СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Биология и мы" (9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Биология и мы" (9 класс)»

Комитет по образованию администрации Ханты – Мансийского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа д. Согом»






Приложение 2

к основной образовательной программе основного

общего образования на 2021-2022 учебный год

МКОУ ХМР «СОШ д. Согом»








Рабочая программа

внеурочной деятельности

для обучающихся 9 классов

«Биология и мы»











Составитель программы: Кожевникова М.М.

учитель биологии












д. Согом

Ханты – Мансийский район

2021 год

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Биология и мы»

В результате изучения курса «Биология и мы» должны быть достигнуты определенные результаты.


Предметные результаты:


Обучающиеся научатся:

• выделять существенные признаки биологических объектов;

• классифицировать — определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснять роль биологии в практической деятельности людей;

• сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявлять изменчивость организмов; приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты.

• оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Обучающиеся получат возможность научиться:

Характеризовать сущности биологических процессов, явлений; применять умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;

Устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.

Самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления;

Применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;

Решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.


Личностные результаты:


У учащегося будут сформированы:

- знания основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

Учащийся получит возможность для формирования:

- познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД

У учащегося будут сформированы умения:

- умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- умение правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия.

Учащийся получит возможность для формирования умений:

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве


Познавательные УУД

У учащегося будут сформированы умения:

- использование учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

Учащийся получит возможность для формирования умений:

- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные УУД

У учащегося будут сформированы умения:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Учащийся получит возможность для формирования умений:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.



  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Биология и мы»


1. Бактерии. Растения. Животные (25 ч).


Многообразие живого. Отличительные признаки живого от неживого. Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток, особенности их строения. Моделирование клеток растительных и животных организмов.

Лабораторная работа «Строение клеток живых организмов. Работа с микроскопом».


Бактерии – самые первые живые организмы. Многообразие бактерий. Болезнетворные бактерии. Лечение и методы профилактики бактериальных инфекций.


Многообразие грибов. Отличительные признаки грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Грибы родного края. Правила сбора грибов.


Растения вокруг нас. Разновидности растений по внешнему виду, месту произрастания, условиям существования (одноклеточные и многоклеточные растения, светолюбивые и теневыносливые, цветковые и нецветковые, культурные и дикорастущие, высшие и низшие). Отличительные черты растений. Многообразие растений. Значение многообразия растений. Наука систематика. Растения родного края. Красная Книга. Растения Красной Книги ХМАО.


Лабораторная работа «Рассматривание одноклеточных аквариумных растений под микроскопом».

Лабораторная работа: « Рассматривание гербарных образцов растений и живых объектов разных отделов и классов».

Лабораторная работа: «Рассматривание видоизменённых корней, стеблей, листьев, цветов и выяснение их значения»

Практическая работа: « Изучение охраняемых растений своей местности и выявление причин их охраны».


Многообразие животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Простейшие.

Лабораторная работа «Изучение простейших под микроскопом».


Черви, особенности их жизнедеятельности, значение в природе.

Лабораторная работа «Изучение жизнедеятельности дождевого червя».


Моллюски, их многообразие и роль в природе и жизни человека.


Членистоногие, их многообразие, особенности строения. Многообразие насекомых.


Рыбы – позвоночные животные. Многообразие рыб. Аквариумные рыбы, правила их разведения и условия содержания в аквариуме. Акулы, скаты. Места их обитания и особенности жизнедеятельности. Глубоководные рыбы. Причудливые формы глубоководных рыб.


Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности. Земноводные ХМАО.


Пресмыкающиеся. Условия и особенности их жизнедеятельности. Крупные пресмыкающиеся. Ящерицы. Особенности строения и жизнедеятельности. Крокодилы. Особенности строения и жизнедеятельности. Места обитания крокодилов. Змеи, черепахи: особенности строения и жизнедеятельности, места их обитания.


Многообразие птиц, их роль в природе и жизни человека. Птицы ХМАО. Изготовление кормушек и правила подкормки птиц зимой. Птицы Красной Книги округа.


Многообразие млекопитающих, их роль в природе и в жизни человека. Систематические группы млекопитающих, их характеристика.


Животный мир северных лесов. Животный мир тропических лесов. Животные городов.


Необычные животные. Животные ХМАО. Краснокнижные виды животных.


2. Человек и его здоровье (10 ч).


