|
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МАКЕЕВКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15 ГОРОДА МАКЕЕВКИ» |
РАССМОТРЕНО На заседании методического объединения учителей общественно-гуманитарных дисциплин Протокол от « 28 » августа 2020 № 1 | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора ______________Сырцова Н.В. (подпись) «____» _____________ 2020г. | УТВЕРЖДЕНО Директор __________Корчаченко К.В. (подпись) «____» ____________ 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Углубленный уровень
10-А класс
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
Дышлевая Светлана Владимировна
учитель русского языка и литературы
Макеевка
2020 год
Рабочая программа учителя по предмету русский язык для 5 класса составлена в соответствии с Рабочей образовательной программой по учебному предмету русский язык основного общего образования, Учебным планом МОУ «СШ № 15», Календарным учебным графиком, принятыми педсоветом МОУ «СШ № 15», протокол от 31.08.2020 № 10.
Рабочая программа разработана на основе:
Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г.
Примерная программа по учебному предмету «Русский язык». 10-11 классы (углублённый уровень: русская филология) / сост. Лутова Т.А., Мельникова Л.В., Кривец Н.Б. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2020. – 60 с.
Приказа МОН ДНР от 26.08.2020 №1180 «О присвоении примерным основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования грифа «Допущено Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики»
Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 2020 г. №1182 "Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования"
Приказа МОН ДНР от 25.08.2020 № 1172 «Об организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, Донецкой Народной Республики в 2020-2021 учебном году».
Приложениями 1,2,3 «Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы» к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.09.2020 года № 1237 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций Донецкой Народной Республики, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2020-2021 учебный год».
Концепции «Филологическое образование: Русистика», утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от «16» февраля 2016 г. №143
Учебника: Власенков А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
Рабочей основной образовательной программой МОУ «СШ № 15», принятой педсоветом МОУ «СШ № 15», протокол от 31.08.2020 № 10.
Рабочая программа предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики и составлена с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Она предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время представленный курс русского языка для старшей школы обладает самостоятельностью и целостностью.
Материал преподносится крупными блоками и логически выстроен таким образом, чтобы его усвоение было наиболее эффективным, была чётко видна взаимосвязь между различными разделами науки о языке и складывалось представление о русском языке как системе.
Теоретические сведения носят системный, обобщающий характер, их объём и особенности в первую очередь подчинены формированию конкретных практических умений и навыков — орфографических, пунктуационных, стилистических, т. е. в первую очередь навыков правильного письма, а также навыков анализа, систематизации информации. Обеспечиваются развитие культуры речи, литературного вкуса и лингвистического кругозора в целом.
Рабочая программа в процессе изучения русского языка гарантирует формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на различных видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.
На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение учащимися основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Рабочая программа реализует системно-деятельностный подход в обучении русскому языку.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели обучения
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и её разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 10 классах сводятся к следующему:
1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
3) закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
4) совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
5) обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
6) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения шкального образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности: адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение различными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции русского языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Особенности организации учебного процесса
Преобладающим становятся виды работ, связанные с анализом текста, его переработкой (например, изложение с творческим заданием), а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту – подготовка к ГИА.
Методы и приёмы обучения:
проблемно-диалогические, обобщающие беседы по изученному материалу;
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление учащимися авторского текста на основе исходного/прочитанного;
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
определение проблемы текста;
аргументация своей точки зрения;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
составление орфографических упражнений самими учащимися; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Место предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на этапе основного общего образования в следующем объеме: 102 часа, 34 недели в соответствии с годовым учебным планом МОУ «Средняя школа № 15 города Макеевки».
