Комитет образования ЕАО
Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 06 Основы аналитической химии
2 курс
Специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Технический профиль(базовая подготовка) УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
Преподаватель биологии и химии: Л.В.Аленникова
Учебный год: 2018 -2022
С. Ленинское, 2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии разработанана основе Федерального государственного образовательного стандарта(ФГОС) для специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции(базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, утвержденного7мая 2014 г. приказом № 455 Министерства образования и науки Российской Федерации и примерной программы учебной дисциплины.
Организация-разработчик: Областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Сельскохозяйственный техникум»
Разработчик:
Аленникова Лариса Валерьевна, преподаватель ОГПОБУ «Сельскохозяйственный техникум»
Примерная программа рекомендована экспертным советом по профессиональному образованию ФГУ ИОЦ «Новый город» от 31 августа 2011 года.
СОДЕРЖАНИЕ
| СТР. |
Выписка из ФГОС | 4 |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 8 |
Структура и содержание учебной дисциплины Условия реализации учебной дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 10 19 22 |
Рецензии | 24 |
| |
Выписка из Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 35.02.06 Технология производстваипереработки сельскохозяйственной продукции для дисциплины ОП.06 Основы аналитической химии
ФГОС утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. №455
Индекс | Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту | Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося | В т. ч. часов обязательных учебных занятий | Индекс и наименование дисциплины /ПМ, междисциплинарных курсов(МДК) | Коды формируемых компетенций |
ОП.06 | В результате освоения учебной дисциплины /ПМ обучающийся должен уметь: обоснованно выбирать методы анализа;пользоваться аппаратурой и приборами;проводить необходимые расчеты;выполнять качественные реакции на катионы и анионы различныханалитических групп;определять состав бинарных соединений;проводить качественный анализ веществ неизвестного состава;проводить количественный анализ веществ; знать:теоретические основы аналитической химии;о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе;специфические особенности, возможности и ограничения, | 135ч, самостоятельное изучение 45ч. | К выдаче 90в т.ч. Теория 10 Л/Р 60 П/З 20 | ОП.06 Основы аналитической химии | ОК 1-9 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 3.1-3.5 ПК 4.4 Описание: ПК 1.1 Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства. ПК 1.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции растениеводства. ПК 1.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства. ПК 2.1Выбирать и |
| взаимосвязь различных методов анализа; практическое применение наиболее распространенных методов анализа;аналитическую классификацию катионов и анионов; правила проведения химического анализа; методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения; гравиметрические, титриметрические,оптические,электрохимические методыанализа | | | | реализовывать технологии производства продукции животноводства. ПК 2.2Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства. ПК 2.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства. ПК 3.1 Выбирать и реализовывать технологии хранения всоответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья ПК 3.2 Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения. ПК 3.3.Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной продукции. ПК 3.4.Выбирать и использовать различные |

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы аналитической химии
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплиныОП.06 Основы аналитической химииявляется частьюпрограммы подготовки специалистов среднего звена(ППССЗ)в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих, связанных санализом,заготовкой и переработкой продуктов и сырья.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ:входит в профессиональный учебный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины –требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
обоснованно выбирать методы анализа;
пользоваться аппаратурой и приборами;
проводить необходимые расчеты;
выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп;
определять состав бинарных соединений;
проводить качественный анализ веществ неизвестного состава; - проводить количественный анализ веществ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-функциональную зависимость между свойствами и составом веществ, овозможностях ее использования в химическом анализе;
специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа;
практическое применение наиболее распространенных методов анализа;
аналитическую классификацию катионов и анионов;
правила проведения химического анализа;
правила безопасной работы в химической лаборатории;
методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения;
гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методыанализа.
Подготовка к освоению общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1 Выбирать и реализовывать технологии производства продукции растениеводства.
ПК 1.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции растениеводства.
ПК 1.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции растениеводства.
ПК 2.1Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК 2.2 Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
ПК 2.3Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья ипродукции животноводства.
