муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Ростова-на-Дону
«Лицей № 27 имени А.В. Суворова»
______________________________________________________________
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом «МАОУ «Лицей № 27» (протокол № 1 от 29.09.2022 ) | УТВЕРЖДАЮ Директор МАОУ «Лицей № 27» _____________ Л.П.Агафонова приказ от 01. 09 г. №276 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ТЕАТР ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ»
ДЛЯ 3 «Г» КЛАССА УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
составитель: Святовец Лариса Евгеньевна
учитель начальных классов
г. Ростов-на-Дону
2022 г.
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНО
протокол заседания заместитель директора по УВР
методического объединения
__________В.Е. Гребенникова __________ О.П.. Стрельникова
№1 от26.08.2022г. «27.08» 2022 г.
Пояснительная записка.
Программа курса «Театр для маленьких» адресована учащимся 3-го общеобразовательного класса МАОУ «Лицей №27» и разработана на основе:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (приказ МО РФ от 06.10.2009г. №373);
Муниципальная программа «Развитие системы образования города Ростова-на-Дону» (постановление Администрации г. Ростова-на-Дону от 30.09.2014г. №1110 (ред. от 25.07.2018г.);
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
рабочей программы воспитания МАОУ «Лицей №27»
Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Лицей № 27 имени А.В. Суворова»;
Календарный учебный график муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Лицей № 27 имени А.В. Суворова» на 2022-2023 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МАОУ «Лицей №27».
муниципальном автономном общеобразовательном учреждении города Ростова-на-Дону «Лицей № 27».
Примерный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ и учебный план МАОУ « Лицей №27» отводит для вариативного курса «Театр для маленьких» 1 час в неделю (34 часа за год), В соответствии с расписанием учебных занятий МАОУ « Лицей №27» и календарным учебным графиком МАОУ «Лицей №27» в 2022-2023 учебном году запланировано проведение 33занятия .
Программа “Театр для маленьких” – общекультурного направления.
Новые образовательные стандарты нашего времени предъявляют к работникам образования более высокие требования. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня школьника. Формирование у учащихся художественно - эстетического вкуса и потребности духовной культуры является одной из важных задач воспитательного процесса.
Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимание языка искусства и его специфики. Развитие чувственного восприятия , фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека.
Цель программы воспитывать гармоничную разностороннюю личность, развивая творческие способности учащихся.
Основные задачи:
Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;
Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
Развивать чувство ритма и координацию движения;
Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре.
Пути, средства, методы достижения цели:
Достижение цели предполагается через такие виды деятельности, как:
беседа;
экскурсии;
уроки сценической грамоты;
игровые виды деятельности;
выразительное чтение;
создание масок, костюмов, декораций;
участие в постановке спектакля.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формы организации детского коллектива:
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции, мезансцены. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Планируемые личностные и метапредметные результаты
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
Система оценки достижения планируемых результатов.
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Анкетирование
Включение педагогического наблюдения
Рефлексия
Анализ инсценировок
Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах
Формы подведения итогов:
- конкурс рисунков на тему «Я и Мир Театра»;
-фотовыставка « Мой сценический образ»
Содержание учебного курса.
№ п.п | Наименование раздела | Темы, входящие в данный раздел, включая региональный компонент | Кол-во часов | Формы организации учебных занятий | Основные виды деятельности |
1 | Мы играем – мы мечтаем! | С Игры со словом, развивающие связную образную речь. Рифмы.ценические миниатюры. Сочинение рассказов и сказок. Конкурс сочинений «Моя любимая сказка». Обряды, обычаи и традиции на Руси «Старый новый год», «Крещение». Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения. «Голос – одежда нашей речи». Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Обряды, обычаи и традиции на Руси «Широкая Масленица». Праздник «Широкая Масленица» на страусиной ферме. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. | 9 ч. | Театрализованные упражнения, игры, конкурсы, экскурсии | Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений. Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. |
