МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Экспертиза проведена на заседании ШМО учителей начальных классов протокол от 28.08.2022 №2 | Принята на заседании педагогического совета протокол от 29.08.2022 № 2 | Утверждена приказом директора от 31.08.2022 № 264 /01-07 |
Рабочая программа
(внеурочная деятельность)
Кружок «Юный математик»
2 класс
2022/2023 учебный год
Программу разработала
учитель начальных классов Архипова Е.Е.
Пояснительная записка
Программа кружка «Юный математик » разработана на основе Закона «Об образовании в РФ», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по математике и на основе планируемых результатов начального общего образования по математике.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа курса предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Место курса в учебном плане
На изучение программы кружка «Занимательная математика» во 2-ом классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Цели и задачи программы
Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.
Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:
формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями;
формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
расширение, углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
развитие логического мышления и пространственных представлений;
формирование начальных элементов конструкторского мышления;
воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
формирование усидчивости и терпения;
создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.
Ценностными ориентирами содержания являются:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности:
-освоение эвристических приёмов рассуждений;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Общая характеристика курса.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ.
Требования к уровню подготовки учащихся Личностными результатами изучения данной программы являются: Обучающийся научится:
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
представление об основных моральных нормах.
Обучающийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;
анализировать ошибки и определять пути их преодоления;
различать способы и результат действия;
адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.
Обучающийся получит возможность научиться:
прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;
проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;
самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;
анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;
находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;
классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;
отрабатывать вычислительные навыки;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;
формулировать проблему;
строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;
устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;
выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
различать обоснованные и необоснованные суждения;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
принимать участие в совместной работе коллектива;
вести диалог, работая в парах, группах;
допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;
координировать свои действия с действиями партнеров;
корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль совместных действий;
совершенствовать математическую речь;
высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.
Обучающийся получит возможность научиться:
критически относиться к своему и чужому мнению;
уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
принимать самостоятельно решения;
содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников
Содержание программы 34 часа
Числа. Арифметические действия. Величины (12 ч).
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени.
Форма организации обучения – математические игры:
-«Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!»,
«Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
-игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь»,
«Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
-игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
-игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
-математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
-работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
-игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Мир занимательных задач (10ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрическая мозаика (12ч)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1— 1^, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) —
«путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва- риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики»,
«Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Календарно - тематическое планирование 34 часа
№ п/п | Дата | Тематика занятия |
1 | | Геометрическая мозаика. «Удивительная снежинка» (Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»). |
2 | | Геометрическая мозаика. Крестики-нолики (Игра «Крестики-нолики» и конструктор «Танграм»). |
3 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Математические игры (Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». |
4 | | Мир занимательных задач. Прятки с фигурами. (Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части). |
5 | | Мир занимательных задач. Секреты задач. (Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.) |
6 | | Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор (Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы). |
7 | | Геометрическая мозаика. «Спичечный» конструктор (Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы). |
8 | | Геометрическая мозаика. Геометрический калейдоскоп.(Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе). |
9 | | Мир занимательных задач. Числовые головоломки.(Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). |
10 | | Геометрическая мозаика. «Шаг в будущее» (Конструкторы: «Спички», «Полимино» Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?») |
11 | | Геометрическая мозаика. Геометрия вокруг нас. (Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность). |
12 | | Геометрическая мозаика. Путешествие точки. (Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов). |
13 | | Геометрическая мозаика. «Шаг в будущее».(Конструкторы: «кубики», «Паркеты и мозаика», «Весы» из электронного приложения. Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»). |
14 | | Геометрическая мозаика. Тайны окружности. (Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с помощью циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
15 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Математическое путешествие.(Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй – прибавляет 18, третий – вычитает 16; четвертый – прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются:1-й раунд: 34-14=20). |
16 | | Числа. Арифметические действия. Величины вогодний серпантин». (Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи). |
17 | | Числа. Арифметические действия. Величины. «Новогодний серпантин». (Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи). |
18 | | Числа. Арифметические действия. Величины Математические игры. (Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 100». Работа с палитрой-основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100»). |
19 | | Числа. Арифметические действия. Величины. «Часы нас будят по утрам». (Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками. Конструктор «Часы» из электронного учебного пособия). |
20 | | Геометрическая мозаика. Геометрический калейдоскоп. (Задания на разрезание и составление фигур). |
21 | | Мир занимательных задач. Головоломки.(Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку). |
22 | | Мир занимательных задач. Секреты задач. (Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи). |
23 | | Мир занимательных задач. «Что скрывает сорока?» (Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи) |
24 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Интеллектуальная разминка.(Математические игры ,математические головоломки, занимательные задачи). |
25 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Интеллектуальная разминка. (Математические игры ,математические головоломки, занимательные задачи). |
26 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Дважды два – четыре. (Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел). |
27 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Дважды два — четыре. (Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел). |
28 | | Числа. Арифметические действия. Величины. В царстве смекалки.( Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29 | | Числа. Арифметические действия. Величины. В царстве смекалки. (Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
30 | | Числа. Арифметические действия. Величины. Математическая эстафета. Решение олимпиадных задач. |
31 | | Геометрическая мозаика. Составь квадрат. (Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей). |
32 | | Мир занимательных задач. (Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте») |
33 | | Мир занимательных задач. (Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте») |
34 | | Мир занимательных задач. Математические фокусы.(Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня) |
Используемая литература
О.В.Узорова «Занимательная математика 1-4классы» Издательство Москва
«Аквариум» 1999 г.
И.Л.Никольская «Гимнастика для ума» Издательство «Экзамен» Москва 2008 г. 3.И.Ф.Шарыгин «Математика. Задачи на смекалку». Москва «Просвещение» 1995 г.