СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в данной разработке представлена рабочая программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 8 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МАОУ СШ №15 г.Липецка




РАССМОТРЕНО

Председатель

педагогического совета

_____________________

Р.С.Бессонова

Протокол №1

от «29» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

руководительМО естественно-научного, эстетического и спортивно-трудового цикла

________________________

Иванникова Н.В

Протокол №1

от «29» августа 2024 г.

.


УТВЕРЖДЕНО

Директор





_______________________

Р.С.Бессонова

Протокол №1

от «29» августа 2024 г.

.


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Внеурочной деятельности «Математический калейдоскоп»

для обучающихся 8 классов











г. Липецк ‌ 2024 г.‌


Программа включает в себя следующие разделы:

  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;

  • содержание учебного предмета, курса;

  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.


Данная программа внеурочной деятельности по математике «Математический калейдоскоп» подготовлена для учащихся 8 классов. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рамках реализации ФГОС под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ООО: личностных, предметных и метапредметных. Среди предметов, формирующих интеллект, математика занимает первое место. Неоценим вклад математики в создание научных методов познания действительности. Осуществление внеурочной деятельности в условиях ФГОС предполагает акцентировать внимание на деятельностной и практической составляющих содержания программы, на применении творческих форм организации внеурочной деятельности, способных привить интерес к математике, развить мотивацию к определенному виду математической деятельности, включить учащегося в самостоятельную поисковую и исследовательскую деятельность.

Внеурочная деятельность способствует развитию, раскрытию способностей и активизации познавательного интереса учащихся.

Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить учащихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности. Практическая значимость программы очевидна: развитие математических способностей, логического мышления, алгоритмических и исследовательских навыков, приобщение к математической культуре, истории математических открытий, профориентационная направленность содержания. Творческий характер и многообразие форм деятельности способствуют благоприятной социальной адаптации в жизни. «Работа» в команде формирует качества толерантности, взаимопомощи, ответственности за свои знания, учит вести диалог, приучает к критической самооценке своих действий. Использование современных технических средств способствует совершенствованию информационной грамотности учащихся. Деятельностные технологии позитивно влияют на формирование социального здоровья учащихся, формируют потребность в самопознании, саморазвитии.

Цели организации внеурочной деятельности:

1) развивать творческое, логическое, конструктивное мышление учащихся; математический кругозор, мотивацию к исследовательскому виду деятельности;

2) расширять и углублять знания и умения учащихся по математике, формировать навык планирования последовательности действий при решении задач, то есть алгоритмическую культуру учащихся;

3) воспитывать чувство гордости за математику в любом открытии; за ее прикладную связь с другими науками и практической жизнью человека, за отечественную математику;

4) активизировать познавательную, творческую и исследовательскую инициативу учащихся, навыки самостоятельной работы;

5) выявлять одаренных и вовлекать каждого учащегося во внеклассную деятельность — непременное условие для самореализации и саморазвития учащихся;

6) способствовать личностному росту учащихся через вовлечение их в творческую индивидуальную и коллективную исследовательскую деятельность;

7) воспитывать культуру общения (диалога): коммуникативность, толерантность, синтонность; а также культуру выступления, стиль, информационно-коммуникативные навыки, ответственность, самостоятельность;

8) формировать личностные компетентности учащихся, содействовать профессиональной ориентации учащихся в области математики и ее приложений;

9) воспитывать волевые качества, настойчивость, инициативу.


Программа построена с учетом возраста и психологических особенностей учащихся.


Планируемые результаты освоения курса:

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

-готовность и способность обучающихся к самообразованию

-готовность к саморазвитию и личностному самоопределению,

-сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

-сформированность гражданской позиции в деятельности,

-умение ставить цели и строить жизненные планы,

-способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме,

-умение работать в команде, группе,

-умение отстаивать свою точку зрения,

-сформированные коммуникативные компетенции.



Метапредметные результаты изучения данного курса.

