СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы философии»

Министерство образования Саратовской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области «Новоузенский агротехнологический техникум»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 Основы философии

для специальности СПО: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)












Новоузенск

2016 г.



УТВЕРЖДАЮ

зам.директора по учебной работе

ГАПОУ СО «Новоузенский

агротехнологический техникум»

______________________Т.А.Лещенко

01 сентября 2016 г


ОДОБРЕНО

на заседании предметной (цикловой) комиссии

общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № 9 от 23 мая 2016г.

Председатель_________ Т.Г. Гуева


ОДОБРЕНО

методическим советом техникума

Протокол №1 от 01 сентября 2016 г.

методист_____________Н.В.Рахманова



Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии

разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Составитель рабочей программы: Ионов А.С., преподаватель первой квалификационной категории

Рецензенты:

Внутренний: Опалько В.В., преподаватель высшей категории

Внешний:



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

23

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

26
















    1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01 Основы философии

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке кадров среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОГСЭ.01. Основы философии относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) базовой подготовки.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель: сформировать у студентов представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества и цивилизации.

Задача: студент должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современности.

Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

– ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

– основные категории и понятия философии;

– роль философии в жизни человека и общества;

– основы философского учения о бытии;

– сущность процесса познания;

– основы научной, философской и религиозной картин мира;

– об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

– о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом(РУП) :

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.







2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:


практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта










2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объём часов

Уровень освоения

Аудиторные


Самостоятельные

1

2

3

4

5

Введение.

Философия, её роль в жизни человека и общества

Теоретические занятия

2

-

ознакомительный

Содержание учебного материала



1

Понятие мировоззрения и его структура.

(Общее понятие мировоззрения.

Четыре основных компонента мировоззрения:

  1. познавательный;

  2. ценностно-нормативный;

  3. морально-волевой;

  4. практический.

Основные виды мировоззрения:

мифология и религия.)

1


2

Философия как мировоззрение.

(Специфика философского знания. Космоцентризм, теоцентризм и антропоцентризм – стадии эволюции философского мировоззрения.

Роль философии в жизни человека и общества.)

1


Раздел 1. Предмет философии и её история

38

13


Тема 1.1

Основные понятия и предмет философии

Теоретические занятия

2


репродуктивный





Содержание учебного материала



1

Предмет и определение философии.

(Общее понятие и содержание предмета

философии.

Основные проблемы, исследуемые философией.)

1


2

Методы философии и её основные функции.

(Общее понятие и содержание методов философии.

Общее понятие функций философии.

Содержание функций философии.)

1


Тема 1.2

Философия Древнего мира

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

(Основные этапы китайской философии. Основные национальные философские учения Китая.

Характерные черты китайского мировоззрения, отразившиеся в китайской философии. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии.

Даосизм – древнейшее философское учение Китая.

Социально-философские школы Древнего

Китая – конфуцианство и легизм.

Периодизация древнеиндийской философии. Онтология древнеиндийской философии. Гносеология древнеиндийской философии. Душа индийской философии.


1


2

Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Софисты и Сократ. Платон. Аристотель.

(Общее понятие досократовских философских школ.

Милетская школа – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Гераклит Эфесский. Пифагорейцы. Элеаты. Атомисты.

Характерные черты философии софистов. Софизм как основной логический приём софистов.

Значение деятельности софистов.

Философия Сократа.

Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Этапы творчества Аристотеля и его основные произведения. Классификация философии, данная Аристотелем. Историческое значение философии Аристотеля.)


1


Практические занятия:

«Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы

«Философские школы Древней Греции» - тестовое задание

2





продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся.

Варианты заданий:

подготовка рефератов, докладов и сообщений;

творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах»


1

продуктивный

Тема 1.3

Философия раннего эллинизма

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Киники и скептики.

(Общее понятие кинической философии. Характерные черты философии и образа жизни киников.

Диоген Синопский как теоретик и практик кинической философии.

Основные положения скептицизма.

Пиррон – основатель скептицизма.


