СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (внеурочная деятельность, вокал)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной рабочей программе разработаны занятия для 1-4 клаасов (младшая вокальная группа) и для 5-10  классов (старшая вокальная группа).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (внеурочная деятельность, вокал)»

Рецензия

На программу учебного предмета «Вокальное пение» (срок обучения 2 года) дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусств, составленную преподавателем МБО УДОД «Детской школы искусств №5» Лященко М.Б.

Программа учебного предмета «Вокальное пение» (срок обучения 2 года) дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства составлена в соответствии ( Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства и сроку обучения по этой программе, утвержденными приказом Министерства культуры Р.Ф. от 12 марта 2012 года №164.

Образовательная программа учебного предмета «Вокальное пение» ориентирована на воспитание у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать духовные и культурные ценности разных народов, развитие эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Данная программа включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки учащихся, формы и методы контроля, методические рекомендации и перечень музыкальной и методической литературы.

В программе ясно обозначены цели и задачи. Методически грамотно сформулированы требования к каждому этапу работы, таким как: формирование певческого аппарата, расширение певческого диапазона, работа над дыханием, звукообразованием и звуковедением, что создает условия для системного усвоения учебного материала. Особо можно выделить в методических рекомендациях систему упражнений с использованием здоровье-сберегающих технологий. Целесообразно отметить воспитательное значение основных принципов в подборе репертуара, где важное место занимает художественная ценность произведений (расширение музыкально-художественного кругозора детей и подростков, понимание идейно-эмоционального содержания произведения, доступность восприятия.)

Считаю, что учебная программа «Вокальное пение» (срок обучения 2 года) является программой типовой, но в ней, несомненно, есть элементы модификации и личностного подхода преподавателя и может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.

Рецензия

На программу учебного предмета «Вокальное пение» (срок обучения 2 года) дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусств, составленную преподавателем МБО УДОД «Детской школы искусств №5» Лященко М.Б.

Программа учебного предмета «Сольное пение» (срок обучения 2 года) дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства и сроку обучения по этой программе, утвержденными приказом Министерства культуры Р.Ф. от 12 марта 2012 года №164.

Программа «Вокальное пение» направлена на развитие художественно - творческих способностей детей и подростков, развитие их личностных и духовных качеств.

Состоит программа из следующих разделов: пояснительная записка, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки и самоподготовки учащихся, формы и методы контроля и самоконтроля, методические рекомендации и перечень литературы.

Цели и задачи сформулированы четко и последовательно, направлены на практическое использование приобретенных знаний и умений в быту, во внеаудиторной деятельности. Методические рекомендации, разработанные педагогом, способствуют последовательному овладению детьми начальными певческими навыками, такими как: певческая установка, дыхание, расширение певческого диапазона и другими, также осмыслению содержания и характера изучаемого материала.

В программе представлен примерный репертуарный список, включающий произведения различные по стилю, характеру, темпу, так же расширенный список методической литературы.

Считаю, что учебная программа «Вокальное пение» (2 года обучения) дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства может быть рекомендована для реализации в учебном процессе Детской школы искусств.

Разработчик: Лященко М.Б., преподаватель МБОУ ДОД

«Детская школа искусств № 5 г. Хабаровска»

Рецензент: Герасименко О.В., преподаватель высшей категории, заведующая отделением «Хоровое дирижирование» КГБОУ СПО «Хабаровский краевой колледж искусств».

Рецензент: Шокарева Л.А., преподаватель высшей категории, заведующая

отделением «Хоровое дирижирование» КГБОУ СПО «Хабаровский краевой колледж искусств».

2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств № 5 г. Хабаровска»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету

«Вокальное пение»

Срок обучения 2 года

Хабаровск 2014

Аннотация

к рабочей программе внеурочной деятельности «Вокальное пение»

для обучающихся 1-4 классов и 5-10 классов.


Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному   направлению «Вокальное пение» составлена  в соответствии со следующими документами:

    1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г, с изменениями и дополнениями, от 3 июля 2016 года № 306-ФЗ

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования со всеми изменениями и дополнениями, приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г.

