СОГЛАСОВАНО: _____________ заместитель директора по учебно-воспитательной работе Онищенко Е.В. | УТВЕРЖДАЮ: ____________ Директор МОУ « Лицей №2 «Престиж»» Юрьева Ю.Е. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2018 – 2019 учебный год
учитель Бадикова Зоя Гавриловна
предмет «Трудовое обучение»
5 класс
(1 час)
Учебный год | Семестр | Класс | Количество часов | Семестр | Класс | Количество часов | Количество часов общее |
2018-2019 | І | 5 | 16 | ІІ | 5 | 18 | 34 |
РАССМОТРЕНО:
на заседании кафедры прикладных дисциплин
Протокол № 1 от « ___ » сентября 2018г.
Руководитель кафедры прикладных дисциплин
____________________ Н.Б. Мешков.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая основная образовательная программа учебного предмета «Трудовое обучение» составлена в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом основного общего образования Донецкой Народной Республики с учётом Примерной программы основного общего образования «Трудовое обучение: 5-8 кл.: Девочки: Примерная программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Кулик М.С, Беликова И.Г., Денисенко А.Н., Козлова Е.М., Саяпина Т.А., Колисниченко В.Н., Лошак Л.В., Федюнина Е.А., Чишко П.Н., Золотая Л.В., Сиваченко Н.М., Болотина Е.С., Мальцева А.В., Живагина Л.В., Фоменко А.А. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018».
Главной целью трудовой подготовки является формирование технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества для реализации творческого потенциала учащихся.
Содержание предмета имеет четко выраженную прикладную направленность и реализуется преимущественно путем применения практических методов и форм организации занятий, требует специальной подготовки по охране труда.
Задачами трудового обучения являются:
формирование целостного представления о материальном производстве, роль техники, проектировании и технологий в развитии общества;
приобретение учащимися опыта производства технологической деятельности, партнерского взаимодействия и ценностных отношений к трудовым традициям;
формирование технологических умений и навыков учащихся;
ознакомление учащихся с производственной средой, традиционными, современными и перспективными технологиями обработки материалов, декоративно-прикладным искусством;
формирование способности развивать достояние родной культуры с использованием средств декоративно-прикладного искусства;
содействие осознанию учащимися значимости роли технологий как практического воплощения научных знаний;
реализация способностей и интересов учащихся в сфере проектно-технологической деятельности и технического творчества;
приобщение учащихся к достижениям родной культуры через практическое изучение традиционных ремесел и различных видов декоративно - прикладного искусства;
создание условий для самореализации и профессионального самоопределения каждого ученика;
овладение умениями оценивать собственные результаты предметно-преобразовательной деятельности и уровня сформированости ключевых и предметных компетенций.
Программа обеспечивает:
Трудовая подготовка в 5-8 классах базируется на практической деятельности учащихся. На каждом уроке должна быть практическая работа. На неё отводится не менее 75 % учебного времени. Ее содержание определяется учителем из предложенных вариантов в зависимости от темы урока. Усвоение теоретичного материала целесообразно проводить во время практических работ, не тратя на это отдельного учебного времени.
Результатом деятельности учащихся при изучении каждого раздела программы должно быть готовое изделие. После каждой темы приводится список рекомендуемых изделий для изготовления объектов труда. По своему усмотрению, исходя из пожеланий учащихся и наличия материалов, учитель может выбрать для изготовления и другие объекты труда, соответствующие изучаемой теме. Все темы программы изучаются на 100% без каких-либо изменений (времени, порядка, последовательности, тематики). При изучении тем «Осенние работы» «Весенние работы» выбирается время, по погодным условиям подходящее для их выполнения.
При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» для разработки творческого проекта в программе предусмотрен перечень объектов труда, а для более широкого выбора предложен дополнительный список модулей. Выбранный из перечня модуль изучается только один раз.
ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
1.Технология изготовления мягкой игрушки.
2.Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией.
3.Технология изготовления вышитых изделий.
4.Технология плетения из бисера.
5.Технология изготовления изделий, оснащённых аппликацией из природных материалов.
6.Технологий выращивания растений (цветов) и уход за ними.
Структура учебного года
I четверть | 01.09.2018 – 26.10.2018 |
II четверть | 05.11.2018 – 28.12.2018 |
III четверть | 14.01.2019 – 22.03.2019 |
IV четверть | 01.04.2019 – 24.05.2019 |
Каникулы
28.10.2018 – 04.11.2018
30.12.2018- 13.01.2019
25.03.2019 – 31.03.2019
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводный урок.
Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Трудовое обучение» в5 классе. Содержание предмета. Ознакомление с мастерскими, выставками работ учащихся. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Правила безопасности труда. Организация рабочего места.
Основы аграрной технологии.
Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, уборка урожая. Осенняя обработка почвы под овощные растения. Правила безопасной работы с ручным сельскохозяйственным инструментом. Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями Профессии, связанные с технологиями выращивания растений
Практическая работа: сельскохозяйственные растения, подготовка семян и пришкольного участка к весенним работам.
Кулинария
Понятие «кулинария», «питание», «культура питания». Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, при работе с горячими жидкостями Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы варки и жарения яиц. Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов, украшение бутербродов. Подача бутербродов к столу. Горячие напитки, посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу чая, кофе и какао. Меню завтрака. Расчёт количества и состав продуктов Особенности сервировки стола к завтраку. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. Профессиональная ориентация на рабочие профессии.
Практическая работа: Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из яиц Приготовление бутербродов и горячих напитков. Оценка качества Составление меню завтрака. Сервировка стола к завтраку.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити и утка. Определение лицевой стороны ткани. Виды технологические процессы производства волокон, пряжи, растительных волокон. Свойства тканей из натуральных нитей, ткани; виды переплетения нитей; виды растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей, растительных волокон; свойства тканей; виды тканей; Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила безопасности труда при выполнении машинных работ Организация рабочего места. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины. Профессии швейного производства. Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы и инструменты для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия. Понятие «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук). Способы моделирования выкроек. Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки Понятие «раскрой». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани. Припуски на швы Способы контроля качества разметки и раскроя Последовательность раскроя швейного изделия. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия «стежок», «строчка», «шов». Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций. Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: застрачивание, стачивание. Классификация машинных швов. Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание заутюживание. Контроль качества
Практическая работа: Определение долевой нити и утка. Определение лицевой стороны тканей. Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. Заправка швейной машины нитками Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки. Бытовая швейная машина. Виды машинных швов: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с открытым срезом, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом. Чтение чертежей, схем, технологических карт. Эскиз швейного изделия. Снятие мерок. Построить чертёж швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Декоративно-прикладное творчество
Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ. Природа творчества. Художественное творчество. История и современность народных художественных промыслов. Понятие «натюрморт» и «пейзаж». Подбор материалов, технология аппликации натюрморта и пейзажа. Аппликация. Выполнение творческих работ в технике аппликации. Контроль качества. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для аппликации. Стилизация узоров для аппликации. Образцы аппликации. Панно, блузка, наволочка, салфетки, прихватки т.д.
Технология ведения дома
Ремонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | Примечание |
1 | Вводный урок | 1 | |
2 | Раздел 1. Основы аграрной технологии | 4 | |
Тема 1.1. Осенние работы | 2 | |
3 | Раздел 2. Кулинария | 5 | |
4 | Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов | 17 | |
Тема 3.1. Швейные материалы | 2 | |
Тема 3.2. Бытовая швейная машина | 2 | |
Тема 3.3. Черчение и графика | 2 | |
Тема 3.4. Конструирование и моделирование | 3 | |
Тема 3.5. Раскрой изделия | 2 | |
Тема 3.6. Технология швейных работ | 6 | |
5 | Раздел 4.Декоративно-прикладное творчество. | 5 | |
Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | 5 | |
6 | Раздел 5. Технология ведения дома | 1 | |
Тема 5.1. Уход за одеждой и обувью | 1 | |
7 | Раздел 6. Основы аграрной технологии. Итоговый урок | 3 | |
Тема 6.2. весенние работы | 2 | |
Итоговый урок | 1 | |
Итого | 34 | |
Вводный урок (1 час)
Учащиеся должны знать: цели и задачи изучения предмета«Трудовое обучение» в 5 классе, содержание предмета. санитарно-гигиенические требования, правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских;
уметь: организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ.
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
1/1 | Вводный урок | Трудовое обучение как учебная дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета«Трудовое обучение» в5 классе. Содержание предмета. Ознакомление с мастерскими, выставками работ учащихся. Санитарно-гигиенические требования и правила внутреннего распорядка при работе в школьных мастерских. Правила безопасности труда. Организация рабочего места. | 06.09 | | |
Раздел 1. Основы аграрной технологии (2 часа)
Учащиеся должны знать: особенности обработки почвы; правила безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем; уметь: обрабатывать почву; распознавать основные сорта овощных культур; осуществлять контроль качества выполняемых работ.
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
2/1 | Осенние работы | Основные задачи сельскохозяйственного производства. Отрасли сельского хозяйства: растениеводство. Овощные культуры (лук репчатый, морковь и свекла столовая): сорта, семена, уборка урожая. | 06.09 | | |
3/2 | Осенние работы | Осенняя обработка почвы под овощные растения. Правила безопасной работы с ручным сельскохозяйственным инструментом. Практическая работа: сельскохозяйственные растения, подготовка семян и пришкольного участка к весенним работам. | 20.09 | | |
Раздел 2. Кулинария (5 часов)
Учащиеся должны знать: Понятия «кулинария», «питание», «культура питания».Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Кухонная посуда и уход за ней. Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, при работе с горячими жидкостями Требования к качеству и оформлению готовых блюд Пищевая ценность яиц. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы варки и жарения яиц Продукты, применяемые для приготовления бутербродов Виды бутербродов, украшение бутербродов. Подача бутербродов к столу. Горячие напитки, посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу чая, кофе и какао. Меню завтрака. Расчёт количества и состав продуктов. Особенности сервировки стола к завтраку. Культура. поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. уметь: готовить посуду и инвентарь к приготовлению пищи, определять доброкачественность продуктов по внешнему виду, готовить блюда из яиц; готовить бутерброды и горячие напитки; оценка качества, составлять меню завтрака; готовить завтрак; сервировать стол к завтраку.;
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
4/1 | Понятие «кулинария», «питание», «культура питания». Правила санитарии и гигиены при приготовлении и хранении пищи. Пищевая ценность яиц. | Правила безопасного труда при использовании электронагревательных приборов, при работе с горячими жидкостями. Признаки и способы определения доброкачественности яиц. Способы варки и жарения яиц. Практическая работа: Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи Определение доброкачественности продуктов по внешнему виду. Приготовление блюд из яиц. | 20.09 | | |
5/2 | Продукты, применяемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов, украшение бутербродов. Подача бутербродов к столу. | Практическая работа: Приготовление бутербродов. Оценка качества | 04.10 | | |
6/3 | Горячие напитки. | Горячие напитки, посуда и инвентарь для их приготовления. Технология приготовления горячих напитков. Подача к столу чая, кофе и какао. Практическая работа: Приготовление горячих напитков. | 04.10 | | |
7/4 | Меню завтрака. | Расчёт количества и состав продуктов Особенности сервировки стола к завтраку. Практическая работа: Составление меню завтрака. Сервировка стола к завтраку.. | 17.10 | | |
8/5 | Культура поведения за столом. Профессиональная ориентация на рабочие профессии. | Правила пользования столовыми приборами, салфеткой. | 17.10 | | |
Раздел 3. Создание изделий из текстильных и поделочных материалов(17 часов)
Учащиеся должны знать: Виды технологические процессы производства волокон, пряжи, растительных волокон. Свойства тканей из натуральных нитей, ткани; виды переплетения нитей; виды растительных волокон. Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. растительных волокон; свойства тканей; виды тканей; Выбор тканей для изготовления швейных изделий. требования к оборудованию рабочего места; правила работы на швейной машине; технологию выполнения ручных и машинных швов; виды профессий швейного производства; правила безопасности при работе на швейной машине; понятие эскиз, чертёж; виды эскизов; Снятие мерок для построения чертежа изделия; понятие раскроя и выкраивания; правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя; виды и классификацию стежков и строчек; требования, предъявляемые к выполнению ручных и влажно-тепловых работ; технологию выполнения ручных операций, выполнение машинных операций: обмётывание, застрачивание, стачивание, классификацию машинных швов.
