анионов;

правила проведения химического анализа;

методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

гравиметрические, титриметрические,оптические,электрохимические методыанализа





реализовывать технологии производства продукции животноводства.

ПК 2.2Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.

ПК 2.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.

ПК 3.1 Выбирать и реализовывать технологии хранения всоответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья

ПК 3.2 Контролировать состояние

сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения.

ПК 3.3.Выбирать и реализовывать технологии

переработки сельскохозяйственной продукции.

ПК 3.4.Выбирать и использовать различные












1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы аналитической химии


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплиныОП.06 Основы аналитической химииявляется частьюпрограммы подготовки специалистов среднего звена(ППССЗ)в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанных санализом,заготовкой и переработкой продуктов и сырья.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:входит в профессиональный учебный цикл как общепрофессиональная дисциплина.


1.3. Цели и задачи дисциплины –требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • обоснованно выбирать методы анализа;

  • пользоваться аппаратурой и приборами;

  • проводить необходимые расчеты;

  • выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;

  • определять состав бинарных соединений;

  • проводить качественный анализ веществ неизвестного состава; - проводить количественный анализ веществ.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • теоретические основы аналитической химии;

-функциональную зависимость между свойствами и составом веществ, овозможностях ее использования в химическом анализе;

  • специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;

  • практическое применение наиболее распространенных методов анализа;

  • аналитическую классификацию катионов и анионов;

  • правила проведения химического анализа;

  • правила безопасной работы в химической лаборатории;

  • методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;

  • гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методыанализа.

Подготовка к освоению общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):




    • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    • ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

    • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

    • ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    • ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

    • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

    • ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

    • ПК 1.1 Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства.

    • ПК 1.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции растениеводства.

    • ПК 1.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства.

    • ПК 2.1Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.

    • ПК 2.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.

    • ПК 2.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья ипродукции животноводства.

    • ПК 3.1. Выбирать и реализовывать технологии хранения всоответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья.

    • ПК 3.2. Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения.

    • ПК 3.3. Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной продукции.

    • ПК 3.4. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции на этапе переработки.

    • ПК 3.5. Выполнять предпродажную подготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

    • ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося –135 часов, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –90 часов;самостоятельной работы обучающегося –45 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебнойдисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:


лабораторные работы

60

практические занятия

20

контрольные работы (не предусмотрено)

-

курсовая работа (проект) (не предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

в том числе:


выполнение расчетовсоставление опорных схем

составление опорных конспектов


16

15

14

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено



Промежуточная аттестацияв форме 4Э












1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы аналитической химии

2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение


Содержание учебного материала

2

2

1.

Предмет аналитической химии. Краткий исторический очерк развития аналитической химии. Задачи и значение аналитической химии в подготовке специалистов. Методы анализа вещества: физические, химические и физикохимические. Особенности качественного и количественного анализа. Требования, предъявляемые к методам анализа.


Раздел 1. Качественный анализ


53


Тема 1.1. Теоретические основы аналитической химии

Соде ржание учебного материала

2

2

1.

Теория электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Закон действующих масс. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции.







Лабораторные работы

Не предусмо трено


Практические занятия

12

№1 Вычисление константы диссоциации и концентрации электролита


№2 Вычисление ПР по растворимости электролита






№3 Вычисление водородного показателя, концентраций ионов водорода, гидроксид-ионов




№4 Определение концентраций веществ по закону действующих масс


№5 Определение типа гидролиза и кислотности среды


№6 Составление ОВР методом электронного баланса


Контрольные работы

Не предусмо трено


Самостоятельная работа обучающихся

10


1.Выполнение расчетов по теме: «Теория электролитической диссоциации»

2

2.Выполнение расчетов по теме: «Закон действующих масс»

2

3.Выполнение расчетов по теме: «Произведение растворимости»

2

4.Составление опорной схемы «Гидролиз солей»

2

5.Составление опорного конспекта

«Окислительно- восстановительные реакции»

2

Тема 1.2. Основные понятия качественного химического анализа

Содержание учебного материала

-


2

Дидактические единицы относятся к лабораторным работам Основные понятия качественного химического анализа. Аналитические реакции, условия их выполнения. Специфичность и чувствительность аналитических реакций. Дробный и систематический анализ. Аналитическая классификация ионов. Аппаратура и техника выполнения качественного химического полумикроанализа. Правила безопасной работы в химической лаборатории.








