УМК: Программа УМК «Перспективная начальная школа» Разработана, (должность): учитель Смирнова Марина Анатольевна
Место работы: МБОУ ВМР «Федотовская средняя школа» Вологодской области, Вологодского района
Программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом примерной программы по учебным предметам и основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» .
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно – следственных связей в мире, окружающем ребенка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Общий объем учебного времени составляет 270 часов.
характеризовать глобус, карту и план, их уловные обозначения;
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
сравнивать и различать формы земной поверхности определять их название;
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
называть, сравнивать и различать разные формы водоемов;
находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
приводить примеры веществ;
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
исследовать в группах свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
исследовать в группах свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах воды, о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклад и обсуждать полученные сведения;
сравнивать свойства воды и воздуха;
следовать инструкции и технике безопасности при проведении опытов;
характеризовать кругооборот воды в природе;
исследовать в группах состав почвы;
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
исследовать в группах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать природные сообщества;
проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и появлениями, как «этажи» - ярусы леса, луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний о безопасном поведении и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме;
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимого бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
использовать готовые модели для объяснения явлений или выявлении свойств объектов;
использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, итернет – адреса для поиска необходимой информации.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Фелотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир.3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. – М.: Акдемкнига/Учебник.
Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. – М. : Акдемкнига/Учебник.
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Вид контроля | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные |
| | Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 часа) | |
1 | | Наш мир, знакомый и загадочный | 1 | Изучение нового | Родной город, регион. Неживая и живая природа | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с 5 – 6, вопросы |
2 | | Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» | 1 | Комбинированный | | Работа в группах | |
| | Планета, на которой мы живем (12 часов) | |
3 | | Глобус – модель земного шара | 1 | Изучение нового | Работа с готовыми моделями – глобусом | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в группах | (уч) с 7 – 11, вопросы |
4 | | Материки и океаны на глобусе | 1 | Комбинированный | Материки и океаны ( общее представление, расположение на глобусе) | Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | (уч) с 12 – 14, вопросы |
5 | | Формы поверхности Земли | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте) | Сравнивать и различать формы земной поверхности | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения | Фронтальный | (уч) с 15 – 18, вопросы |
6 | | Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе» | 1 | Урок-контроль | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте) | Знать: формы поверхности – равнины и горы Уметь: различать равнины и горы на глобусе | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Индивидуальный | |
7 | | Географическая карта | 1 | Комбинированный | Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения | Работа в группах | (уч) с 19 – 24, вопросы |
8 | | Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России» | 1 | Практическая работа | Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты | Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | (уч) с 25 – 27, вопросы |
9 | | План местности. Практическая работа: «Элементарные приемы чтения плана местности» | 1 | Практическая работа | Элементарные приемы чтения плана местности | Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный | (уч) с 28 – 30, вопросы |
10 | | Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте) | Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Фронтальный | (уч) с 31 – 34, вопросы |
11 | | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | 1 | Практическая работа | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги ( узнавание в природе, на рисунке, карте) | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы» | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный | |
12 | | Стороны горизонта | 1 | Комбинированный | Определение сторон горизонта | Ориентироваться на местности с помощью компаса | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в группах | (уч) с 35 – 37, вопросы |
13 | | Ориентирование на местности. Компас | 1 | Практическая работа | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Индивидуальный | (уч) с 38 – 41, вопросы |
14 | | Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу» | 1 | Практическая работа | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с 42, вопросы |
15 | | Проверочная работа по разделу «О чём рассказала карта» | 1 | Урок-контроль | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
| | Неживая природа (16 часов) | |
16 | | Тела, вещества, частицы | 1 | Изучение нового | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Фронтальный | (уч) с 43 – 48, вопросы |
17 | | Твердые вещества, жидкости и газы | 1 | Комбинированный | Отличие объектов неживой природы от изделий человека | Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с 49 – 52, вопросы |
18 | | Вода – необыкновенное вещество | 1 | Комбинированный | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с 53 – 55, вопросы |
19 | | Проверочная работа по разделу «Вещества» | 1 | Урок-контроль | Твердые, жидкие, газообразные вещества | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Индивидуальный | |
20 | | Практическая работа «Свойства воды в жидком состоянии» | 1 | Практическая работа | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с 56, вопросы |
21 | | Термометр и его устройство. Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра» | 1 | Практическая работа | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра | Измерять температуру воды с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 63 – 67, вопросы |
22 | | Практическая работа «Свойства воды в твёрдом состоянии» | 1 | Практическая работа | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Работа в парах | (укч) с 68 – 71, вопросы |
23 | | Практическая работа «Свойства воды в газообразном состоянии» | 1 | Практическая работа | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 72 – 74, вопросы |
24 | | Проверочная работа по разделу «Вода и её свойства» | 1 | Урок-контроль | | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
25 | | Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный | (уч) с 76 – 80, вопросы |
26 | | Туман, облака, осадки | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Характеризовать круговорот воды в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Фронтальный | (уч) с 81 – 84, вопросы |
