5
Рабочая ПРОГРАММа
учебной дисциплины
«основы строительного черчения»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 178 от 13.03.2018 г.
Организация-разработчик: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 142 Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФКП образовательное учреждение № 142)
Разработчик:
преподаватель филиала № 2 ФКП образовательного учреждения № 142 Головин В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Аннотация программы учебной дисциплины «Основы строительного черчения» | 4 |
1.1. | Область применения программы | 4 |
1.2. | Место учебной дисциплины в структуре программы | 4 |
1.3. | Требование к результатам освоения учебной дисциплины | 4 |
1.4. | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины | 5 |
1.5. | Форма промежуточной аттестации | 5 |
2. | Содержание учебной дисциплины | 6 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины | 10 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение обучения | 10 |
3.2. | Информационное обеспечение обучения | 10 |
3.3. | Общие требования к организации образовательного процесса | 10 |
3.4. | Кадровое обеспечение образовательного процесса | 11 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 11 |
1. АННОТАЦИЯ К ПРОГРАММЕ
учебной дисциплины «основы
строительного черчения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 08.01.07 Мастер общестроительных работ, сроком обучения 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования. Входит в укрупненную группу профессий - 08.00.00 Техника и технологии строительства.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном обучении при подготовке работников в области строительства при наличии среднего (полного) общего образования. Возраст приема на работу - не моложе 18 лет. Пол не регламентирован. Медицинские ограничения регламентируются Перечнем медицинских противопоказаний Минздрава РФ. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу ППКРС СПО.
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения программы учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ.
знать:
требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства;
основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации;
виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ;
правила чтения технической и технологической документации;
виды производственной документации.
Вышеуказанные умения и знания должны сформировать у обучающихся профессиональные (ПК) и общие (ОК) компетенции:
Код | Наименование компетенции |
ПК 2.1. | Выполнять подготовительные работы при производстве бетонных и опалубочных работ. |
ПК 2.2. | Производить бетонные работы различной сложности. |
ПК 2.4. | Выполнять ремонт бетонных и железобетонных конструкций. |
ПК 3.1. | Выполнять подготовительные работы при производстве каменных работ. |
ПК 3.2. | Производить общие каменные работы различной сложности. |
ПК 3.3. | Выполнять сложные архитектурные элементы из кирпича и камня. |
ПК 3.4. | Выполнять монтажные работы при возведении кирпичных зданий. |
ПК 3.7. | Выполнять ремонт каменных конструкций. |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. |
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки – 54 часов в том числе:
самостоятельной работы обучающихся – 18 часов;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 36 часов, в том числе:
в форме практической подготовки – 6 часов
1.5. Форма промежуточной аттестации
Дифференцированный зачёт
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Тема 1. Основные правила оформления чертежей. | Теоретические занятия: 1. Стандарты. Форматы. 2. Основная надпись. Линии чертежа. 3. Шрифты чертежные. Масштабы. 4. Основные сведения о нанесении размеров. | 4 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 3.1. |
Практическое занятие: 1. Линии чертежа. Шрифт. 2. Выполнение чертежа детали (по выбору преподавателя) на листе формата А 4 с нанесением размеров. | 2 | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 3.1. |
Самостоятельная работа: Области применения графики. Единая система конструкторской документации (ЕСКД). | 2 | | |
