СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 5-9 классов»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кишкинская средняя школа»




Рассмотрено: Утверждено:

На педагогическим советом директор школы________/Галкин С.Е./

Протокол №1 от 30 августа 2024 г. приказ № 159 от 30 августа 2024 г.








Рабочая программа внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для 5-9 классов

2024-2025 учебный год





СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД






ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА:

УЧИТЕЛЕМ МАТЕМАТИКИ

КУЗЬМИНОЙ Н.Ю.

1 КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ









Кишкино, 2024 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса Финансовая грамотность» для учащихся 5-8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

4 Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2019.

5 Авторская программа по финансовой грамотности. 8– класса общеобразоват.орг. Авторы программы: Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. М.: «ВИТА-ПРЕСС» - 2018.

6. Учебный план МБОУ Сорочинской ООШ на 2023-24 учебный год

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

Задачи:

- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

- воспитывать ответственность за экономические решения.

Согласно учебному плану на 2022-2023 год, на освоение учебного курса «Финансовая грамотность» в 5-9классах отводится 1 час-34 часа в год.


  1. Планируемые результаты освоения учебного курса « Финансовая грамотность»


Предметные результаты:

- владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;

-понимание основных принципов экономической жизни общества, представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

-использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;

-применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики, знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет;

-умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

- определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождения путей их решения;

-расширение кругозора в области экономической жизни общества и активация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.


Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

- участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

Познавательные:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

- понимание цели своих действий;

- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

- проявление познавательной и творческой инициативы;

- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

- составление текстов в устной и письменной формах;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


2. Содержание учебного курса « Финансовая грамотность»


5 – 9 класс


Введение в курс «Финансовая грамотность» - (8 часов)

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «От чего зависит благосостояние семьи». Интерактивная беседа «Учимся оценивать финансовое поведение людей».

Доходы и расходы семьи –(26 часов)

Познавательная беседа «Деньги: что это такое»

Решение практических задач «Из чего складываются доходы семьи». Решение практических задач «Учимся считать семейные доходы». Познавательная беседа «Как появляются расходы семьи». Учебные мини-проекты «Расходы семьи». Познавательная беседа «Как сформировать семейный бюджет». Учебные мини- проекты «Семейный бюджет»









5 -9 класс

п/п

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Введение в курс « Финансовая грамотность»


1

Почему важно развивать свою финансовую грамотность

1

2

От чего зависит благосостояние семьи

1

3

Определение целей и способов развития собственной финансовой грамотности в конкретных условиях

1

4

Учимся оценивать финансовое благополучие своей семьи. Урок-практикум.

1

5

Учимся оценивать финансовое поведение людей

1

6

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1

7

Факторы, влияющие на финансовое благополучие людей

1

8

Финансовая игра " Финансики". Обобщение темы.

1

Доходы и расходы семьи

9

Деньги: что это такое

1

10

История возникновения российских денег. Историческая экскурсия в прошлое.

1

11

Учебный мини-проект « Деньги»

1

12

Из чего складываются доходы семьи

1

13

Откуда в семье появляются деньги

1

14

Из чего складываются доходы семьи

1

15

Учимся считать семейные доходы

1

16

Исследуем доходы семьи

1

17

Учебный мини-проект « Доходы семьи»

1

18

Структура доходов населения России

1

19

Как появляются расходы семьи

1

20

Для чего нужно вести учёт расходов в семье

1

21

Учимся считать семейные расходы.

1

22

Как можно сократить семейные расходы

1

23

Исследуем расходы семьи

1

24

От чего зависят расходы семьи

1

25

Учебный мини-проект « Расходы семьи»

1

26

Что такое семейный бюджет

1

27

Как сформировать семейный бюджет

1

28

Правила планирования семейного бюджета

1

29

Трудности планирования семейного бюджета

1

30

Ролевая игра « Как сформировать семейный бюджет»

1

31

Учебный мини-проект « Семейный бюджет»

1

32

Обобщение результатов изучения модуля

1

33

Презентация портфолио « Доходы и расходы семьи»

1

34

Финансовая игра « Финансики»

1


итого

34