Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Березовская средняя общеобразовательная школа
Маслянинского района Новосибирской области
Аннотация к рабочей программе
внеурочного курса «История Сибири»
Рабочая программа внеурочного курса «История Сибири» разработана в соответствии с пунктом 18.2.2. ФГОС СОО и реализуется 1 год.
Рабочая программа курса разработана учителем в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителем в школе по внеурочному курсу «История Сибири».
Рабочая программа курса «История Сибири» является частью ООП ООО, определяющей: -содержание; -планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные); -тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения общественных наук и согласована заместителем директора по учебно-методической работе МКОУ Березовской СОШ.
Дата 31.08.2024 г.
Пояснительная записка
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям своего края, к правам и свободам человека.
Изучение истории за курс основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе;
экономическое развитие древних обществ, формы социального и политического строя;
показать наиболее яркие личности Сибири и их роли в истории и культуре;
Задачи:
раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов Сибири оставил позитивный след в истории человечества.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «История Сибири»
Личностные результаты:
1. мотивированность на изучение регионального компонента истории Сибири и Новосибирской области и посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. заинтересованность в благополучии и процветании своей страны и своего региона;
3. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своей малой Родины; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
1. в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. в умении объяснять явления и процессы истории региона с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. в способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. в овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. в умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием элементов проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
6. использование элементов причинно – следственного анализа;
7. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа.
Учебно-методический комплект
Рабочая программа для 7 класса ориентирована на использование следующих учебников:
- История Сибири. 7 класс. Ф.С. Кузнецова. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2000.
- История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Ф.С. Кузнецова. - Новосибирск: ИНФОЛИО, 2003. – 152 с.
требования к уровню подготовки
учащихся 7 класса
В результате изучения истории ученик должен:
знать основные этапы и ключевые события истории Сибири и выдающихся деятелей
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории Сибири
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Сибири и, достижениям культуры.
Содержание учебной программы
Введение – 1 час
Введение в курс «История Сибири»
Открытие Сибири - 6 часов
Первые сведения о Сибири. Интерес европейцев к Сибири. Колонизация Поморья. Поход Ермака. Сибирские летописи о походе Ермака. Обобщение по разделу «Открытие Сибири»
Землепроходцы – 8 часов
Присоединение Западной Сибири. На государевой Службе. Землепроходцы Восточной Сибири. Жизнь и подвиги Семена Дежнева. Землепроходец Ерофей Хабаров. Обобщение по разделу «Землепроходцы»
Русское население Сибири – 5 часов
Первые колонисты. Землепашцы-крестьяне. Первые сибирские города и их жители. Историк Семён Ремезов. Обобщение по разделу «Русское население Сибири».
Народы Сибири – 6 часов
Этнографическая характеристика Сибири. Оленеводы тундры и охотники таёжной зоны. Оленеводы тундры и охотники таёжной зоны. Якуты. Народы Южной Сибири
Обобщение по разделу «Народы Сибири». Итоговое повторение по курсу «История Сибири.
Тематическое планирование
№ п/п | наименование раздела | всего часов |
| Введение | 1 |
| Открытие Сибири | 6 |
| Землепроходцы | 8 |
| Русское население Сибири | 5 |
| Народы Сибири | 6 |
| Итоговое повторение | 8 |
Итого: 34 часов |
Календарно-тематическое планирование
№ п/П | Тема | Количество часов | № параграфа | Дата по плану | Фактически |
Введение – 1 час |
| Введение в курс «История Сибири» | 1 | | | |
Открытие Сибири - 6 часов |
| Первые сведения о Сибири | 1 | §1 | | |
| Интерес европейцев к Сибири | 1 | §2 | | |
| Колонизация Поморья | 1 | §3 | | |
| Поход Ермака | 1 | §4 | | |
| Сибирские летописи о походе Ермака | 1 | §5 | | |
| Обобщение по разделу «Открытие Сибири» | 1 | | | |
Землепроходцы – 8 часов |
| Присоединение Западной Сибири | 1 | §6 | | |
| «Златокипящая Мангазея» | 1 | §7 | | |
| На государевой Службе | 1 | §8 | | |
| Землепроходцы Восточной Сибири | 1 | §9 | | |
| Землепроходцы Восточной Сибири | 1 | §9 | | |
| Жизнь и подвиги Семена Дежнева | 1 | §10 | | |
| Землепроходец Ерофей Хабаров | 1 | §11 | | |
| Обобщение по разделу «Землепроходцы» | 1 | | | |
Русское население Сибири – 5 часов |
| Первые колонисты | 1 | §12 | | |
| Землепашцы-крестьяне | 1 | §13 | | |
| Первые сибирские города и их жители | 1 | §14 | | |
| Историк Семён Ремезов | 1 | §15 | | |
| Обобщение по разделу «Русское население Сибири» | 1 | | | |
Народы Сибири – 6 часов |
| Этнографическая характеристика Сибири | 1 | §16 | | |
| Оленеводы тундры и охотники таёжной зоны | 1 | §17 | | |
| Оленеводы тундры и охотники таёжной зоны | 1 | §18 | | |
| Якуты | 1 | §19 | | |
| Народы Южной Сибири | 1 | §20 | | |
| Обобщение по разделу «Народы Сибири» | 1 | | | |
27-34 | Итоговое повторение по курсу «История Сибири | 8 | | | |
Итого: 34 часов |