Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:
На заседании МО классных руководителей Приказ №_____
Протокол заседания № 1 От «___» августа 2017 года
_____________________ ___________________
И.Г. Калаева
От «___» августа 2017 года С.В. Гасай
Рабочая программа
внеурочной деятельности
духовно-нравственного направления
«Маршруты родного края»
для учащихся
5-7 классов
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Стукалова Л.П.
Учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
Экспертное заключение МО рабочей программы по
ВУД____ «Маршруты родного края»________________________________________
автор_________________________________________Стукалова Людмила Павловна_________________________________________
№ | Перечень вопросов для проверки | результаты |
1 | Экспертиза структуры реализуемой ОУ рабочей программы |
1.1 | Титульный лист | |
1.2 | Пояснительная записка | |
1.3 | Содержание тем | |
1.4 | Календарно –тематическое планирование | |
1.5 | Перечень материально – технического и учебно–методического обеспечения | |
2 | Экспертиза содержания реализуемой ОУ рабочей программы |
2.1 | Соответствие содержания рабочей программы по предмету | |
2.2 | Соответствие целей изучения предмета нормативному документу | |
2.3 | Соответствие заявленных в рабочей программе учебно – методических комплексов действующему перечню | |
2.4 | Соответствие объёма часов рабочей программы нормативам времени | |
| | |
Заключение:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель МО: /___________/__Калаева И.Г..
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов и материалов:
1) Годовой календарный учебный график;
2) План внеурочной деятельности образовательного учреждения;
3) Федеральный государственный образовательный стандарт ООО;
4) Основная образовательная программа начального и основного общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ»;
5) Положение о рабочей программе по учебным предметам , учебным курсам и внеурочной деятельности по ФГОС
Программа составлена для учащихся 5 -7 классов МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа».
Срок реализации программы 2017-2018 учебный год.
Обоснование выбора используемой программы.
Программа для школьников «Маршруты родного края» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования .
Данная программа объединяет школьников, желающих систематизировать и расширять знания в изучении природы родного края, истории образования своего района и посёлка, исследовании местной флоры и фауны. В ходе реализации программы школьники получают знания об охране окружающей среды и бережного отношения к ней. Кроме того, в процессе углубленного изучения своей родины, дети знакомятся с жизнью замечательных людей своего посёлка, занимаются изучением материальной и традиционной культуры народов, живущих рядом. Таким образом, у учащихся совершенствуются навыки и умения научно-исследовательской работы.
Духовно-нравственное направление способствует всестороннему развитию личности ребёнка, направлено на совершенствование интеллектуального, духовного - нравственного развития, включает следующие отделения: краеведческое, эколого-биологическое, историческое.
Внеурочная деятельность данного направления может носить коллективный, групповой, индивидуальный характер. Теоретические и практические занятия должны проводиться с использованием новейших методик и технологий.
Программа духовно-нравственной деятельности рассчитана на учащихся 5-7 классов, с учётом возрастных особенностей, предусматривает приобретение основных краеведческих знаний о родном крае, соответствует интересам учащихся и является реально выполнимой. Реализация программы строится на формировании самостоятельной работы обучающихся, предполагает проведение конкурсов и исследовательских проектов, викторин, интеллектуальных марафонов, олимпиад, научно-практических конференций. Ведущим видом деятельности является развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся. Содержание программы носит личностно-ориентированный и развивающий характер.
Цели программы:
Цели программы:
1. Получение и расширение знаний обучающихся об истории и географии нашей страны, Алтайского края, культурных традициях родного края, страны в прошлом и настоящем.
2. Способствование развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, инициативности и самостоятельности.
3. Воспитание гражданской ответственности и патриотизма, духовно-нравственных качеств личности.
Задачи программы:
1. Изучить историю создания и становления Алтайского края, современное состояние.
2. Углублять и систематизировать знания о регионе в контексте истории и географии России.
3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций.
4. Привлечь обучающихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.
5. Воспитывать патриотическое отношение к своей стране, родному краю, активную гражданскую позицию, причастность к прошлому и настоящему «малой» Родины.
6. Формировать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Особенностью данной программы является организация коллективной и индивидуальной творческой деятельности обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края, работа с различными источниками информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований проектов.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, села, актуальность, воспитательная ценность.
Формы работы:
- теоретические занятия,
- экскурсии в музеи, учреждения культуры, предприятия, библиотеки,
- беседы,
- конкурсы и викторины,
- сбор, оформление материалов поисковой и исследовательской деятельности,
- проектная и исследовательская деятельность учащихся,
- презентация собственных результатов работы.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный, сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Репродуктивный – выполнение заданий, при которых требуется руководство типовыми планами.
