Муниципальное общеобразовательное учреждение – Лицей
г. Маркса Саратовской области
«Рассмотрено» Руководитель ШМО Шапкина М. А./___________/ Протокол № _1_ от «28» _августа_2019 г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР Маргулистова А.А./___________/ «30»_августа___2019_г. | «Утверждаю» Директор МОУ- Лицей г. Маркса С.А. Акимов /______________/ Приказ № _195-2_ от «30» _августа_2019 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету
русский язык
для 9 класса
Составитель РП
Колесова О. В., учитель
русского языка и литературы
г. Маркс
2019-2020
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы МОУ-Лицей г. Маркса Саратовской области, учебного плана МОУ – Лицей на 2019-2020 учебный год, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской (Рабочая программа. – Москва: Просвещение, 2011 год).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК Л.А. Тростенцовой и Т.А. Ладыженской): Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразоват. организаций/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. – М.: Просвещение, 2016.- 207 с., [4] л. ил.: ил.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, типы осложнений в предложении, различать обособления, объяснять правописание орфограмм, постановку пунктограмм, доказывать, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и так далее.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:
глобальном:социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром лингвистики;
приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере языкознания;
ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, воспитание культуры речи, интереса к русскому языку;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о русском языке
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, коммуникативными;
Метапредметном:овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;
умение работать с разными источниками: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках;
умение использовать орфограммы, пунктограммы, оформлять устные и письменные ответы, речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;
Предметном: выделение существенных признаков изучаемых объектов (отличительных признаков изучаемых языковых явлений);
классификация-определение принадлежности необходимых языковых явлений к тем или иным лингвистическим категориям;
объяснение роли языка в жизни людей;
различие языковых явлений, типов и видов речи;
сравнение языковых явлений, категорий;
овладение методам: наблюдение и описание.
В Рабочей программе курса нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на ступени основного общего образования:
воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры обучающихся;
совершенствование коммуникативных, речевых способностей.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени по программе Т.А. Ладыженской – 105 ч. По учебному плану МОУ - Лицей - 102 часа: тема «Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях» изучается в рамках темы «Понятие о сложносочинённом предложении», тема «Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении» - в рамках темы «Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении», тема «Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения» - в рамках темы «Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения», тема «Словообразование» - в рамках темы «Морфемика».
Программа рассчитана на 102 ч. в год (3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения предмета.
Личностные результаты обучения
воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
освоение социальных норм, правил поведения, социальных ролей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе деятельности разных видов;
формирование целостного мировоззрения;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
развитие эстетического сознания.
Метапредметные результаты обучения
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки;
смысловое чтение;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, учителем, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
умение создавать, применять и преобразовывать модели, схемы, знаки для решения учебных и познавательных задач.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные функции языка;
основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
основные нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Учащиеся должны уметь:
определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
3. Содержание программы
Раздел 1. Международное значение русского языка(1 ч.):Международное значение русского языка.Выборочное изложение по теме «В.И. Даль и его словарь».
Раздел 2. Повторение изученного в 5-8 классах (10 ч.):Устная и письменная речь. Монолог, диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Входной контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 8 классе». Анализ ошибок диктанта.
Раздел 3. Сложное предложение. Культура речи (7ч.): Понятие о сложном предложении. Сложные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Устное сообщение по теме «Прекрасным может быть любой уголок природы». Интонация сложного предложения. Повторение по теме «Сложное предложение». Контрольная работа по теме «Сложное предложение. Пунктуация». Анализ ошибок контрольной работы. Сочинение по репродукции картины Т. Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой».
Раздел 4. Сложносочинённые предложения (10ч.):Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. Устное сообщение на заданную тему. Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Повторение по теме «Сложносочинённые предложения и пунктуация». Контрольный диктант по теме «Пунктуация сложносочинённого предложения».
Раздел 5. Сложноподчинённые предложения(37 ч.):Анализ ошибок диктанта.Понятие о сложноподчинённом предложении. Отзыв о картине И. Тихого «Аисты». Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. Сочинение по теме «В чём проявляется доброта?» Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». Анализ ошибок работы.