10 класс
Углублённый уровень
(34 рабочих недель, 3 часа в неделю, 102 часов в год)
Изучение языковых тем | 82 часа | Введение | 1 час |
Уроки развития речи | 10 часов | Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка | 5 часов |
Контрольные работы | 10 часов | Фонетика. Графика. Орфоэпия | 4 часа |
Полугодие /семестр | I | II | Лексика. Фразеология. Лексикография | 11 часов |
Контрольный диктант | 1 | 1 | Морфемика и словообразование | 9 часов |
Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | Морфология и орфография Принципы русской орфографии – 11 часов Имя существительное – 6 часов Имя прилагательное – 6 часов Имя числительное – 5 часов Местоимение – 4 часа Глагол и его формы – 8 часов Наречие – 4 часа Служебные части речи – 4 часа Междометия – 2 часа | 50 часов |
Контрольное изложение | 1 | 1 | Повторение и систематизация изученного | 2 часа |
Контрольное сочинение | 1 | 1 | |
Тестовые контрольные задания | 1 | 1 |
Анализ текста |
Итого | 5 | 5 |
За год | 10 |
| |
Всего | 102 часов | | 82 часа |
№ урока | Наименование раздела, тем уроков | Количество часов на изучение темы,урока | Дата | Примечание |
план | факт | |
план | факт | |
| | ВВЕДЕНИЕ (1 час) | 1 ч. | | | |
1 | | Слово о русском языке. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и как язык межнационального общения народов России. Международное значение русского языка. Русский язык как один из государственных языков Донецкой Народной Республики. | 1 | 02.09 | | |
| | Общие сведения о языке. Становление и развитие русского языка (5 часов) | 5 | | | |
2 | | Некоторые гипотезы о происхождении языка. Основные функции языка. Взаимосвязь языка и мышления | 1 | 04.09 | | |
3 | | Представление о языке как о своеобразной знаковой системе и типах языковых знаков. Понятие естественного и искусственного языка; разновидности искусственных языков. | 1 | 07.09 | | |
4 | | Понятие о единицах и уровнях языковой системы. Разница между языком и речью. | 1 | 09.09 | | |
5 | | Происхождение русского языка. Этапы развития русского литературного языка. | 1 | 11.09 | | |
6 | | Возникновение и развитие славянской письменности. Из истории русской графики. Состав алфавита и принцип русской графики. Из истории русской орфографии. Принципы русской орфографии. | 1 | 14.09 | | |
| | Лексика. Фразеология. Лексикография (11 часов) | 11 | | | |
7 | | Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение (номинативное и эмоционально окрашенное). | 1 | 16.09 | | |
8 | | Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. | 1 | 18.09 | | |
9 | | Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и другие разновидности омонимии. Их употребление. | 1 | 21.09 | | |
10 | | Паронимы и их употребление. | 1 | 23.09 | | |
11 | | Синонимы и их употребление. | 1 | 25.09 | | |
12 | | Антонимы и их употребление в речи. | 1 | 28.09 | | |
13 | | Контрольный диктант | | | | |
14 | | РР. 1 Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Подробное изложение с сохранением авторских | 1 | 30.09 | | |
15 | | Происхождение лексики современного русского языка (исконно-русские и заимствованные слова). | 1 | 02.10 | | |
16 | | Общеупотребительная лексика и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины). | 1 | 05.10 | | |
17 | | Устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и неологизмы. | 1 | 07.10 | | |
18 | | Понятие о фразеологической единице. Источники фразеологии. Употребление фразеологизмов. | 1 | 09.10 | | |
19 | | Лексикография. Виды лингвистических словарей. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. | 1 | 12.10 | | |
20 | | Контрольная работа № 1 | 1 | 14.10 | | |
21 | | РР № 2. Текст и его место в системе языка и речи. Текстоведческий анализ. | 1 | 16.10 | | |
| | Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 часа) | 4 | | | |
22 | | Понятие о фонетике, графике, орфоэпии. | 1 | 19.10 | | |
23 | | Орфоэпия и орфоэпические нормы. | 1 | 21.10 | | |
24 | | Звуки и буквы. Звукобуквенный анализ. | 1 | 23.10 | | |
25 | | Чередование звуков. Фонетический разбор | 1 | 02.11 | | |
| | Морфемика и словообразование (9 часов) | 9 | | | |
26 | | Понятие морфемы. Состав слова | 1 | 06.11 | | |
27 | | Корневые и аффиксальные морфемы. | 1 | 09.11 | | |
28 | | Основа слова. Морфемный разбор. | 1 | 11.11 | | |
