Р
ОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Парамоновская ООШ
Приказ от 30.08.2017г. № 30
____________________/Е.А. Ермолова/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности: «Виртуальные маршруты родного края»
Уровень общего образования (класс): основное общее, 5-7классы
Количество часов: 33ч
Учитель: Сухова Лариса Петровна
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с школьниками и направлена на социокультурную адаптацию ребенка, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Программа обучения рассчитана на школьников 5-7 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Рязанской области, своего района.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Рязанской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Программа курса «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.
Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям
При изучении курса «Мой родной край» учащиеся должны знать:
- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);
- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;
- Знакомство со «знакомым», радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;
- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).
Учащиеся должны уметь:
участвовать с беседами с информантами;
посещать музеи и другие культурные учреждения;
участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины
Место предмета в учебном плане внеурочной деятельности
в учебном плане
Рабочая программа составлена на 33 часа в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2017-2018учебный год. Продолжительность занятия 30– 40 минут. Праздничные дни: 02.05.18г., 09.05.2018г.
Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы.
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.
Личностные результаты
Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.
Рефлексивные:
оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон, выполняемой предметной, метапредметной личностно ориентированной деятельности;
применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.
Содержание программы
Программа
Тема 1: Введение (1ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Тема 2. Я — гражданин России. (2 часа).
1.Моя родина – Россия. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России.
2. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.
Тема 3: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)
1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 4: “Я и моя семья ”.(3 ч)
- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»
-Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 5: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )
1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.
2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.
Тема 6: “Моя улица”.(1 ч)
Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего села».
Тема 7: “Наша школа”. (2 ч)
- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 8: “Моя малая Родина”.(2 ч)
1. Заочная экскурсия по городу.
2. Знакомство с исторической Рязанью, архитектурные объекты старой Рязани, памятники.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 9: “Природа нашего края”.(4 ч)
Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Рязанской области.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.
2. Памятники природы района.
3.Объекты природы своей области.
4. Климат
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду
Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)
Практические занятия:
- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;
– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;
– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);
– операция “Чистый двор”.
Тема 10 :“Что дает наш край стране”.(2 ч)
1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством области, села, его предприятиями, их история.
2. Экскурсии на предприятия.
3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».
Тема 11: “Наш край богат талантами”.(2 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков
Тема 12:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)
Форма урока: видеоурок, беседа.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.
3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.
Тема 13: “Герб района”.(2 ч)
Лекция по геральдике.
Творческая работа по созданию символа (герба) своего района, села.
Тема 14: “Красная книга родного края”.(2 ч)
Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.
Календарно-тематический план
Тема | Количество часов | всего часов | Дата проведения |
теория | практика | экскурсии | массовые мероприятия |
1. Введение | 1 | - | - | - | 1 | 06.09 |
2.Я-гражданин России | 2 | | | | 2 | 13.09, 20.09 |
3. Мой край на карте Родины | 1 | 1 | - | - | 2 | 27.09, 03.10 |
4. Я и моя семья | 1 | 2 | | - | 3 | 10.10, 17.10, 24.10 |
5.Дом, в котором я живу или хотел бы жить | 1 | 1 | | | 2 | 07.11., 14.11 |
6. Моя улица | | 1 | 1 | - | 2 | 21.11, 28.11 |
7. Наша школа | | 1 | 1 | | 2 | 05.12, 12.12 |
8. Моя малая Родина | - | 1 | 1 | | 2 | 19.12, 26.12 |
9. Природа нашего края | 3 | 1 | | - | 4 | 16.01, 23.01, 30.01, 06.02 |
10. Что дает наш край стране | | 1 | 1 | - | 2 | 13.02, 20.02 |
11. Наш край богат талантами | | 1 | 1 | | 2 | 27.02, 07.03 |
12. Наш край в годы Великой Отечественной войны | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 14.03 21.03 04.04 11.04 |
13. Герб района | 1 | 1 | | | 3 | 18.04 25.04, 08.05 |
14. Красная книга родного края. | 1 | 1 | | | 2 | 15.05, 22.05, 29.05 |
Всего часов: | 14 | 13 | 6 | 1 | 33 | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Занятия со школьниками проводятся в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого материала. Работа ведется как со всей группой, так и в парах, и в группах; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.
По всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал
(презентации, видеофильмы, таблицы, карточки). На каждого ребенка приготовлен необходимый раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется.
Используется библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми. В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта. Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках. Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.
Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.
Технические средства обучения
Список использованной литературы
1. Алексенко В. Н., Мартынова М. И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
2. Алмазов Б. А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
4. Вавилина В. А. , Харламова Т. В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
5. Донской народный костюм. Сост Т. К.Тумасов. Т. С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
6. Закруткин В. А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
7. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
8. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А. П.Скорик, Р. Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.
9. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
10. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е. Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
11. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В. Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
12. Степаненко Л. Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003
13. Степаненко Л. Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.
14. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.
15. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.
16. Чёрная А. В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.
СОГЛАСОВАНО Протокол мзаседания МО МБОУ Парамоновской ООШ № 1 от «30»августа 2017г. _________________ /Л.П. Сухова/ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР МБОУ Парамоновской ООШ от «30»августа 2017г. _________________ /Л.П. Сухова/ |