Основные группы сложноподчинённых предложений):Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». Анализ ошибок работы. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, времени и места. Сложноподчинённые предложения с придаточными условия, уступки и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными. Повторение по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными». Анализ ошибок диктанта. Сочинение на основе картины по теме «Родина». Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Сообщение о псевдонимах известных людей. Доклад о значении толкового словаря.Сжатое изложение. Синтаксический и пунктуационный разборы сложноподчинённого предложения. Повторение по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Контрольная работа по теме «Основные группы сложноподчинённых предложений». Анализ ошибок работы. Сочинение-рассуждение по определенной теме.
Раздел 6. Бессоюзное сложное предложение (14 ч.):Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. Подробное изложение по теме «Что такое искусство?» Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Сочинение по картинеН. Ромадина «Село Хмелёвка» – рассказ или отзыв (на выбор). Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания». Анализ ошибок работы.
Раздел 7. Сложные предложения с различными видами связи (12 ч.):Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. Сжатое изложение. Публичная речь. Публичное выступление для родительского собрания по теме «Взрослые и мы». Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Проверочный диктант по теме «Сложные предложения с различными видами связи». Анализ ошибок диктанта.
Раздел 8. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (11 ч.):Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология. Синтаксис. Сжатое выборочное изложение по теме «Выбор пути». Отзыв-рецензия на фильм.Орфография и пунктуация. Сочинение на свободную тему. Итоговая работа за курс 9 класса. Анализ ошибок итоговой работы. Итоги курса русского языка в 9 классе.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | | |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 10 | 1 | 3 |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 7 | | 2 |
Сложносочиненные предложения | 10 | 1 | 2 |
Сложноподчиненные предложения | 37 | 2 | 10 |
Бессоюзные сложные предложения | 14 | 1 | 4 |
Сложные предложения с различными видами связи | 12 | 1 | 3 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 11 | 1 | 2 |
ИТОГО | 102 | 7 | 26 |
3. Календарно-тематическое планирование
(9 КЛАСС)
№ Урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока | Примечание |
9 А | 9 Б | |
План | Факт | План | факт |
1 | Международное значение русского языка | 1 | 3.09 | | 4.09 | | |
2 | Повторение изученного в 5 – 8 классах. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог | 1 | 5.09 | | 6.09 | | |
3 | Стили языка. | 1 | 6.09 | | 6.09 | | |
4 | Простое предложение и его грамматическая основа. | 1 | 10.09 | | 11.09 | | |
5- 6 | Предложения с обособленными членами. | 2 | 12.09 13.09 | | 13.09 13.09 | | |
7-8. | Обращения. Вводные слова и вставные конструкции. | 2 | 17.09 19.09 | | 18.09 20.09 | | |
9. | Входной мониторинг. Контрольная работа. | 1 | 20.09 | | 20.09 | | |
10-11 | Р/р. Обучение написанию сжатого изложения. | 2 | 24.09 26.09 | | 25.09 27.09 | | |
12 | Понятие о сложном предложении. | 1 | 27.09 | | 27.09 | | |
13-14 | Союзные и бессоюзные сложные предложения. | 2 | 1.10 3.10 | | 2.10 4.10 | | |
15- 16 | Сочинение в форме дневниковой записи (запись впечатления от картины Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве») | 2 | 4.10 15.10 | | 4.10 16.10 | | |
17 | Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения | 1 | 17.10 | | 18.10 | | |
18 | Знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. | 1 | 18.10 | | 18.10 | | |
19 | Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. | 1 | 22.10 | | 23.10 | | |
20 | Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. | 1 | 24.10. | | 25.10 | | |
21 | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. | 1 | 25.10 | | 25.10 | | |
22 | Сложносочиненные предложения с противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения | 1 | 29.10 | | 30.10 | | |
23-24 | Сочинение-рассуждение | 2 | 31.10 1.11 | | 1.11 1.11 | | |
25-26 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. Повторение. | 2 | 5.11 7.11 | | 6.11 8.11 | | |
