ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Если не мы, то кто?» рассчитана на учащихся общеобразовательных школ. Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе таких нормативно – правовых документов и материалов, как:
- Годовой календарный учебный график;
- Учебный план МКОУ «Поломошенская СОШ»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- Основная образовательная программа начального общего образования ОУ;
- Положение о рабочей программе ОУ.
- Примерная программа организации внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М.: Просвещение 2011г. (стандарты второго поколения);
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г.
Цели:
1. Инициировать и развивать подростковое добровольческое движение.
2. Возродить лучшие отечественные традиции благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
Задачи:
1. Знакомство с деятельностью волонтерских организации в мире и России.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков
3. Овладение основными практическими умениями в области социальных отношений.
4. Формирование позитивного мнения по отношению к людям с ограниченными возможностями.
5. Формирование опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере.
Место предмета в учебном плане
Программа разработана для разновозрастных учащихся 1-4 класса. Срок реализации программы – 1 год. Всего – 17 часов, 1 час в 2 недели.
Внеурочная деятельность «Кто, если не мы?» входит в вариативную часть учебного плана школы.
Формы организации учебных занятий
Направление | Формы и методы |
Познавательная деятельность: | информирование о волонтёрстве, его истории, сущности, методах и формах, примерах развития в селе; исследовательский проект о волонтёрстве; ученическая конференция о добровольчестве; конкурс презентаций волонтёрского опыта. |
Игровая деятельность: | ролевые игры, моделирующие разработку добровольческой деятельности; игры в ходе осуществления социальных добровольческих практик (моделирование государства Доброты, игра «Почта доброты», игровой десант в детский сад; игры с окружающими в качестве аниматоров, ростовых кукол). |
Художественно-творческая деятельность: | конкурс «Добрая сказка для младших», благотворительная передвижная выставка, семейный спектакль, концерт для улицы или двора; агитбригада для подростков на тему добровольчества, творческие социальные проекты (благоустройство двора, парка), дизайнерские проекты оформления помещений школы, дизайн открыток-поздравлений, фотоконкурс «Вижу мир добрыми глазами». |
Проблемно-ценностное общение: | соцопрос «Что такое доброе дело», этические беседы «Доброта истинная и ложная», дебаты «Бескорыстно ли добровольчество». |
Трудовая деятельность: | трудовой благотворительный десант, экологическая акция, отряд озеленения, операция, бюро добрых услуг для жителей, акция «Нас позвали – мы пришли», день добрых дел в семье, акция «Пирог для бабушки и дедушки», разработка проекта «Компьютер для пожилых» и т.п. |
Спортивно-оздоровительная деятельность: | пропаганда ЗОЖ в целевой аудитории, турниры спортивных игр с младшими школьниками, родителями, оздоровительные и спортивные акции, проекты. |
Социальное творчество: | акция «Копилка добрых дел», акция «Букет для первоклассника», акция по сбору игрушек «С миру по мишке», благотворительная фотостудия «1 сентября», информационная акция «Адреса милосердия», проекты «Телефон доброты», и др. |
Формы проверки и оценки результатов обучения:
- текущий контроль – проект, выпуск газет, листовки, плакаты, открытки.
Направления работы
- духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
- патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и села;
- здоровье сберегающее – пропаганда ЗОЖ;
- формирование толерантности – организация досуга молодежи.
Уровень | Особенности возрастной категории | Действия педагога |
1 уровень Приобретение школьником социальных знаний | Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять окружающую реальность | Педагог должен поддержать стремление учащихся к новому социальному знанию, создать условия для самого воспитанника в формировании его личности, включение его в деятельность по самовоспитанию (самоизменению) |
2 уровень Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества | Потребность в выражении своего отношения к происходящему, потребность в оказании помощи тем, кто в ней нуждается | Педагог должен инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре и других экономических, политических или социальных проблемах нашего общества |
3 уровень Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия | Потребность в самореализации, в общественном признании, в желании проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности | Педагог ставит цели конкретного социального действия и включает детей в некоторую активность. Педагогическое сопровождение реализуется на уровне обеспечения понимания происходящего и «сопереживания». Во время проведения социально-образовательного проекта педагог обеспечивает включение детей в реальный социальный контекст, его анализ и переход ребёнка к осуществлению самостоятельного общественного действия |
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
Волонтёрское движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную активность, средством формирования политической и социальной компетенции подрастающего поколения.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне.
Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.
Данная программа основывается на принципах культуросообразности, коллективности и проектности.
Принцип культуросообразности предполагает, что волонтёрская деятельность школьников основывается на духовно-нравственных ценностях.
Коллективность в процессе волонтёрской деятельности означает, что она протекает в детско-взрослых общностях и даёт юному человеку опыт конструктивного взаимодействия с окружающими людьми.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника (особенно подростка) в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике «замысел — реализация — рефлексия».
В логике действия данного принципа в программе предусматриваются социальные проекты школьников.
Социальные проекты (экологические акции, оказание помощи труженикам тыла в годы ВОВ, акции милосердия, «Дети – детям») преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив.
Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:
• коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;
• предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;
• самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
• организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;
• конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;
• законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.
Учебно-тематический план
№ | Разделы, темы | Содержание | Кол-во часов |
| Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Составление плана работы на год. | | 1 |
1 | Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды. | Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. | 5 |
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | «Добрые уроки» - Что такое волонтёрство? История возникновения волонтерства. Область деятельности волонтерства. Виды волонтерства. Деятельность волонтеров в России и за рубежом. Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) (круглый стол) Познаю себя и других Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинги | 2 1 1 1 |
2 | Месячник пожилого человека. | Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки. | 1 |
2.1 | Поздравительная акция «Открытка пожилому человеку» | 1 |
3 3.1 | Развитие РДШ в Алтайском крае в 2019-2020 уч. год День рождения РДШ | Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. | 1 |
1 |
4 | Мероприятия ЗОЖ. | Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по теме «Будьте милосердным». | 4 |
4.1 4.2 4.3 4.4 | ероприятия ЗОЖ: ветеранам:рства._________________________________________________________________________________________Единая антинаркотическая акция - Скажем: Нет! вредным привычкам! Создание социальной рекламы «Твоё здоровье в твоих руках» Рейд по школе «Чистота – залог здоровья»Участие в акции «Чистые руки» Участие в акции «Безопасный новый год!» | 1 1 1 1 |
5 | Мероприятия по ликвидации безграмотности (акция «ЛикБез») | 2 |
5.1 5.2 | Мероприятие для детей детского сада «Азбука дорожной безопасности» Конкурс «Академия дорожной безопасности» | 1 1 |
6 | Мероприятия военно-патриотической направленности | 1 |
| 6.1 | Акция велопробег «Помним, гордимся!» | 1 |
| 7 | Экологическая защита и помощь | 1 |
| 7.1 | Акция «Снегирь» - накормим птиц Конкурс поделок из природного материала «Дары Золотой осени» | 1 |
| 8. | «Салют Победы!» | 1 |
| 8.1 | Участие в акции «Я помню, я горжусь» | 1 |
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности «Кто, если не мы?»:
Программа направлена на формирование универсальных учебных действий (УУД):
- в блок личностных УУД входит ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; формирование интереса к осуществлению благотворительных акций;
- в блок регулятивных УУД входит постановка учебной задачи, планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата); прогнозирование, контроль, коррекция и оценка;
- в блок познавательных УУД входит умение осуществлять поиск необходимой информации, знакомство с деятельностью волонтёрских организаций в России; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
- блок коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей; участие в КТД; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
личностные результаты освоения программы «Кто, если не мы?»:
формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
метапредметные результаты освоения программы «Кто, если не мы?» проявляются в:
расширении круга приёмов составления разных типов плана;
расширении круга структурирования материала;
умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
умении организовывать волонтёрскую деятельность;
способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса!
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2011. (стандарты второго поколения). | 1 |
2. Печатные пособия |
1 | Д.В. Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011 | 1 |
2 | Д.В. Григорьев, П.В. Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 20114 | 1 |
3. Оборудование класса. |
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Мульти меди проектор | 1 |
3 | Принтер | 1 |
4 | Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта) | 1 |
4. Интернет-ресурсы |
1 | Волонтерское движение http://www.adolesmed.ru/volunteers.html и http://www.mir4you.ru/taxonomy/term/7237/all | |
2 | Институт волонтёрства http://inductor1.ucoz.ru/publ/institut_volonterstva/9-1-0-481 | |
3 | Отряд волонтерского движения http://www.ipk.khakasnet.ru/deiatelnost/izdat_deit/elekt_obr_res/tretiykova/index.htm | |
4 | Устав волонтера http://he-plus-she.narod.ru/ustav_vol.htm | |
5 | Методические рекомендации по организации волонтерских отрядов по пропаганде здорового образа жизни, противодействию распространения наркомании, алкоголизма и табакокурения в молодежной среде http://forum.gorodbg.ru/index.php?topic=345.0 | |
6 | Психологическая работа с волонтерами http://vomoo.ucoz.ru/news/psikhologicheskaja_rabota_s_volonterami/2009-10-12-15 | |
Календарно – тематический план внеурочной деятельности «Кто, если не мы? » 1-4 кл.
