МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАОУ СШ №15 г.Липецка
РАССМОТРЕНО Председатель педагогического совета _____________________ Р.С.Бессонова Протокол №1 от «29» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО руководительМО естественно-научного, эстетического и спортивно-трудового цикла ________________________ Иванникова Н.В Протокол №1 от «29» августа 2024 г. . | УТВЕРЖДЕНО Директор _______________________ Р.С.Бессонова Протокол №1 от «29» августа 2024 г. . | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп»
для обучающихся 8 классов
г. Липецк 2024 г.
Программа включает в себя следующие разделы:
планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Данная программа внеурочной деятельности по математике «Математический калейдоскоп» подготовлена для учащихся 8 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.
Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся.
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности. Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.
Цели организации внеурочной деятельности:
1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;
2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;
3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику;
4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;
5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;
6) способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность;
7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, синтонность; а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность;
8) формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;
9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.
Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
-готовность и способность обучающихся к самообразованию
-готовность к саморазвитию и личностному самоопределению,
-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
-сформированность гражданской позиции в деятельности,
-умение ставить цели и строить жизненные планы,
-способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,
-умение работать в команде, группе,
-умение отстаивать свою точку зрения,
-сформированные коммуникативные компетенции.
Метапредметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся научаться:
– активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения, разные
приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда,
использовать его в ходе самостоятельной работы
– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать
критерии для обоснования своего суждения;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины) ;
– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
– воспроизводить способ решения задачи;
– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать
наиболее эффективный способ решения задачи;
– конструировать несложные задачи;
– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
– составлять фигуры из частей, определять место заданной части в конструкции;
– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:
Предметные результаты:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
-выполнять арифметические, алгебраические, комбинаторные, геометрические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач, возникающих в смежных учебных предметах;
-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными ситуациями.
Содержание учебного курса
Модуль 1«Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.
Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:
сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;
развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;
воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.
В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).
Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.
Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.
Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;
обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;
сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;
исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.
Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.
Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.
Модуль 3«Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.
Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.
Задачи:
сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;
ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.
Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.
Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.
Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.
Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.
Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.
Задачи:
сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;
научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;
раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;
обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.
Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.
Данный модуль призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве.
Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.
Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.
Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.
Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.
Тематическое планирование курса
Тема | Кол-во часов |
Модуль 1. «Математика в быту» | 9 |
Модуль 2. Математика в профессии. | 9 |
Модуль 3. Математика в бизнесе. | 4 |
Модуль 4. Математика в обществе. | 6 |
Модуль 5. Математика в природе. | 6 |
ИТОГО | 34 |
Поурочное планирование
Тема | Кол-во часов |
Модуль 1 «Математика в быту» | 9 |
Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи. | 1 |
Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как расставить мебель в комнате? | 1 |
Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на местности.. | 1 |
Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта | 1 |
Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов. | 1 |
Бюджет школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы? | 1 |
Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает? | 1 |
Сколько родители работают и сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам. | 1 |
Приемы быстрого счета и прикидки при совершении покупок | |
МОДУЛЬ 2. Математика в профессии. | 9 |
Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Решение практических задач. | 1 |
Как оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение практических задач. | 1 |
Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Решение практических задач. | 1 |
Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач. | 1 |
Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач | 1 |
Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. | 1 |
Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса. | 1 |
Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте? | 1 |
Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие. | 1 |
МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе. | 4 |
Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Решение практических задач. | 1 |
Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Решение практических задач. | 1 |
. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических задач. | 1 |
Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач. | 1 |
МОДУЛЬ 4. Математика в обществе. | 6 |
Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как избежать штрафа? Решение практических задач. | 1 |
Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач. | 1 |
Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и снижение цены на товар? Решение практических задач. | 1 |
Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги.Решение практических задач. | 1 |
. Коммунальные платежи. Решение практических задач. | 1 |
Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение практических задач | 1 |
| |
МОДУЛЬ 5. Математика в природе. | 6 |
Законы математики в живой природе. Законы математики в неживой природе. Чудеса света. | 1 |
Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел. | 1 |
«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города | 1 |
Золотое сечение в архитектуре города | 1 |
Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности | 1 |
Обобщение знаний | 1 |
Перечень учебно-методического обеспечения:
1. Закон РФ «Об образовании»;
2. Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5–9 класс» — М.: Просвещение, 2011 г.
3. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, -223 с.
4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс . - М.: Просвещение, 2010 .
5. Горский. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование / В. Горский. - М : Просвещение,
2014.
Дополнительная литература
Криволапова, Н. Внеурочная деятельность: сб. заданий для развития познават. способностей учащихся. 5-8 классы / Н. Криволапова. - М.: Просвещение, 2013.
Баранова, Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: метод, рекомендации / Ю. Баранова, А. Кисляков [и др.]. - М.: Просвещение, 2014.
Макеева, А. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы/ А. Макеева. - М.: Просвещение, 2013.
Третьякова, С. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа: сб. программ / С. Третьякова, А. Иванов [и др.]. - М: Просвещение, 2014.
Энциклопедия для детей. Математика / глав.ред. М. Д. Аксенова ; метод, и отв. ред. В. А. Володин. - М.: Авантаж, 2003.