РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 13 «Право»
название учебной дисциплины
Чистополь 2016 г.
Рабочая программа ОУД.13 Право разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Разработчики:
_Ушенькина Е.Д. – преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Чистопольский сельскохозяйственный техникум им. Г.И. Усманова» Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Рассмотрено цикловой комиссией: естественнонаучных и социально-экономический дисциплин Председатель цикловой комиссии _______________/Фатхутдинова А.Р./ 02.09.2016 г. | Утверждено Заместитель директора по учебной работе _____________/Гайнуллин М.З./ _________________________ 2016 г. |
Рассмотрено
Методическим советом
Методист
______________/Нуретдинова Н.С./
02.09.2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
| | |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | | 10 |
условия реализации учебной дисциплины | | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 Право
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям:
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в общеобразовательный цикл
Учебная дисциплина ОУД.13«Право» входит в состав обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ( ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ место учебной дисциплины ОУД.13 «Право» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий ССЗ соответствующего профиля профессионального образования.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно- правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки специалистов среднего звена ( ППССЗ).
Содержание программы представлено восемнадцатью темами:
Учебная дисциплина «Право» включает следующие разделы:
«Юриспруденция как важная общественная наука»;
«Правоотношение, правовая культура и правовое поведение»;
«Гражданское право»;
«Защита прав потребителей»;
«Правовое регулирование образовательной деятельности»;
«Семейное и наследственное право»;
« Трудовое право»;
«Административное право и административный процесс»;
«Уголовное право и уголовный процесс»;
«Международное право как основа взаимоотношений государств мира».
Содержание каждой темы включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме практикумов с использованием средств ИКТ.
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.13 «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
сформированность основ правового мышления;
сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 85 часов;
самостоятельной работы обучающегося 43 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 128 |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 85 |
в том числе: | |
практические занятия | |
зачет | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 43 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 43 |
индивидуальные творческие задания | |
Контрольная работа | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел I. Юриспруденция как важная общественная наука. | | 8 | |
Тема 1.1. Право в современном мире | Роль права в жизни человека и общества | 2 | 2 |
Задачи, функции права; Источники права; Система права; | 2 | 2 |
Тема 1.2. Правовое регулирование общественных отношений. | Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Умение защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. | 2 | 2 |
Знание правил участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Структура, норма права. | 2 | |
Раздел II. Правоотношение, правовая культура и правовое поведение личности. | | 8 | |
Тема 2.1. Юридические факты как основания правоотношений. | Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. | 2 | 2 |
Правомерное поведение. Правонарушения, его состав и признаки. Виды правонарушений. | 2 | 2 |
Функции юридической ответственности. Виды и принципы юридической ответственности. | 2 | 2 |
Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Основания освобождения от юридической ответственности. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Правовое сознание и его структура. | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Правоспособность, дееспособность, правосубъектность. | 2 | |
Раздел III. Гражданское право | | 10 | |
Тема 3.1. Понятие и сущность гражданского права. | Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. | 2 | 2 |
Физические и юридические лица как субъекты права. | 2 | 2 |
Тема 3.2. Сделки. | Понятие и виды сделок. Формы сделок. | 2 | 2 |
Основания недействительности сделок. Представительства в сделках. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Обязательства | Понятие обязательства. Способы обеспечения и исполнения обязательств. Понятие договора и его содержания. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа - Виды гражданско-правовой ответственности. | 2 | |
| Самостоятельная работа - Предпринимательство и предпринимательское право. | 2 | |
| Самостоятельная работа - Гражданская правоспособность, дееспособность | 2 | |
| Самостоятельная работа - Вещное право. | 2 | |
Раздел IV. Защита прав потребителей | | 8 | |
Тема 4.1. Правовое регулирование прав потребителей | Права потребителей. | 2 | 2 |
Порядок и способы защиты прав потребителей. | 2 | 2 |
Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. | 2 | 2 |
Порядок защиты прав потребителя. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа - Закон о защите прав потребителей. | 2 | |
| Самостоятельная работа - Права и обязанности потребителя. | 2 | |
Раздел V. Правовое регулирование образовательной деятельности | | 8 | |
Тема 5.1. Система образования | Основные источники образовательного права. | 2 | 2 |
Права обучающихся | 2 | 2 |
Обязанности обучающихся | 2 | 2 |