Общий обзор организма человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья.

Характеристика уровней организации человеческого организма, строения организма человека. Влияние окружающей среды на состояние здоровья человека. Генетическая предрасположенность, влияние социума.


Система опоры и движения. Заболевание органов опоры и движения. Травматизм.

Функции опорно-двигательной системы. Химический состав и свойства костей. Особенности скелета человека. Суставы. Последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. Виды травм органов опоры и движения. Изучение мер профилактики травматизма. Оказание мер первой помощи при травматизме.

Практическая работа «Оказание доврачебной помощи при повреждении суставов, костей и растяжении связок».


Эндокринология и кардиология. Прошлое. Настоящее. Будущее.

Нарушения связанные с гипо- и гиперфункцией желез внутренней секреции. Гормоны – регуляторы жизни. Из истории эндокринологии. Нарушение функций щитовидной железы. Сахарный диабет. Бронзовая болезнь. Успехи медицины в лечении эндокринных болезней.

Работа сердца, сердечный цикл. Гипертония. Аневризма. Инсульт. Гипотония и др. заболевания. Значение тренировки сердца. Успехи медицины в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний.

Лабораторная работа. Реакция сердечно – сосудистой системы на физическую нагрузку.

Лабораторная работа. Определение стрессоустойчивости сердечно – сосудистой системы.


Роль анализаторов в восприятии окружающего мира.

Строение и функции зрительного, слухового анализаторов. Тактильное ощущение, вкус, обоняние, вестибулярный аппарат. Значение анализаторов в восприятии действительности. Условия нормального функционирования анализаторов. Эмоционально – психические нагрузки при работе на компьютере. Заболевания органов чувств. Профилактика и лечение заболеваний органов чувств.

Лабораторная работа. Воздействие шума на остроту слуха.


Кожа - удивительное изобретение природы. Гигиена кожи.

Строение и функции кожи. Сохранение постоянной температуры тела человека. Значение и условия закаливания. Определение типа кожи. Роль кожного сала. Рецепты народной косметологии. Уход за волосами, кожей лица, рук, ног. Одежда и кожные болезни.


Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.

Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.


Индивидуальное развитие человека.

Эмбриональный и постэмбриональный периоды.


Питание и здоровье.

Гигиенические условия нормального пищеварения. Режим питания.

Практическая работа: «Определение обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами».


Формула здоровья.

Здоровый образ жизни. Роль здоровья в жизни и деятельности человека. Исследование своего здоровья, анализирование своего образа жизни. Установление связи: моё здоровье и моя будущая профессия.

Практическая работа «Мое здоровье-какое оно?»



3. Тематическое планирование курса


Тема

К-во часов

Дата по плану

Дата проведения


Бактерии. Растения. Животные.

25



1

Живой мир вокруг нас.

1



2

Наука цитология. Моделирование животной и растительной клеток.

1



3

Большой мир маленьких бактерий.

1



4

В царстве грибов.

1



5

Систематика растений. Водоросли.

1



6

Цветут ли папоротники?

1



7

Хвойные растения наших лесов. Растения Красной Книги ХМАО.

1



8

Необычные растения.

1



9

Мир одноклеточных животных.

1



10

Черви. Моллюски.

1



11

Членистоногие.

1



12

Многообразие насекомых.

1



13

Рыбы.

1



14

Чудовища морских глубин.

1



15

Земноводные.

1



16

Ящерицы, черепахи, змеи, крокодилы.

1



17

Птицы.

1



18

Птицы ХМАО. Операция «Кормушка»

1



19

Млекопитающие.

1



20

Хищники

1



21

Обезьяны

1



22

Семьи животных

1



23

Животный мир северных лесов. Животный мир тропических лесов.

1



24

Животный мир городов. Странные животные. Необыкновенные животные

1



25

Животные Красной Книги Югры

1



26

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.

1




Человек и его здоровье.

10



27

Общий обзор организма человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья.

1



28

Система опоры и движения. Заболевание органов опоры и движения. Травматизм.

1



29

Эндокринология и кардиология. Прошлое. Настоящее. Будущее.

1



30

Роль анализаторов в восприятии окружающего мира.

1



31

Кожа - удивительное изобретение природы. Гигиена кожи.

1



32

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность

1



33

Индивидуальное развитие человека.

1



34

 Питание и здоровье

1



35

Формула здоровья.

1





20