Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Донецкий электрометаллургический техникум»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГПОУ ДЭМТ
____________Р.Н. Михненко ______________И.А.Караван
«29 » августа 2016г. «30 » августа 2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Аудит
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет
(по отраслям)»
Донецк
2016
Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09.2015г. № 525.
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий электрометаллургический техникум»
Разработчик:
Шумская Лариса Анатольевна – преподаватель экономических дисциплин первой квалификационной категории Донецкого электрометаллургического техникума
Рецензент:
Онищенко Л.М - Главный бухгалтер ДППК
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения цикловой комиссией экономических дисциплин
протокол № 1 от «26» августа 2016г.
Председатель ЦК ________________Н.Г. Приймак
Рабочая программа переутверждена на 20__/20___учебный год
Протокол №____ заседания ЦК от «___» _____________20__г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение______, стр.____)
Председатель ЦК___________________
Рабочая программа переутверждена на 20__/20___учебный год
Протокол №____ заседания ЦК от «___» _____________20__г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение______, стр.____)
Председатель ЦК___________________
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 14
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АУДИТ
Рабочая программа учебной дисциплины «Аудит» предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» и является единой для всех форм обучения, а также для всех видов и типов образовательных учреждений, реализующие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Аудит» является специальной, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных навыков.
На современном этапе происходят существенные изменения в экономике как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне: складывается современная система рыночной экономики; изменяются характер и методы экономической деятельности организации (предприятия) в рамках этой системы. Однако контроль остается одним из важнейших элементов переходной экономики.
Рабочая программа учебной дисциплины «Аудит» является практико-теоретическим курсом.
Дисциплина «Аудит» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Бухгалтерский учет», «Основы анализа бухгалтерской отчетности», «Налоги и налогообложение» и др.
Изучение материала ведется в форме, доступной пониманию студентов, соблюдается единство терминологии в соответствии с действующими государственными стандартами.
Для проведения занятий используются лекционные занятия, разбор производственных ситуаций, проводятся дискуссии по актуальным проблемам аудита, работа с методическими и справочными материалами, применяется вычислительная и компьютерная техника.
При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств.
Для развития творческой активности студентов предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа по проблемам аудиторской деятельности в условиях рынка.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях.
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), входящей в состав укрупненной группы специальностей Экономика и управление, утвержденного 17.09.2015г. № 525.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована:
- в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм;
- в программе профессиональной подготовки по профессии «Контролер - кассир».
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Дисциплина относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин базовой части ГОС СПО по специальности 38.02.01«Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) - ОП 09 Аудит.
В основе программы дисциплины лежат следующие документы:
- Закон Донецкой народной республики «Об образовании» от 19.06.2015г.
- Приказ МОН ДНР №328 от 20.07.2015г. «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего специального образования»
- Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в нормативно-правовом регулировании аудиторской деятельности в Донецкой Народной Республике;
- выполнять работы по проведению аудиторских проверок;
- выполнять работы по составлению аудиторских заключений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные принципы аудиторской деятельности;
- нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Донецкой Народной Республике;
- основные процедуры аудиторской проверки;
- порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
- Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ОК 5).
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7).
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).
- Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).
- Обрабатывать первичные бухгалтерские документы (ПК 1.1).
- Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации (ПК 1.2).
- Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы (ПК 1.3).
- Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета (ПК 1.4).
- Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета (ПК 2.1).
- Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения (ПК 2.2).
- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета (ПК 2.2).
- Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации (ПК 2.3).
- Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации (ПК 2.4).
- Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней (ПК 3.1).
- Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям (ПК 3.2).
- Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды (ПК 3.3).
- Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно- кассовым банковским операциям (ПК 3.4).
- Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период (ПК 4.1).
- Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки (ПК 4.2).
- Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки (ПК 4.3).
- Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности (ПК 4.4).