ПК 3.1. Выбирать и реализовывать технологии хранения всоответствии с качеством поступающей сельскохозяйственной продукции и сырья.
ПК 3.2. Контролировать состояние сельскохозяйственной продукции и сырья в период хранения.
ПК 3.3. Выбирать и реализовывать технологии переработки сельскохозяйственной продукции.
ПК 3.4. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сырья, материалов, сельскохозяйственной продукции на этапе переработки.
ПК 3.5. Выполнять предпродажную подготовку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –135 часов, в том числе:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –90 часов;самостоятельной работы обучающегося –45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебнойдисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 60 |
практические занятия | 20 |
контрольные работы (не предусмотрено) | - |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
в том числе: | |
выполнение расчетовсоставление опорных схем составление опорных конспектов | 16 15 14 |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | не предусмотрено |
| |
Промежуточная аттестацияв форме 4Э | |
1 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы аналитической химии
2
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Предмет аналитической химии. Краткий исторический очерк развития аналитической химии. Задачи и значение аналитической химии в подготовке специалистов. Методы анализа вещества: физические, химические и физикохимические. Особенности качественного и количественного анализа. Требования, предъявляемые к методам анализа. | |
Раздел 1. Качественный анализ | | 53 | |
Тема 1.1. Теоретические основы аналитической химии | Соде ржание учебного материала | 2 | 2 |
1. | Теория электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Ионное произведение воды. Закон действующих масс. Произведение растворимости. Условия образования и растворения осадков. Гидролиз солей. Окислительно-восстановительные реакции. | |
Лабораторные работы | Не предусмо трено | |
Практические занятия | 12 |
№1 Вычисление константы диссоциации и концентрации электролита | |
№2 Вычисление ПР по растворимости электролита | |
| №3 Вычисление водородного показателя, концентраций ионов водорода, гидроксид-ионов | | |
№4 Определение концентраций веществ по закону действующих масс | |
№5 Определение типа гидролиза и кислотности среды | |
№6 Составление ОВР методом электронного баланса | |
Контрольные работы | Не предусмо трено |
| Самостоятельная работа обучающихся | 10 | |
1.Выполнение расчетов по теме: «Теория электролитической диссоциации» | 2 |
2.Выполнение расчетов по теме: «Закон действующих масс» | 2 |
3.Выполнение расчетов по теме: «Произведение растворимости» | 2 |
4.Составление опорной схемы «Гидролиз солей» | 2 |
5.Составление опорного конспекта «Окислительно- восстановительные реакции» | 2 |
Тема 1.2. Основные понятия качественного химического анализа | Содержание учебного материала | - | 2 |
Дидактические единицы относятся к лабораторным работам Основные понятия качественного химического анализа. Аналитические реакции, условия их выполнения. Специфичность и чувствительность аналитических реакций. Дробный и систематический анализ. Аналитическая классификация ионов. Аппаратура и техника выполнения качественного химического полумикроанализа. Правила безопасной работы в химической лаборатории. | |
Лабораторные работы | 22 | |
№1 Аналитические реакции катионов главных подгрупп | |

| №2 Аналитические реакции катионов побочных подгрупп | | |
№3 Аналитические реакции анионов | | |
№4 Идентификация кислот, оснований, солей в растворе | | |
№5 Качественный анализ кислот, оснований, солей | | |
№6 Анализ соли, растворимой в воде | | |
№7 Гидролиз солей | | |
№8 Определение калия в растениях | | |
№9 Определение фосфора в растениях | | |
№10 Определение качества пищевых продуктов | | |
№11 Качественный анализ органических соединений | | |
Практические занятия | Не предусмо трено | |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | |
1.Составление опорной схемы «Идентификация ионов врастворе» | 2 | |
2.Составление опорного конспекта «Аналитические операции и реакции» | 2 | |
3.Составление опорного конспекта « Аналитические реактивы» | 1 |
4.Составление опорной схемы «Качественный анализ неизвестного вещества | 2 |