3. Частично–поисковый – использование проблемных и творческих заданий, эвристические беседы.
На занятии используются различные средства обучения:
- вербально-информационные: методические пособия, словари, справочники, научная литература, инструктивные материалы, раздаточные дидактические материалы;
- наглядные: гербарии, объекты в природе, коллекции, рельефные изображения, таблицы, фотографии, видео- и звукозаписи, модели;
- технические: компьютеры, медиапроекторы, принтеры, цифровые фотоаппараты.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как дает возможность наглядно представить самые разные примеры, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Общая характеристика программы
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные.
Структура занятия включает в себя изучение теории, экскурсии (виртуальные и реальные), исследовательская работа, игры и викторины по истории родного края.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемно -поисковое, беседа, лекция, работа с учебником , рабочей тетрадью, демонстрация презентаций, научно-исследовательская работа.
Технологии:
личностно –ориентированное обучение, проблемно –диалоговое, дифференцированное.
Режим занятий:
Внеурочное занятие проводится во второй половине дня 1 час в неделю., в музее школы
Продолжительность занятия внеурочной деятельностью составляет 30-40 мин.
Межпредметные связи: данная программа основана на интеграции таких предметов как: история, математика.
Место предмета в плане внеурочной деятельности
Объем программы: программа рассчитана на 5-7 классы. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника, направленная на положительное отношение к школе, учению;
- положительная мотивация к учебной деятельности;
- понимание причины успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке;
- основы гражданской идентичности личности через осознание себя как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою страну, край, село; осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей исторической принадлежности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватной самооценки;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям на основе учета позиций партнеров по общению.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- понимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
- осуществлять плановый и итоговый самоконтроль по результату;
- вносить коррективы в учебные действия после их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- ставить познавательную задачу;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий по решению познавательной задачи;
- вносить необходимые коррективы, как в ходе, так и после выполнения действия.
2. Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск и использование необходимой информации с использованием справочной и энциклопедической литературы;
- использовать рисунки, схемы, модели при решении познавательных и поисковых задач;
- осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме простых суждений об объекте и явлении, свойствах и связях.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и библиотек, создавать рисунки, модели, схемы для решения познавательных и поисковых задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;
- осуществлять синтез, сравнение, классификацию;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологические высказывания;
- владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию;
- продуктивно разрешать конфликты с учетом интересов всех участников;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные
Обучающийся научится:
- понимать значение символики России, Алтайского края;
- описывать достопримечательности родного края;
- соотносить по карте свой регион с Российской Федерации и другими регионами;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
- соотносить изученные исторические события с датами;
- использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к историческим событиям, природным особенностям;
- на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- использовать различные источники информации для извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснения явлений, создания собственных высказываний;
- различать и описывать объекты природы и жизнедеятельности человека, выделяя их существенные признаки;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих взаимоотношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать причастность себя и своей семьи к родному селу, краю, стране;
- ориентироваться в важнейших для села, края, страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего;
- оценивать возможность своего участия в жизни села, края, страны;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, села и края;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
- осознавать ценность природного и культурного наследия и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- регулировать свое поведение адекватно современным условиям в природной и социальной среде.
Формы контроля: защита проектов, самооценка , участие в конкурсах районного и краевого уровней, проведение экскурсий в музее.
Содержание программы внеурочной деятельности «Маршруты родного края»
Тема | Содержание | Кол-во часов |
Тема 1: Введение | Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности | 2 ч |
Тема 2: Мой край на карте Родины | Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – береза. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Алтайского края. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Село, в котором живем. Происхождение названия села. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Прогноз перспективы развития нашего района. | 7 ч |
Тема 3: Я и моя семья | Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Предприятия, на которых работают родители. Труд и отдых в семье. Хобби моих близких. Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо. | 4 ч. |
Тема 4: Люди родного края | Старожилы – основатели села. История становления хозяйства села. Село и люди в годы войны. Ветераны Великой Отечественной войны. Почетные жители села, района. края | 4 ч. |
Тема 5: Улица, на которой я живу | Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улиц, расположением домов, историей возникновения. Исторические объекты, мемориальные доски, достопримечательности Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего села», оформление альбома. | 2 ч. |
Тема 6: Все начинается со школьного порога | История школы. Первый выпуск школы. Педагогический коллектив в разные исторические моменты. Традиции школы. Символы школы. Детские объединения. Вклад учащихся в укрепление традиций школы. Оформление альбома по истории школы. | 3 ч |
Тема 7: Достопримечательности родного края | Особенности географического положения края, района, села. Природно-климатические условия нашей местности. Времена года в нашем селе. Реки и озера края, водоемы своей местности. Растительный и животный мир края. Особенности животного и растительного мира своей местности. Редкие животные и растения края, района. Красная книга Алтайского края. Экскурсии. | 7 |
Тема 8: Проект «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю» | Подготовка и презентация проекта «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю». | 6 |
итого | | 35 ч. |
.