29 | | Источники расширения словарного состава современного русского языка. | 1 | 13.11 | | |
30 | | Контрольное сочинение 1 | 1 | 16.11 | | |
31 | | Основные способы словообразования (морфологические, неморфологические). | 1 | 18.11 | | |
32 | | Процессы, сопровождающие словообразование. | 1 | 20.11 | | |
33 | | Формообразование. | 1 | 23.11 | | |
34 | | Словообразовательный анализ слова. | 1 | 25.11 | | |
35 | | Словообразовательные словари. | 1 | 27.11 | | |
36 | | Контрольное изложение1 | 1 | 30.11 | | |
| | Морфология и орфография (52 часа) | 52 | | | |
| | Принципы русской орфографии | 11 | | | |
37 | | Принципы русской орфографии | 1 | 02.12 | | |
38 | | Понятие о морфологии и орфографии. Основные принципы русской орфографии. | 1 | 04.12 | | |
39 | | Правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. | 1 | 07.12 | | |
40 | | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 1 | 09.12 | | |
41 | | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | 11.12 | | |
42 | | Правописание проверяемых, непроизносимых и двойных согласных в корне слова. | 1 | 14.12 | | |
43 | | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | 16.12 | | |
44 | | Правописание гласных И и Ы после приставок. | 1 | 18.12 | | |
45 | | Правописание Ъ и Ь. | 1 | 21.12 | | |
46 | | Употребление строчных и прописных букв. | 1 | 25.12 | | |
47 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием 1 | 1 | 23.12 | | |
48 | | Правила переноса. | 1 | 11.01 | | |
49 | | РР № 3. Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Основные сферы речевого общения, их соотнесённость с функциональными разновидностями языка (официальное и неофициальное, публичное и непубличное). | 1 | 13.01 | | |
| | Имя существительное (6 часов) | 6 | | | |
50 | | Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды, род, число, падеж и склонение имён существительных. | 1 | 15.01 | | |
51 | | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 18.01 | | |
52 | | РР № 4. Основные способы информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения. | 1 | 20.01 | | |
53 | | Морфологический разбор. | 1 | 22.01 | | |
54 | | Правописание падежных окончаний. | 1 | 25.01 | | |
55 | | Правописание гласных в суффиксах имён существительных. | 1 | 27.01 | | |
56 | | Правописание сложных имён существительных. | 1 | 29.01 | | |
57 | | РР № 5. Подробное изложение с элементами сочинения. Формирование навыков написания сочинения через проблемный анализ текста: сочинение-рецензия, сочинение-отзыв на прочитанный текст. | 1 | 01.02 | | |
| | Имя прилагательное (6 часов) | 6 | | | |
58 | | Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды. | 1 | 03.02 | | |
59 | | Степени сравнения. | 1 | 05.02 | | |
60 | | Полная и краткая формы. Переход имён прилагательных из одного разряда в другой. | 1 | 08.02 | | |
61 | | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | 10.02 | | |
62 | | Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 1 | 12.02 | | |
63 | | Правописание сложных имён прилагательных. Морфологический разбор. | 1 | 15.02 | | |
64 | | Контрольный диктант2 | 1 | 17.02 | | |
65 | | РР № 6. Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного высказывания. Основные особенности письменной речи, требования к письменному тексту. Критерии оценивания письменного высказывания. | 1 | 19.02 | | |
| | Имя числительное (5 часов) | 5 | | | |
67 | | Имя числительное как часть речи. Грамматические признаки. | 1 | 22.02 | | |
68 | | Образование и изменение числительных. Морфологический разбор. | 1 | 24.02 | | |
69 | | Правописание составных и сложных числительных, падежных окончаний. Использование числительных в речи. | 1 | 26.02 | | |
70 | | Грамматические нормы: сочетание собирательных числительных с существительными. | 1 | 01.03 | | |
71 | | Правильное склонение количественных числительных. Склонение порядковых числительных, склонение числительных оба и обе, полтора, полтораста. | 1 | 03.03 | | |
72 | | Контрольное сочинение 2 | 1 | 05.03 | | |
| | Местоимение (4 часа) | 4 | | | |
73 | | Роль местоимений в речи. Грамматические признаки местоимений. Разряды местоимений и их признаки. | 1 | 10.03 | | |
74 | | Грамматические омонимы его, её, их. Морфологический разбор. | 1 | 12.03 | | |