Раздел 2. Количественный анализ | | 50 | |
Тема 2.1.Гравиметрический | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
анализ | 1. | Задачи и методы количественного анализа. Химическая посуда и лабораторное оборудование в количественном анализе. Метрологические характеристики измерений (правильность, воспроизводимость и точность анализа). Систематические и случайные погрешности. Абсолютные и относительные ошибки. Сущность гравиметрического анализа. Операции гравиметрического анализа. | | |
Лабораторные работы | 6 | |
№12 Определение кристаллизационной воды в кристаллогидратах | |
№13 Операции гравиметрического анализа | |
№14Определение влажности сырья методом высушивания | |
Практические занятия | Не предусмо трено |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся |
Тема 2.2. Титриметрический анализ | Содержание учебного материала | - | 2 |
Дидактические единицы относятся к лабораторным работам Сущность титриметрического анализа. Классификация методов анализа в соответствии с типом химической реакции и по способу выполнения. Рабочие растворы (титранты): установленные и приготовленные.Способы выражения концентрации растворов. Индикаторы, механизм их действия | |
Лабораторные работы | 18 | |
№15 Калибровка мерной посуды | |
№16 Приготовление стандартных растворов вещества | |

| №17 Определение жесткости воды методом кислотно-основного титрования | | |
№18 Определение кислотности сырья или готовой продукции | | |
№19 Определение содержания веществ в растворе неизвестной концентрации способом пипетирования | | |
№20Определение жесткости воды методом кислотно-основного титрования | | |
№21 Определение аскорбиновой кислоты методом иодометрии | | |
№ 22 Стандартизация хлороводородной кислоты по буре | |
№23 Определение хлорида натрия в поваренной соли методомаргентометрии | |
| Практические занятия | 6 | |
№7 Расчет эквивалента окислителей и восстановителей, молярной массы эквивалента в редоксиметрии | |
№8 Способы выражения концентрации растворов | |
№9 Решение расчетных задач в титриметрическом методе анализа | |
Контрольные работы | Не предусмо трено |
Самостоятельная работа обучающихся | 18 |
1. Выполнение расчетов по теме: «Определение кислотности растительного образца» | 2 |
| 2.Составление опорной схемы «Определение кислотности пищевых продуктов» | 2 | |
3.Выполнение расчетов по теме «Эквивалент веществ в химических реакциях» | 4 |
4.Составление опорного конспекта «Основные составляющие | |
| титриметрической системы» | 2 | |
5.Составление опорного конспекта «Методы титрования» | 2 |
6.Составление опорной схемы «Приготовление стандартных | |
| растворов» | 4 | |
7.Выполнение расчетов по теме: «Нормальная концентрация | |
| растворов» | 2 | |
Раздел 3. Физико- | | | |
химические методы анализа | | 30 | |
Тема 3.1.Оптические методы анализа | Содержание учебного материала | - | 2 |
Дидактические единицы относятся к лабораторным работам Сущность физико-химических методов анализа (чувствительность, избирательность, точность определений, экспрессность). Значение и эффективность применения физико-химических методов анализа. Классификация физико-химических методов анализа: колориметрический и рефрактометрический методы анализа. Теоретические основы колориметрии. Закон Бугера-Ламберта-Бера (без вывода). Различные виды визуальной колориметрии. Сущность рефрактометрического метода и область применения. Показатель преломления, зависимость его от факторов внешней среды. | |
Лабораторные работы | 6 | |
№24 Определение содержания меди в растворе сульфата меди методом стандартных серий | |
| №25. Определение лактозы в молоке и кисломолочных продуктах рефрактометрическим методом анализа | | |
№26. Определение содержания сахарозы в сиропах методом рефрактометрии | |
Практические занятия | 2 |
№10Оптические методы анализа | |
Контрольные работы | Не предусмо трено |
Самостоятельная работа обучающихся |
Тема 3.2. Электрохимические методы анализа | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. | Теоретические основы потенциометрического метода. Электроды потенциометрии: электроды стандартные (сравнения), измерительные (индикаторные), | |
Лабораторные работы ионоселективные | 4 | |
№27. Определение содержания ионов в растворе потенциометрическим методом анализа | |
№28. Определение кислотности растворов на рН-метре | |
Практические занятия | Не |
1