    3. СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года)

    4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального, общего основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями от 8 июня 2015 № 576, от 28 декабря 2015 № 1529, от 26 января 2016 № 38

    5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СШ № 28

    6. Учебный план МБОУ СШ № 28 на 2018-2019 учебный год.

7. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского, М., Просвещение – 2014 г.


Организация работы по программе «Вокальное пение» в 1-4 классах рассчитана на 70 часов в год; в 5-9 классах – 70 часов в год и предполагает реализацию в течение 1 года  в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Место проведения: школа.   

Время проведения: вторая половина учебного дня, каникулы.













1. Планируемые результаты внеурочной деятельности

Предметные результаты предпола­гают сформированность следующих умений:

Учащиеся научатся:

  1. основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);

  2. рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;

  3. связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;

  4. владеть певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;

  5. владеть навыками исполнения соло, в ансамбле и хоре;

  6. выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.

  7. публичное выступление перед аудиторией.


Учащиеся получат возможность научиться:

  1. исполнять в ансамбле музыкальные произведения;

  2. умение правильно формировать голосовый аппарат при извлечении звуков в коллективе, а так же управлять им;

  3. эмоционально исполнять музыкальные произведения;

  4. воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, музыкальные произведения;

  5. выполнять упражнения арт - терапии;

  6. выполнять творческие музыкально - композиционные задания, артистизма;

  7. умение правильно распределять дыхание по фразам;

  8. пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки..


Метапредметные результаты:

  1. способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,


осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;


  1. способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;


  1. умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;



  1. развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с руководителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;




  1. развитие способности видеть музыку в других дисциплинах, в окружающей жизни.


Личностные:


  1. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  1. первичная сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;


  1. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;



  1. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;



  1. умение контролировать процесс и результат учебной музыкальной деятельности;


  1. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Срок реализации учебного предмета «Вокальное пение»

Срок реализации учебного предмета «Вокальное пение» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от 7 лет до 16 лет включительно составляет 4 года.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Вокальное пение»:

Наименование учебного предмета

Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю

Промежуточная и итоговая

аттестация (классы)




1-4 классы

1кл

2кл

3кл

4кл


2 четверть, 3 четверть, 4 четверть




5-10 классы

5кл

6кл

7кл

8кл

9кл 10кл

2 четверть, 3 четверть, 4 четверть




Вокальное пение

2ч 2ч




Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая. Проведение занятий можно чередовать с индивидуальной, в форме дуэта, при которой формируются навыки ансамблевого пения, гармонического слуха, синхронного исполнения, развивается умение слушать друг друга во время пения.

Цели и задачи учебного предмета «Вокальное пение»

Цели: - Приобщать учащихся к вокальному искусству через обучение пению и развитие певческих способностей.

-Развивать музыкально-творческие способности учащихся на основе

приобретенных знаний, умений и навыков в области вокального исполнительства.

Задачи:

  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

  • формирование умений и навыков сольного исполнительства;

  • приобретение учащимися опыта сольного исполнительства и публичных выступлений;

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях (творческие встречи, школьные вечера, и др.).

Обоснование структуры учебного предмета «Вокальное пение»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение

концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных

особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

ситуации «Погружения» (создание определенной атмосферы на занятии

через систему переживаний, заложенных в образном содержании произведения.

Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.

Описание материально-технических условий реализации учебного

предмета «Вокальное пение».

Для реализации программы учебного предмета «Вокальное пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

учебную аудиторию для занятий по учебному предмету «Вокальное пение» со следующим оборудованием: рояль или пианино, музыкальный центр или другое воспроизводящее оборудование, концертный зал с концертным роялем или фортепиано учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

2. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Вокальное пение», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия в рамках реализации общеразвивающей программы «Вокальное пение»:

аудиторные занятия: с 1 по 4 класс – 2 часа в неделю, с 5 по 10 класс – 2 часа в неделю, самостоятельные занятия: с 1 по 4 класс и с 5 по 10 класс 1,5 часа в неделю.

С целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению учебного заведения проводятся консультации.

Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и других внеаудиторных мероприятиях.

2. Требования по годам обучения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: отчетные концерты, академические концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

За учебный год должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: младшие классы (1-4) 10-12 песен, старшие классы (5-10) 8-10 песен (в том числе a cappella, романсы, народные песни, песни советских и современных авторов).



Основные репертуарные принципы:

  1. Художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора детей).

  2. Решение учебных задач.

  3. Классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с современными композиторами и народными песнями различных жанров).

  4. Содержание произведения.

  5. Музыкальная форма (художественный образ произведения, выявление идейно-эмоционального смысла).

  6. Доступность:

а) по содержанию;

б) по голосовым возможностям;

в) по техническим навыкам;

  1. Разнообразие:

а) по стилю;

б) по содержанию;

в) темпу, нюансировке, штрихам;

г) по сложности.

Певческие навыки

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

К концу первого года обучения дети должны знать/понимать:

  • строение артикуляционного и голосового аппарата

  • особенности и возможности певческого голоса

  • гигиену певческого голоса

  • понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко» уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч

  • петь короткие фразы на одном дыхании

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох

  • петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен

  • петь легким звуком, без напряжения

  • на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

  • соблюдать певческую установку

  • жанры вокальной музыки - штрихи legato, non legato уметь:

  • правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • точно повторить заданный звук;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • исполнять штрихи legato, non legato;

  • правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

  • петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

  • к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.



К концу второго года обучения дети должны знать/понимать:

  • основные типы голосов;

  • типы дыхания;

-образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

  • правила дикции, распевы на один слог уметь:

  • петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • дать критическую оценку своему исполнению

  • закреплять пройденные вокально-технические навыки

  • жанры вокальной музыки

  • свободно владеть штрихом stoccatto

  • не допускать форсированного звука в кульминации

  • самостоятельно находить образно-выразительные средства - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта уметь:

-самостоятельно контролировать качество звука, интонацию

  • редуцировать гласные

  • и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, стихотворные тексты.

  • петь на крепком дыхании

  • следить за интонацией во время исполнения

  • раскрывать содержание с помощью смены интонации звучания

  • воплощать, найденные выразительные средства в исполнение песенного материала

  • проявлять артистические навыки при пении в концертном исполнении.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Вокальное пение» являются следующие знания, умения, навыки: знание начальных основ вокального искусства, художественно-исполнительских возможностей

певческого голоса.; знание профессиональной терминологии;

умение передавать авторский замысел музыкального произведения с

помощью органического сочетания слова и музыки; сформированные практические навыки исполнения авторских, народных

песен, отечественной и зарубежной музыки, наличие практических навыков исполнения в составе вокального ансамбля.

.





Формы и методы контроля

В программе обучения вокальному пению используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

Методы текущего контроля:

  • текущая сдача выученных песен;

  • контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

  • переводной зачет в конце года обучения в следующий класс.

При оценивании учащегося учитывается также его участие в выступлениях. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.



п/п

Наименование

разделов/тем

Количество часов

Младшая группа

Количество часов

Старшая группа

всего

теория

практика

всего

теория

практика

 1

Вводное занятие.


1

1

-

1

1

-

 2

Вокальная работа.


43

5

38

40

4

36

 3

Творчество и импровизация.


4

2

2

6

2

4

 4

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

8

6

2

7

2

5

 5

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

8

-

8

8

-

8

Концертно – исполнительская деятельность.

6

-

6

8

-

8

 

Итого

70

14

56

70

9

61



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Младшая группа (7-10 лет)

Название раздела, содержание

Количество часов

младшая группа

Всего

Теория

Практика

 1

Вводное занятие.

Знакомство с планами работы на учебный год.

1

1

-

 2

Вокальная работа.

Теория (5ч.) Беседы о правильной работе голосового аппарата и соблюдении певческой установки.

Практика (38 ч.). Упражнения для сохранения необходимых качеств певческого звука. Распевания, их функции. Упражнения на «дыхание». Певческое дыхание – как основа вокальной техники. Дикция. Упражнения для четкости дикции


45

5

38

 3

Творчество и импровизация.

Теория (2ч.) Особенности исполнения современных песен.

Практика (2ч.) Определение характера исполнения песен, использование средств выразительности для передачи настроения и замысла композитора.

4

2

2

 4

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Теория (6 ч.) Знакомство с различными вокальными школами. История развития вокального искусства.

Практика (2 ч.) Вокальные упражнения.

8

6

2

 5

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

Практика (8 ч.) упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.) Поведение на сцене, умение преподнести исполняемую песню.


8

-

8

 6

Концертно – исполнительская деятельность.

Практика (6 ч.) Выступление на праздниках , концертах, демонстрация приобретенных навыков и умений. Работа с микрофоном. Сценическая деятельность.


6

-

6

 

Итого:

70

14

56

Старшая группа (11-16 лет)

Название раздела, содержание

Количество часов

средняя группа

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

1

1

-

2.

Вокальная работа.

Теория (4 ч.) Беседа о необходимости регулярных занятий вокалом. Охрана голоса. Способы реабилитации после перенесенных простудных заболеваний.

Практика(36 ч.) Певческая установка. Дыхание. Распевание. Вокальная позиция. Звуковедение. Дикция. Упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Выстраивание, соедине­ние и сглаживание регистров. Отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции. Работа над мелодической линией и над художественным образом песни.

40

4

36

3.

Творчество и импровизация.

Теория (2 ч.) Понятие импровизации. Использование импровизации в вокальном исполнении.

Практика (4 ч.) Скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции. Работа над художественным образом песни.

6

2

4

4.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Теория (2 ч.) Беседа о необходимости знать творчество других народов (России, Украины, Беларуси и др.).

Практика (5 ч.) Разучивание произведений народов России, Украины, Беларуси. Знакомство с народной песней и жанрами народных песен.

7

2

5

5.

Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.

Теория (1 ч.) Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности.

Практика (7 ч.) Разучивание хореографических элементов для более выразительного представ­ления исполняемых произведений. Индивидуальный сценический образ, его наработки. Репетиционная работа солиста с коллективом танцоров.

8

1

7

6.

Концертно – исполнительская деятельность.

Практика (8 ч.) Выступление на праздниках , концертах. Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара. Разбор интерп­ретации исполнения песни .

8

-

8

 

Итого:

34

7

27



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младшая группа (7-10лет)

№ п.п.

Раздел, тема занятия

Количество часов

Дата

Фактическая дата

1.

Вводное занятие.

1

 


2.

Знакомство с голосовым аппаратом. Распевки. Знакомство с репертуаром.

1

 


3.

Певческая установка. Дыхание. Знакомство и разучивание песни.

2

 


4.

Детские песни. Использование певческих навыков.

4

 


5

Певческая установка. Артикуляция. Работа над песней.

2

 


6.

Распевки. Детский фольклор. Певческие навыки. Знакомство и разучивание народных песен.

3

 


7.

Музыкальная фраза. Пение.

2

 


8.

Фразировка, манера исполнения. Пение.

2

 


9.

Элементы движения под музыку, раскрепощение певца. Пение.

2

 


10.

Певческая позиция. Формы и жанры вокальной музыки. Пение.

2

 


11.

Детские песни в исполнении эстрадных певцов. Манера исполнения. Пение.

2

 


12.

Художественный образ песни. Использование певческих навыков. Пение.

2

 


13.

Дыхание, артикуляция. Работа над свободным исполнением.

2

 


14.

Музыкальные игры, пение.

2

 


15.

Подготовка к новогоднему мероприятию.

3

 


16.

Участие в новогоднем спектакле.

1

 


17.

Распевки. Певческая установка. Знакомство с репертуаром.

1

 


18.

Дыхание, фразировка. Хороводные песни.

2

 


19.

Движения под музыку, игры. Пение.

