СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» ( 35 часа) 7 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по « Изобразительному искусству» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования,  примерной программы по изобразительному искусству, авторской учебной программы «Изобразительное искусство », разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б.М.Неменского (35 часов).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» ( 35 часа) 7 класс»



Муниципальное казенное образовательное учреждение

 «Ракитовская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________/__________/

Протокол ____ от

«____» ________ ____

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________/Гутникова Е.А./ 

«____» ___________ _2015 г.

«Утверждено»

Директор  МКОУ

_________     /Макамеджанов М.П./

Приказ № ____ от

«___»  __________   2015г.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

( 35 часа)

7 класс 

Составитель: Лопина Елена Александровна,

 учитель  Изобразительного искусства.

с.Ракиты 2015 год



Содержание рабочей программы.

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Учебно-тематический план

4. Содержание тем учебного курса.

5. Требования к уровню подготовки учащихся.

6. Критерии оценивания по предмету.

7. Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ. 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

9. Календарно-тематическое планирование















Пояснительная записка.

Рабочая программа по « Изобразительному искусству» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования, примерной программы по изобразительному искусству, авторской учебной программы «Изобразительное искусство », разработанной под руководством и редакцией народного художника России Б.М.Неменского (35 часов).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом.

«Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.



























Формы и методы организации учебного процесса.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.

Формы проведения занятий: лекция-диалог, проблемная лекция, консультация, собеседование, реферат, экскурсия, выездное занятие, деловая игра, диспут, «круглый стол», конференция.

Методы проведения занятий: средства наглядности, занятие по методике самообразования, проблемное обучение, практическое задание, проблемное задание, анализ конкретных ситуаций, диалог, дискуссия, полемика.

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:

  • методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение сайтов по искусству, поиск специальной литературы и необходимой информации по ИЗО);

  • методика использования метода проектов на занятиях по искусству с применением средств Microsoft Office.

  • методика использования творческих заданий на занятиях искусства с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фотоколлажа и т. д.);

  • методика организации компьютерного практикума на занятиях искусства (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);




Раздел II. Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Изображение фигуры человека и образ человека

8

Поэзия повседневности

7

Великие темы жизни

12

Реальность жизни и художественный образ

8

Всего

35

Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).



Раздел III. Содержание тем учебного курса.



Изображение фигуры человека и образ человека (8 часов)

Изображение фигуры человека в истории искусства (1 час)

Человек – главная тема в искусстве. искусство в художественных образах отражает представления людей о красоте человека в разные исторические эпохи.

Беседа с показом репродукций и фото.

Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации (1 час).

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схема движения фигуры человека.

Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет», «Фигуристы».

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена) (2 часа).

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека.

Лепка фигуры человека в движении

«Великие скульпторы». (1 час)

Скульптура, памятник как виды искусства. Скульптурное изображение в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца 19 – начала 20 века.

Изображение фигуры с использованием таблицы (1 час)

Пропорции и приемы выполнения фигуры человека. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Выполнение рисунка фигуры мальчика.

Набросок фигуры человека с натуры. (1 час)

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Наброски фигуры человека с натуры (товарищ по классу).

Человек и его профессия. Выставка работ: «Моя будущая профессия» (1 час).

Человек и его профессия. Человек и окружающая среда. Композиция, колорит, аксессуары, характер позы как средства раскрытия задуманного образа.

Эскиз к композиции: «Моя будущая профессия».


Поэзия повседневности (7 часов)

Тематическая (сюжетная) картина (1 час).

Каждый день, прожитый человеком, оставляет в его душе след. Из обычных дней складывается жизненный опыт людей, поэтому даже незаметные будни представляют для каждого человека ценность. В чем же красота этой жизни? Картина – взгляд художника на мир, она отражает связь человека с миром, отношение автора к действительности. Процесс создания картины.

Беседа с показом репродукций.

Жизнь каждого дня –большая тема в искусстве. Что я знаю о «малых голландцах»? (1 час).

Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Голландия 17 века, расцвет бытового жанра. Изображение бытовых сцен выделилось в самостоятельный жанр искусства. Вермеер Дельфтский (1632 – 1678) – голландский живописец, творчество которого раскрывает поэзию и красоту повседневного быта.

Беседа с показом репродукций. Выполнение композиции на бытовую тему.

«Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Васнецов и П. Федотов (1 часа).

Биографии художников. Их творчество. Профессия художника – огромный труд, полностью поглощающий его. Ценности личного видения бытовых сцен.

Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.

«Передвижники»(1 час).

Биографии художников бытового жанра  века. Ценности личного видения бытовых сцен. Биография П.М. Третьякова. Движение передвижников.

Беседа о творчестве художников с показом репродукций картин.

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея» (1 час).

Меценатство в России. Третьяковская галерея – крупнейший в мире музей русского искусства.

Просмотр фильма. Выполнение заданий по фильму.

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи» (2 часа)

Роль сюжета а решении образа. Его отличие от темы и содержания. Картина – итог длительных размышлений и наблюдений художника. Эскиз и сбор материала – две стороны процесса поиска образа картины. Роль живописно - пластических средств в решении образа ( композиция, ритм, свет, форма, цвет и т. д.)

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.


Великие темы жизни (12 часов)

Историческая тема в искусстве. Творчество В. И. Сурикова(1 час).

Личность художника, его отношение к жизни, круг его интересов, основные проблемы его творчества. Биография художника.

Ценности личного видения исторических событий. Художник – выразитель чувств и мыслей своего времени. Труд художника тяжелый, труд и физический, и интеллектуальный.

Беседа с показом репродукций

Сложный мир исторической картины (2 часа).

В искусстве отражается борьба разных представлений о добре и зле, о прекрасном и безобразном. Станковое искусство – раздумье художника, поиск ответа на поставленные жизнью проблемы. В любом произведении искусства главное – чувства, мысли, переживания и отношения художника к разным явлениям жизни.

История возникновения графических серий. Графические серии – форма активного вхождения художника в жизнь, его протест против несправедливости, насилия, угнетения.

Беседа с показом репродукций картин. Выполнение отпечатков с клише по теме: «Нет войне», «Память» и др..

Зрительские умения и их значение для современного человека (1 час)

Особый язык искусства и средства его выразительности. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Уровень ценностных представлений художника с мире в целом, о связи явлений и т. д.

Беседа с показом репродукций картин. Эсее на тему «О чем мне рассказал художник».

Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1 час)

История создания и художественный замысел великой картины.

Просмотр картины и беседа по картине.

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки(1 час).

Отличительные признаки исторического жанра от других. Портрет, натюрморт, пейзаж - элементы исторического жанра. Знакомство с понятием «былина», собирательный образ героев. Выражение идеи, замысел, эскизов. Обсуждение идеи замысла, эскизов, развитие идеи.

Выполнение рисунков сказочных и былинных героев..

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына)(1 час).

Вечные темы в искусстве. Познакомить с понятием – библейский сюжет, библия. Библейские темы в период Возрождения, XVIII-XIX века. Одна тема библии у разных художников.

Эскиз на библейский сюжет «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество» и др.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре (1 час)

Художественные музеи и их типы. Историческое значение музейного искусства. Монументальное и станковое искусство. Знаменитые музеи России.

Заполнение таблицы.

Эрмитаж-сокровищница мировой культуры (1 час)

Залы музеи и их названия. Великие произведения великих мастеров в одном музее.

Выполнение заданий по просмотру фильма.

Художественные музеи моего края (1 час)

Художественные музеи родного Алтайского края края. Творчество Алтайских художников.

Викторина по музеям Алтайского края.

Знакомые картины и художники. (2 час)

Занимательный материал по изобразительному искусству. Обобщающие понятия изученного. Итог четверти.

Решение кроссвордов на заданную тему.

Реальность жизни и художественный образ (8 часов)

Плакат и его виды. Шрифты (4 часа):

Плакат как особый вид графики. Его специфика и отличие от станковой и книжной графики. Специфика образного языка плаката: ясность, лаконичность образа, броскость, декоративность (смысл плаката должен быть понятен с первого взгляда). Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Ведущие мастера плаката.

Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. (4 часа):

Отличие книжной графики от других видов графики. Выдающиеся мастера книжной графики. Отличие книг и альбомов по искусству от других изданий. (1 час)

Обложка(1 час).

Особая смысловая нагрузка обложки и суперобложки. Средства выразительности обложки: лаконичность, декоративность. Обложка и иллюстрация, обложка и плакат. Роль шрифта на обложке и его взаимосвязь с изображением.

Титул(1 час).

Титул книги – ее визитная карточка. Отличие титула от обложки и других компонентов книги. Виды титулов (контртитул, разворотный титул, шмуцтитул), где, в каких книгах они встречаются; средства выразительности титула, стилевое единство всех компонентов книги.

Шрифт(2 часа).

Шрифт и буквица. Место шрифта и буквицы в оформлении книги. Размер буквицы, промежутки и соединения букв. Взаимосвязь шрифта с общим решением листа (с иллюстрацией) в макете. Буквица, ее роль, расположение на листе, связь с общим замыслом оформления. Экслибрис

Экслибрис – из книги. Знакомство с экслибрисом, назначение экслибриса. Экслибрис – знак владельца книги, выражение своего – Я. Развитие навыков работы в различных техниках. Выражение своих интересов через рисунок.

Изготовление из бумаги книги по искусству. Изготовление экслибриса для книги по искусству.

Оформление выставки детских работ.



Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.



Учащиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а, следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытии и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

- о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины 19-20 столетий.



Учащиеся должны уметь:

-связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;

- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;

- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, её движение и характер;

- изображать пространство с учетом наблюдательной перспективы;

- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;

- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;

- вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве.




Приложение №15

К 3.6.15.Положению

о системе, критериях, оценивании знаний, умений и навыков учащихся при текущей и промежуточной аттестации


Критерии оценивания по ИЗО

(разработаны и приняты на заседании МО учителей начальных классов – протокол №6 от 22.08.2015г, на основании методических рекомендаций АКИПКРО С.Н.Кучера «Промежуточная аттестация обучающихся начального, основного, среднего ( полного) общего образования» от 2011 года)

Практическая деятельность:

Отметка "5"

  • учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

  • правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

  • верно решает композицию рисунка, т.е. Гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Отметка "4"

  • учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

  • умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Отметка "3"

  • учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

  • допускает неточность в изложении изученного материала.

Отметка "2"

  • учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

  • не справляется с поставленной целью урока.

Устный опрос:

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • Полностью освоил учебный материал;

  • Умеет изложить его своими словами;

  • Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • В основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • Подтверждает ответ конкретными примерами;

  • Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся:

  • Не усвоил существенную часть учебного материала;

  • Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • Слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся:

  • Почти не усвоил учебный материал;

  • Не может изложить его своими словами;

  • Не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • Не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.










Формы, методы и средства работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ. 

Оказание помощи ученику, испытывающему трудности на уроке

Этапы урока

Формы, методы и средства работы с детьми

Контроль подготовленности учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложение учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

Изложение нового материала

Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления

Организация самостоятельной работы вне класса

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий



Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Формы, методы и средства работы с детьми

Контроль подготовленности учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания

Изложение нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Самостоятельная работа учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах  и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль

Организация самостоятельной работы вне класса

Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
























Календарндарно-тематическое планирование.

7 КЛАСС

1 ЧЕТВЕРТЬ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Тема: «Изображение фигуры человека и образ человека»

Календарь

Тема урока

Оборудование

Характеристика деятельности

Планируемые результаты

Кол-во часов

Формы и методы

Сентябрь

Изображение фигуры человека в истории искусств.

Фото, репродукции с изображением человека в живописи, графике, скульптуре.

Беседа с показом репродукций и фото. Выбор тем для изучения. Создание поисковых групп.

Мини-сочинение или эссе на тему «Красота – это…»

Знать представление людей разных эпох о красоте человека.

Уметь определять людей разных эпох по изображениям на иллюстрациях и репродукциях.

1(1)

Урок изучения нового материала


Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

Ф. А4, карандаш

Вырезание из цветной бумаги силуэтов фигур людей, создание композиции: «Цирк – гимнасты», «Балет»,

«Фигуристы». Зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Знать о том, как происходил поиск пропорций в изображении фигуры человека, способы зарисовки фигуры человека (модуль) и уметь им пользоваться.

2(1)

Урок изучения нового материала

Октябрь

Красота фигуры человека в движении. Лепка фигуры человека (спортсмена)

Пластилин, стек

Лепка фигуры человека

Знать схематическое строение человека.

Уметь изготовить пропорциональную скульптуру из пластилина.

3,4(2)

Урок изучения нового материала


Великие скульпторы

Пластилин, стек, подставка

Беседа с показом репродукций и фото.

Выполнение скульптурной группы на тему из жизни человека: « Прогулка», «Моя собака», «Отдых в парке»

Знать творчество великих скульпторов.

Уметь различать работы современных и древних скульпторов.

5(1)

Урок изучения нового материала


Изображение фигуры с использованием таблицы

Ф.А4, карандаши

Выполнение рисунка фигуры девочки

Уметь изобразить фигуру человека с опорой на методическую таблицу.

6(1)

Урок изучения нового материала

Ноябрь

Набросок фигуры человека с натуры

Ф.А4, карандаши

Наброски с натуры одетой фигуры человека – наброски одноклассников в разных движениях

Уметь изобразить фигуру человека в движении с натуры

7(1)

.Урок повторения и закрепления знаний


Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессия

Ф. А4, гуашь, кисти, палитра

Выполнить изображение человека, занятого профессией (делом)

Уметь анализировать выполненную композицию.

8(1)

Урок повторения и закрепления знаний


Итого: 8 часов





7 КЛАСС

2 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Поэзия повседневности»

Календарь

Тема урока

Оборудование


Характеристика деятельности.

Планируемые результаты

Кол-во часов

Формы и методы


Тематическая (сюжетная) картина

Ф. А4, гуашь, кисти, палитра

Беседа с показом репродукций. Работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом «Завтрак», «Ужин», «Ожидание»

Иметь представление о тематической картине и ее видах.

Знать особенности жанров бытовой и и исторической картин, ярких представителей этих жанров.

9(1)

Урок изучения нового материала


Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

Ф. А4, гуашь, кисти, палитра; графические материалы

Беседа с показом репродукций. Создание композиции

жизнь моей семьи :

«Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак»


Иметь представление о тематической картине и ее видах.

Знать особенности жанров бытовой и и исторической картин, ярких представителей этих жанров.

10(1)

Урок изучения нового материала

Декабрь

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России А.Веницианов и П.Федотов

Ф. А4, гуашь, кисти, палитра; графические материалы

Беседа с показом репродукций Создание композиции

жизнь людей на моей улице:

«Продавцы цветов», «Во дворе», «На бульваре»


Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства.

Уметь последовательно работать над композицией.

11(1)

Урок изучения нового материала


Передвижники

Ф.А4, гуашь, кисти, палитра

Беседа с показом репродукций

Знать роль колорита, значение цвета в передаче пространства.

Уметь последовательно работать над композицией.

12(1)

Урок-беседа


Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея»


Просмотр фильма. Выполнение заданий



13(1)

Урок

изучения нового материала


Создание тематической картины «Жизнь моей семьи»

Ф.А4, гуашь, кисти, палитра

Роль зарисовок с натуры (человек, животные, пейзаж, предметы быта и др.) в решении художественного замысла картины.

Выполнение композиции. Тема: «Ужин», «Завтрак», «Утро (вечер) в моем доме», «Чтении письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и др.


Уметь изобразить жизнь человека каждого дня.

14,15(2)

Урок

изучения нового материала



Итого: 7 часов









7 КЛАСС

3 ЧЕТВЕРТЬ

Тема: «Великие темы жизни»

Календарь

Тема урока

Оборудование


Характеристика деятельности

Планируемые результаты

Кол-во часов

Формы и методы

Январь

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова

Ф.А4, гуашь, кисти, палитра

Беседа с показом репродукций. Выполнение эскиза на историческую тему

Знать известные картины В.И.Сурикова, подробности их написания.

Уметь отличать картины В.И Сурикова от картин других художников

16(1)

Урок изучения нового материала

Сложный мир исторической картины

Ф.А4,А3 гуашь, кисти, палитра

Создание живописной работы посвященной, страницам истории

1 урок - Выполнение эскиза, сбор материала по теме. Колористическое построение пространства композиции

2 урок. – Работа над завершением картины. Выставка работ.

Уметь анализировать содержание картины.-

17,18(2)

Урок изучения нового материала

Февраль

Зрительские умения, и их значение для современного человека


Беседа с показом репродукций. эссе на тему «О чем мне рассказал художник»

Уметь пользоваться схемой разбора художественного произведения, высказывать свое мнение по поводу этого произведения

19(1)

Урок изучения нового материала


Великие темы жизни в творчестве русских художников. К.Брюллов «Последний день Помпеи». История одной картины

Ф.А4, гуашь, кисти, палитра

Тематическая беседа с использованием искусствоведческого материала.

Знать сюжеты, особенности жанров.

Уметь различать эти жанры.

Знать современные направления искусства

20(1)

Урок изучения нового материала


Сказочно – былинный жанр. Волшебный мир сказки

Ф.А4, гуашь, кисти, палитра

Выполнение иллюстраций былин, сказок. Создание композиции «Герои сказочного города»

Иметь представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере творчества В.Васнецова

21(1)

Урок путешествие


Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь. (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»

Ф.А4, гуашь, кисти, палитра

Создание композиции по сюжету картины.

Знать особенности библейской темы и ярких ее представителей.

Уметь найти справочную литературу и воспользоваться ею для подготовки сообщения по теме.

22(1)

Урок - беседа

Март

«Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре»


Беседа о музеях мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музе в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке

Знать сюжеты, особенности жанров.

Уметь различать эти жанры.

Знать современные направления искусства

23(1)

Урок изучения нового материала


Эрмитаж-сокровищница мировой культуры


Выполнение заданий по просмотру фильма.


Знать крупнейшие музеи мира и России

24(1)

Урок изучения нового материала


Художественные музеи моего края.



Викторина по музеям Алтайского края.


Знать крупнейшие музеи мира и России

25(1)



Знакомые картины и художники


Викторина «Знаешь ли ты изобразительное искусство

Уметь пользоваться схемой разбора художественного произведения, высказывать свое мнение по поводу этого произведения

26,27(2)

Обобщающий урок - викторина

Итого: 12 часов

7 КЛАСС

4 ЧЕТВЕРТЬ


Тема: «Человек в зеркале дизайна»


Календарь

Название темы

Оборудование


Характеристика деятельности.

Планируемые результаты

Кол-во часов

Формы и методы

Апрель

Плакат и его виды. Шрифты

Ф. А4, акварель, гелиевые ручки, кисти, палитра

1 урок.Беседа.Наброски плакатов.2 урок.Выполнение плаката на определенную тему («Нет курению, наркотикам, алкоголизму», «Берегите природу, памятники архитектуры», «С праздником!»).

Выполнение серии плакатов:

«О вредных привычках»

«Героик –патриотическую тему»

Знать виды шрифтов, особенности его образного языка.

Уметь подобрать шрифт к выбранному сюжету.

28-31(4)

Урок изучения нового материала

Май

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации.

Ф. А4, гуашь, палитра, кисти

1 урок.

Беседа с показом.

2-4 урок.

Изготовление из бумаги книги по искусству. Выполнение обложки и титульного листа своей книги.


Знать основные элементы книги.

Иметь понятии е об искусстве иллюстрации

32-34(3)

Урок изучения нового материала


«Многообразие форм полиграфического дизайна»

Ф. А4. фломастеры, гелиевые ручки.

Создание эскиза фирменного знака, визитной карточки

Знать многообразие форм полиграфического дизайна.


35(1)

Урок изучения нового материала



Итого: 8 часов



Всего за год 35 часа