| Контрольные работы | предусмо трено | |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
1. Составление опорного конспекта «Электрохимические методы анализа» 2.Выполнение расчетов в потенциометрии | 3 2 |
Тема3.3. Хроматографический метод анализа | Содержание учебного материала | 2 | 3 |
1. | Теоретические основы метода. Классификация хроматографических методов, их преимущества. | |
Лабораторные работы | 4 | |
№29.Разделение и идентификация веществ методом хроматографии | |
№30. Качественный анализ смеси катионов методом бумажной хроматографии | |
Практические занятия | Не предусмо трено |
Контрольные работы |
Самостоятельная работа обучающихся | 5 |
1. Составление опорного конспекта «Виды хроматографии» | 2 |
2. Составление опорной схемы «Стадии хроматографического | |
| процесса» | 3 | |
| Всего | 135 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории
«Аналитическая химия»
Оборудование учебной лаборатории:
-шкафы для посуды и реактивов;
химическая посуда;
реактивы
Приборы и аппаратура: - аналитические весы;
технические весы;
набор ареометров;
-рефрактометр типа Аббе (рефрактометр лабораторный РЛ или рефрактометр лабораторный универсальный РЛУ);
поляриметр-сахариметр СУ-3, СУ-4 или их аналоги; - рН-метр:
титриметрические установки;
хроматографическая колонка;
баня водяная;
эксикатор
Комплект учебно-методических и наглядных пособий по дисциплине; - таблицы:
Технические средства обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Аналитическая химия. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. (Под редакцией профессора А.А. Ищенко). М.: Издательский центр «Аcadema», 2014.
В.П. Васильев, Р.П. Морозова, Л.А. Кочергина. Аналитическая химия. Лабораторный практикум. М.: Дрофа, 2015.
В.П. Васильев. Аналитическая химия. Физико-химические методы анализа. М.: Дрофа, 20105.
Дополнительные источники:
1.В.П. Васильев. Аналитическая химия. Титриметрические и гравиметрическиеметоды анализа. М.: Дрофа, 2015.
2.Я.И. Коренман. Практикум по аналитической химии. Оптические методы анализа. М.: «КолосС», 2014.
3.Саенко О.Е. Аналитическая химия. –Феникс, 2014.
Интернет-источники:
Электронный ресурс «Аналитическая химия». Форма доступа:http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
www.globator.net, http://photoshopschool.ru/ - Уроки Photoshop.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКАРЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценкарезультатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
обоснованно выбирать методы анализа | Систематическое наблюдение за деятельностью обучающегося в процессевыполнениялабораторной работы, практического занятия, самостоятельной работы |
пользоваться аппаратурой и приборами | Оценка выполнения практической работы |
проводить необходимые расчеты | Оценка выполнения практической работы |
выполнять качественные реакции на катионы и анионы различных аналитических групп | Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы |
определять состав бинарных соединений | Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы |
проводить качественный анализ веществ неизвестного состава | Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы |
проводить количественный анализ веществ | Оценка выполнения практической работы |
Знания: | |
теоретические основы аналитической химии | Устный (письменный) опрос, тестирование |
о функциональной зависимости между свойствами и составом веществ и их систем; о возможностях ее использования в химическом анализе | Устный (письменный) опрос, тестирование, оценка выполнения самостоятельной работы |
специфические особенности, возможности и ограничения, взаимосвязь различных методов анализа | Устный (письменный) опрос, тестирование, оценка защиты рефератов |
практическое применение наиболее распространенных методов анализа | Оценка защитырефератов, оценкавыполненияисследовательской работы |
аналитическую классификацию катионов и анионов | Оценка выполнения практической работы |
правила проведения химического анализа | Экспертное наблюдение и оценка лабораторной работы |
| |
методы обнаружения и разделения элементов, условия их применения | Устный (письменный) опрос, тестирование |
гравиметрические, титриметрические, оптические, электрохимические методы анализа | Контрольное тестирование, оценка защитырефератов, исследовательской работы |
3