СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Я- гражданин России" предполагает формирование патриотических чувств.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

х. Чернышёв Шовгеновского района Республики Адыгея





«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМС зам. директора по УВР директор

МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 МБОУ СОШ № 8 х. Чернышёв х. Чернышёв х. Чернышёв

Протокол №___ __________/Пафова З.Н./ _______/Ожев Р.М. /

От «__»____2018 г. «___»____________2018 г. Приказ № _______

От «____»______2018 г.






Рабочая программа внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Я гражданин России»

для 2 класса

на 2018 – 2019 учебный год





Разработала:

Чувилко Лариса Николаевна

учитель начальных классов

высшей категории







х. Чернышёв

2018 г.


Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа включает мероприятия по усилению противодействия искажения истории Отечества. Рекомендует привлекать ветеранов Великой Отечественной войны и труда, воинов – афганцев в целях сохранения преемственности “славных боевых и трудовых традиций”; проводить встречи с интересными людьми: поэтами, художниками, музыкантами; экскурсии в краеведческие музеи; дискуссии, инсценированные представления, устные журналы, викторины; принимать участие в социальных проектах (вахта памяти, акция добра и милосердия); собирать материалы для музейного уголка “Операция Поиск”; а также организовывать теоретические и практические занятия для детей и родителей.

Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.


Формы организации внеурочной деятельности

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы

  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)

  • Классный час

  • Сообщения

  • Встречи с интересными людьми

  • Литературно – музыкальные композиции

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала

  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы

  • Выставки декоративно-прикладного искусства

  • Коллективные творческие дела

  • Соревнования

  • Показательные выступления

  • Праздники

  • Викторины

  • Интеллектуально-познавательные игры

  • Трудовые дела

  • Тренинги

  • Наблюдение учащихся за событиями в стране

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

  • Заочные путешествия

  • Акции благотворительности, милосердия

  • Творческие проекты, презентации

  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров

  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

Планируемые результаты:

Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,

неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

В результате реализации программы ожидается:

  • развитие творческих способностей;

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Описание личных качеств ученика в результате реализации программы:

доброжелательный;

порядочный;

самодисциплинированный;

уверенный;

терпимый (толерантный);

самостоятельный;

ответственный;

целеустремленный (особенно к знаниям);

внимательный к сверстникам;

аккуратный;

уважительный;

любящий;

интеллектуальный;

здоровый;

общительный;

любознательный;

сопереживающий;

воспитанный;

трудолюбивый;

открытый;

активный;

коммуникабельный;

социально зрелый и др.

В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом.

Организация работы по программе “Я – гражданин России” в 1-4 классах рассчитан на 1 час в неделю (1-2), 2 часа в неделю (3-4) и предполагает 4 ступени в соответствии с возрастными особенностями учащихся:


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс «Я- гражданин России» - 35ч

Общий годовой план работы составляет -35ч, из них: теоретических -13, практических -22


1.“Я и я”(4ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

Диагностика. Сбор игр.

2.“Я и семья”(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

Я помощник в своей семье.

Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков, сочинений.

3.“Я и культура”(5ч) – формирование отношения к искусству.

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.

Что посеешь, то и пожнешь.

Широкая Масленица.

Экскурсии в музеи, вернисажи.

4.“Я и школа”(6ч) – формирование гражданского отношения к школе.

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка.

Конкурсы сочинений. Трудовой десант

5.“Я и мое Отечество”(9ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права.

Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города.

След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

6.“Я и планета”(6ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Осень в родном городе. Знай и люби свой край.

Экология нашего города. День добрых волшебников.

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Вывешивание кормушек, выставки рисунков.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 класс «Я - гражданин России.» - 35 ч

Тема по программе. Тема и номер урока.

Кол-во часов

Дата план

Дата

факт

1. Урок Мира.

1



2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

1



3. Обязанности ученика в школе. Беседа.

1



4. Осень в родном городе. Фотоконкурс.

1



5. Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1



6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1



7. Родной край в древности. Экскурсия в музей.

1



8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1



9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений.

1



10. Мой портфель. Игра – экспромт.

1



11. Моя любимая мамочка. Презентация.