Лабораторные работы

22


№1 Аналитические реакции катионов главных подгрупп



№2 Аналитические реакции катионов побочных подгрупп



№3 Аналитические реакции анионов



№4 Идентификация кислот, оснований, солей в растворе



№5 Качественный анализ кислот, оснований, солей



№6 Анализ соли, растворимой в воде



№7 Гидролиз солей



№8 Определение калия в растениях



№9 Определение фосфора в растениях



№10 Определение качества пищевых продуктов



№11 Качественный анализ органических соединений



Практические занятия

Не предусмо трено


Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

7


1.Составление опорной схемы «Идентификация ионов врастворе»

2


2.Составление опорного конспекта «Аналитические операции и реакции»

2


3.Составление опорного конспекта « Аналитические реактивы»

1

4.Составление опорной схемы «Качественный анализ неизвестного вещества

2


Раздел 2. Количественный анализ



50


Тема 2.1.Гравиметрический

Содержание учебного материала

2

2



анализ

1.

Задачи и методы количественного анализа. Химическая посуда и лабораторное оборудование в количественном анализе. Метрологические характеристики измерений (правильность, воспроизводимость и точность анализа). Систематические и случайные погрешности. Абсолютные и относительные ошибки. Сущность гравиметрического анализа. Операции гравиметрического анализа.



Лабораторные работы

6


№12 Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах


№13 Операции гравиметрического анализа


№14Определение влажности сырья методом высушивания


Практические занятия


Не предусмо трено

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся


Тема 2.2. Титриметрический анализ


Содержание учебного материала

-

2

Дидактические единицы относятся к лабораторным работам Сущность титриметрического анализа. Классификация методов анализа в соответствии с типом химической реакции и по способу выполнения. Рабочие растворы (титранты): установленные и приготовленные.Способы выражения концентрации растворов.

Индикаторы, механизм их действия


Лабораторные работы

18


№15 Калибровка мерной посуды


№16 Приготовление стандартных растворов вещества



№17 Определение жесткости воды методом кислотно-основного титрования



№18 Определение кислотности сырья или готовой продукции



№19 Определение содержания веществ в растворе неизвестной концентрации способом пипетирования




№20Определение жесткости воды методом кислотно-основного титрования




№21 Определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии




№ 22 Стандартизация хлороводородной кислоты по буре



№23 Определение хлорида натрия в поваренной соли методомаргентометрии














Практические занятия

6




№7 Расчет эквивалента окислителей и восстановителей, молярной массы эквивалента в редоксиметрии


№8 Способы выражения концентрации растворов


№9 Решение расчетных задач в титриметрическом методе анализа


Контрольные работы



Не предусмо трено

Самостоятельная работа обучающихся

18

1. Выполнение расчетов по теме: «Определение кислотности растительного образца»

2





2.Составление опорной схемы «Определение кислотности пищевых продуктов»

2



3.Выполнение расчетов по теме «Эквивалент веществ в химических реакциях»

4


4.Составление опорного конспекта «Основные составляющие



титриметрической системы»

2


5.Составление опорного конспекта «Методы титрования»

2

6.Составление опорной схемы «Приготовление стандартных



растворов»

4


7.Выполнение расчетов по теме: «Нормальная концентрация



растворов»

2



Раздел 3. Физико-




химические методы анализа


30


Тема 3.1.Оптические методы анализа

Содержание учебного материала

-

2

Дидактические единицы относятся к лабораторным работам Сущность физико-химических методов анализа (чувствительность, избирательность, точность определений, экспрессность). Значение и эффективность применения физико-химических методов анализа.

Классификация физико-химических методов анализа:

колориметрический и рефрактометрический методы анализа. Теоретические основы колориметрии. Закон Бугера-Ламберта-Бера (без вывода). Различные виды визуальной колориметрии. Сущность рефрактометрического метода и область применения. Показатель преломления, зависимость его от факторов внешней среды.


Лабораторные работы

6


№24 Определение содержания меди в растворе сульфата меди методом стандартных серий








№25. Определение лактозы в молоке и кисломолочных продуктах рефрактометрическим методом анализа




№26. Определение содержания сахарозы в сиропах методом рефрактометрии





Практические занятия

2

№10Оптические методы анализа



Контрольные работы



Не предусмо трено

Самостоятельная работа обучающихся


Тема 3.2.