Календарно –тематическое планирование на 2017-2018 у/г 5,6,7 класс
п/п | Наименование раздела программы | Тема | Колво час | Характеристика деятельности | План | Факт |
1 | Тема 1: Введение | Введение | 1 | Изучение источников краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. | 4.09 | |
2 | Как прекрасен этот мир | 1 | 11.09 | |
3 | Тема 2: Мой край на карте Родины | Россия – Родина моя | 1 | Формирование навыков творческой деятельности. Уметь работать самостоятельно и в группе.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | 18.09 | |
4 | Символы России | 1 | Перерабатывать полученную информацию.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 25.09 | |
5 | Алтайский край – частица России | 1 | 2.10 | |
6 | Село, в котором мы живем | 1 | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. | 9.10 | |
7 | История края. Легенды и предания | 1 | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 16.10 | |
8 | Наше село через 25 лет. | 1 | Мини-сочинение | 23.10 | |
9 | Тема 3: Я и моя семья | Моя семья. Профессии моих родителей | 1 | Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения | 13.11 | |
10 | Профессии моих родителей | 1 | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. | 20.11 | |
11 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. | 27.11 | |
12 | Моя родословная | 1 | Перерабатывать полученную информацию. Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. | 4.12 | |
13 | Тема 4: Люди родного края | История основания села. Старожилы села | 1 | Формирование навыков творческой деятельности.Уметь работать самостоятельно и в группе.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | 11.12 | |
14 | Герои военных событий | 1 | Уметь искать и выделять необходимую информацию из рассказов родственников, создавать обобщения | 18.12 | |
15 | Герои военных событий. Презентация по итогам поисковой работы | 1 | Создание презентации по итогам исследовательской работы. | 25.12 | |
16 | Люди труда | 1 | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Интервьюирование | 15.01 | |
17 | Тема 5: Улица, на которой я живу | Происхождение названий улиц | 1 | Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. | 22.01 | |
18 | Экскурсия по улицам села | 1 | 29.01 | |
19 | Тема 6: Все начинается со школьного порога | История школы | 1 | Формирование навыков творческой деятельности.Уметь работать самостоятельно и в группе. | 5.02 | |
20 | Школьные традиции | 1 | | 12.02 | |
21 | Выпускники нашей школы | 1 | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. | 19.02 | |
22 | Достопримечательности родного края | География и история Алтайского края | 1 | Формирование навыков творческой деятельности. Уметь работать самостоятельно и в группе.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | 26.02 | |
23 | География и история г.Барнаула. | 1 | Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. | 5.03 | |
24 | Барнаульский краеведческий музей. | 1 | Уметь ориентироваться в музее. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | 12.03 | |
25 | Достопримечательности Барнаула | 1 | Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. | 19.03 | |
26 | Достопримечательности Алтайского края | 1 | Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.Уметь ориентироваться во время экскурсии | 2.04 | |
27 | Экскурсия Курья, музей имени Калашникова | 2 | Формирование навыков готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | 9.04 | |
28 | Экскурсия в Горную Колывань. Музей Камнерезного дела | 16.04 | |
29 | Проект «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю» | Подготовка к проекту «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю» | 1 | Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. Выстраивать логическую цепь рассуждений | 23.04 | |
30 | Подготовка к проекту. | 1 | Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания | 28.04 | |
31 | Защита проекта «Мой туристический маршрут по Алтайскому краю». | 1 | Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. | 2.05 | |
32 | Защита проекта. | 1 | Осознавать цели и задачи своей работы. Аргументировано оценивать свой и чужие проекты. Оформлять свои мысли в устной речи. Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. | 7.05 | |
33 | Защита проекта. | 1 | Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. | 14.05 | |
34 | 21.05 | |
35 | Итоговый. Обобщение знаний. | 1 | 28.05 | |
Материально – техническое и методическое обеспечение
№ п/п | Наименование учебного оборудования |
1 | Учебно-методическое обеспечение: |
| Физическая карта мира |
Физическая карта России |
Физическая карта Алтайского края |
Контурные карты. |
| Набор картин растений и животных Алтайского края |
| Набор плакатов с символикой района, края |
| Красная Книга |
| Энциклопедия Алтайского края: В двух томах. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1995 |
| Экспонаты школьного музея |
2 | Технические средства |
| Ноутбук-1 шт. |
Лист внесения изменений
Дата по журналу | Номера скорректированных уроков | Содержание темы | Основание |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
2