уметь: определять в ткани нити основы и нити утка, лицевую и изнаночную сторону ткани; выбирать ткань для изделия, определять дефекты ткани. выполнять заправку верхней и нижней нитей, производить замену иглы, намотку нитей на шпульку, регулировать натяжение нитей, длину стежка; выполнять различные швы; применять материалы и инструменты для выполнения эскизов; выполнять эскиз швейного изделия; читать чертежи, схемы, технологические карты; соблюдать правила безопасной работы при выполнении чертежных работ, снимать мерки; построить чертёж швейного изделия; моделировать выкройки; подготавливать выкройку к раскрою; соблюдать правила безопасной работы. готовить ткань к раскрою, экономно раскладывать выкройки на ткани; выкраивает изделие; соблюдает правила безопасной работы при раскрое. выполнять различные виды ручных и машинных швов; производить влажно-тепловую обработку; соблюдать последовательность технологической обработки швейных изделий; организовывать рабочее место;
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
9/1 | Швейные материалы | Производство ткани. Понятие о прядении, ткачестве и отделке тканей. Определение направления долевой нити и утка. Определение лицевой стороны ткани. Виды технологические процессы производства волокон, пряжи, растительных волокон. Свойства тканей из натуральных нитей, ткани; виды переплетения нитей; виды растительных волокон. Практическая работа: Определение долевой нити и утка. Определение лицевой стороны тканей. | 08.11 | | |
10/2 | Швейные материалы | Виды хлопчатобумажных и льняных тканей. растительных волокон; свойства тканей; виды тканей; Выбор тканей для изготовления швейных изделий с учетом их технологических, гигиенических и эксплуатационных свойств. Практическая работа: Изучение видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. Выбор материалов для проектного изделия. Образцы хлопчатобумажных и льняных тканей. | 08.11 | | |
11/3 | Бытовая швейная машина | История создания швейной машины. Назначение и устройство бытовой швейной машины. Правила безопасности труда при выполнении машинных работ | 22.11 | | |
12/4 | Бытовая швейная машина | Организация рабочего места. Подготовка швейной машины к работе. Правила работы на швейной машине. Неполадки, связанные с неправильной заправкой верхней и нижней ниток. Регуляторы швейной машины. Профессии швейного производства. Практическая работа: Заправка швейной машины нитками. Выполнение прямой и зигзагообразной строчек с изменением длины стежка, закрепки в начале и конце строчки. Бытовая швейная машина. Виды машинных швов: стачной взаутюжку,. стачной вразутюжку, накладной с открытым срезом, накладной с закрытым срезом, вподгибку с закрытым срезом. | 22.11 | | |
13/5 | Черчение и графика | Понятие «эскиз». Виды эскизов. Организация рабочего места для выполнения графических работ. Материалы и инструменты для выполнения эскизов. Эскиз швейного изделия. | 06.12 | | |
14/6 | Черчение и графика | Понятие «чертеж», «чертеж выкройки швейного изделия». Практическая работа: Чтение чертежей, схем, технологических карт. Эскиз швейного изделия. | 06.12 | | |
15/7 | Конструирование и моделирование. | Мерки, необходимые для построения основы чертежа швейного изделия прямоугольной формы. Практическая работа: Снятие мерок. | 20.12 | | |
16/8 | Конструирование и моделирование. | Последовательность построения чертежа швейного изделия прямоугольной формы (фартук). Подготовка выкройки швейного изделия к раскрою. Способы контроля качества выкройки | 20.12 | | |
17/9 | Конструирование и моделирование. | Способы моделирования выкроек. Практическая работа: Построить чертёж швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к рас крою. Варианты объектов труда: Фартук и т.д. | 17.01 | | |
18/10 | Раскрой изделия | Понятие «раскрой». Правила безопасного труда при выполнении раскройных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для раскроя. Подготовка ткани к раскрою. Способы раскладки выкроек фартука на ткани. Варианты объектов труда: Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Раскрой проектного изделия. | 17.01 | | |
19/11 | Раскрой изделия | Припуски на швы Способы контроля качества разметки и раскроя Последовательность раскроя швейного изделия. | 31.01 | | |
20/12 | Технология швейных работ | Правила безопасного труда при выполнении ручных работ. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ. | 31.01 | | |
21/13 | Технология швейных работ | Понятия «стежок», «строчка», «шов». Требования, предъявляемые к выполнению ручных работ. Технология выполнения ручных операций. Варианты объектов труда: Фартук. Обработка нижней и боковых частей фартука. | 14.02 | | |