| Театр. Просмотр спектаклей в театрах города. | Вводное занятие. Театры нашего города; Посещение спектаклей в Доме офицеров. Мюзикл. Посещение Молодежного театра. Посещение библиотеки «В гостях у сказки». Посещение Драматического театра имени М.Горького. Посещение новогоднего спектакля в Музыкальном театре. Посещение театра «Максимум». Посещение спектакля в Доме Офицеров. Экскурсия «Сказы и были Тихого Дона». Посещение театра музыкальной комедии. | 11ч. | Экскурсии | Раздел «Театр» - призван познакомить учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. |
| Основы актёрского мастерства. | Кто такие актеры? Урок актерского мастерства. Выразительность речи. Кто такие актеры? Урок актерского мастерства. Мимика и пластика. Урок актерского мастерства. Пластичность- театрализованные упражнения. «Голос – одежда нашей речи». Игры и упражнения, направленные на развитие правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. Составление краткого диалога. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него. | 4 ч. | Групповые игры, упражнения и этюды на простейшие виды общения. | В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Дети учатся создавать различные по характеру образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения. |
| Наш театр | День летних именинников. Представление « Проделки старухи Шапокляк». «Юные таланты». Концерт ко Дню Учителя. Подготовка к музыкально- литературному празднику «Осенний бал». «Осенний бал». Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний утренник в классе « По следам Деда Мороза». Подготовка и празднование праздника«Восьмое марта – праздник мам». Подготовкаи показ литературно- музыкальной композиции «Война глазами детей». Постановка отчетного спектакля. Инсценирование сказки. | 9ч. | Беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед, постановка спектакля | этюды и упражнения, требующие целенаправленного воздействия словом. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него (краткий диалог). |
Итого: 33ч. |
Календарно - тематическое планирование по кружку «Театр для маленьких»
№ | Дата План | Дата Факт | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | 02.09 | | Вводное занятие. Здравствуй, театр! | 1 |
2 | 09.09 | | День летних именинников. Представление « Проделки старухи Шапокляк» | 1 |
3 | 16.09 | | Кто такие актеры? Урок актерского мастерства. Выразительность речи. | 1 |
4 | 23.09 | | Кто такие актеры? Урок актерского мастерства. Мимика и пластика. | 1 |
5 | 30.09 | | Сценические миниатюры. | 1 |
6 | 07.10 | | «Юные таланты». Концерт ко Дню Учителя | 1 |
7 | 14.10 | | Урок актерского мастерства. Пластичность- театрализованные упражнения. | 1 |
8 | 21.10 | | Пригласительный билет. | 1 |
9 | 28.10 | | Игры со словом, развивающие связную образную речь. Рифмы | 1 |
10 | 11.11 | | Сочинение рассказов и сказок. | 1 |
11 | 18.11 | | «Язык и характер танца». Разучивание танцевальных движений. | 1 |
12 | 25.11 | | Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. | 1 |
13-14 | 02.12 09.12. | | Зимние театральные этюды. | 2 |
15 | 16.12 | | Подготовка к новогоднему празднику | 1 |
16 | 23.12 | | Новогодний утренник в классе « По следам Деда Мороза» | 1 |
17 | 13.01 | | Обряды, обычаи и традиции на Руси «Крещение» Обряды, обычаи и традиции на Руси «Старый новый год» | 1 |
18-19 | 20.01. 27.01 | | Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Изготовление театральной маски. | 2 |
20-21 | 03.02 10.02 | | «Голос – одежда нашей речи». Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. | 2 |
22 | 17.02 | | Обряды, обычаи и традиции на Руси «Широкая Масленица». | 1 |
23 | 03.03 | | Подготовка к празднику «Восьмое марта – праздник мам» | 1 |
24 | 10.03 | | Праздник для девочек | 1 |
25-26 | 17.03 07.04 | | Весенние этюды. Приёмы импровизации с помощью музыки. | 2 |
27 | 14.04 | | Составление краткого диалога. Этюды на умение слушать партнера и добиваться воздействия своих слов на него. | 1 |
28 | 21.04 | | «Ожившие картины» Упражнения в озвучивании сюжетов. | 1 |
29 | 28.04 | | Неповторимая окраска голоса. | 1 |
30 | 05.05 | | «За твоим языком не поспеешь босиком» Темп речи. | 1 |
31 | 12.05 | | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление масок | 1 |
32 | 19.05 | | Репетиция отдельных эпизодов. Изготовление декораций | 1 |
33 | 26.03 | | Показ спектакля. | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература для педагога.
.Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра.
«Школа творчества» - М.: ВЦХТ, 1998г.
Горбачёв И.А. «Театральные сезоны в школе». –М: 2003г.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. «Театрализованные игры в школе». – М.: 2001 г.
«Игры, конкурсы, развлечения». – Волгоград. 2001 г.
Куликовская Т.А. «40 новых скороговорок». Практикум по улучшению дикции. – М.: 2003 г.
Чурилова Э.Т. «Методика организации театральной деятельности дошкольников и мл. школьников» -М.: 2001г.
Макарова Л.П. «Театрализованные праздники для детей»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Компьютер, телевизор.