75 | | Образование и правописание местоимений: не и ни в отрицательных и неопределённых местоимениях, правописание отрицательных и неопределённых местоимений с предлогами, дефисное написание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь; правописание местоимённых выражений не кто иной, как и под | 1 | 15.03 | | |
76 | | Грамматические нормы: употребление личных местоимений 3-го лица с предлогами, согласование определений и сказуемых с местоимениями кто, что и производными, орфоэпические нормы при склонении местоимения сколько. | 1 | 17.03 | | |
77 | | РР № 7. Лингвистический анализ текстов разных стилей и жанров. Редактирование текста. | 1 | 19.03 | | |
| | Глагол и его формы (8 часов) | 8 | | | |
78 | | Употребление глаголов в речи. Глагол как часть речи. Грамматические признаки. | 1 | 29.03 | | |
79 | | Причастие и деепричастие как глагольные формы. Употребление причастий и деепричастий в речи. | 1 | 31.03 | | |
80 | | Действительные и страдательные причастия. | 1 | 02.04 | | |
81 | | Образование и правописание причастий (гласные в суффиксах причастий, гласные в суффиксах глагола перед суффиксами причастий и деепричастий). | 1 | 05.04 | | |
82 | | Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. | 1 | 07.04 | | |
83 | | Ошибки в образовании форм причастий и деепричастий, построение причастного оборота. | 1 | 09.04 | | |
84 | | Проблема синонимии причастных деепричастных оборотов и придаточных предложений. | 1 | 12.04 | | |
85 | | Синтаксическая роль инфинитива. Морфологический разбор. | 1 | 14.04 | | |
86 | | Контрольный диктант с грамматическим заданием 2 | 1 | 16.04 | | |
| | Наречие, слова категории состояния (4 часа) | 4 | | | |
87 | | Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Употребление наречий в речи. Отличие наречий от омонимичных частей речи (прилагательных, слов категории состояния, существительных с предлогами) | 1 | 19.04 | | |
88 | | Образование и правописание наречий: О и А на конце наречий, употребление Ь на конце наречий после шипящей. | 1 | 21.04 | | |
89 | | РР № 8. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Их признаки. Медитативные тексты. Анализ синтаксических структур художественного текста | 1 | 23.04 | | |
90 | | Слитное, раздельное и дефисное написание наречий и наречных выражений. | 1 | 26.04 | | |
91 | | Слова категории состояния. Морфологический разбор. | 1 | 28.04 | | |
92 | | Контрольное изложение2 | 1 | 30.04 | | |
| | Служебные части речи (4 часа) | 4 | | | |
93 | | Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи. Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги. Правописание предлогов. | 1 | 05.05 | | |
94 | | Союз. Основные группы союзов. Правописание союзов. | 1 | 07.05 | | |
95 | | РР № 9. Разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля. Виды плана. Тезисы. Аннотация как краткая характеристика печатного произведения. Конспект как краткое связное изложение содержания исходного текста. | 1 | 12.05 | | |
96 | | Частицы, их разряды. | 1 | 14.05 | | |
97 | | Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление, слитное и раздельное написание с различными частями речи. | 1 | | | |
| | Междометия (2 часа) | 2 | | | |
98 | | Группы междометий по значению. Происхождение, образование и правописание междометий и звукоподражательных слов. | 1 | 17.05 | | |
99 | | Знаки препинания в предложениях с междометиями. Междометия и звукоподражания как средство выразительности речи. | 1 | 19.05 | | |
100 | | Контрольная работа № 2 | 1 | 21.05 | | |
101 | | РР № 10.Основные виды публичной речи. Определение разновидности публичной речи. Мультимедийная презентация как видео- и аудио сопровождение реферата и как синтез текста и наглядных материалов разных видов. | 1 | 24.05 | | |
102 | | Обобщающий урок | 1 | 26.05 | | |
Оценочные и методические материалы
Оценка устных ответов
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать умение обучающегося применять определения языковых понятий, соблюдать нормы русского литературного языка. При оценке ответа обучающегося следует руководствоваться следующими критериями:
полнота, правильность, логичность и точность ответа;
степень осознанности изученного; фактическая точность;
подтверждение теоретических сведений примерами (языковое оформление ответа).
При оценке устных ответов учащегося надо руководствоваться следующими критериями:
Отметка «5» | учащийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
Отметка «4» | ставится, если учащийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
Отметка «3» | ставится, если учащийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. |
Отметка «2» | отмечает такие недостатки в подготовке учащегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. |
Отметка «1» | ставится, если учащийся обнаруживает полное незнание или непонимание материала. |
Нормы оценивания диктантов
Нормы оценивания (количество ошибок) |
Вид диктанта | Отметка «5» | Отметка «4» | Отметка «3» | Отметка «2» |
Контрольный | 0\1 негрубая, 1 негрубая\0; +1 негрубая пунктуационная: 1\1. 0\0, 0\1, 1\0, 1\1 (если ошибки негрубые) | •2 орфографические + 2 пунктуационные; • 1 орфографическая + 3 пунктуационные; • 0 орфографических + 4 пунктуационные 2/2, 1/3, 0/4,3/0,3/1 (если ошибки однотипные) | • 4 орфографические + 4 пунктуационные; • 3 орфографические + 5 пунктуационных; • 0 орфографических + 7 пунктуационных; • 6 орфографических + 6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные) 4\4, 3\5, 0\7, 5\4 в 5 классе; 6\6 (если есть ошибки однотипные и негрубые) | • 7 орфограф. +7 пунктуационных • 6 орфограф. +8 пунктуационных; • 5 орфограф.+9 пунктуационных; • 8 орфограф. + 6 пунктуационных 7\7,6\8,5 \9,8\6 |
Примечания:
при большем количестве ошибок работа оценивается баллом «1»;
при выставлении отметки за диктант следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную отметку: для «4» такой предел — 2 грубые орфографические ошибки, для «3» — 4 грубые орфографические ошибки, для «2» — 7 грубых орфографических ошибок;
отличная отметка не выставляется при наличии трёх и более исправлений грубых ошибок (пошол на пошел, пресел на присел и т.д.);
при наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) отметка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок отметка не может быть снижена до неудовлетворительной.
Критерии оценивания сочинения
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
| Высокий уровень учебных достижений |
«5» | Учащийся глубоко и аргументировано раскрывает тему, что свидетельствует об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей. |
| Достаточный уровень учебных достижений |
«4» | Учащийся достаточно полно и убедительно раскрывает тему, обнаруживает хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логично и последовательно излагает содержание; сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию; допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырех речевых недочётов. |
| Средний уровень учебных достижений |
«3» | ставится за сочинение, в котором в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочётов в содержании и пяти речевых недочётов |
| Начальный уровень учебных достижений |
«2» | ставится за сочинение, которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
| Недостаточный уровень учебных достижений |
«1» | ставится за сочинение, совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; содержит большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2». |
Критерии оценивания изложения
Отметка | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
| Высокий уровень учебных достижений |
«5» | Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу, выражает своё мнение, сопоставляет его с другими мнениями на один и тот же предмет (при изложении – свою позицию с авторской), должным образом аргументирует разные точки зрения; работа отличается коммуникативной направленностью, богатством словаря, точностью в использовании синтаксических средств; однако есть отдельные недочёты в языковом оформлении. Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), учитывает коммуникативную задачу; выражает своё мнение, сопоставляет его с мнением своих одноклассников (при изложении – учитывает авторскую позицию), умеет связать обсуждаемый предмет с собственным жизненным опытом, подбирает убедительные доказательства для обоснования той или иной позиции с учётом необходимости решения определённой жизненной проблемы; работа в целом отличается богатством словаря, точностью словоупотребления и использованием синтаксических средств, стилистическим единством, грамматической правильностью. Учащийся самостоятельно создаёт яркое, оригинальное по замыслу высказывание в соответствии с речевой ситуацией и адресатом речи; анализирует разные взгляды на один и тот же предмет, подбирает убедительные аргументы в пользу той или иной позиции, осознаёт необходимость использования той или иной информации для решения определённых жизненных проблем; работа отличается в целом богатством словаря, точностью словоупотребления, стилистическим единством, грамматической правильностью; фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. * |
| Достаточный уровень учебных достижений |
«4» | Учащийся, не опираясь на вспомогательные материалы, создаёт достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); однако в работе есть отклонения от темы, недочёты в структуре и отборе основной и второстепенной информации; главная мысль выражена, но не аргументирована ее; удачно подобраны лексические и синтаксические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи), однако не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. Учащийся самостоятельно строит достаточно полный текст (при изложении – с учётом вида изложения), придерживается требований к структуре высказывания; но в работе есть отклонения от темы и недочёты в соотношении основной и второстепенной информации; главная мысль выражена и определённым образом аргументирована; удачно подобраны лексические средства (при изложении – используются авторские средства выразительности, образности речи); однако не всегда стилистически оправданно используются синтаксические средства, допущены ошибки в языковом оформлении. Учащийся самостоятельно строит последовательный, полный текст (при изложении – с учётом вида изложения); раскрывает тему, соблюдает требования к структуре высказывания; однако не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; выражает главную мысль (при изложении – авторскую позицию) и убедительно аргументирует ее; удачно подбирает лексические средства (при изложении – использует авторские средства выразительности, образности речи); но не всегда стилистически оправданно использованы синтаксические средства, допущены отдельные ошибки в языковом оформлении. |
