СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК Перспектива 4 класс математика

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы для 4 класса по УМК Перспектива в рамках требований ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК Перспектива 4 класс математика»

Методическая разработка урока математики в 1 классе по  теме

«Сложение и вычитание длин отрезков».


Фирсова В. А.

МБОУ г Иркутска «СОШ №21»


Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода).

Цель: Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей.

Задачи:

Предметные:

- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.

- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.

- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.

Метапредметные:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей.


Ресурсы: основные - учебник математики для 1 класса под редакцией В. Г Дорофеева, Т.Н. Мираковой , рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику математики под редакцией В. Г. Дорофеева.

дополнительные – тетради, электронные физкультминутки, ежедневник для самооценки.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание длин отрезков».

Технология проведения

Деятельность учителя, учащихся

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока;

- наметить шаги учебной деятельности.

У. Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Проговаривают девиз урока,

тип урока и называют шаги учебной деятельности.

1. Проговаривание стихотворения:

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

- Для чего нам нужно выполнять эти правила?

2. Повторение девиза урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

 Работа с числами:

- Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть».

Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цели:

- организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

У. Организует актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей целого. В тетрадях записывают равенства.

Высказывают своё предположение

Фиксируют индивидуальное затруднение.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

1.Работа по заданию №1 электронного приложения:

- Составьте равенства по рисунку.

Фронтальная проверка:

2+1=3

1+2=3

3–1=2

3–2=1

- Какое число обозначает целое? (3)

- Какие числа обозначают части? (1 и 2)

2. Выполнение задания №1

в учебнике на стр.19. 

- как называются фигуры? (отрезки)

- Чем различаются отрезки? (размером, цветом).

- Выполните сложение отрезков.

- Выполните вычитание отрезков.

3. Разные версии – возникло затруднение.

4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)?  («Что я не знаю?»)

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

Осуществлять синтез как составление целого из частей.(Познавательные УУД).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место (шаг, операция) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Физкультминутка"Солнышко лучистое"

Под руководством  учителя выявляют место затруднения, его причину.

- В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).

- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цели:

организовать постановку цели урока;

организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

С помощью учителя ставят цель урока,

составляют и проговаривают план  действий. Называют средства.

- Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)

- Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков).

- Наметим наш план действий:

1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.

2. Сопоставим свои предположения с учебником.

3. Устраним затруднение.

4. Упражнение в новом действии.

- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

V. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Под руководством учителя выполняет составленный план действий.

Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют в тетрадях.

Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.

Выполняют задание в тетрадях.

Проговаривают тему урока.

1. «Сами найдём способ»

А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.

Б) Один человек от каждой группы

даёт ответ.

2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.

Стр. 19 № 2

3. Устранение затруднения Электронное приложение. Задание 4: Построить и записать сложение и вычитание отрезков.

4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе).

Задание 5.

- Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

(Коммуникативные УУД).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Физкультминутка "Танец гусениц"

Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют в тетрадях неравенства.

Задание 6.

- Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)

- Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)

- Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)

Фронтальная проверка.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать самопроверку по эталону;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,

«–».

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину  исправляют ошибки.

Задание 7.

а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.

                               

О               К      К                       Д

б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка СВ из отрезка СА, составить равенство.

        

С                               В                   А     

2. Задания 8, 9. Эталон для самопроверки

а)

     К                                               Н

        ОК + КД= ОД

б)  

      В                       С          

          СА – СВ = ВА

3. - У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В каком месте ошибки?

- В чём причина? - Исправьте ошибки.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VIII. Включение в систему знаний и повторение.  Цели:

- организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.

Выполняют задание под руководством учителя в тетради.

Составление равенств.

Выполнение заданий учебника:

Стр. 20 № 6

Стр. 19 № 3


Фронтальная работа.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Какая тема урока была?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему

                        знаю

я                      запомнил                            

                         

                      смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Урок построен в рамках системно- деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Дети усвоили алгоритм работы по данной теме и умело применили его на практике. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических возможностей первоклассников. Доброжелательная обстановка и позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приемов помог каждому ребенку продвинуться в своем индивидуальном развитии. Урок соответствует ФГОС.