Тема 2. Геометрические построения и аксонометрические проекции. | Теоретические занятия: 1. Построение параллельных прямых, взаимно-перпендикулярных прямых, углов 2. Деление окружности на равные части. 3. Последовательность выполнения сопряжения. Поверхности вращения. 4. Аксонометрические проекции. 5. Общие сведения о проецировании. 6. Центральное и параллельное проецирование. 7. Построение прямоугольных проекций предмета. | 7 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 3.1. |
Самостоятельная работа: Чертежные материалы. Нахождение проекций точек, линий и поверхностей на чертеже предмета. Построение третьего вида по двум заданным. Поверхности вращения. | 4 | | |
Тема 3. Изображения: виды, разрезы, сечения. | Теоретические занятия: 1. Основные и дополнительные виды сечения. 2. Разрезы. Условности и упрощения. | 2 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 |
Самостоятельная работа: Графические обозначения материалов и правила их нанесения на чертежах. | 1 | | |
Тема 4. Рабочий чертеж, эскиз детали. | Теоретические занятия: 1. Изображение деталей на машиностроительных чертежах. 2. Нанесение размеров и предельных отклонений. 3. Назначение и порядок выполнения эскизов. 4. Технический рисунок. 5. Отличие технического рисунка от аксонометрической проекции. | 5 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 |
Практическое занятие: 1. Выполнение рабочего чертежа «Вала». | 1 | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 3.1. |
Самостоятельная работа: Правила выполнения эскизов и чертежей технических деталей. Состав технической документации. Нанесение на чертежах обозначений покрытий термической и других видов обработки. Задание размеров для сопряженных поверхностей. | 4 | | |
Тема 5. Правила выполнения чертежей деталей и соединений. | Теоретические занятия: 1. Крепежные изделия. 2. Неразъемные соединения. | 2 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 3.4. |
Практическое занятие: 1. Выполнение рабочего чертежа болтового соединения. | 1 | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 3.1. |
Самостоятельная работа: 1. Стандартные крепежные детали с резьбой и их элементы. | 1 | | |
Тема 6. Чертежи общего вида и деталирование. | Теоретические занятия: 1. Общие требования. 2. Деталирование. | 2 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 |
Практическое занятие: 1. Выполнение сборочного чертежа по рабочим чертежам деталей. | 1 | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 3.1. |
Самостоятельная работа: Содержание и спецификация сборочного чертежа. | 1 | | |
Тема 7. Графическое оформление и чтение строительных чертежей. | Теоретические занятия: Проектирование зданий и сооружений. Документация и стандартизация в строительном проектировании. Комплекты чертежей в проекте строительного объекта. Использование стандартов графического оформления в строительных чертежах. Маркировка, масштабы на строительных чертежах. Условные графические обозначения строительных материалов, их изображения в совокупности с конструкциями, элементами, деталями. Сопровождающие тексты, таблицы, выноски, ссылки, примечания. Архитектурно-строительные чертежи: назначение, состав проекционных изображений, специфика метрических характеристик, условные графические обозначения. | 7 | 1 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 2.2., ПК 2.4.,ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3., |
Практическое занятие: 1. Чертеж кирпичной кладки цоколя с облицовкой природным камнем. | 1 | 2 | ОК 01,ОК 02, ОК 09,ОК 10 ПК 2.1.,ПК 2.2., ПК 2.4.,ПК 3.1., ПК 3.2., ПК 3.3., ПК 3.4., ПК 3.7. |
Самостоятельная работа: Особенности архитектурно-строительной графики. Чертежи генеральных планов. Планы зданий. 4. Схемы. Классификация схем. 5. Общие сведения о чертежах санитарно -технических систем. | 5 | | |
Дифференцированный зачет. | 1 | 3 | |
Теоретических занятий | 30 | | |
Практических занятий | 6 |
Дифференцированный зачет | 1 | | |
Итого обязательной нагрузки | 36 | | |
Самостоятельная работа | 18 | | |
Всего: | 54 |
Примечание к таблице:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение обучения
Реализация программы модуля предполагает наличие кабинета теоретического обучения (возможно: техническое черчение, основы технической механики и слесарных работ).