| Средний уровень учебных достижений |
«3» | Учащийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, однако не раскрывает тему (при изложении – значительно обедняет содержание); нарушает последовательность изложения; не различает основную и второстепенную информацию; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика, делающая речь яркой, точной и выразительной), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Учащийся, опираясь на некоторые вспомогательные материалы, строит текст, неполно раскрывая тему, не учитывает соотношение основной и второстепенной информации; в отдельных случаях нарушает последовательность изложения; подбор слов не всегда удачен (при изложении – не использована авторская лексика со стилистической окраской), высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Учащийся, опираясь на вспомогательные материалы, строит достаточно последовательный текст, раскрывает тему, хотя и не всегда учитывает соотношение основной и второстепенной информации; подбор слов не всегда удачен, высказывание характеризуется однообразием синтаксических средств, есть ошибки в языковом оформлении. Объём составляет менее 70% исходного текста. |
| Начальный уровень учебных достижений |
«2» | Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.) строит лишь отдельные, не связанные между собой предложения; словарный запас, синтаксический строй высказывания бедны, есть ошибки в языковом оформлении. Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит лишь отдельные фрагменты высказывания; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов, строит высказывание, не составляющее завершенного текста, характеризующееся непоследовательностью изложения, пропусками фрагментов, важных для понимания мысли; словарный запас, синтаксический строй бедны, есть ошибки в языковом оформлении. |
| Недостаточный уровень учебных достижений |
«1» | Учащийся, опираясь на значительное количество вспомогательных материалов (слова, сочетания слов, рисунки, план и др.), не строит высказывание; даже в отдельных, не связанные между собой предложениях есть ошибки в языковом оформлении; имеются отклонения от орфоэпических норм, неправильно интонированы предложения. |
* Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается «1».
Нормы оценивания сочинений и изложений
Отметка | Основные критерии оценки | |
Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют; в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. Содержание работы излагается последовательно. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. Допускается 1 недочёт в содержании. | Допускается: 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 0 грамматических. 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 1 грамматическая ошибка. 0 орфографических + 1 негрубая пунктуационная + 1 грамматическая ошибка. 1 негрубая орфографическая + 0 пунктуационных + + 1 грамматическая ошибка. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. Допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов. | 2 орфографические + 2 пунктуационные +3 грамматические ошибки; 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки; 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки. В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трёх, а орфографических — двух. |
«3» | Имеются существенные отклонения от заявленной темы. Работа достоверна в основном своём содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. Допущено нарушение последовательности изложения. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. Встречается неправильное употребление слов. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов. | 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учётом повторяющихся и негрубых); 1 орфографическая + 4-7 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; 2 орфографические + 3-6 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; 3 орфографические + 5 пунктуационных + 4 грамматические ошибки; 4 орфографические + 4 пунктуационные + 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует заявленной теме. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного тоста Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. Нарушено стилевое единство текста. Допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочётов. | 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных; 8 и более пунктуационных ошибок независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических. |
«1» | Допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочётов. | Имеется по 7 и более орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. |
Примечания:
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла сочинения учащегося, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении отметки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно, отметка за содержание не может быть выше отметки «2».
На оценку сочинений и изложений распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. «Оценка диктантов»).
Учебно-методическая литература
Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – 13-е издание. – М.: Просвещение, 2010 г.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2004.
Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы». – М.: Просвещение, 2011 г.
Павлова С. А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. Пособие для учащихся 10 -11 класс. М.: Просвещение, 2010 г.
Поурочные разработки по русскому языку, 10-11 классы, Булникова Н.Н., Дмитриева Н.И., Холявина Т.Г., 2014 г.
Русский язык, 10 класс, Поурочные планы по учебнику Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М., 2010 г.
Русский язык, 10-11 класс, Тематическое и поурочное планирование, Гольцова Н.Г., Мищерина М.А., 2010 г
15