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Учебно-практическое оборудование и ТСО | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Организационное заседание волонтерской команды. Распределение поручений. Составление плана работы на год. | Формирование интереса к волонтерской деятельности. | | | |
Тема 1. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами волонтерской команды (5 часов) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширение круга структурирования материала; умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); умение организовывать волонтёрскую деятельность; способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Личностные результаты - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; |
2 | «Добрые уроки» - Что такое волонтёрство? История возникновения волонтерства. | Изучить - историю волонтерского движения в России и в мире; - права и обязанности волонтеров, - основные направления деятельности волонтерских отрядов, - основные формы работы волонтеров. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска. | | |
3-4 | Область деятельности волонтерства. Виды волонтерства. Деятельность волонтеров в России и за рубежом. | | |
5 | Могу ли я быть волонтером? (анкетирование) | | |
6 | Познаю себя и других Кто тренируется и обучается, у того всегда и все получается. Тренинги | Психологическая подготовка волонтеров | | | |
Тема 2. Месячник пожилого человека (1 час) |
Метапредметные результаты - умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.); умение организовывать волонтёрскую деятельность; способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников. Личностные результаты - формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру; |
7 | Поздравительная акция «Открытка пожилому человеку» | Организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи. | Ноутбук, интернет, принтер. | | |
Тема 3. Развитие РДШ в Алтайском крае в 2020-2021 уч. год (1 час) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширение круга структурирования материала; умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) Личностные результаты - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
8 | День рождения РДШ. | Изучить цели, задачи и направления деятельности РДШ: 1. Военно-патриотическое направление. 2. Личностное развитие 3. Гражданская активность 4. Информационно-медийное направление | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска. | | |
Тема 4. Мероприятия по ЗОЖ (4 часа) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширении круга структурирования материала; умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) Личностные результаты - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
9 | ероприятия ЗОЖ: ветеранам:рства._________________________________________________________________________________________Единая антинаркотическая акция - Скажем: Нет! вредным привычкам! | Проводить анти наркотические и другие акции, направленные на формирование здоровых привычек. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска. | | |
10 | Создание социальной рекламы «Твоё здоровье в твоих руках» | | |
11 | Рейд по школе «Чистота – залог здоровья». Участие в акции «Чистые руки» | | |
12 | Участие в акции «Безопасность!» | | |
Тема 5. Мероприятия по ликвидации безграмотности (акция «ЛикБез») (2 часа) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширении круга структурирования материала; умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) Личностные результаты - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
13-14 | Мероприятие для детей детского сада «Азбука дорожной безопасности» Конкурс «Академия дорожной безопасности» | Проводить профилактическую работу в школьном учреждении и в селе; Аргументировано отстаивать свою позицию. | | | |
| |
Тема 6. Мероприятия военно-патриотической направленности (1 час) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширение круга структурирования материала; умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) Личностные результаты - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
15 | Акция велопробег «Помним, гордимся!» | Адекватно общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения; | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
Тема 7. Экологическая защита и помощь (1 час) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширение круга структурирования материала; умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) Личностные результаты - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
16 | Акция «Снегирь» - накормим птиц. Конкурс поделок из природного материала «Дары природы» | Издавать агитационную печатную и видео продукцию; Формировать собственное портфолио; принимать общечеловеческие ценности. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер, интерактивная доска. | | |
Тема 8. «Салют Победы!» (1 час) |
Метапредметные результаты - расширение круга приёмов составления разных типов плана; расширение круга структурирования материала; умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) Личностные результаты - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. |
17 | Участие в акции «Я помню, я горжусь» | Организовывать и проводить различные мероприятия для соответствующих категорий нуждающихся в помощи. | Ноутбук, проектор, Интернет, принтер. | | |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | № урока | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |