СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность » 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность » 1-4 класс»


Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов

«Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы

«Функциональная граммотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,

«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно- научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно- научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Срок реализации 4 года (1-4 класс):

  1. класс – 33 часа

  2. класс – 34 часа

  3. класс – 34 часа

  4. класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;

  • Библиотечные уроки;

  • Деловые беседы;

  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;

  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.



Содержание курса внеурочной деятельности


1класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение

2 класс

Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность:  деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.

Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.

3 класс

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.

Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.

4 класс

Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.


Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.


Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,

активному и размышляющему человеку.


Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.







Тематическое планирование


Разделы

Количество часов

1кл

2кл

3кл

4кл

1

Читательская грамотность

8

8

8

8

2

Математическая

грамотность

8

8

8

8

3

Финансовая грамотность

8

8

8

8

4

Естественно-научная

грамотность

9

9

8

8

5

Творческие работы


1

2

2



Итого:

33

34

34

34


Календарно-тематическое планирование (1 класс)



№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1.

В. Бианки. Лис и мышонок.

1

4.09



2.

Русская народная сказка. Мороз и заяц.

1

11.09



3.

В. Сутеев. Живые грибы.

1

18.09



4.

Г. Цыферов. Петушок и солнышко.

1

25.09



5.

М. Пляцковский. Урок дружбы.

1

02.10



6.

Грузинская сказка. Лев и заяц.

1

09.10



7.

Русская народная сказка. Как лиса училась летать.

1

16.10



8.

Е. Пермяк. Четыре брата.

1

23.10



9.

Про курочку рябу, золотые и простые яйца.

1

13.11



10.

Про козу, козлят и капусту.

1

20.11



11.

Про петушка и жерновцы.

1

27.11



12.

Как петушок и курочки делили бобовые зернышки.

1

04.12



13.

Про наливные яблочки.

1

11.12



14.

Про Машу и трех медведей.

1

18.12



15.

Про старика, старуху, волка и лисичку.

1

25.12



16.

Про медведя, лису и мишкин мед.

1

15.01



17.

За покупками.

1

22.01



18.

Находчивый колобок.

1

29.01



19.

День рождения мухи- цокотухи.

1

05.02



20.

Буратино и карманные деньги.

1

19.02



21.

Кот Василий продает молоко.

1

26.02



22.

Лесной банк.

1

04.03



23.

Как мужик и медведь прибыль делили.

1

11.03




24.

Как мужик золото менял.

1

18.03



25.

Как Иванушка хотел попить

водицы.

1

01.04



26.

Пятачок, Винни-пух и

воздушный шарик.

1

08.04



27.

Про репку и другие

корнеплоды.

1

15.04



28.

Плывет, плывет кораблик.

1

22.04



29.

Про Снегурочку и

превращения воды.

1

29.04



30.

Как делили апельсин.

1

06.05



31.

Крошка енот и Тот, кто

сидит в пруду.

1

13.05



32.

Иванова соль.

1

20.05



33.

В. Сутеев. Яблоко.

1

20.05




Календарно-тематическое планирование (2 класс)



№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

1.

Михаил Пришвин. Беличья память.

1

4.09



2.

Про беличьи запасы.

1

11.09



3.

Беличьи деньги.

1

18.09



4.

Про белочку и погоду.

1

25.09



5.

И. Соколов-Микитов. В берлоге.

1

02.10



6.

Медвежье потомство.

1

09.10



7.

Поврежденные и фальшивые деньги.

1

16.10



8.

Лесные сладкоежки.

1

23.10



9.

Лев Толстой. Зайцы.

1

13.11



10.

Про зайчат и зайчиху.

1

20.11



11.

Банковская карта.

1

27.11



12.

Про зайчишку и овощи.

1

04.12



13.

Николай Сладков. Веселая игра.

1

11.12



14.

Лисьи забавы.

1

18.12



15.

Безопасность денег на банковской карте.

1

25.12



16.

Лисьи норы.

1

15.01



17.

Обыкновенные кроты.

1

22.01



18.

Про крота.

1

29.01



19.

Про кредиты.

1

05.02



20.

Корень часть растения.

1

12.02



21.

Эдуард Шим. Тяжкий труд.

1

19.02



22.

Про ежа.

1

26.02



23.

Про вклады.

1

04.03



24.

Занимательные особенности

яблока.

1

11.03



25.

Полевой хомяк.

1

18.03



26.

Про полевого хомяка.

1

01.04



27.

Ловушки для денег.

1

08.04



28.

Про хомяка и его запасы.

1

15.04



29.

Про бобров.

1

22.04



30.

Бобры строители.

1

29.04



31.

Такие разные деньги.

1

06.05



32.

Материал для плотин.

1

13.05



33.

Позвоночные животные.

1

20.05



34.

Встреча друзей.

1

20.05





Календарно-тематическое планирование (3 класс)



№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

1.

Про дождевого червяка.

1

4.09



2.

Кальций.

1

11.09



3.

Сколько весит облако?

1

18.09



4.

Хлеб, всему голова.

1

25.09



5.

Про мел.

1

02.10



6.

Про мыло.

1

09.10



7.

История свечи.

1

16.10



8.

Магнит.

1

23.10



9.

Дождевые черви.

1

13.11



10.

Полезный кальций.

1

20.11



11.

Про облака.

1

27.11



12.

Про хлеб и дрожжи.

1

04.12



13.

Интересное вещество мел.

1

11.12



14.

Чем интересно мыло и как

оно «работает»?

1

18.12



15.

Про свечи.

1

25.12



16.

Волшебный Магнит.

1

15.01



17.

Проверь себя.

1

22.01



18.

Что такое «бюджет»?

1

29.01



19.

Семейный бюджет.

1

05.02



20.

Откуда в семье берутся

деньги? Зарплата.

1

12.02



21.

Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и

социальные пособия.

1

19.02



22.

Откуда в семье берутся

деньги? Наследство, вклад выигрыш.

1

26.02



23.

На что тратятся семейные

деньги? Виды расходов.

1

04.03



24.

На что тратятся семейные деньги? Обязательные

платежи.

1

11.03



25.

Как сэкономить семейные

деньги?

1

18.03



26.

Расходы и доходы бюджета.

1

01.04



27.

Планируем семейный

бюджет.

1

08.04



28.

Подсчитываем семейный

доход.

1

15.04



29.

Пенсии и пособия.

1

22.04



30.

Подсчитываем случайные

(нерегулярные) доходы.

1

29.04



31.

Подсчитываем расходы.

1

06.05



32.

Расходы на обязательные

платежи.

1

13.05



33.

Подсчитываем

сэкономленные деньги.

1

20.05



34.

Проверь себя.

1

20.05













Календарно-тематическое планирование (4 класс)



№ п/п

Тема занятия

Всего часов

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

1.

Старинная женская одежда.

1

4.09



2.

Старинные женские головные уборы.

1

11.09



3.

Старинная мужская одежда и головные уборы.

1

18.09



4.

Жилище крестьянской семьи на Руси.

1

25.09



5.

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

2

2.10

09.10



6.

История посуды на Руси.

1

16.10



7.

Какие деньги были раньше в России

1

23.10



8.

Томат.

1

13.11



9.

Болгарский перец.

1

20.11



10.

Картофель.

1

27.11



11.

Баклажан. Семейство Паслёновые.

1

4.12



12.

Лук.

1

11.12



13.

Капуста.

1

18.12



14.

Горох.

1

25.12



15.

Грибы.

1

15.01



16.

Творческая работа.

1

22.01



17.

Потребительская корзина.

2

29.01

5.02



18.

Прожиточный минимум.

1

19.02




19.

Инфляция.

1

12.02



20.

Распродажи, скидки, бонусы.

2

26.02

04.03



21.

Благотворительность.

1

11.03



22.

Страхование.

1

18.03



23.

В бассейне.

1

01.04



24.

Делаем ремонт.

2

08.04

15.04




25.

Праздничный торт.

1

22.04



26.

Обустраиваем участок.

1

29.04



27.

Поход в кино.

2

6.05

13.05



28.

Отправляемся в путешествие.

1

20.05



29.

Составляем словарик по финансовой грамотности.

1

20.05