2

 


20.

Певческая позиция. Артикуляция, пение.

2

 


21.

Использование певческих навыков. Художественный образ песни.

2

 


22.

Распевки. Отработка точности штрихов. Пение.

2

 


23.

Сценическое движение в песне. Пение.

2

 


24.

Певческая позиция, артикуляция. Пение.

2

 


25.

Подготовка к Отчётному концерту.

2

 


26.

Участие в Отчётном концерте.

1

 


27.

Музыкальная игра – импровизация.

2

 


28.

Песни детских кинофильмов. Использование певческих навыков. Разучивание песен.

3

 


29.

Вокальная работа – чистота интонации, фразировка.

2

 


30.

Певческая позиция – музыкальная прогулка. Исполнение песен.

2

 


31.

Вокальные навыки – хочу увидеть музыку. Пение.

2

 


32.

Интонационные упражнения. Фразировка и дыхание. Использование на примере произведений.

2

 


33.

Музыкально-выразительные средства в создании образа. Исполнение песен.

3

 


34.

Детские песни из мультфильмов. Движение под музыку. Исполнение.

2

 


35.

Выступление.


1





Старшая группа (11-16 лет)

№ п.п.

Раздел, тема занятия

Количество часов

Дата

Фактическая дата

1.

Вводное занятие.

1

 


2.

Вокальные навыки – применение в интонационных упражнениях. Знакомство с репертуаром.

1

 


3.

Артикуляция. Манера исполнения. Знакомство и разучивание песни.

3

 


4.

Интонирование и движения под музыку. Песня.

2

 


5.

Использование певческих навыков в произведениях разных жанров. Песни.

3

 


6.

Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. Песни.

2

 


7.

Импровизация – игра. Раскрепощение исполнителя. Исполнение песен.

2

 


8.

Певческая позиция. Дыхание и артикуляция. Песни.

2

 


9.

Художественный образ в песне. Средства выразительности. Работа над песней.

2

 


10.

Знакомство с произведениями разных жанров. Исполнение песни.

2

 


11.

Интонационная работа над артикуляцией.

2

 


12.

Певческая установка. Дыхание. Работа над песней.

2

 


13.

Сценическая культура, работа над сценическим движением. Исполнение.

2

 


14.

Игра-импровизация. Исполнение.

2

 


15.

Подготовка к новогоднему мероприятию.

2

 


16.

Участие в новогоднем мероприятии.

1

 


17.

Произведения различных жанров. Певческая позиция. Знакомство с репертуаром.

2

 


18.

Интонационные упражнения. Использование вокальных навыков. Разучивание песни.

2

 


19.

Вокальная работа - плавное голосоведение, работа над дыханием.

3

 


20.

Манера исполнения вокального произведения в зависимости от жанра.

3

 


21.

Вокальная работа – значение динамики для создания образа песни.

2

 


22.

Интонационные упражнения на разные типы дыхания. Работа над песней.

2

 


23.

Музыкальная выразительность мелодии и ритмического рисунка. Исполнение.

2

 


24.

Певческая установка. Тембр – краски голоса. Выразительные особенности. Работа над песней.

2

 


25.

Владение голосовым аппаратом – диапазон.

2

 


26.

Участие в Отчётном концерте.

1

 


27.

Певческая позиция. Дыхание и артикуляция в песни.

3

 


28.

Художественный образ в песне. Средства выразительности.

2

 


29.

Манера исполнения.

Артикуляция.

2

 


30.

Интонирование и движения под музыку. Исполнение.

2

 


31.

Вокальная работа – чистота интонации, фразировка.

2

 


32.

Певческая позиция – музыкальная прогулка. Исполнение.

2

 


33.

Интонационные упражнения.

Использование певческих навыков. Художественный образ песни.

2

 


34.

Движение под музыку. Сценическая культура.

3

 


35.

Выступление.

1



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема или раздел

программы

Формы занятий

Дидактический материал, техническое

оснащение занятий

Формы подведения

итогов

1.

Вокальная работа.

Беседа. Объяснение.