Техническое черчение:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
компьютер (для преподавателя);
принтер;
цифровой видео проектор, экран, ноутбук,;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Буланже Г.В. Инженерная графика: учебник/ Г.В.Буланже и др. - Москва: Инфра-М,2022 - ISBN 978-5-16-014817-5
Исаев И.А. Инженерная графика. Рабочая тетрадь/учебное пособие/И.А.Исаев - 3 изд. - Москва: Форум, 2021 - ISBN 978-5-00091-477-9
Серга Г.В. Инженерная графика: учебник/ Г.В.Серга и др.- Москва: Инфра-М, 2021 - ISBN 978-5-16-015545-6
Березина Н.А Инженерная графика: (СПО) учебное пособие/Н.А. Березина - Москва: КноРус, 2021- ISBN 978-5-406-07398-8
Чекмарев А.А. Инженерная графика: (СПО) учебное пособие/Чекмарев А.А., Осипов В.К. - Москва: КноРус, 2021- ISBN 978-5-406-07284-4
Чумаченко Г.В. Техническое черчение: (СПО) учебник/Чумаченко Г.В. - Москва: КноРус, 2021- ISBN 978-5-406-08313-0
Раклов В.П. Инженерная графика: учебник/Раклов В.П. и др., - 2 изд. - Москва: Инфра-М, 2020 - ISBN 978-5-16-015343-8
Павлова А.А. Техническое черчение: учебник/А.А. Павлова - Москва: Академия, 2020- ISBN 978-5-4468-9268-6
9. Бродский А.М. Инженерная графика (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования - 16-е изд., стер.- М.: Издательский центр
«Академия», 2020.- 400 с.
10. Бродский А.М. Практикум по инженерной графике: учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. Образования - 13-е изд., стер.- М.: Издательский центр
«Академия», 2019.- 192 с.
11. Полежаева Ю.О. Основы строительного черчения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.- 368 с.
12. Бродский А.М. Черчение (металлообработка): учебник для студ. учреждений сред. проф. образования - 14-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.- 400 с.
Интернет ресурсы.
Справочник конструктора машиностроителя - http://www.prugini-spb.ru
Разработка чертежей - http://www.greb.ru
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение учебной дисциплины сопровождается параллельным изучением профессионального цикла. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной (36 часов в неделю) и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Длительность урока теоретического обучения составляет 45 минут.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Квалификация педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по учебной дисциплине: наличие высшего профессионального образования, соответствующего профессии «Мастер общестроительных работ». Преподаватели учебных дисциплин проходят стажировку в профильных организациях и курсы повышения квалификации по педагогическому профилю не реже одного раза в 3 года.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, проверочных работ, тестирований, а также дифференцированного зачёта.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: | |
требования единой системы конструкторской документации и системы проектной документации для строительства; основные правила построения чертежей и схем, виды нормативно-технической документации; виды строительных чертежей, проектов, монтажных схем, схем производства работ; правила черчения технической и технологической документации; виды производственной документации. | Устный опрос, практические занятия, выполнение самостоятельной работы, дифференцированный зачёт «Отлично» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, умения сформированы, все предусмотренные программой учебные задания выполнены без ошибок. «Хорошо» - теоретическое содержание дисциплины освоено полностью, некоторые умения сформированы недостаточно, все предусмотренные программой учебные задания выполнены, некоторые виды заданий выполнены с незначительными ошибками. «Удовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины освоено частично, необходимые умения работы с освоенным материалом в сформированы не полностью, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, но некоторые из выполненных заданий содержат ошибки. «Неудовлетворительно» - теоретическое содержание дисциплины не освоено, необходимые умения не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки. |
Умения: |
читать архитектурно-строительные чертежи, проекты, монтажные схемы, схемы производства работ. | Устный опрос, практические занятия, дифференцированный зачёт «Отлично» - практические работы выполнены самостоятельно и в установленный срок, ответы на контрольные вопросы без ошибок, отчетная документация заполнена без ошибок. |
| «Хорошо» - практические работы выполнены в установленный срок, при выполнении требовались консультации преподавателя, ответы на контрольные вопросы даны с незначительными неточностями, отчетная документация заполнена без ошибок. «Удовлетворительно» - практические работы не выполнены в установленный срок, имеются ошибки в расчетах, ответы на контрольные вопросы даны не полностью, отчетная документация заполнена с ошибками. «Неудовлетворительно» - практические работы не выполнены в установленный срок, ответы на контрольные не даны, отчетная документация не заполнена |