МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 93 С ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
ГОРОДА МАКЕЕВКИ »
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения учителей обществоведческого цикла Протокол от «__» _________ № ______ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______А.Н.Степанова «____» _________ 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор _________ В.М.Гревцева «____» ____________ 2019 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по всеобщей истории
Базовый уровень
10 – 11 классы
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Пономарева Татьяна Викторовна,
учитель истории
Макеевка
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная Рабочая программа разработана на основании следующих документов: школьной Рабочей программы учебного предмета «Всеобщая История» 10-11 классы (уровень среднего общего образования), Рабочего учебного плана школы, Примерной программы среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики по всеобщей истории 10 – 11 кл.: / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Безродная В.П. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 50 с. ., а также учебника Улунян А.А. История. Всеобщая история. 11 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. Базовый уровень / [А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев]; под ред. Чубарьяна А.О. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
Количество часов на изучение предмета «Всеобщая история»
Классы | Учебный курс | Количество часов в неделю | Всего часов за год |
10 класс | «Всеобщая история. 1900-1939 гг.» | 1 | 33 |
11-е классы | «Новейшая и современная история (1939-начало ХХI в.)» | 1 | 33 |
Обоснование отбора содержания и общей логики в последовательности изучения курса
Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу. Курс «Всеобщей истории» построен таким образом, чтобы в нем прослеживалось единство основных содержательных линий: географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие. Учебный материал компонуется по проблемно-тематическим блокам - однородными по содержанию группами фактов и понятий, характеризующих в хронологической последовательности отдельные аспекты и тенденции общественной жизни и исторического процесса. Предусмотрено сочетание тематически углубленного и обзорного изучения с учетом возможностей синхронного преподавания двух самостоятельных, но логически и содержательно взаимосвязанных курсов «Всеобщая история» и «История Отечества».
Отличительных особенностей Рабочей программы для 10-11 классов по сравнению с Примерной программой нет.
Общая характеристика образовательного процесса: формы, методы и средства обучения
Формы организации работы учащихся: индивидуальная. коллективная: фронтальная; парная; групповая, презентации, дебаты. Рабочая программа предполагает использование следующих методик, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся: исследовательско - проектной (проблемно-поисковой);информационно-коммуникативной; методики коллективной творческой деятельности; игровой. При реализации Рабочей программы используются элементы технологий: личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностного, обеспечивающего достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов; - развивающего обучения; проектной деятельности; технология проблемного подхода.
Формы, способы проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
определить фактический уровень знаний, умений и навыков учащихся по предмету (согласно учебному плану);
установить соответствие этого уровня требованиям действующего Государственного образовательного стандарта общего среднего образования;
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и
программы учебного курса.
В процессе проверки результатов обучения, применяются такие формы контроля, как:
устный и письменный опросы;
тестовые работы по темам;
экспресс-опросы;
графическая работа;
исторические диктанты на знание событий, терминов, дат;
расширенный опрос,
наблюдение,
самооценка,
взаимное оценивание,
игровые методы,
творческое задание (историческое произведение, мини-исследование, краткосрочные и долгосрочные проектные работы, сообщение, доклад, творческий отчет и др.).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс «Всеобщая история. 1900-1939 гг.» 33ч.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изуче- ние темы | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | 1 | Введение. | | | | |
Тема 1. Мир в начале ХХ ст. 6 ч. |
2 | 2 | Новая индустриальная эпоха | 1 | | | |
3 | 3 | Основные направления демократизации общества | 1 | | | |
4 | 4 | Ведущие государства мира на рубеже XIX-XX вв | 1 | | | |
5 | 5 | Пути развития колониальных и зависимых стран. | 1 | | | |
6 | 6 | Международные отношения в 1900-1914 гг. | 1 | | | |
7 | 7 | Обобщение и систематизация материала по теме «Мир в начале ХХ ст.» | 1 | | | |
Тема 2. Первая мировая война 4ч. |
8 | 8 | Начало Первой мировой войны. | 1 | | | |
9 | 9 | Военные кампании и основные сражения 1914-1916 гг. | 1 | | | |
10 | 10 | Война и общество. | 1 | | | |
11 | 11 | Важнейшие события 1917-1918 гг. Завершение войны. | 1 | | | |
Тема 3. Послевоенное обустройство мира 4 ч. |
12 | 12 | Образование новых государств в Европе. | 1 | | | |
13 | 13 | Мир после Первой мировой войны. | 1 | | | |
14 | 14 | Послевоенное обустройство мира. Оформление Версальско-Вашингтонской системы. | 1 | | | |
