СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа УМК ПНШ Окружающий мир 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа УМК "Перспективная начаьная школа". Математика 3 класс. Разработана в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа УМК ПНШ Окружающий мир 3 класс»

УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна

Категория: высшая

Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района

Класс: 3

Предметы: Окружающий мир

Пояснительная записка Окружающий мир



Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» .

Цель курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения со взрослыми и сверстниками, с природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. А также формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико – ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных УУД ( личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Основные задачи

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе его жизненного опыта;

  • формирование у школьника УУД, основанные на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;

  • развитие умений работы с научно – популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;

  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;

  • формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, Росси, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

  • осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Проблемный характер изложения учебных текстов в учебнике достигается посредством:

  • демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;

  • выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;

  • системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;

  • специальным местоположением вопросов – заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей закономерностей и правил;

  • иллюстративным материалом ( фотографии, таблицы, карты, произведения живописи).



Общая характеристика учебного предмета



Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно – следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.

Содержание учебников, учитывая интересы и потребности современного ребенка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации ( хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «готовимся к школьной олимпиаде»);

  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчетно – конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;

  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя заседания научного клуба младшего школьника и др.);

Учебные тексты учебников комплекта построены с учетом возможности оценки учебных достижений ( как учеником, так и учителем), прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку ( работа в парах);

  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов научного клуба младших школьников;

  • завуалированные требования быть внимательными при чтении текста;

Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока. Практически это организация на уроках специального семантического, пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Место учебного предмета в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Курс окружающего мира представлен в области предмета «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю, При этом в 1 классе курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели), а в каждом из остальных классов – на 68 часов (34 учебных недели).

Общий объем учебного времени составляет 270 часов.

Определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная каротина мира ;

  • человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;

  • поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье достаток, уважение к родителям;

  • Личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личному и нравственному выбору;

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 3 классе

В результаты изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

  • характеризовать глобус, карту и план, их уловные обозначения;

  • находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

  • определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

  • сравнивать и различать формы земной поверхности определять их название;

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов;

  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

  • ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

  • сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

  • исследовать в группах свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах воды, о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклад и обсуждать полученные сведения;

  • сравнивать свойства воды и воздуха;

  • следовать инструкции и технике безопасности при проведении опытов;

  • характеризовать кругооборот воды в природе;

  • исследовать в группах состав почвы;

  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;

  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • исследовать в группах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • характеризовать природные сообщества;

  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и появлениями, как «этажи» - ярусы леса, луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о безопасном поведении и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме;

  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимого бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;

  • использовать готовые модели для объяснения явлений или выявлении свойств объектов;

  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, итернет – адреса для поиска необходимой информации.

В результате изучения раздела «Человек и общество»

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;

  • различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретны даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

  • находить место изученного события на ленте времени;

  • находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, Санкт – Петербург;

  • описывать достопримечательности Санкт – Петербурга и городов Золотого кольца;

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о достопримечательностях Санкт – Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • находить дополнительные источники информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов Золотого кольца России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя римские цифры;

  • находить на ленте времени место изученного исторического события;

  • проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции РФ;

  • использовать дополнительные источники информации;

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил б\о поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время купания, при переправе через водные пространства;

  • понимать необходимость соблюдения правил б\о поведения в гололед;

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Программа 3 класса (68 часов)



Человек и природа (54 часа)

Человек и общество (14 часов)

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса



Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир.3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.

Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.

Развернутый календарно – тематический план



п\п

Дата

Тема урока

Кол – во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Вид контроля

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные



Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 часа)


1


Наш мир, знакомый и загадочный

1

Изучение нового

Родной город, регион. Неживая и живая природа

Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения



Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(уч) с 5 – 6, вопросы

2


Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»

1

Комбинированный


Работа в группах




Планета, на которой мы живем (12 часов)


3


Глобус – модель земного шара

1

Изучение нового

Работа с готовыми моделями – глобусом

Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)


Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в группах

(уч) с 7 – 11, вопросы

4


Материки и океаны на глобусе

1

Комбинированный

Материки и океаны ( общее представление, расположение на глобусе)

Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Индивидуальный

(уч) с 12 – 14, вопросы

5


Формы

поверхности Земли

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте)

Сравнивать и различать формы земной поверхности

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Фронтальный

(уч) с 15 – 18, вопросы

6


Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе»

1

Урок-контроль

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте)

Знать: формы поверхности – равнины и горы Уметь: различать равнины и горы на глобусе

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Индивидуальный


7


Географическая

карта

1

Комбинированный

Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты

Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения


Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Работа в группах

(уч) с 19 – 24, вопросы

8


Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России»

1

Практическая работа

Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты

Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в парах

(уч) с 25 – 27, вопросы

9


План местности.

Практическая работа: «Элементарные приемы чтения плана местности»

1

Практическая работа

Элементарные приемы чтения плана местности

Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи


В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный

(уч) с 28 – 30, вопросы

10


Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы,

овраги

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте)

Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Фронтальный

(уч) с 31 – 34, вопросы

11


Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»

1

Практическая работа

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте)

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Фронтальный


12


Стороны горизонта

1

Комбинированный

Определение сторон горизонта

Ориентироваться на местности с помощью компаса

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи


Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в группах

(уч) с 35 – 37, вопросы

13


Ориентирование на местности. Компас

1

Практическая работа

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Индивидуальный

(уч) с 38 – 41, вопросы

14


Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу»

1

Практическая работа

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев


Работа в парах

(уч) с 42, вопросы

15


Проверочная работа по разделу «О чём

рассказала карта»

1

Урок-контроль

Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный




Неживая природа (16 часов)


16


Тела,

вещества, частицы

1

Изучение нового

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей


Фронтальный

(уч) с 43 – 48, вопросы

17


Твердые вещества, жидкости и газы

1

Комбинированный

Отличие объектов неживой природы от изделий человека

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие


Фронтальный

(уч) с 49 – 52, вопросы

18


Вода –

необыкновенное

вещество

1

Комбинированный

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,

характеризовать эти свойства

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в парах

(уч) с 53 – 55, вопросы

19


Проверочная работа по разделу «Вещества»

1

Урок-контроль

Твердые, жидкие, газообразные вещества


Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Индивидуальный


20


Практическая работа «Свойства воды в

жидком

состоянии»

1

Практическая работа

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в парах

(уч) с 56, вопросы

21


Термометр и его устройство.

Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра»

1

Практическая работа

Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Измерять температуру воды с помощью градусника

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 63 – 67, вопросы

22


Практическая работа «Свойства воды в

твёрдом состоянии»

1

Практическая работа

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в парах

(укч) с 68 – 71, вопросы

23


Практическая работа «Свойства воды в газообразном состоянии»

1

Практическая работа

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную

проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 72 – 74, вопросы

24


Проверочная работа по разделу «Вода и её свойства»

1

Урок-контроль



Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный


25


Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,

характеризовать эти

свойства

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный

(уч) с 76 – 80, вопросы

26


Туман,

облака,

осадки

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Характеризовать круговорот воды в природе

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Фронтальный

(уч) с 81 – 84, вопросы

27


Вода как растворитель. Природные растворы и их значение

1

Комбинированный

Вода в природе. Разные состояния воды

Характеризовать круговорот воды в природе

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 85 – 87, вопросы

28


Значение воды в жизни человека. Способы очистки

воды

1

Комбинированный

Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Готовить доклады и

обсуждать полученные сведения

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в парах

(уч) с 88 – 90, вопросы

29


Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе»

1

Урок-контроль

Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды


Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный


30


Атмосфера – воздушный океан

Земли

1

Изучение нового

Твердые, жидкие, газообразные вещества

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти

свойства

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный

(уч) с100 – 102, вопросы

31


Воздух – это смесь газов

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в группах

(уч) с 103 – 108, вопросы

32


Практическая работа «Свойства воздуха»

1

Практическая работа

Свойства воздуха

Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 109 – 110, вопросы

33


Проверочная работа по разделу «Воздух и его свойства»


1

Урок-контроль

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха


Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную

проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в парах


34


Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра


1

Комбинированный

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра

Измерять температуру

воздуха с помощью градусника

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(уч) с 111 – 114, вопросы

35


Ветер. Причина движения воздуха вдоль

поверхности Земли

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха


Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный

(уч) с 115 – 119, вопросы

36


Погода и причины её изменения

1

Комбинированный

Явления природы

Готовить доклады и

обсуждать полученные сведения

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в парах

(уч) с120 – 122, вопросы

37


Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха»

1

Урок-контроль

Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов


Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный


38


Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение


1

Изучение нового

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(уч) с5 – 8, вопросы

39


Разрушение горных

пород

1

Комбинированный


Готовить доклады и

обсуждать полученные сведения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев


Работа в парах

(уч) с9 – 11, вопросы

40


Минералы.