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часов; самостоятельной работы обучающегося 22 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 26 |
лабораторные занятия (не предусмотрено) | - |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
проработка конспекта лекций и учебной литературы | 6 |
выполнение рефератов, докладов, творческих заданий | 10 |
решение практических заданий | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 09 Аудит
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Организационные основы аудита. | | 15 | |
Тема 1.1. Сущность аудита, его цель и задачи. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Сущность аудита, история его развития. | | 2 |
2 | Классификация и характеристика аудита. |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Подготовка докладов на темы: История развития аудита. Порядок создания аудиторских организации. Повторение лекционного материала. Подготовка презентации на тему «Организация аудита и его нормативно-правовое обеспечение». | 3 | |
Тема 1.2. Принципы организации аудита и основы профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Основные принципы организации аудиторских доказательств. | | 3 |
2 | Основы профессиональной этики. Параметры Кодекса этики аудиторов. |
Практические занятия | 2 | |
1 | Составление программы аудита. |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Подготовка презентации на тему: «Оценка систему внутреннего контроля на предприятии». | 2 |
Тема 1.3. Правовое обеспечение аудиторской деятельности. | Содержание учебного материала | |
1 | Субъекты аудиторской деятельности. | 4 | 2 |
2 | Правовая основа функционирования субъектов аудиторской деятельности. |
3 | Правовая основа ответственности аудитора. |
Раздел 2. Аудит организации. | | 49 | |
Тема 2.1. Аудит учета денежных средств и операций в валюте. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Аудит кассовых операций. | | 3 |
2 | Аудит банковских операций. |
3 | Аудит денежных документов и переводов в пути.. Аудит операций в валюте. |
Практические занятия | 2 | |
2 | Аудит денежных средств. |
| Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Решение задач по аудиту кассовых и банковских операций. Подготовка презентации на тему: «Аудит налично-расчетных операций» | 3 | |
Тема 2.2. Аудит расчетов и учета кредитов и займов. | Содержание учебного материала | 4 |
1 | Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами. | | 3 |
2 | Аудит расчетов с подотчетными лицами. |
3 | Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда. |
4 | Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. |
5 | Аудит кредитов и займов. |
Практические занятия | 2 | |
3 | Проверка расчетов с дебиторами и кредиторами, операций по начислению и выплаты заработной платы. |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Решение задач по аудиту расчетов, кредитов и займов. | 2 |
Тема 2.3. Аудит основных средств и нематериальных активов. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Аудит сохранности, поступления, движения и выбытия основных средств. | | 2 |
2 | Аудит нематериальных активов. |
Практические занятия | 2 | |
4 | Проверка операций с основными средствами и другими нематериальными активами |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Решение задач по аудиту основных средств и нематериальных активов. | 3 |
Тема 2.4. Аудит производственных запасов и готовой продукции. | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Аудиторская проверка полноты оприходования и правильности оценки материально- производственных запасов. | | 3 |
2 | Проверка состояния складского хозяйства и обеспечение сохранности материальных ценностей |
3 | Проверка сохранности готовой продукции и ее движения. |
4 | Аудит реализации |
Практические занятия | 2 | |
5 | Проверка операций с производственными запасами и готовой продукции |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Решение задач по аудиту производственных запасов. | 3 |
Тема 2.5. Аудит финансовых результатов. | Содержание учебного материала | 2 | |
1 | Аудит операций по учету дохода. | 3 |
2 | Проверка формирования и учета затрат предприятия. |
3 | Проверка достоверности финансовых результатов. |
Практические занятия | 2 | |
6 | Проверка формирования финансовых результатов деятельности предприятия |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Решение задач по аудиту готовой продукции и финансовых результатов. | 2 |
Тема 2.6. Аудит собственного капитала, расчетов с учредителями. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Аудит учетной политики предприятий. | 3 |
2 | Аудит расчетов с учредителями, проверка собственного капитала. |
Практические занятия | 2 | |
| 7 Проверка источников формирования и использования собственного капитала. |
| Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. Решение задач по проверке учетной политики предприятия, собственного капитала и расчетов с учредителями | 2 | |
Тема 2.7. Аудит отчетности экономического субъекта. | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Аудит составления предоставления бухгалтерской отчетности. | 2 |
2 | Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета. |
Практические занятия | 2 | |
8 | Решение задач по проверке бухгалтерской отчетности организации. |
| Контрольная работа | 2 | |
| Самостоятельная работа обучающихся Домашняя работа. Повторение лекционного материала. | 2 | |
Дифференцированный зачет: | 2 |
Всего: | 66 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия.
Технические средства обучения:
- аудиовизуальные технические средства;
-мультимедийное оборудование;
-компьютеры.
- Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Нормативные документы:
1. 1. Закон ДНР «Об образовании» №55-ІНС от 07.07.2015г. (19.06.2015 Постановление № І - 233П-НС).
2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОС СПО)
3. Приказ МОН ДНР №281 от 25.06.2015г. «Об утверждении перечня специальностей среднего специального образования».
4. КОНСТИТУЦИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (С изменениями, внесенными Законами от 27.02.2015 года № 17-ІНС от 29.06.2015 года № 63-ІНС от 11.09.2015 года № 92-ІНС)
5. "Об аудиторской деятельности". Закон Украины N 3125 - XII от
22. 04. 2006 г (с изменениями и дополнениями).
6. Закон о налоговой системе. Принят Постановлением Народного Совета 25 декабря 2015 года (С изменениями, внесенными Законом от 29.01.2016 № 101-IНС, от 27.02.2016 № 107-IНС от 30.04.2016 № 131-IНС от 24.06.2016 № 138-IНС от 14.10.2016 № 148-IНС от 23.09.2016 № 149-IНС).
7. ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОМ НАДЗОРЕ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № 76-IHC от 21.08.2015.
8. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЗАКОНОПРОЕКТ).
9. Постановление Совета Министров ДНР №13-32 от 22.07.2015 г. Об утверждении Порядка проведения ревизий и проверок Департаментом финансового и бюджетного контроля Министерства финансов Донецкой Народной Республики.
10. Приказ МОН ДНР № 328 от 20.01.2015г «О порядке организации и осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
11.Учебный план УЗ СПО ДЭМТ по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
12.Лебедева Е.М. Аудит. Практикум. – М:Академия. – 2013.
Дополнительные источники:
Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2009 г.
Аудит: Учебно-методическое пособие для самостоятельного изучения дисциплины. – Х. «ИНЖЕК», 2009.
Ильина С.Б. Основы аудита. Научно-практическое пособие для студентов высших учебных заведений. – К.: Кондор, 2010.
Мерзликина Е.М. Аудит. - М.: ИНФРА - М, 2009.
Правила (стандарты) аудиторской деятельности. - М.: Современная экономика и право; Юрайт-М, 2008. - 328 с.
Табалина С.А., Ремизов Н.А. Аудит. Современная методика: Проверка разделов отчетности согласно МСА и федеральным ПСАД/ Под ред. Н.А. Ремизова. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2009. - 240 с.
Терентьева М.И. Аудит. - Ростов н/Д.: Феникс,2010.
Юдина Г.А. Основы аудита. - М.: КНОРУС, 2010.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: | Текущий контроль осуществляется в ходе: - устного, письменного опроса; - тестирования; - проведения практических занятий; - самостоятельной работы; - написание рефератов и творческих работ; создание презентаций по выбранной теме. Итоговый контроль – дифференциальный зачет |
ориентироваться в нормативно- правовом регулировании аудиторской деятельности Донецкой Народной Республики; |
выполнять работы по проведению аудиторских проверок; |
выполнять работы по составлению аудиторских заключений. |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: |
основные принципы аудиторской деятельности; |
нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Донецкой Народной республики; |
основные процедуры аудиторской проверки; |
порядок оценки систем внутреннего и внешнего аудита. |