Электрохимические

методы анализа





Содержание учебного материала

2

3

1.

Теоретические основы потенциометрического метода.

Электроды потенциометрии: электроды стандартные

(сравнения), измерительные (индикаторные),


Лабораторные работы ионоселективные

4



№27. Определение содержания ионов в растворе

потенциометрическим методом анализа



№28. Определение кислотности растворов на рН-метре



Практические занятия

Не


1




Контрольные работы


предусмо трено


Самостоятельная работа обучающихся

5

1. Составление опорного конспекта «Электрохимические методы анализа»

2.Выполнение расчетов в потенциометрии

3


2

Тема3.3.

Хроматографический метод

анализа


Содержание учебного материала

2

3

1.

Теоретические основы метода. Классификация хроматографических методов, их преимущества.


Лабораторные работы

4




№29.Разделение и идентификация веществ методом хроматографии



№30. Качественный анализ смеси катионов методом бумажной хроматографии



Практические занятия



Не предусмо трено

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающихся

5

1. Составление опорного конспекта «Виды хроматографии»

2

2. Составление опорной схемы «Стадии хроматографического



процесса»

3



Всего

135


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории

«Аналитическая химия»


Оборудование учебной лаборатории:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • вытяжной шкаф;

  • сушильный шкаф;

  • мойка;

-шкафы для посуды и реактивов;

  • химическая посуда;

  • реактивы


Приборы и аппаратура: - аналитические весы;

  • технические весы;

  • набор ареометров;

-рефрактометр типа Аббе (рефрактометр лабораторный РЛ или рефрактометр лабораторный универсальный РЛУ);

  • поляриметр-сахариметр СУ-3, СУ-4 или их аналоги; - рН-метр:

  • титриметрические установки;

  • хроматографическая колонка;

  • баня водяная;

  • эксикатор


Комплект учебно-методических и наглядных пособий по дисциплине; - таблицы:

  • периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; - электрохимический ряд напряжений; - таблица растворимости.


Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.



Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы



Основные источники:


  1. Аналитическая химия. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. (Под редакцией профессора А.А. Ищенко). М.: Издательский центр «Аcadema», 2014.

  2. В.П. Васильев, Р.П. Морозова, Л.А. Кочергина. Аналитическая химия. Лабораторный практикум. М.: Дрофа, 2015.

  3. В.П. Васильев. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа. М.: Дрофа, 20105.

Дополнительные источники:


1.В.П. Васильев. Аналитическая химия. Титриметрические и гравиметрическиеметоды анализа. М.: Дрофа, 2015.

2.Я.И. Коренман. Практикум по аналитической химии. Оптические методы анализа. М.: «КолосС», 2014.

3.Саенко О.Е. Аналитическая химия. –Феникс, 2014.




Интернет-источники:


  1. Электронный ресурс «Аналитическая химия». Форма доступа:http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/

  2. www.globator.net, http://photoshopschool.ru/ - Уроки Photoshop.














4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ


Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


обоснованно выбирать методы анализа

Систематическое наблюдение за деятельностью обучающегося в процессевыполнениялабораторной работы, практического занятия, самостоятельной работы

пользоваться аппаратурой и приборами

Оценка выполнения практической работы

проводить необходимые расчеты

Оценка выполнения практической работы

выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп

Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы

определять состав бинарных соединений

Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы

проводить качественный анализ веществ неизвестного состава

Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы

проводить количественный анализ веществ

Оценка выполнения практической работы

Знания:


теоретические основы аналитической химии

Устный (письменный) опрос, тестирование

о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе

Устный (письменный) опрос, тестирование, оценка выполнения самостоятельной работы

специфические особенности, возможности и ограничения,

взаимосвязь различных методов анализа

Устный (письменный) опрос, тестирование, оценка защиты рефератов

практическое применение наиболее распространенных методов анализа

Оценка защитырефератов, оценкавыполненияисследовательской работы

аналитическую классификацию катионов и анионов

Оценка выполнения практической работы

правила проведения химического анализа

Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы




методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения

Устный (письменный) опрос, тестирование

гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа

Контрольное тестирование, оценка защитырефератов, исследовательской работы



































3