Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Ракитовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/__________/ Протокол ____ от «____» ________ ____ | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/Гутникова Е.А./ «____» ___________ _2015 г. | «Утверждено» Директор МКОУ _________ /Макамеджанов М.П./ Приказ № ____ от «___» __________ 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
( 35 часа)
7 класс
Составитель: Лопина Елена Александровна,
учитель Изобразительного искусства.
с.Ракиты 2015 год
Содержание рабочей программы.
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся.
6. Критерии оценивания по предмету.
7. Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ.
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
9. Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка.
Рабочая программа по « Изобразительному искусству» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования, примерной программы по изобразительному искусству, авторской учебной программы «Изобразительное искусство », разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б.М.Неменского (35 часов).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.
«Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Основные принципы программы:
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру
Принцип «от жизни через искусство к жизни»
Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.
Принцип единства восприятия и созидания.
Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.
Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.
Формы и методы организации учебного процесса.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат, экскурсия, выездное занятие, деловая игра, диспут, «круглый стол», конференция.
Методы проведения занятий: средства наглядности, занятие по методике самообразования, проблемное обучение, практическое задание, проблемное задание, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, полемика.
Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:
методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение сайтов по искусству, поиск специальной литературы и необходимой информации по ИЗО);
методика использования метода проектов на занятиях по искусству с применением средств Microsoft Office.
методика использования творческих заданий на занятиях искусства с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фотоколлажа и т. д.);
методика организации компьютерного практикума на занятиях искусства (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
Раздел II. Учебно-тематический план.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание | Кол-во часов |
Изображение фигуры человека и образ человека | 8 |
Поэзия повседневности | 7 |
Великие темы жизни | 12 |
Реальность жизни и художественный образ | 8 |
Всего | 35 |
Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)
Изображение фигуры человека в истории искусства (1 час)
Человек – главная тема в искусстве. искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в разные исторические эпохи.
Беседа с показом репродукций и фото.
Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.
Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации (1 час).
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Схема движения фигуры человека.
Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы».
Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена) (2 часа).
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.
Лепка фигуры человека в движении
«Великие скульпторы». (1 час)
Скульптура, памятник как виды искусства. Скульптурное изображение в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 века.
Изображение фигуры с использованием таблицы (1 час)
Пропорции и приемы выполнения фигуры человека. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Выполнение рисунка фигуры мальчика.
Набросок фигуры человека с натуры. (1 час)
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Наброски фигуры человека с натуры (товарищ по классу).
Человек и его профессия. Выставка работ: «Моя будущая профессия» (1 час).
Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа.
Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».
Поэзия повседневности (7 часов)
Тематическая (сюжетная) картина (1 час).
Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.
Беседа с показом репродукций.
Жизнь каждого дня –большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»? (1 час).
Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)
Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.
Голландия 17 века, расцвет бытового жанра. Изображение бытовых сцен выделилось в самостоятельный жанр искусства. Вермеер Дельфтский (1632 – 1678) – голландский живописец, творчество которого раскрывает поэзию и красоту повседневного быта.
Беседа с показом репродукций. Выполнение композиции на бытовую тему.
«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Васнецов и П. Федотов (1 часа).
Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.
Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.
«Передвижники»(1 час).
Биографии художников бытового жанра века. Ценности личного видения бытовых сцен. Биография П.М. Третьякова. Движение передвижников.
Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.
Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» (1 час).
Меценатство в России. Третьяковская галерея – крупнейший в мире музей русского искусства.
Просмотр фильма. Выполнение заданий по фильму.
Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» (2 часа)
Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)
Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.
Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.
Великие темы жизни (12 часов)
Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова(1 час).
Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества. Биография художника.
Ценности личного видения исторических событий. Художник – выразитель чувств и мыслей своего времени. Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.
Беседа с показом репродукций
Сложный мир исторической картины (2 часа).
В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы. В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношения художника к разным явлениям жизни.
История возникновения графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.
Беседа с показом репродукций картин. Выполнение отпечатков с клише по теме: «Нет войне», «Память» и др..
Зрительские умения и их значение для современного человека (1 час)
Особый язык искусства и средства его выразительности. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Уровень ценностных представлений художника с мире в целом, о связи явлений и т. д.
Беседа с показом репродукций картин. Эсее на тему «О чем мне рассказал художник».
Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1 час)
История создания и художественный замысел великой картины.
Просмотр картины и беседа по картине.
Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки(1 час).
Отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра. Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев. Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи.
Выполнение рисунков сказочных и былинных героев..
Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына)(1 час).
Вечные темы в искусстве. Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия. Библейские темы в период Возрождения, XVIII-XIX века. Одна тема библии у разных художников.
Эскиз на библейский сюжет «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество» и др.
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (1 час)
Художественные музеи и их типы. Историческое значение музейного искусства. Монументальное и станковое искусство. Знаменитые музеи России.
Заполнение таблицы.
Эрмитаж-сокровищница мировой культуры (1 час)
Залы музеи и их названия. Великие произведения великих мастеров в одном музее.
Выполнение заданий по просмотру фильма.
Художественные музеи моего края (1 час)
Художественные музеи родного Алтайского края края. Творчество Алтайских художников.
Викторина по музеям Алтайского края.
Знакомые картины и художники. (2 час)
Занимательный материал по изобразительному искусству. Обобщающие понятия изученного. Итог четверти.
Решение кроссвордов на заданную тему.
Реальность жизни и художественный образ (8 часов)
Плакат и его виды. Шрифты (4 часа):
Плакат как особый вид графики. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда). Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Ведущие мастера плаката.
Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).
Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. (4 часа):
Отличие книжной графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Отличие книг и альбомов по искусству от других изданий. (1 час)
Обложка(1 час).
Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Обложка и иллюстрация, обложка и плакат. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.
Титул(1 час).
Титул книги – ее визитная карточка. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. Виды титулов (контртитул, разворотный титул, шмуцтитул), где, в каких книгах они встречаются; средства выразительности титула, стилевое единство всех компонентов книги.
Шрифт(2 часа).
Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Размер буквицы, промежутки и соединения букв. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа (с иллюстрацией) в макете. Буквица, ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления. Экслибрис
Экслибрис – из книги. Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса. Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я. Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.
Изготовление из бумаги книги по искусству. Изготовление экслибриса для книги по искусству.
Оформление выставки детских работ.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);
- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;
- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;
- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.
Учащиеся должны уметь:
-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;
- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.
Приложение №15
К 3.6.15.Положению
о системе, критериях, оценивании знаний, умений и навыков учащихся при текущей и промежуточной аттестации
Критерии оценивания по ИЗО
(разработаны и приняты на заседании МО учителей начальных классов – протокол №6 от 22.08.2015г, на основании методических рекомендаций АКИПКРО С.Н.Кучера «Промежуточная аттестация обучающихся начального, основного, среднего ( полного) общего образования» от 2011 года)
Практическая деятельность:
Отметка "5"
учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
верно решает композицию рисунка, т.е. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Отметка "4"
учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Отметка "3"
Отметка "2"
Устный опрос:
Оценка «5» ставится, если учащийся:
Полностью освоил учебный материал;
Умеет изложить его своими словами;
Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
В основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
Не усвоил существенную часть учебного материала;
Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
Слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
Почти не усвоил учебный материал;
Не может изложить его своими словами;
Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
Не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ.
Оказание помощи ученику, испытывающему трудности на уроке |
Этапы урока | Формы, методы и средства работы с детьми |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости |
Этапы урока | Формы, методы и средства работы с детьми |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Календарндарно-тематическое планирование.
7 КЛАСС
1 ЧЕТВЕРТЬ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека»
Календарь | Тема урока | Оборудование | Характеристика деятельности | Планируемые результаты | Кол-во часов | Формы и методы |
Сентябрь | Изображение фигуры человека в истории искусств. | Фото, репродукции с изображением человека в живописи, графике, скульптуре. | Беседа с показом репродукций и фото. Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп. Мини-сочинение или эссе на тему «Красота – это…» | Знать представление людей разных эпох о красоте человека. Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях. | 1(1) | Урок изучения нового материала |
| Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации | Ф. А4, карандаш | Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы». Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека. | Знать о том, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека, способы зарисовки фигуры человека (модуль) и уметь им пользоваться. | 2(1) | Урок изучения нового материала |
Октябрь | Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена) | Пластилин, стек | Лепка фигуры человека | Знать схематическое строение человека. Уметь изготовить пропорциональную скульптуру из пластилина. | 3,4(2) | Урок изучения нового материала |
| Великие скульпторы | Пластилин, стек, подставка | Беседа с показом репродукций и фото. Выполнение скульптурной группы на тему из жизни человека: « Прогулка», «Моя собака», «Отдых в парке» | Знать творчество великих скульпторов. Уметь различать работы современных и древних скульпторов. | 5(1) | Урок изучения нового материала |
| Изображение фигуры с использованием таблицы | Ф.А4, карандаши | Выполнение рисунка фигуры девочки | Уметь изобразить фигуру человека с опорой на методическую таблицу. | 6(1) | Урок изучения нового материала |
Ноябрь | Набросок фигуры человека с натуры | Ф.А4, карандаши | Наброски с натуры одетой фигуры человека – наброски одноклассников в разных движениях | Уметь изобразить фигуру человека в движении с натуры | 7(1) | .Урок повторения и закрепления знаний |
| Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия | Ф. А4, гуашь, кисти, палитра | Выполнить изображение человека, занятого профессией (делом) | Уметь анализировать выполненную композицию. | 8(1) | Урок повторения и закрепления знаний |
Итого: 8 часов
7 КЛАСС
2 ЧЕТВЕРТЬ
Тема: «Поэзия повседневности»
Календарь | Тема урока | Оборудование | Характеристика деятельности. | Планируемые результаты | Кол-во часов | Формы и методы |
| Тематическая (сюжетная) картина | Ф. А4, гуашь, кисти, палитра | Беседа с показом репродукций. Работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом «Завтрак», «Ужин», «Ожидание» | Иметь представление о тематической картине и ее видах. Знать особенности жанров бытовой и и исторической картин, ярких представителей этих жанров. | 9(1) | Урок изучения нового материала |
| Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | Ф. А4, гуашь, кисти, палитра; графические материалы | Беседа с показом репродукций. Создание композиции жизнь моей семьи : «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» | Иметь представление о тематической картине и ее видах. Знать особенности жанров бытовой и и исторической картин, ярких представителей этих жанров. | 10(1) | Урок изучения нового материала |
Декабрь | Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России А.Веницианов и П.Федотов | Ф. А4, гуашь, кисти, палитра; графические материалы | Беседа с показом репродукций Создание композиции жизнь людей на моей улице: «Продавцы цветов», «Во дворе», «На бульваре» | Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Уметь последовательно работать над композицией. | 11(1) | Урок изучения нового материала |
| Передвижники | Ф.А4, гуашь, кисти, палитра | Беседа с показом репродукций | Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства. Уметь последовательно работать над композицией. | 12(1) | Урок-беседа |
| Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» | | Просмотр фильма. Выполнение заданий | | 13(1) | Урок изучения нового материала |
| Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» | Ф.А4, гуашь, кисти, палитра | Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины. Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др. | Уметь изобразить жизнь человека каждого дня. | 14,15(2) | Урок изучения нового материала |