Основные правила поведения в сфере образования. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Виды образовательных организаций. | 2 | |
Раздел VI. Семейное право и наследственное право | | 9 | |
Тема 6.1. Семейное право. | Семейные законодательства. | 2 | 2 |
Заключение и прекращение брака. | 2 | 2 |
Права и обязанности родителей и детей. | 2 | 2 |
Тема 6.2. Наследственное право. | Основные правила наследования. | 2 | 2 |
Защита наследственных прав. | 1 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Имущественные и личные неимущественные права супругов. | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Алиментные обязательства. | 2 | |
| Самостоятельная работа: - - Расторжение брака. | 2 | |
| Самостоятельная работа: - наследование по закону. | 1 | |
Раздел VII. Трудовое право | | 8 | |
Тема 7.1. Понятие трудового права | Принципы и источники трудового права. | 2 | 2 |
Трудовое соглашение. Коллективный договор. | 2 | 2 |
Занятость и трудоустройство. | 2 | 2 |
Тема 7.2. Трудовые отношения | Порядок и условия заключения, изменения и расторжения трудового договора. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Коллективный договор | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Правила внутреннего трудового распорядка. | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Трудовые споры. | 2 | |
Раздел VIII. Административное право и административный процесс | | 8 | |
Тема 8.1. Особенности административного права. | Административное право и административные отношения | 2 | 2 |
Административные правоотношения | 2 | 2 |
Тема 8.2. Административная ответственность | Понятие административного правонарушения. | 2 | 2 |
Меры административного наказания. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Государственное принуждение | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Административные задержания. | 2 | |
Раздел IX. Уголовное право и уголовный процесс | | 10 | |
Тема 9.1. Понятие уголовного права | Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. | 2 | 2 |
Понятие преступления. Основные виды преступлений. | 2 | 2 |
Уголовная ответственность и наказание. | 2 | 2 |
Тема 9.2. Уголовный процесс | Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. | 2 | 2 |
Защита от преступления. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. | 2 | |
| Самостоятельная работа: - Уголовное судопроизводство. | 2 | |
Раздел X. Международное право как основа взаимоотношений государств мира | | 8 | |
Тема 10.1. Понятие международного права. | Источники и принципы международного права. | 2 | 2 |
Субъекты международного права. | 2 | 2 |
Тема. 10.2. Правозащитные организации. | Европейский суд по правам человека. | 2 | 2 |
Международная защита прав детей. | 2 | 2 |
| Самостоятельная работа: - Принципы международное право. | 2 | |
| ВСЕГО: | 85 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Учебная бухгалтерия, компьютерная обработка экономической информации»
указывается наименование
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно- методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал;
- видеотека по курсу;
- презентации: регионы, страны мира.
Технические средства обучения:
- компьютер, мультимедийное оборудование
персональный компьютер;
проекционный экран;
интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 21.07.2014 №11-ФКЗ).
Конституция Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года (в ред. Законов РТ от 19.04.2002 №1380, от 15.09.2003 №34-ЗРТ, от 12.03.2004 №10-ЗРТ, от 14.03.2005 №55-ЗРТ, от 30.03.2010 №10-ЗРТ, от 22.16.2012 № 79-ЗРТ).
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ. Часть первая (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 №405-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 31.01.2016 №7-ФЗ).
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 года №14-ФЗ. Часть вторая (часть первая, часть третья и часть четвертая Гражданского кодекса РФ) (в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 №363-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.06.2015 №210-ФЗ).
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ. Часть третья (часть первая, часть вторая, часть третья и часть четвертая Гражданского кодекса РФ введены в информационный банк отдельными документами) (в ред. Федеральных законов от 09.03.2016 №605-ФЗ).
Гражданский Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 года №230-ФЗ. Часть четвертая (часть первая, часть вторая, часть третья Гражданского кодекса РФ введены в информационный банк отдельными документами) (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 №205-ФЗ)
Дополнительные источники:
Программа консультант +
Internet , Iandecs
ЭБС «ЧСХТ им. Г.И. Усманова»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные, знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| |
воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания; готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права; готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей; нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни; выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; сформированность основ правового мышления; сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. | Фронтальный и индивидуальный опрос. Домашняя работа, тестирование Фронтальный и индивидуальный опрос. индивидуальные творческие задания тестирование Фронтальный и индивидуальный опрос. Фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания Рефераты, сообщения тестирование |
Разработчики:
ГАПОУ «ЧСХТ им. Г.И. Усманова» преподаватель Ушенькина Е.Д.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)