Учащиеся научаться:

– активно применять в различных видах деятельности все виды и формы сравнения, разные

приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

– моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда,

использовать его в ходе самостоятельной работы

– применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с

числовыми головоломками;

– анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

– включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

высказывать собственное мнение и аргументировать его;

– аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать

критерии для обоснования своего суждения;

– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

– контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

– анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины) ;

– искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

– воспроизводить способ решения задачи;

– сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

– анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать

наиболее эффективный способ решения задачи;

– конструировать несложные задачи;

– выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

– анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

– составлять фигуры из частей, определять место заданной части в конструкции;

– объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

– анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

– осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:



Предметные результаты:

-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения

различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера

-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;

-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

-выполнять арифметические, алгебраические, комбинаторные, геометрические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач, возникающих в смежных учебных предметах;

-применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными ситуациями.



Содержание учебного курса



Модуль 1«Математика в быту» построен на основе идеи «образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в повседневной жизни.

Цель занятий со школьниками состоит в формировании навыков решения практических вопросов, связанных с применением математических знаний. При этом предполагается решение следующих задач:

  • сформировать представления о практических вопросах, связанных с повседневной жизнью человека и способах их решения;

  • развивать познавательную и творческую активность учащихся в процессе решения практических задач, навыки публичных выступлений;

  • воспитывать интерес учащихся к учебно-исследовательской деятельности.



В основе замысла программы лежит идея погружения учащихся в решение бытовых проблем, поиска рациональных подходов их решения, изучение опыта решения рассматриваемых вопросов в ходе совместной деятельности всех участников образовательного процесса (школьников, учителей, родителей).

Содержание программы построено как «маршрут познания бытовых проблем взрослых» с элементами учебного исследования. Освоение программы предусматривает ознакомление со способами решения таких вопросов, как выбор и расстановка мебели в комнате, выбор материалов для ремонта комнаты, произведение замеров и расчет стоимости ремонта, обсуждение вопросов конструктивного подхода к расходованию денежных средств, в том числе о способах экономии природных и материальных ресурсов, исследование вопроса существенных и незначительных расходов во время коллективных мероприятий, отдыха, роли математики в самоорганизации школьника.

Содержание учебных занятий предусматривает использование оборудования для практических и лабораторных работ, актуализацию необходимых математических знаний, постановку проблем, поиск решения проблем, решения математических задач, в том числе с использованием математического моделирования данных, выбор темы для проведения учебного исследования (индивидуально или в группах), консультирование и защиту проведенных исследований.

Модуль 2 «Математика в профессии» построен на идеи погружения в деятельность человека определенной профессии и установления связи этой деятельности с математическими знаниями.

Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений, определили для себя уровень привлекательности отдельных профессий, получили возможность ориентации в сферах будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • расширить и углубить знания об отдельных аспектах профессиональной деятельности человека;

  • обозначить конкретные математические знания, которых наиболее значимы для человека;

  • сформировать умения выполнять простейшие должностные функции бухгалтера, мастера производства, продавца, тренера;

  • исследовать вопрос о необходимости математических знаний для художника, дизайнера, строителя, менеджера.

Учащиеся решают математические задачи, связанные с профессиональной деятельностью человека, практические задачи, связанные с функциональными обязанностями отдельных профессий.

Рассматриваемые задачи можно дополнить задачами реальной математики из банка задач по подготовке к ОГЭ. Формулируемые проблемы следует связать с рассмотрением реальных материалов, используемых в профессиональной деятельности.

Модуль 3«Математика в бизнесе» знакомит школьников с отдельными экономическими понятиями, математическими закономерностями, особенностями построения бизнеса.

Цель занятий состоит в том, чтобы сформировать у школьников основы знаний о таких понятиях, как рынок, конкуренция, издержки производства, доход, инвестиционные фонды и др.

Задачи:

  • сформировать у школьников представление о бизнесе, как о системе воспроизводства капитала;

  • ориентировать школьников на приобретение математических знаний, необходимых для предпринимательской деятельности.

Содержание программы состоит из трех основных блоков: информационный, формирующий умения и деловая игра.