Итого: 7 часов
7 КЛАСС
3 ЧЕТВЕРТЬ
Тема: «Великие темы жизни»
Календарь | Тема урока | Оборудование | Характеристика деятельности | Планируемые результаты | Кол-во часов | Формы и методы |
Январь | Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова | Ф.А4, гуашь, кисти, палитра | Беседа с показом репродукций. Выполнение эскиза на историческую тему | Знать известные картины В.И.Сурикова, подробности их написания. Уметь отличать картины В.И Сурикова от картин других художников | 16(1) | Урок изучения нового материала |
| Сложный мир исторической картины | Ф.А4,А3 гуашь, кисти, палитра | Создание живописной работы посвященной, страницам истории 1 урок - Выполнение эскиза, сбор материала по теме. Колористическое построение пространства композиции 2 урок. – Работа над завершением картины. Выставка работ. | Уметь анализировать содержание картины.- | 17,18(2) | Урок изучения нового материала |
Февраль | Зрительские умения, и их значение для современного человека | | Беседа с показом репродукций. эссе на тему «О чем мне рассказал художник» | Уметь пользоваться схемой разбора художественного произведения, высказывать свое мнение по поводу этого произведения | 19(1) | Урок изучения нового материала |
| Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины | Ф.А4, гуашь, кисти, палитра | Тематическая беседа с использованием искусствоведческого материала. | Знать сюжеты, особенности жанров. Уметь различать эти жанры. Знать современные направления искусства | 20(1) | Урок изучения нового материала |
| Сказочно – былинный жанр. Волшебный мир сказки | Ф.А4, гуашь, кисти, палитра | Выполнение иллюстраций былин, сказок. Создание композиции «Герои сказочного города» | Иметь представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В.Васнецова | 21(1) | Урок путешествие |
| Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына» | Ф.А4, гуашь, кисти, палитра | Создание композиции по сюжету картины. | Знать особенности библейской темы и ярких ее представителей. Уметь найти справочную литературу и воспользоваться ею для подготовки сообщения по теме. | 22(1) | Урок - беседа |
Март | «Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре» | | Беседа о музеях мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музе в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке | Знать сюжеты, особенности жанров. Уметь различать эти жанры. Знать современные направления искусства | 23(1) | Урок изучения нового материала |
| Эрмитаж-сокровищница мировой культуры | | Выполнение заданий по просмотру фильма. | Знать крупнейшие музеи мира и России | 24(1) | Урок изучения нового материала |
| Художественные музеи моего края. | | Викторина по музеям Алтайского края. | Знать крупнейшие музеи мира и России | 25(1) | |
| Знакомые картины и художники | | Викторина «Знаешь ли ты изобразительное искусство | Уметь пользоваться схемой разбора художественного произведения, высказывать свое мнение по поводу этого произведения | 26,27(2) | Обобщающий урок - викторина |
Итого: 12 часов
7 КЛАСС
4 ЧЕТВЕРТЬ
Тема: «Человек в зеркале дизайна»
Календарь | Название темы | Оборудование | Характеристика деятельности. | Планируемые результаты | Кол-во часов | Формы и методы |
Апрель | Плакат и его виды. Шрифты | Ф. А4, акварель, гелиевые ручки, кисти, палитра | 1 урок.Беседа.Наброски плакатов.2 урок.Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»). Выполнение серии плакатов: «О вредных привычках» «Героик –патриотическую тему» | Знать виды шрифтов, особенности его образного языка. Уметь подобрать шрифт к выбранному сюжету. | 28-31(4) | Урок изучения нового материала |
Май | Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. | Ф. А4, гуашь, палитра, кисти | 1 урок. Беседа с показом. 2-4 урок. Изготовление из бумаги книги по искусству. Выполнение обложки и титульного листа своей книги. | Знать основные элементы книги. Иметь понятии е об искусстве иллюстрации | 32-34(3) | Урок изучения нового материала |
| «Многообразие форм полиграфического дизайна» | Ф. А4. фломастеры, гелиевые ручки. | Создание эскиза фирменного знака, визитной карточки | Знать многообразие форм полиграфического дизайна. | 35(1) | Урок изучения нового материала |
Итого: 8 часов
Всего за год 35 часа