22/14 | Технология швейных работ | Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: застрачивание, стачивание. Классификация машинных швов. | 14.02 | | |
23/15 | Технология швейных работ | Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: застрачивание, стачивание. Классификация машинных швов. Варианты объектов труда: Фартук. Пояс. Соединение деталей фартука. | 28.02 | | |
24/16 | Технология швейных работ | Требования, предъявляемые к выполнению машинных работ. Технология выполнения машинных операций: застрачивание, стачивание. Классификация машинных швов. Варианты объектов труда: Фартук. Отделка изделия. | 28.02 | | |
25/17 | Технология швейных работ | Правила безопасного труда при выполнении влажно-тепловых работ. Организация рабочего места. Оборудование для влажно-тепловой обработки. Требования, предъявляемые к выполнению влажно-тепловых работ. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание заутюживание. Контроль качества | 14.03 | | |
Раздел 4. Декоративно-прикладное творчество.(5 часов)
Учащиеся должны знать: виды декоративно-прикладного искусства; правила безопасной работы при ручных работах; организацию рабочего места; историю современного художественного творчества;
уметь: подбирать материалы и выполнять аппликации;
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
26/1 | Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | Правила безопасного труда при выполнении ручных работ.Организация рабочего места. Инструменты и приспособления для ручных работ. Природа творчества. Художественное творчество. История и современность народных художественных промыслов. Понятие «натюрморт» и «пейзаж». | 14.03 | | |
27/2 | Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | Подбор материалов технология аппликации натюрморта и пейзажа. Аппликация. Варианты объектов труда: Выбор материалов, инструментов и приспособлений для аппликации. Стилизация узоров для аппликации. Образцы аппликации. Панно, блузка, наволочка, салфетки, прихватки т.д.. | 04.04 | | |
28/3 | Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | Выполнение творческих работ в технике аппликации. | 04.04 | | |
29/4 | Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | Выполнение творческих работ в технике аппликации. | 18.04 | | |
30/5 | Проектирование и изготовление изделий. Творческий проект | Контроль качества. | 18.04 | | |
Раздел 5. Технология ведения дома (1 час)
Учащиеся должны знать: способы ремонта одежды;основные приемы чистки, стирки, влажно-тепловой обработки изделий из натуральных волокон; правила безопасной работы при выполнении работ по уходу за одеждой.
уметь: объяснять значение символов на ярлыках одежды, ухаживать за одеждой.
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
31/1 | Уход за одеждой | Ремонт одежды: штопка, заплаты, восстановление распоровшихся швов. Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Значение символов на ярлыках одежды. Варианты объектов труда: Ремонт одежды. | 02.05 | | |
Раздел 6. Основы аграрной технологии. Итоговый урок (3 часа)
Учащиеся должны знать: способы выращивания овощных культур, о понятии«подкормка», сочетание подкормки междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями.
уметь: выращивать сельскохозяйственные культуры.
№ п/п | Тема урока | Основные вопросы содержательного компонента урока | Дата урока | Примечание |
план | факт |
32/1 | Весенние работы | Способы выращивания овощных культур. Виды удобрений и их применение. Понятие «подкормка», сочетание подкормки с междурядной обработкой почвы. Правила безопасной работы с удобрениями | 02.05 | | |
33/2 | Весенние работы | Профессии, связанные с технологиями выращивания растений. Варианты объектов труда: посев овощных культур. | 16.05 | | |
34/3 | Итоговый урок | | 16.05 | | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Критерии, по которым осуществляется оценивание учебных достижений учащихся, имеют комплексный характер. К ним относятся:
уровень и качество применения знаний и умений в практической работе;
умение пользоваться различными видами конструкторско-технологической документации и другими источниками информации;
соблюдение технических требований в процессе выполнения работ (качество изделия); умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем в процессе
работы; уровень сформированности трудовых приемов и умений выполнять технологические операции;
соблюдения правил безопасного труда и санитарно-гигиенических требований;
уровень самостоятельности в процессе организации и выполнении работы (планирование трудовых процессов, самоконтроль и т.п.), выявление элементов творчества.
КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений учащихся |
1 | Учащийся распознает некоторые объекты изучения (материалы, модели, схемы и т.п.) и называет их (на бытовом уровне); знает правила безопасности при работе в учебных мастерских. |
2 | Учащийся описывает некоторые технологические объекты; распознает инструменты и оборудование для выполнения практических работ; имеет фрагментарные представления по предмету изучение (знаком с некоторыми технологическими понятиями); может использовать по назначению рабочие инструменты и оборудование. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
3 | Учащийся знает отдельные факты, касающиеся технологических объектов; может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала; придерживается технологи изготовления изделия; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся определенных этапов проектной деятельности. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит фактический и теоретический материал, приводит примеры, выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; может самостоятельно и обоснованно выбирать конструктивные элементы изделия. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями, навыками и аргументированно применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. ![]() |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Баллы | Критерии оценивания учебных достижений(теоретическая часть) | Критерии оценивания учебных достижений(практическая часть |
5 | Учащийся обладает усвоенными знаниями и аргументировано применяет их в нестандартных ситуациях; находит и анализирует дополнительную информацию; теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии; самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами; правильно и обстоятельно отвечает | Учащийся творчески планирует выполнение работы; самостоятельно и полностью использует знания программного материала; правильно и аккуратно выполняет задания; умеет пользоваться справочной литературой, наглядными пособиями, материалами и другими средствами; соблюдает правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями. |
| на дополнительные вопросы учителя. | Соблюдает порядок на рабочем месте в течение всего урока. Самостоятельно проектирует и выполняет, используя соответствующие технологии, все виды запланированных работ. Умеет творчески продемонстрировать изделие |
4 | Учащийся самостоятельно и логически воспроизводит теоретический материал; приводит примеры; в ответах допущены незначительные пробелы, ошибки; материал изложен не точно; применялись дополнительные наводящие вопросы. Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя, подтверждает ответ конкретными примерами. | Учащийся выполняет практическую работу в соответствии с инструкциями учителя; с помощью участников проекта и учителя выполняет задания, касающиеся всех этапов проектной деятельности; Соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Однако к качеству выполненной работы имеются замечания, и изделие частично не соответствует технологическим требованиям. |
3 | Самостоятельно воспроизводит значительную часть учебного материала, однако имеются существенные пробелы; допускает значительные ошибки при изложении материала своими словами; ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы; затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами. | Учащийся может выполнять отдельные операции; обладает приемами работы инструментом; если работа выполнена и правильно, то только наполовину, неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время, изделие изготовлено с нарушением отдельных требований; соблюдает требования правил безопасной работы. Качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. |
2 | Учащийся почти не усвоил учебный материал; не может изложить его своими словами; не может подтвердить ответ конкретными примерами; не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя | Учащийся не может правильно спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; допускает грубые ошибки и неаккуратно выполняет задание. Не всегда соблюдает требования правил безопасной работы на оборудовании. Учащийся работу не выполнил. |
1 | Учащийся полностью не усвоил учебный материал; не может изложить знания своими словами; не может ответить на дополнительные вопросы учителя. | Учащийся не может спланировать выполнение работы; не может использовать знания программного материала; отказывается выполнять задание. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение»
Государственный образовательный стандарт основного общего образования включает в себя предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение», которые должны быть ориентированы на роль техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экономических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение/Технологии» должны быть ориентированы на осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Предметные результаты должны обеспечивать:
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изученными технологиями, их востребованностью на рынке труда;
профильную подготовку обучающихся с особенностями психофизического развития по видам труда, соответствующим их возрастным интересам и возможностям; продолжение обучения в системе профессионально-технического образования;
развитие художественной инициативы обучающихся.