1



12. Школьная символика (гимн, герб, флаг)

1



13. Мой любимый хуторок. Беседа.

1



14. Наш хуторок. Конкурс визиток.

1



15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков.

1




16. Самый уютный класс. Конкурс.

1



17. Экология нашего города. Беседа.

1



18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1



19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры.

1



20. Мы и наши права. Урок – игра.

1



21. Игры на развитие произвольных процессов.

1



22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений.

1



23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование.

1



24. По каким правилам мы живем в школе? Игра.

1



25-26. Широкая Масленица. Игра.

2



27. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов.

1



28. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие.

1



29. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1



30. День птиц. Выставка рисунков.

1



31. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей.

1



32. Герои Советского союза и России – наши земляки. Урок Мужества.

1



33. Открытка ветерану. Акция.

1



34. Десант чистоты и порядка.

1



35. Знай и люби свой край. Викторина.

1




Приложение №1

Проверочные тесты.

Тест №1

1. Закончи предложение:

Наша страна называется….

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Столица России – город:

а) Москва; б) Санкт- Петербург;

в) Омск; г) Новосибирск.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Главой нашего государства является:

а) король; б) губернатор;

в) мер; г) президент.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Главный закон страны называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

5. Закончи предложение:

Гимн, флаг, герб – это ….

6. Раскрась российский флаг в его цвета:


7. Выбери и отметь правильный ответ:

Документ, защищающий права ребёнка называется:

а) Конституция РФ; б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Всеобщая декларация прав человека; г) Устав школы.

8. Обведи правильный ответ:

Человек считается ребёнком до: а) 14 лет; б)16 лет;

в) 18 лет; г) 20 лет.

9. Закончи предложение:

Я имею право на …..

10. Представь ситуацию. По улице шел старичок, опираясь на тросточку. На встречу ему, подняв голову кверху и что-то напевая себе под нос, шел мальчик. Он не заметил старика и сильно его толкнул. Как бы ты поступил на месте мальчика в этой ситуации?

11. Во время торжественного собрания зазвучал гимн Российской Федерации. Как должны сделать люди в зале?


12. Соедини линиями дату и название праздника:


23 февраля День согласия и примирения



1 мая День защитника Отечества



4 ноября День России



12 июня День солидарности трудящихся



Тест №2

1. Выбери и отметь правильный ответ:

Как называется наша страна?

а) СССР; б) Россия; в) США; г) Англия.

2. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто является главой нашего государства?

а) президент; б) царь;

в) губернатор; г) премьер-министр.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Чем являются герб, флаг и гимн?

а) символами государства;

б) символами праздника;

в) символами власти

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что значит быть гражданином?

а) иметь права;

б) выполнять законы, иметь права;

в) выполнять законы.

5. Обведи границу и столицу нашего государства. Допиши полное название:


Р ___________________

Ф ___________________



Владивосток



6. Выбери правильный ответ:

Что такое законы?

а) правила, обязательные для всех жителей страны;

б) документ, защищающий права человека;

в) документ.

7. Отметь знаком «+» правильные утверждения:


Государственные праздники – это нерабочие дни, которые по решению правительства отмечает вся страна.


1 января, 8 Марта, 1 апреля – это государственные праздники.


Государственные праздники напоминают о важнейших событиях прошлого и настоящего нашей Родины.



8. Выбери и отметь правильный ответ:

Какой день стал Днём победы?

а) 1 мая; б) 7 января; в) 7 ноября; г) 9 мая.

9. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России …..

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России ….

Представь ситуацию. Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках.

Как ты поступишь в данной ситуации?

12. Ты отправился в лес на прогулку. Напиши, что ты будешь делать во время прогулки.


Тест №3


1. Впиши пропущенные слова.

Главой нашего государства является __________________________,

а законы создаёт ___________________________________.

2. Выбери и отметь правильные утверждения:

а) государство - это все люди,

живущие в стране;

Что такое б) государство - это механизм

государство? управления людьми,

живущими в стране;

в) государство устанавливает законы,

которые нельзя нарушать;

г) государство – это правительство,

армия, милиция, законы.