27 | | Вода как растворитель. Природные растворы и их значение | 1 | Комбинированный | Вода в природе. Разные состояния воды | Характеризовать круговорот воды в природе | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 85 – 87, вопросы |
28 | | Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды | 1 | Комбинированный | Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Работа в парах | (уч) с 88 – 90, вопросы |
29 | | Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе» | 1 | Урок-контроль | Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
30 | | Атмосфера – воздушный океан Земли | 1 | Изучение нового | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный | (уч) с100 – 102, вопросы |
31 | | Воздух – это смесь газов | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в группах | (уч) с 103 – 108, вопросы |
32 | | Практическая работа «Свойства воздуха» | 1 | Практическая работа | Свойства воздуха | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 109 – 110, вопросы |
33 | | Проверочная работа по разделу «Воздух и его свойства» | 1 | Урок-контроль | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в парах | |
34 | | Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра | 1 | Комбинированный | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра | Измерять температуру воздуха с помощью градусника | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с 111 – 114, вопросы |
35 | | Ветер. Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный | (уч) с 115 – 119, вопросы |
36 | | Погода и причины её изменения | 1 | Комбинированный | Явления природы | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с120 – 122, вопросы |
37 | | Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха» | 1 | Урок-контроль | Простейшие измерения температуры воздуха с помощью термометра. Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
38 | | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение | 1 | Изучение нового | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с5 – 8, вопросы |
39 | | Разрушение горных пород | 1 | Комбинированный | | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с9 – 11, вопросы |
40 | | Минералы. Практическая работа «Сравнение минералов по твердости» | 1 | Практическая работа | | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 12 – 15, вопросы |
41 | | Полезные ископаемые. Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с 16 – 21, вопросы |
42 | | Практическая работа «Свойства полезных ископаемых» | 1 | Практическая работа | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в группах | (уч) с 22 – 25, вопросы |
43 | | Использование и охрана полезных ископаемых | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Характеризовать свойства полезных ископаемых | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с 26 – 30, вопросы |
44 | | Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли» | 1 | Урок-контроль | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
| | Взаимосвязь неживой и живой природы (16 часов) | |
45 | | Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы | 1 | Изучение нового | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Фронтальный | (уч) с 31 – 34, вопросы |
46 | | Почва и её состав | 1 | Комбинированный | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный | (уч) с 35 – 38, вопросы |
47 | | Экскурсия «Исследование почвы родного края» | 1 | Экскурсия | Правила поведения в природе | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | |
48 | | Мероприятия по охране почв в родном крае | 1 | Комбинированный | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с 39 – 42, вопросы |
49 | | Проверочная работа по разделу: «Почва» | 1 | Урок-контроль | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
| Природные сообщества (16 часов) | |
50 – 51 | | Лес как природное сообщество и его обитатели | 2 | Изучение нового | Взаимосвязь растений и животных | Характеризовать природные сообщества на примере леса | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | (уч) с 43 – 49, вопросы |
52 | | Луг как природное сообщество и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных | Характеризовать природные сообщества на примере луга | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в группах | (уч) с 50 – 54, вопросы |
53 | | Поле как природное сообщество и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных | Характеризовать природные сообщества на примере поля | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в группах | Уч) с 55 – 58, вопросы |
54 – 55 | | Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели | 2 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных | Характеризовать природные сообщества на примере водоема | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица) | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный, работа в группах | (уч) с 59 – 64, вопросы |
56 | | Болото как природное сообщество и его обитатели | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных | Характеризовать природные сообщества на примере болота | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Работа в группах | (уч) с 65 – 68, вопросы |
57 | | Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели» | 1 | Экскурсия | Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Фронтальный | |
58 | | Проверочная работа по разделу «Природные сообщества» | 1 | Урок-контроль | Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
59 | | Значение лесов. Необходимость бережного отношения к лесным богатствам | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация) | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Фронтальный | (уч) с 69 – 73, вопросы |
60 | | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Фронтальный | (уч) с 74 – 78, вопросы |
61 | | Значение болот в жизни человека и их охрана | 1 | Комбинированный | Взаимосвязь растений и животных. Правила поведения в природе | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Работа в парах | (уч) с 79 – 82, вопросы |
62 | | Реки и озера родного края, их практические использование людьми | 1 | Комбинированный | Природа как важнейшее условие жизни человека. Водоемы и их использование | Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей | Работа в парах | (уч) с 83 – 85, вопросы |
63 | | Человек – защитник природы. Охрана природных богатств | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств. Правила поведения в природе | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие | Работа в группах | (уч) с 86 – 89, вопросы |
64 | | Проверочная работа по разделу «Человек и природные сообщества» | 1 | Урок-контроль | | | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Индивидуальный | |
| | Наша страна Россия (4 часа) | |
65 | | Наследие городов Золотого кольца России | 1 | Изучение нового | Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Описывать достопримечательности Московского Кремля | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (уч) с 108 – 123, вопросы |
66 | | Коллективный проект «Путешествие по Золотому кольцу России» | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург; описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов Золотого кольца | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | Фронтальный | (уч) с 124 – 136, вопросы |
67 | | Путешествие по Санкт-Петербургу | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | Работа в парах | (ч) с 124 – 136, вопросы |
68 | | Обобщение «Мы и окружающий мир» | 1 | Обобщение | История Отечества: отдельные, наиболее яркие картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | Тест | |