Информационный блок предусматривает ознакомление с основными экономическими понятиями через систему докладов, сообщений, обсуждений, установления причинно-следственных связей, составления кластеров и т.п.

Блок, формирующий умения, предусматривает приобретение умений решать практические задачи.

Модуль 4 «Математика и общество» ориентирует обучающихся на освоение экономических понятий и связанных с ними математических понятий, правил и закономерностей, необходимых каждому гражданину.

Цель занятий состоит в том, чтобы обучающиеся получили опыт практического применения математических знаний и умений в ситуациях, с которыми сталкивается каждый человек, осознали потребность в этих знаниях для успешной социализации и интеграции в экономическое пространство общества.

Задачи:

  • сформировать представление о таких правовых понятиях как штраф и штрафные санкции, о видах штрафов и их размерах;



  • научить производить вычисления, связанные со скидками в торговле, наценками и распродажами;

  • раскрыть содержание понятия «Тариф», рассмотреть вопросы о том, где человек сталкивается с тарифами, как производятся расчеты с использованием тарифов;

  • обеспечить воспитание гражданской сознательности в ходе ознакомления с такими явлениями гражданского общества как «Перепить населения», «Референдум», «Голосование» и решения задач, связанными с этими понятиями.

Учащиеся получают некоторые сведения о понятиях из области права, экономики и юриспруденции. Решение задач, связанных с этими понятиями убедит школьников в том, что математические знания имеют значение и для гуманитарных сфер деятельности человека.

Данный модуль призван формировать у учащихся умения добывать и перерабатывать информацию, в том числе и в открытом информационном пространстве.

Модуль 5 «Математика в природе» построен на основе идеи «исследовательского образовательного маршрута», в основе которого лежит познание использования математических правил и закономерностей в природе.

Цель занятий состоит в том, чтобы исследовать математические закономерности, наблюдаемые в живой природе.

Важной задачей модуля является формирование у школьников умений работать с информацией: находить ее в разных источниках, перерабатывать, интерпретировать, сохранять и передавать.

Способствуя интеграции естественнонаучных и математических знаний, данный модуль подводит учащихся к пониманию неограниченности человеческого познания, возможности изучения свойств хорошо знакомых объектов с различных позиций.


Тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

Модуль 1. «Математика в быту»

9

Модуль 2. Математика в профессии.


9

Модуль 3. Математика в бизнесе.


4

Модуль 4. Математика в обществе.


6

Модуль 5. Математика в природе.


6

ИТОГО

34




Поурочное планирование

Тема

Кол-во часов

Модуль 1 «Математика в быту»

9

Кому и зачем нужна математика? С чего начинается математика в жизни школьника, взрослого человека, семьи.

1

Меблировка комнаты. Какая мебель нужна на кухне, в спальне, в холле, в гостиной? Как расставить мебель в комнате?

1

Расчет стоимости ремонта комнаты. Ремонт классной комнаты. Выбор материалов для ремонта. Замеры на местности..

1

Расчет количества расходных материалов. Расчет стоимости ремонта

1

Домашняя бухгалтерия. Из чего состоит бюджет? Статьи расходов семьи. Зачем нужны сбережения? Бюджет семьи с низким уровнем дохода и семьи с высоким уровнем дохода: составление таблицы расходов и доходов.

1

Бюджет школьника: составление таблицы расходов и доходов. Сколько стоит семейный отдых? Виды отдыха семьей. Расчеты затрат на отдых. Зачем нужно просчитывать расходы?

1

Математика и режим дня. Зачем нужен режим дня? Поможет ли математика составить режим дня? Когда и сколько нужно отдыхать? Компьютер в жизни школьника: польза или вред? Чередование видов деятельности школьника. Сколько нужно выполнять домашнее задание? Сколько школьник учится и сколько отдыхает?

1

Сколько родители работают и сколько отдыхают? Как отдохнуть от учебной деятельности? Составление режима дня по всем правилам.

1

Приемы быстрого счета и прикидки при совершении покупок


МОДУЛЬ 2. Математика в профессии.