27 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 8.11 | | 8.11 | | |
28 | Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками | 1 | 12.11 | | 13.11 | | |
29 | Понятие о сложноподчиненном предложении. | 1 | 14.11 | | 15.11 | | |
30 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | 1 | 15.11 | | 15.11 | | |
31-32 | Контрольное сочинение – рассуждение. | 2 | 26.11 28.11 | | 27.11 29.11 | | |
33 | Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. | 1 | 29.11 | | 29.11 | | |
34- 35 | Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | 2 | 3.12 5.12 | | 4.12 6.12 | | |
36- 37 | Контрольное сжатое изложение | 2 | 6.12 10.12 | | 6.12 11.12 | | |
38- 39 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 2 | 12.12 13.12 | | 13.12 13.12 | | |
40- 41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 2 | 17.12 19.12 | | 18.12 20.12 | | |
42- 43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени. | 2 | 20.12 24.12 | | 20.12 25.12 | | |
44 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия, условия. | 1 | 26.12 | | 27.12 | | |
45 | Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки и цели. | 1 | 27.12 | | 27.12 | | |
46- 47 | Комплексный анализ текста. | 2 | 31.12 2.01 | | 1.01 3.01 | | |
48- 49 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени и сравнительными. | 2 | 3.01 7.01 | | 3.01 8.01 | | |
50- 51 | Сочинение по данному началу (на основе картины В.П.Фельдмана «Родина» (упр.166) | 2 | 9.01 10.01 | | 10.01 10.01 | | |
52- 53. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в них. | 2 | 14.01 16.01 | | 15.01 17.01 | | |
54- 55 | Происхождение псевдонимов (на основе рассказа Тэффи «Псевдоним» (упр.175) | 2 | 17.01 21.01 | | 17.01 22.01 | | |
56 57 | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. Пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | 2 | 23.01 24.01 | | 24.01 24.01 | | |
58- 59 | Комплексный анализ текста | 2 | 28.01 30.01 | | 29.01 31.01 | | |
60- 61 | Изложение сжатое | 2 | 31.01 | | 31.01 5.02 | | |
62- 63 | Повторение по теме «СПП». | 2 | 4.02 6.02 | | 7.02 7.02 | | |
64 | Контрольное тестирование по теме «СПП» | 1 | 7.02 | | 12.02 | | |
65 | Работа над ошибками в диктанте | 1 | 11.02 | | 14.02 | | |
66 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 13.02 | | 14.02 | | |
67 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 14.02 | | 26.02 | | |
68-69 | Подробное изложение с дополнительным заданием (упр.192) | 2 | 25.02 27.02 | | 28.02 28.02 | | |
70 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, | 1 | 28.02 | | 4.03 | | |
71 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. | 1 | 3.03 | | 6.03 | | |
72- 73 | Сочинение-отзыв по картине Н.М.Ромадина «Село Хмелевка» (из серии «Волга-русская река») | 2 | 5.03 6.03 | | 6.03 11.03 | | |
74- 75 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение. | 2 | 10.03 12.03 | | 13.03 13.03 | | |
76- 77 | Комплексный анализ текста | 2 | 13.03 17.03 | | 18.03 20.03 | | |
78 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «БСП». | 1 | 19.03 | | 20.03 | | |
79 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | 20.03 | | 25.03 | | |
80 | Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях . | 1 | 24.03 | | 27.03 | | |
81- 82 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. | 2 | 26.03 27.03 | | 27.03 1.04 | | |
83-84 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. | 2 | 31.03 2.04 | | 3.04 3.04 | | |
85- 86 | Сжатое изложение | 2 | 3.04 14.04 | | 15.04 17.04 | | |
87 | Публичная речь. | 1 | 16.04 | | 17.04 | | |
88-89 | Повторение изученного по теме «СП с различными видами связи» | 2 | 17.04 21.04 | | 22.04 24.04 | | |
90 | Комплексный анализ текста | 1 | 23.04 | | 24.04 | | |
91 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 24.04 | | 29.04 | | |
92 | Фонетика и графика. | 1 | 28.04 | | 1.05 | | |
93 | Лексикология и фразеология. | 1 | 30.04 | | 1.05 | | |
94 | Морфемика и словообразование | 1 | 5.05 | | 6.05 | | |
95-96 | Морфология. | 2 | 7.05 8.05 | | 8.05 8.05 | | |
97 | Синтаксис | 1 | 12.05 | | 13.05 | | |
98- 99 | Сочинение – рассуждение. | 2 | 14.0515.05 | | 15.05 15.05 | | |
100 | Орфография. Пунктуация. | 1 | 19.05 | | 20.05 | | |
101 | Итоговый мониторинг. | 1 | 21.05 | | 22.05 | | |
102 | Резервный урок | 1 | 22.05 | | 22.05 | | |