Показ.

Фонопедические, ритмические, дикционные упражнения. Наглядные пособия. Музыкальное сопровождение.

Заключительный контроль в конце занятия

2.

Игра и движения под музыку

Музицирование, показ, пение,

Познавательные игры, викторина, сюжетные импровизации, инсценировка песен.

Музыкальное сопровождение.

Текущий контроль и самоконтроль

3.

Концертная деятельность

Участие в концертах

Творческая деятельность. Музыкальное сопровождение.

Итоговый контроль

4.

Импровизация

Игра – импровизация

Короткие вокальные, ритмические заготовки, отстукивание ритма, сочинение фраз.

Текущий контроль и самоконтроль

5.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Показ, анализирование

Аудио и видеозаписи выступлений

Текущий контроль и самоконтроль





Методическое обеспечение учебного процесса

1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Задача преподавателя предмета «Вокальное пение» – пробудить у детей любовь к пению, сформировать необходимые певческие навыки и выработать потребность в систематическом музицировании, учитывая, что пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокальных навыков учащихся (дыханием, звуковедением, интонацией, дикцией), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

Особое значение имеет работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, над умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и отдельных его частей.

Постепенно, с накоплением опыта исполнения, овладением вокальными навыками, репертуар дополняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами музыки. Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются преподавателем для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.

Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе «Вокальное пение» является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической проработке песенного материала изучаемого в классе. Учащийся регулярно добивается целей и задач, поставленных на занятии с преподавателем. В результате домашней подготовки учащийся должен уметь выразительно исполнять выученное произведение.

Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями, хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.





Методическая литература
  1. Варламов Е.А. «Полная школа пения». «Планета музыка», 2008г.

  2. Апраскина О.А. «Методика музыкального воспитания детей», М. 1983 г.

  3. Вендрова Т.Е. « Воспитание музыкой», М. «Просвещение»,1991г.

  4. Юренева-Княжинска Н.Г. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» М. 2008 г.

  5. Далецкий О.Н. «О пении»

  6. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». – М. 1968.

  7. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

  8. Мпхайлова М.А. « Развитие музыкальных способностей детей» М. 1997г. 9. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» М.Л. 1967.

10.Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». – М. «Просвещение», 1987

11.Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

12.Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

13.Разумовская О.К «Русские композиторы биографии, викторины, кроссворды» Айрис М. 2007г.

14.Разумовская О.К. «Зарубежные композиторы биографии, викторины, кроссворды» Айрис М. 2007г.

15.Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

16.Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

17.Шнеерсон Г.М. Американская песня. – М., 1977.

Примерный список репертуарных сборников
  1. Варламов А. «Полная школа пения» Планета музыки 2008г.

  2. Хрестоматия русской народной песни В.1,2 М. 1962г.

  3. Библиотека фольклора. Зайцев В.И. М.2005г.

  4. «Калинка» русские народные песни. М.1982г.

  5. «Любимые русские народные песни» М. «Музыка»1993 г.

  6. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара для детей старшего школьного возраста. М. «Музыка» 1991г.

  7. Антология советской детской песни В.1,2. М. «Музыка»1987г.

  8. Островский А. «Шагай с нами рядом песня» М. «Музыка» 1983г.

  9. Варламов А. «Избранные романсы и песни» М. «Музыка» 1991г.

10.Дубравин Я. «Все начинается со школьного звонка». Песни для детей. «Композитор» С-Петербург, 2011г.

11. Клыпина Е, Иванов О. «Музыкальные картинки». Сборник песен для детей. «Феникс» 2012г.

12.«Пойте с нами» Песни для детей младшего возраста. «Композитор», С.Петербург, 2002г.

13.Слонов Ю., Тиличева Е. песни для детей. М. «Музыка»,1983г.

14. Чернобельская В. «Тебе посвящаю я песню свою», «Солнышко в ладошках». Песни для театральных представлений. Хабаровск. 2000, 2009гг.

15.«Школьные шлягеры» Песни для детей разных возрастов. М.

«Музыка»,2011г.