9

Из чего складывается заработная плата? Кто начисляет зарплату? Из чего складывается зарплата учителя? Решение практических задач.

1

Как оплачивается отпуск? Как оценить работу школьника, студента? Решение практических задач.

1

Математика в медицине. Зачем математика врачу? Фармацевту? Лаборанту? Решение практических задач.

1

Стандартный вид числа в лабораторных исследованиях. Как просчитать дозу лекарства? Решение практических задач.

1

Математика в промышленном производстве. Как используется математика в производстве автомобилей? Зачем нужен план производства? Выполнение задания сверх плана. Решение практических задач

1

Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг.

1

Математика в сфере обслуживания. Группы профессий сферы обслуживания. Профессии работников торговли и сферы бытовых услуг. Кому и как помогает математика. Заказ товаров на реализацию в торговой сети, заказ пошива школьной формы для класса.

1

Математика в спорте. Как может помочь математика достигнуть хороших результатов в спорте?

1

Математика и искусство. Как математические знания нужны художнику? Кем был Леонардо да Винчи – художником или конструктором? Какие математические знания помогут изобразить объект? Практическое занятие.

1

МОДУЛЬ 3. Математика в бизнесе.


4

Экономика бизнеса. Покупатель и продавец. Издержки, стоимость, цена. Спрос и предложение. Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Решение практических задач.

1

Цепочка образования стоимости товара. Доход и прибыль. Решение практических задач.

1

. Рентабельность бизнеса. Составление кластера из рассмотренных понятий. Оплата услуг и издержки производства. Решение практических задач.

1

Цена товара. Наценки и скидки. Решение практических задач.


1

МОДУЛЬ 4. Математика в обществе.


6

Штрафы и налоги. Как и за что начисляются штрафы? Штрафы для юридических лиц и для физических лиц. Как избежать штрафа? Решение практических задач.

1

Пени. Сколько стоит не платить штраф? Решение практических задач.

1

Распродажи. Когда и где бывают распродажи? Кому выгодны распродажи? Повышение и снижение цены на товар? Решение практических задач.

1

Тарифы. Что такое тариф? Где встречаются тарифы? Тарифы на цены и услуги.Решение практических задач.

1

. Коммунальные платежи. Решение практических задач.

1

Голосование. Референдумы. Перепись населения. Гражданская позиция каждого. Обязательно ли участие в выборах и референдумах? Может ли зависеть судьба страны от позиции ее гражданина? Роль личности в истории. Решение практических задач

1



МОДУЛЬ 5. Математика в природе.


6

Законы математики в живой природе. Законы математики в неживой природе. Чудеса света.

1

Что и как экономят пчелы? Правильные многоугольники. Правильный шестиугольник для пчел.

1

«Золотое сечение» в живой и в неживой природе. Что такое «золотое сечение»? Золотое сечение вокруг нас. Золотое сечение в архитектуре города

1

Золотое сечение в архитектуре города

1

Какова высота дерева? Какие математические знания помогут вычислить высоту дерева? Вычисление высоты дерева или иного объекта на местности

1

Обобщение знаний

1




Перечень учебно-методического обеспечения:

1. Закон РФ «Об образовании»;

2. Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5–9 класс» — М.: Просвещение, 2011 г.

3. Григорьев, Д. ВВнеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, -223 с.

4. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс . - М.: Просвещение, 2010 .

5. Горский. В. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование / В. Горский. - М : Просвещение,

2014.

Дополнительная литература

  1. Криволапова, Н. Внеурочная деятельность: сб. заданий для развития познават. способностей учащихся. 5-8 классы / Н. Криволапова. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Баранова, Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся: метод, рекомендации / Ю. Баранова, А. Кисляков [и др.]. - М.: Просвещение, 2014.

  1. Макеева, А. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы/ А. Макеева. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Третьякова, С. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа: сб. программ / С. Третьякова, А. Иванов [и др.]. - М: Просвещение, 2014.

  3. Энциклопедия для детей. Математика / глав.ред. М. Д. Аксенова ; метод, и отв. ред. В. А. Володин. - М.: Авантаж, 2003.