Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лаишевская средняя общеобразовательная школа № 2 имени
Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан
«Согласовано» | «Утверждаю» |
Заместитель директора по учебной работе ________Габдрахманова З.М. | Директор МБОУ «ЛСОШ №2 им. Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова» |
«____»__________2022г. | ________ Газизуллина З.А. |
| Приказ №____ от |
| «____»__________2022 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
2б класс
Направление: общекультурное
учителя начальных классов высшей квалификационной категории Сухановой Натальи Петровны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
« _ » августа 2022 г.
2022-2023 учебный год
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи изучения курса:
усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;
формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;
выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Личностные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки: планирование собственного бюджета и сбережений, понимание финансового положения семьи;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: поиск информации в Интернете, проведение простых опросов, построение таблиц, схем и диаграмм;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий в проектной и исследовательской деятельности;
• составление простых планов с помощью учителя;
• оценка правильности выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты изучения курса:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание курса | Форма организации деятельности |
Раздел 1. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах ( 7 ч ) |
1. | Что такое деньги и откуда они взялись | Беседа |
2. | «Нарисуй свои символы денег» Творческая работа | Практическая работа |
3. | «Перевод древних денег в современные». Решение практических задач | Практическая работа |
4. | Богатство и деньги. Богатство и счастье. | Беседа |
5. | Виды денег: монеты, купюры. Кто распределяет деньги в семье. Доходы и расходы. Практическая работа | Практическая работа |
6. | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Решение практических задач. | Практическая работа |
7. | Современные деньги России. Монеты и банкноты. | Игра |
Раздел 2. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи ( 6ч) |
8. | Понятие семейного бюджета. Доходы и расходы. Планирование семейного бюджета. | Круглый стол |
9. | Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов. | Беседа |
10. | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Решение задач. | Практическая работа |
11. | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Решение практических задач. | Практическая работа |
12. | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Решение практических задач. | Практическая работа |
13. | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Решение практических задач. | Практическая работа |
Раздел 3. Личные денежные средства. Товары и покупки ( 8 ч ) |
14. | Труд и работа. Разделение труда. | Бесесда |
15. | «Продукт обмена» Обмен результатами своего труда. Моделирующее упражнение(Задачник Банк России ) | Практическая работа |
16. | Первоначальное понятие о потребностях. | Беседа |
17. | Товары и продукты, товарообмен. | Мозговой штурм |
18. | Понятие о покупателе и продавце. Процесс купли-продажи. Решение задач. | Практическая работа |
19. | Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д. Решение задач. | Практическая работа |
20. | Личные денежные средства. Решение практических задач. | Практическая работа |
21. | Личные денежные средства. Решение практических задач | Практическая работа |
Раздел 4. Опасности финансового рынка (финансовый обман) ( 2ч ) |
22. | Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. (Задачник Банк России) | Практическая работа |
23. | Долговые обязательства. Сущность кредита. (Задачник Банк России) | Практическая работа |
Раздел 5. Финансовые цели и планы ( 4ч ) |
24. | Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода. | Беседа |
25. | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги. | Беседа |
26. | Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Понятие о вложениях. Ролевая игра | Игра |
27. | Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Формы накопления денег. Ролевая игра | Игра |
Раздел 6. Защита от мошенничества( 8ч ) |
28-29 | Покупки через интернет магазины. СМС-мошенничество. | Беседа |
30. | Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. (Задачник Банк России) | Практическая работа |
31-32 | Работа с информацией. Фиксирование, анализ полученной информации. (Задачник Банк России) | Практическая работа |
33-34 | Работа с информацией. Чтение диаграммы. (Задачник Банк России) | Практическая работа |
35 | Итоговое занятие. Викторина по пройденному материалу. | Викторина |
3.Тематическое планирование
№ п/п | Кол- во часов | Содержание курса |
Раздел 1. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах ( 7 ч ) |
1. | 1 | Что такое деньги и откуда они взялись |
2. | 1 | «Нарисуй свои символы денег» Творческая работа |
3. | 1 | «Перевод древних денег в современные». Решение практических задач |
4. | 1 | Богатство и деньги. Богатство и счастье. |
5. | 1 | Виды денег: монеты, купюры. Кто распределяет деньги в семье. Доходы и расходы. Практическая работа |
6. | 1 | Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Решение практических задач. |
7. | 1 | Современные деньги России. Монеты и банкноты. |
Раздел 2. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи ( 6ч) |
8. | 1 | Понятие семейного бюджета. Доходы и расходы. Планирование семейного бюджета. |
9. | 1 | Понятие убытков. Соотношение затрат и полученных результатов. |
10. | 1 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Решение задач. |
11. | 1 | Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Решение практических задач. |
12. | 1 | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Решение практических задач. |
13. | 1 | Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Решение практических задач. |
Раздел 3. Личные денежные средства. Товары и покупки ( 8 ч ) |
14. | 1 | Труд и работа. Разделение труда. |
15. | 1 | «Продукт обмена» Обмен результатами своего труда. Моделирующее упражнение(Задачник Банк России ) |
16. | 1 | Первоначальное понятие о потребностях. |
17. | 1 | Товары и продукты, товарообмен. |
18. | 1 | Понятие о покупателе и продавце. Процесс купли-продажи. Решение задач. |
19. | 1 | Понятие о покупателе и продавце. Различные формы организации торговли: магазин, рынок, ярмарка, лавка, ларек, киоск, супермаркет, минимаркет и т.д. Решение задач. |
20. | 1 | Личные денежные средства. Решение практических задач. |
21. | 1 | Личные денежные средства. Решение практических задач |
Раздел 4. Опасности финансового рынка (финансовый обман) ( 2ч ) |
22. | 1 | Договор. Условия договора. Последствия неисполнения договора. (Задачник Банк России) |
23. | 1 | Долговые обязательства. Сущность кредита. (Задачник Банк России) |
Раздел 5. Финансовые цели и планы ( 4ч ) |
24. | 1 | Соотношение желаний, потребностей и возможностей, понятие о вложениях. Выгода. |
25. | 1 | Как делать сбережения. Куда и как откладывать деньги. |
26. | 1 | Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Понятие о вложениях. Ролевая игра |
27. | 1 | Самое первое представление о банке. Сбережения - накопления. Формы накопления денег. Ролевая игра |
Раздел 6. Защита от мошенничества( 8ч ) |
28-29 | 2 | Покупки через интернет магазины. СМС-мошенничество. |
30. | 1 | Работа с текстовыми задачами. Решение текстовых задач арифметическим способом. (Задачник Банк России) |
31-32 | 2 | Работа с информацией. Фиксирование, анализ полученной информации. (Задачник Банк России) |
33-34 | 2 | Работа с информацией. Чтение диаграммы. (Задачник Банк России) |
35 | 1 | Итоговое занятие. Викторина по пройденному материалу. |
6