1


2

Философия Эпикура.

(Общая характеристика жизни и творчества Эпикура.

«Физика» Эпикура (учение о природе и космосе).

«Каноника» Эпикура (учение о познании). «Эстетика» Эпикура (учение о человеке и его поведении).)

0,5


3

Стоицизм.

(Общее понятие и периодизация философии стоиков.

Основная идея и характерные черты стоической философии.

Философия Сенеки и Марка Аврелия.)

0,5


Самостоятельная работа обучающихся.

Варианты заданий:

подготовка рефератов, докладов и сообщений;

творческое задание «Подготовьте рассказ о том философе-стоике, чьи взгляды и личность импонируют вам больше всего»


1

продуктивный

Тема 1.4

Средневековая философия

Теоретическое занятие

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Теологическая философия средних веков.

(Общее понятие и основные черты средневековой теологической философии.)


0,5



2

Патристика.

(Августин Блаженный - наиболее авторитетный мыслитель эпохи патристики.

Основные положения философии Августина Блаженного и его главные произведения. Значение философии Августина Блаженного и её влияние на взаимоотношение Церкви и государства.)

0,5


3

Схоластика. Фома Аквинский

(Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

Фома Аквинский и его основные произведения. Пять доказательств существования Бога. Онтология (учение о бытии) Фомы Аквинского. Гносеология (учение о познании) Фомы Аквинского. Историческое значение философии Фомы Аквинского (томизма).)

1


Практические занятия:

контрольная работа «Особенности античной философии»;

«Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии» - устное задание.

2


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.5

Философия Возрождения

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.

(Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения.)

1


2

Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.

(Натурфилософия и космология эпохи Возрождения.

Гелиоцентрическая система мира Коперника.

Учение Кузанского о безграничности космоса. Натурфилософия Джордано Бруно)

1


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание:

«Какие идеи доминируют на различных этапах философии Возрождения?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.6

Европейская философия XVII в.

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Рационализм и эмпиризм как направления в философии.

(Общее понятие рационализма, его разновидности, представители.

Общее понятие эмпиризма как направления в философии, его представители.)

0,5


2

Р. Декарт.

(Декарт – основоположник рационализма, значение его философии.

Доказательство Декартом первичности разума по отношению к бытию и познанию – главной идеи рационализма.

Учение Декарта о субстанции.

Дуализм Декарта.

Научный метод Декарта – дедукция.

Учение о «врождённых идеях» и цели философии.)

1


3

Ф. Бэкон.

(Ф. Бэкон - основоположник эмпирического направления в философии.

Индукция как главный метод эмпирического познания.

Три пути познания Бэкона.

Препятствия на пути познания («призраки». Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона.)

0,5


Практические занятия:

«Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени» - тестовое задание;

«Основные понятия философии Нового времени» - работа с философским словарём

2


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся.

Варианты заданий:

творческое задание: «Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени?»;

творческое задание: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.7

Философия эпохи Просвещения

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1


Философия французского Просвещения XVIII в. Общая характеристика.

(Общее понятие философии французского Просвещения и её основные направления.)

0,5


2

Деистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

(Общее понятие деизма как направления в философии, его ведущие представители во Франции.

Философия Вольтера.

«Просвещённый абсолютизм».

Философия Монтескье.

«Общественный договор», разделение властей. Революционно-демократическая философия Руссо.

Право угнетённого большинства на восстание.)

0,5


3

Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в.

(Общее понятие атеизма, материализма, атеистическо-материалистической философии. Философия Мелье.

Философия Ламетри.

Философия Дидро.

Значение философии французских философов-материалистов.)

0,5


4

Социалистическо-утопическое направление французской философии.

(Общее понятие утопическо-социалистической философии и её ведущие представители во Франции в XVIII- XIX вв.

Философия Мабли (обоснование преимуществ первобытного коммунизма).

Философия Бабефа (достижение коммунистического общества, основанного на политическом и экономическом равенстве через вооружённое восстание).

Экономический детерминизм и философия «промышленного общества» Сен-Симона. Философия Фурье («общество гармонии»).)

0,5


Практические занятия:

«Европейская философия XVII - XVIII вв.» - тестовое задание;

«Основные понятия философии эпохи Просвещения» - работа с философским словарём

2


продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание: «Чем примечательна философия Просвещения?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений, составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.8

Немецкая классическая философия


Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Немецкая философия XIX в. как явление мировой философии, её основные направления и идеи.

(Уникальность немецкой философии XIX в., её заслуги перед мировой философией.

Основные направления немецкой философии XIX в.

Общее понятие немецкой классической философии.)

0,5


2

Немецкая классическая философия (первая половина XIX в.).

(Основные идеи ведущих представителей немецкой классической философии (И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля,

Л. Фейербаха).)

0,5


3

Материализм (середина и вторая половина XIX в.).

(Общее понятие и основные направления немецкого материализма XIX в.

Общее понятие и основные идеи марксистской философии (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма (Фохт, Бюхнер, Молешотт).)

0,5


4

Иррационализм (вторая половина и конец

XIX в.), «философия жизни».

(А. Шопенгауэр – основоположник иррационализма.

Ф. Ницше – основоположник «философии жизни».)

0,5


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв. (3-4 по выбору студентов);

творческое задание: «В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.9

Особенности отечественной философской мысли

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1


Общее понятие и характерные черты русской философии.

(Русская философия – феномен мировой философской мысли.

Характерные черты русской философии.

Основы предмета русской философии.)

1


2

Основные этапы русской философии.

(Ранняя русская философия (период её зарождения и раннего христианства). Русская философия XII-XVII вв.

Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

Основные направления русской философии XIX в.

Основные направления русской философии ХХ в.)

1


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание: «Каково место русской философии в мировой культуре? Её основные проблемы и представители?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.10

Русская философия ХIХ в.

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1


Основные направления русской философии ХIХ в.

(Декабристская философия.

Философия западников и славянофилов. Философия Чаадаева.

Консервативная религиозная и монархическая философия.

Философия системы писателей

Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Революционно-демократическая философия.

Либеральная философия.)

0,5


2

Философия декабристов. Историческая философия П.Я. Чаадаева.

(Социально-политическая направленность философии декабристов (П. Пестель,

Н. Муравьёв, В. Кюхельбеккер и др.). Основные направления философии П.Я. Чаадаева.)

0,5



3

Философия западников и славянофилов.

(Философия западников (А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, К.Д. Кавелин,

В.Г. Белинский).

Философия славянофилов (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья К.С. и И.С. Аксаковы).)

0,5


4

Ортодоксально-монархическая и религиозная философия.

(Основные цели ортодоксально-монархической философии.

Религиозное направление ортодоксально-монархической философии (Н.В. Фёдоров,К.Н. Леонтьев).)

0,5


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание: «Русская философия ХIХ в. Основные идеи и направления»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.11

Русская философия второй половины ХIХ в.

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Философия Ф.М. Достоевского.

(Ф.М. Достоевский – представитель философского религиозного направления.)

0,5


2

Философия Л.Н. Толстого.

(Религиозно- философская доктрина – толстовство.)

0,5


3

Революционно-демократическая философия.

(Представители: Н.Г. Чернышевский;

народники – Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв;

анархист П. Кропоткин;

марксист Г.В. Плеханов.)

0,5


4

Либеральная философия.

(В.С. Соловьёв – наиболее яркий представитель либерального направления. )

0,5


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

Творческое задание: «Почему в конце жизни Соловьёв разочаровался в возможности построить идеальное общество на земле?

Можно ли, с его точки зрения, уничтожить зло?»

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.

1

продуктивный

Тема 1.12

Русская философия ХХ в.


Теоретические занятия

2


репродуктивный









Содержание учебного материала



1

Основные направления русской философии конца ХIХ-ХХ в.

(Основные направления русской философии конца ХIХ-ХХ в.:

- философия «золотого века» (религиозная философия, космизм);

- естественно-научная философия;

- советская философия;

- философия русского зарубежья.)

0,5


2

Философия «золотого века».

(«Золотой век» - это период 90-х гг. ХIХ в. – 10-х гг. ХХ в.

Представители религиозного направления

(С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский).

Представители космизма (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.В.Бугаев, А.Л. Чижевский))

0,5


3

Естественно-научная философия и советская философия.

(Основные направления естественно-научной философии:

- материалистическое;

- социально-политческое.

Представители материалистического направления (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и др.)

Представители социально-политического направления (Мечников, Ковалевский).

Советская философия – начало 20-х гг. ХХ в. – до начала 90-х гг. ХХ в. Три этапа в развитии советской философии.)

0,5


4

Философия «русского зарубежья».

(Представители: Д.С. Мережковский,

Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и др.))

0,5


Тема 1.13

Современная западная философия

Теоретические занятия

2


ознакомительный

Содержание учебного материала



1

Основные направления философии ХХ в.: феноменология, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философия бессознательного.

(Новизна и особенности современной западной философии, её основные направления и представители.)

0,5


2

Феноменология

(Основные принципы феноменологической философии.

Концепция Эдмунда Гуссерля.

Значение феноменологии как новой науки о сознании.)

0,5


3

Неопозитивизм.

(Основные представители.

Главная идея неопозитивизма.

Основной принцип неопозитивизма. )

0,5


4

Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи.

(Общее понятие американского прагматизма. Дж. Дьюи, его роль и место в американской философии.

Эмпиризм Дж. Дьюи (опыт – основное понятие философии Дьюи).

Цель философии в философской системе прагматизма.

Пути совершенствования опыта.

Идеи социальной реконструкции.

Учение Дж. Дьюи о научном методе.

Гносеология Дж. Дьюи. Проблема идеализма и материализма в познании.

Социальная философия Дьюи.

Проблема морали.)

0,5


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание: «Как вы думаете, к какому направлению в философии – материализму или идеализму – можно отнести прагматизм?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.14

Современный философский иррационализм

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Экзистенциализм: основные темы и учения.

(Общие понятия экзистенциализма.

Факторы, способствовавшие возникновению и развитию экзистенциализма.

Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Философия С. Кьеркегора – зарождение экзистенциализма.

Философия К. Ясперса.

Философия Ж.П. Сартра.

Философия А. Камю.

Философия М. Хайдеггера

Будущее экзистенциализма.)

1


2

Психоанализ

(Общее понятие психоанализа.

Общее понятие бессознательного и реакции вытеснения.

Топографическая и динамическая схемы психики, выдвинутые Фрейдом.

Определяющие факторы психики человека.

Первая психологическая система Фрейда

Вторая психологическая система Фрейда.

Феномен массы (толпы).

Основные направления неофрейдизма.

1


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание: «Как вы думаете, почему тема смерти является одной из главных в экзистенциализме?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 1.15

Современная теологическая философия

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Общее понятие теологической философии.

(Главные вопросы теологической философии.)

0,5


2

Неотомизм.

(Видные представители неотомизма.

Основные цели неотомистов.)

1


3

Тейярдизм.

(Пьер Тейяр де Шарден – современный теологический философ.

Цель и важнейший принцип философии Тейяра де Шардена.)

0,5


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Раздел 2. Структура и основные направления философии

8

3


Тема 2.1

Методы философии и ее внутреннее строение

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Этапы философии.

( Античный, средневековый, Нового времени, ХХ века.

Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век))

1


2

Методы философии.

( Формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления.)

1


Тема 2.2

Учение о бытии и теория познания

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Онтология - учение о бытии. (Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления.

Пространство, время, причинность, целесообразность.)

1


2

Гносеология как общая теория познавательной деятельности. (Соотношение абсолютной и относительной истины.

Соотношение философской, религиозной и научной истин.

Методология научного познания.)

1


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание «Когда и почему в философии появилась проблема бытия?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 2.3

Этика и социальная философия

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Общезначимость этики.

(Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика.

Свобода и ответственность.

Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Влияние природы на общество.)

1


2

Социальная структура общества.

( Типы общества.

Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности.)

1



Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание «В чём суть современного этапа взаимоотношений человека и природы?»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Тема 2.4

Место философии в духовной культуре и ее значение

Теоретические занятия

2


репродуктивный

Содержание учебного материала



1

Философия как рациональная отрасль духовной культуры.

(Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.)

1


2

Структура философского творчества. (Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Будущее философии.)

1


Самостоятельная работа обучающихся. Варианты заданий:

творческое задание «Специфика понимания личности в разных типах культур»;

подготовка рефератов, докладов и сообщений,

составление презентаций и кроссвордов.


1

продуктивный

Дифференцированный зачёт




Итого

48

16























3. Условия реализации учебной дисциплины


3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Учебная дисциплина реализуется в учебном кабинете № 23 «Право».

Оборудование учебного кабинета:

Кабинет оснащен мебелью для:

- организации рабочего места преподавателя;

- организации рабочих мест обучающихся;

- для рационального размещения и хранения учебного оборудования;

- для организации использования аппаратуры.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- колонки;

В кабинете имеется полный комплект средств обучения в виде учебных книг для курса Основы философии по программе данного типа учебного заведения:

- учебники (по количеству обучающихся в группе).

В кабинете имеются программы обучения для курса Основы философии в данном учебном заведении.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебные пособия:

    1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М,

2010. – 480 с. – (Профессиональное образование)

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература

    1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в

кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

    1. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 2008. –

172 с.

    1. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для

сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

    1. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.

    2. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.:

Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты:

1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.

      1. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343с.

      2. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.

      3. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.

      4. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.

      5. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.


Интернет-ресурсы

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

www.diplom-inet.ru/resursfilos


















4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Раздел (тема)

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения


Умения


Разделы 1,2

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Домашняя работа, тесты, индивидуальная работа, подготовка сообщений, презентаций, проектов


Знания


Раздел 1

основные категории и понятия философии;

оценивание результатов тестирования;

Раздел 1

роль философии в жизни человека и общества;

анализ результатов выполнения письменных работ;

Раздел 1

основы философского учения о бытии;

наблюдение за ходом деловой игры;

Раздел 1

сущность процесса познания;


оценка результатов тестирования;

анализ ответов при устном опросе,

оценка результатов решения ситуационных задач;

Раздел 1

основы научной, философской и религиозной картин мира;

оценка решения ситуационных задач; оценка содержания доклада и качества его защиты;

Раздел 1,2

об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

анализ и оценка результатов выполнения письменных работ;

Раздел 1,2

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

наблюдение за ходом деловой игры; анализ результатов и оценка выполнения письменных работ;


Общие компетенции


Раздел 1,2

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Устный опрос о своей профессии, о профессиональных обязанностях, о месте профессии в развитии экономики региона, страны.

Раздел 1,2

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Создавать проекты решений различных политических и социальных проблем.

Определять методы и формы выполнения самостоятельных творческих заданий.

Планировать ресурсы, свою деятельность, определять качество необходимых ресурсов

Раздел 1,2

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

Выбирать самостоятельно структуру для систематизации информации, находить в источниках выводы и аргументы, выделять признаки в соответствии с заданными критериями.

Формулировать проблему, анализируя модельную ситуацию.

Моделировать цепочку последствий различных процессов и явлений, делать прогнозы и выводы.

Раздел 1,2

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Эффективный поиск необходимой информации при выполнении самостоятельных работ.

Раздел 1,2

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Использование различных источников, включая электронные, умение работать с электронной нормативно-правовой базой.

Раздел 1,2

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Работать в группе по решению ситуационных проблем, выполнение заданий.

Раздел 1,2

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Взаимодействие с обучающимися,

преподавателями в ходе обучения. проявление ответственности за работу

подчиненных.

Раздел 1,2

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Выполнение рефератов, подготовка презентаций.

Раздел 1,2

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Организация самостоятельных занятий

проявление интереса к инновациям в области

профессиональной деятельности.