15 | 15 | Обобщение и систематизация материала по темам «Первая мировая война», «Послевоенное обустройство мира». | 1 | | | |
Тема 4. Страны Европы и США: от процветания к кризису. 3ч. |
16 | 16 | Страны Европы и США в 20 - х гг. ХХ ст | 1 | | | |
17 | 17 | Мировой экономический кризис. | 1 | | | |
18 | 18 | Особенности Великой депрессии в странах Европы и США | 1 | | | |
Тема 5. Общественно-политический выбор стран Европы и Америки. 4 ч. |
19 | 19 | Европа: выбор государственной модели. | 1 | | | |
20 | 20 | Утверждение авторитарных и тоталитарных режимов в Италии и Испании | 1 | | | |
21 | 21 | Установление нацистской диктатуры в Германии | 1 | | | |
23 | 23 | Обобщение и систематизация материала по темам «Страны Европы и США: от процветания к кризису», «Общественно-политический выбор стран Европы и Америки». | 1 | | | |
Тема 6. Страны Центральной и Восточной Европы в 1920-х - 1930-х гг. 2ч. |
24 | 24 | Страны Центральной и Восточной Европы между мировыми войнами. | 1 | | | |
25 | 25 | Политическая эволюция стран Центральной и Восточной Европы. | 1 | | | |
Тема 7. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920-е –1930-е гг. 3ч. |
26 | 26 | Страны Азии и Востока после Первой мировой войны. | 1 | | | |
27 | 27 | Страны Африки и Латинской Америки между мировыми войнами. | 1 | | | |
28 | 28 | Обобщение и систематизация материала по темам «Страны Центральной и Восточной Европы в 20-х - 1930-х гг.» и «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1920–1930-е гг.» | 1 | | | |
Тема 8. Международные отношения в 1920-х - 1930-х гг. 2ч. |
29 | 29 | Эра пацифизма. | 1 | | | |
30 | 30 | Кризис Версальско-Вашингтонской системы. | 1 | | | |
Тема 9. Развитие культуры в первой половине ХХ ст. 3ч. |
31 | 31 | Развитие мировой культуры в первые десятилетия ХХ в. | 1 | | | |
32 | 32 | Развитие мировой культуры в межвоенные годы. | 1 | | | |
33 | 33 | Обобщение и систематизация материала по темам «Международные отношения 1920-х - 1930-х гг.» и «Развитие культуры в первой половине ХХ ст.» | 1 | | | |
11 класс
«Новейшая и современная история (1939-начало ХХI в.)» 33ч.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, тем уроков | Кол-во часов на изуче- ние темы | Дата проведения | Примечание |
по плану | по факту |
1 | 1 | Введение. | 1 | | | |
Тема 1. Вторая мировая война 5ч. |
2 | 2 | Начало войны. | 1 | | | |
3 | 3 | Этапы боевых действий на фронтах. | 1 | | | |
4 | 4 | Военная повседневность | 1 | | | |
5 | 5 | Дипломатия в 1939-1945 гг. | 1 | | | |
6 | 6 | Обобщение и систематизация материала по теме «Вторая мировая война». | 1 | | | |
Тема 2. Новый формат международных отношений. 4ч. |
7 | 7 | Мир после второй мировой войны. | 1 | | | |
8 | 8 | Холодная война. | 1 | | | |
9 | 9 | Международные отношения в условиях «холодной войны». | 1 | | | |
10 | 10 | Международные отношения на современном этапе. | 1 | | | |
Тема 3. Основные тенденции в мировом развитии во второй половине ХХ - начале ХХI вв 4 ч. |
11 | 11 | Основные тенденции экономического развития стран Запада. | 1 | | | |
12 | 12 | Основные тенденции политического развития стран Запада. | 1 | | | |
13 | 13 | Этапы эволюции гражданского общества. | 1 | | | |
14 | 14 | Обобщение и систематизация материала по темам «Новый формат международных отношений» и «Основные тенденции в мировом развитии во второй половине ХХ - начале ХХI вв.» | 1 | | | |
Тема 4. Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы во второй половине ХХ-начале XXI в. 6ч. |
15 | 15 | Особенности социально-экономического и политического развития США. | 1 | | | |
16 | 16 | Великобритания во второй половине XX-начале XXI в. | 1 | | | |
17 | 17 | Франция во второй половине XX-начале XXI в. | 1 | | | |
18 | 18 | Особенности социально-экономического и политического развития Италии. | 1 | | | |
19 | 19 | Германия во второй половине XX – начале XXI в. | 1 | | | |
20 | 20 | Обобщение и систематизация материала по теме «Соединенные Штаты Америки и страны Западной Европы во второй половине ХХ-начале XXI в.» | 1 | | | |
Тема 5. Страны Центральной и Восточной Европы в 1945 - нач. ХХI ст. 2ч. |
21 | 21 | Положение в странах Восточной Европы после окончания Второй мировой войны. | 1 | | | |
22 | 22 | Демократические революции и гражданские войны в Восточной и Центральной Европе | 1 | | | |
Тема 6. Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1945 - в нач. XXI в. 6ч. |
23 | 23 | Распад мировой колониальной системы. «Арабская весна». | 1 | | | |
24 | 24 | Особенности социально-экономического и политического развития Японии. | 1 | | | |
25 | 25 | Особенности социально-экономического и политического развития Китая. | 1 | | | |
26 | 26 | Государства Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (ЮВА). | 1 | | | |
27 | 27 | Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. | 1 | | | |
28 | 28 | Обобщение и систематизация материала по темам «Страны Центральной и Восточной Европы в 1945 - нач. ХХI ст.» и «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в 1945-в нач. XXI в.» | 1 | | | |
Тема 7. Мировая культура во второй половине XX– начале XXI века. 5ч. |
29 | 29 | Научно-техническая революция. | 1 | | | |
30 | 30 | Основные тенденции в развитии мировой культуры | 1 | | | |
31 | 31 | Формирование информационного общества. Мировые глобальные проблемы. | 1 | | | |
32 | 32 | Обобщение и систематизация материала по теме «Мировая культура во второй половине XX-начале XXI века.» | 1 | | | |