Практическая работа «Сравнение минералов по твердости»

1

Практическая работа


Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 12 – 15, вопросы

41


Полезные ископаемые. Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни

человека

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,

сотрудничать в совместном решении проблемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(уч) с 16 – 21, вопросы

42


Практическая работа «Свойства полезных ископаемых»

1

Практическая работа

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в группах

(уч) с 22 – 25, вопросы

43


Использование и охрана полезных ископаемых

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Характеризовать свойства полезных ископаемых

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в парах

(уч) с 26 – 30, вопросы

44


Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли»

1

Урок-контроль

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств


Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный




Взаимосвязь неживой и живой природы (16 часов)


45


Почва как единство живой и

неживой природы. Образование почвы

1

Изучение нового

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Фронтальный

(уч) с 31 – 34, вопросы

46


Почва и её состав

1

Комбинированный

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы

Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Фронтальный

(уч) с 35 – 38, вопросы

47


Экскурсия «Исследование почвы родного края»

1

Экскурсия

Правила поведения в природе

Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный


48


Мероприятия по охране почв в родном крае

1

Комбинированный

Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в парах

(уч) с 39 – 42, вопросы

49


Проверочная работа по разделу: «Почва»

1

Урок-контроль

Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы


Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный



Природные сообщества (16 часов)


50 – 51


Лес как природное сообщество и его обитатели

2

Изучение нового

Взаимосвязь растений и животных

Характеризовать природные сообщества на примере леса

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный

(уч) с 43 – 49, вопросы

52


Луг как природное сообщество и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных

Характеризовать природные сообщества на примере луга

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в группах

(уч) с 50 – 54, вопросы

53


Поле как природное сообщество и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных

Характеризовать природные сообщества на примере поля

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в группах

Уч) с 55 – 58, вопросы

54 – 55


Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели

2

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных

Характеризовать природные сообщества на примере водоема

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Фронтальный, работа в группах

(уч) с 59 – 64, вопросы

56


Болото как природное сообщество и его обитатели

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных

Характеризовать природные сообщества на примере болота

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в группах

(уч) с 65 – 68, вопросы

57


Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели»

1

Экскурсия

Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе

Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Фронтальный


58


Проверочная работа по разделу «Природные сообщества»

1

Урок-контроль

Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе


Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный


59


Значение лесов.

Необходимость бережного

отношения к лесным

богатствам

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе

Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Фронтальный

(уч) с 69 – 73, вопросы

60


Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ


Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Фронтальный

(уч) с 74 – 78, вопросы

61


Значение болот в жизни человека и их охрана

1

Комбинированный

Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ


Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в парах

(уч) с 79 – 82, вопросы

62


Реки и озера родного края, их практические использование людьми

1

Комбинированный

Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование

Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в парах

(уч) с 83 – 85, вопросы

63


Человек – защитник природы. Охрана природных богатств

1

Комбинированный

Охрана природных богатств. Правила поведения в природе

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в группах

(уч) с 86 – 89, вопросы

64


Проверочная работа по разделу

«Человек и природные сообщества»

1

Урок-контроль



Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему


Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальный




Наша страна Россия (4 часа)


65


Наследие городов Золотого кольца России

1

Изучение нового

Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Описывать достопримечательности Московского Кремля

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в парах

(уч) с 108 – 123, вопросы

66


Коллективный проект «Путешествие по

Золотому кольцу

России»

1

Комбинированный

Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург;

описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов

Золотого кольца

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Фронтальный

(уч) с 124 – 136, вопросы

67


Путешествие по Санкт-Петербургу

1

Комбинированный

Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в парах

(ч) с 124 – 136, вопросы

68


Обобщение «Мы и окружающий мир»

1

Обобщение

История Отечества: отдельные, наиболее яркие картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена

Готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Тест




Ресурсы, использованные в работе:

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  • Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир.3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.

  • Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.

  • Программы по учебным предметам 1 – 4 классы в 2-х частях, составитель Р. Г. Чуракова, М.: Академкнига

  • Пособие «Развернутое тематическое планирование 3 класс, автор - составитель Лободина Н В Вологоград