3. Выбери и отметь правильный ответ:

Как выглядит государственный флаг Российской Федерации?

а) горизонтальные полосы: белая, синяя, красная;

б) вертикальные полосы: синяя, белая, красная;

в) горизонтальные полосы: синяя, красная, белая;

г) вертикальные полосы: красная, белая, синяя.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

Что такое герб?

а) нагрудный знак;

б) отличительный знак города, государства;

в) эмблема;

г) рисунок.

5. Выбери и отметь правильный ответ:

До какого возраста человек считается ребёнком?

а) до 14 лет; б) до 18 лет;

в) до 20 лет; г) до 25 лет.

6. Выбери и отметь правильный ответ:

Когда государство полностью берёт на себя заботу о ребёнке?

а) если остался без семьи;

б) если проживает в семье;

в) если проживает с мамой;

г) если проживает с бабушкой.



7. Обозначь столицу нашего государства и город, в котором (или недалеко от которого) ты живёшь:



8. Закончи предложение:

Каждый человек имеет право на …….


9. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России?

Представь, что ты видишь, как ветер срывает со стены дома государственный флаг России, и он падает в грязь. Что ты сделаешь?

Ты опоздал на урок и заходишь в класс. Твои действия:

а) поздороваешься и сядешь на место;

б) поздороваешься и извинишься за опоздание;

в) поздороваешься, извинишься за опоздание, спросишь разрешения сесть на своё место.

10. Объясни названия праздников.


Праздники

Событие, которое дало название празднику

9 Мая – День Победы



12 июня – день независимости России



12 апреля – день космонавта





Тест №4


1. Выбери и отметь правильный ответ:

В каком документе говорится о правах, принадлежащих каждому из нас:

а) Всеобщая декларация прав человека;

б) Конвенция о правах ребёнка;

в) Конституция Российской Федерации;

г) Устав школы.

2. Из нарисованных гербов выбери и обведи российский герб:



3. Выбери и отметь правильный ответ:

Кто утверждает важные законы нашей страны?

а) президент России;

б) правительство Российской Федерации;

в) государственная дума;

г) народ.

4. Выбери и отметь правильный ответ:

С какого возраста человек может пойти на выборы и голосовать за какого-либо кандидата?

а) с 14 лет; б) с 16 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.

5. Впиши даты и названия двух любых государственных праздников.

(Если сможешь, заполни все листки календаря):


январь

февраль

март

май

июнь

ноябрь










6. Закончи предложение:

Какие права имеет гражданин России….



7. Выбери и обведи флаг России:




8. Соедини линиями название документа и его основное назначение:

Документ, защищающий права детей.


Конституция России



Всеобщая декларация прав человека

Основной закон государства



Устав школы

Документ, где отражены права и свободы человека.




Конвенция о правах ребёнка

Основной закон школы







9. Выбери и отметь правильный ответ:

Какова основная мысль Конвенции о правах ребёнка?

а) дети имеют право на заботу и помощь;

б) каждый человек имеет гражданские и политические права и

свободы;

в) каждый человек имеет право на образование;

г) каждый ребёнок имеет свои обязанности.

10. Закончи предложение:

Какие обязанности имеет гражданин России….

11. Прочитай рассказ. Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Миша и Митя - принести домой по корзинке спелых ягод. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили.

Вдруг Митя увидел, что в кармане нет ключа от дома. Решил вернуться поискать, туда где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. А Вася… .Напиши как должен был поступить Вася.

12. Если ты остался дома без взрослых:

а) Никому не откроешь двери;

б) Откроешь только тому, кто скажет, зачем он пришел;

в) Откроешь дверь только близким людям.


Приложение№2



Критерии оценки знаний учащихся.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Максимальная сумма баллов – 12.

10-12 баллов – курс усвоен практически полностью;

8-9 баллов – курс в целом усвоен хорошо;

6-7 баллов - курс усвоен удовлетворительно;

менее 6 баллов – курс не усвоен.






Приложение №3

Лист корректировки рабочей программы

учителя _________________________________ по предмету _______________________

на 20__ - 20____ учебный год


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


























































27