33 | 33 | Резерв | 1 | | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Отметка «5» ставится, если учащийся:
показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
может аргументированно выражать собственные суждения в устной и письменной форме;
умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; использует правильную структуру ответа (введение - основная часть -заключение);
умеет выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
характеризует исторические явления и процессы, используя различные источники информации;
умеет выделить проблему и определить пути ее решения, использует приобретенные знания для решения новой учебной проблемы;
умеет презентовать собственную интерпретацию (версию, понимание, оценку) исторических явлений;
умеет анализировать, синтезировать и обобщать значительный объем информации в определенной системе;
дает многогранную характеристику исторических личностей, раскрывает внутренние мотивы их действий, составляет политические и исторические портреты;
умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
умеет последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
умеет формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов,теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя.
умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ;
умеет самостоятельно, уверенно и безошибочно применять полученные знания в решении проблем на творческом уровне;
допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;
имеет необходимые навыки работы с графиками и схемами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Отметка «4» ставится, если учащийся:
в основном усвоил учебный материал;
даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий;
допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
допускает нарушения в структуре ответа, в ходе изложения встречаются паузы, неудачно выстроенные предложения, повторы слов;
дает сравнительную характеристику исторических явлений, самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, допуская их частичные нарушения и небольшие логические неточности;
умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
умеет применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Отметка «3» ставится, если учащийся:
усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;
допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий недостаточно четкие;
не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении;
ответ представляет собой сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, требует постоянной помощи учителя;
может дать краткую характеристику исторической личности (по алгоритму);
испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка «2» ставится, если учащийся:
не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
не делает выводов и обобщений.
не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы; приводимые факты не соответствуют рассматриваемой проблеме;
не умеет выделить понятия, дать четкое логичное объяснение определений понятий;
допускает постоянные нарушения последовательности исторических событий;
не может установить причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах учителя;
Отметка «1» ставится, если учащийся:
не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
полностью не усвоил материал.
имеет общее представление об исторической карте; может назвать одну-две даты, событие, историческую личность, историко-географический объект, соотнести год со столетием, столетие – с тысячелетием (на уровне «да - нет»);
раскрывает последовательность событий (на уровне «раньше - позже»);
выбирает правильный вариант ответа (на уровне «да -нет»);
отказывается отвечать на вопросы учителя.
Перечень необходимого учебно-методического и материально-технического
обеспечения
1. Конституция Донецкой Народной Республики;
2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования;
4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой
Народной Республики;
5. Загладин Н.В Всеобщая история. XX век: Учебник для 11 класса общеобразовательных
учреждений. — 9-е изд. М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC. 2007. — 400 с.: ил.;
6. Загладин Н.В. Всемирная история: XX век. Учебник для обучающихся 10—11 классов.
Второе издание. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово — PC», 2000. —
400 с.: ил.;
7.Сороко-Цюпа О.С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Учеб. Для
общеобразоват. организаций / [О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.]; под ред.
Искендерова А. А. – М.: Просвещение, 2016. – 304 с.
Список рекомендуемых интернет-источников
1. http://historydoc.edu.ru/
2. http://school-collection.edu.ru/
3. http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index.htm
4. http://www.shpl/ru
5. http://www.hist.msu.ru/Departments/Medieval/exam.htm
6. http://2berega.spb.ru/club/historians/list/1-11112-14590/
7. http://www.sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aa1.html
8. http://festival.1september.ru/articles/420003/
9. http://www.edu.ru
10. http://www.school.edu.ru
11. http://www.school-collection.edu.ru
12. http://www.pish.ru
13. http://www.1september.ru
14. http://www.historia.ru
15. http://www.historydoc.edu.ru/catalog.asp
16. http://www.lib-history.info
17. http://fcior.edu.ru/
18. http://school-collection.edu.ru/
19. http://www.withhistory.com/scientific-revolution.html
20. http://www.2uk.ru/history/