СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность. Виртуальные маршруты родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Р ОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ МОРОЗОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАРАМОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА







«Утверждаю»

Директор МБОУ Парамоновская ООШ

Приказ от 30.08.2017г. № 30

____________________/Е.А. Ермолова/











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Внеурочной деятельности: «Виртуальные маршруты родного края»


Уровень общего образования (класс): основное общее, 5-7классы


Количество часов: 33ч


Учитель: Сухова Лариса Петровна

















Пояснительная записка

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Программа факультатива «Мой родной край» составлена для работы с школьниками и направлена на социокультурную адаптацию ребенка, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотизма, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.

Программа обучения рассчитана на школьников 5-7 классов. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории Рязанской области, своего района.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет познакомить ребят с многонациональным составом населения Рязанской области, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Основные принципы, положенные в основу программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается ( пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

Программа курса «Мой край родной» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защиту проектов.

Занятия кружка проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 34 часа.

Основные требования к знаниям и умениям

При изучении курса «Мой родной край» учащиеся должны знать:

  • Историю своей семьи;

- Общее представление о предмете и многообразии знаний о родном крае. Выполнение инструкции «поведение на экскурсии». Интерес к предмету (эмоциональный уровень);

- Общее представление о «следах времени», об изменениях облика города. Выполнение инструкции «движение по городу». Развитие воображения;

- Знакомство со «знакомым», радость собственного нового узнавания. Навык поведения на маршруте, соблюдения экологических норм. Развитие наблюдательности;

- Практические навыки исследовательской работы. Развитие наблюдательности, способности к анализу. Эмоциональное восприятие события («экспедиция» для детей – приключение и азарт).

Учащиеся должны уметь:

  • участвовать с беседами с информантами;

  • посещать музеи и другие культурные учреждения;

  • участвовать в игровой забаве, в праздниках.


Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

  • предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины


Место предмета в учебном плане внеурочной деятельности

в учебном плане

Рабочая программа составлена на 33 часа в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2017-2018учебный год. Продолжительность занятия 30– 40 минут. Праздничные дни: 02.05.18г., 09.05.2018г.

Работа ведется во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы.


Личностные, метапредметные, предметные результаты

Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты

  • Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

  • способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

  • умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты (презентации) разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;

  • совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме, проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон, выполняемой предметной, метапредметной личностно ориентированной деятельности;

  • применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Содержание программы

Программа

Тема 1: Введение (1ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Тема 2. Я — гражданин России. (2 часа).

1.Моя родина – Россия. Государственные символы современной России. Символика в истории России. Государственные праздники России.

2. Путешествие по карте России. Города России. Героические страницы нашей истории. Подвигу народа жить в веках. Конкурс рисунков, посвященный Дню Победы.

Тема 3: “Мой край на карте Родины”.(2 ч)

1.Территория и географическое положение области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.

2. Творческая работа «Загадочный мир названий»

Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 4: “Я и моя семья ”.(3 ч)

- Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители.

Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…»

-Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 5: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить”.(2 ч )

1.Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников.

2. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала.


Тема 6: “Моя улица”.(1 ч)

Урок-экскурсия по улицам села. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля: эссе «Прогулка по улицам моего села».

Тема 7: “Наша школа”. (2 ч)

- Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе).

-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.

Тема 8: “Моя малая Родина”.(2 ч)

1. Заочная экскурсия по городу.

2. Знакомство с исторической Рязанью, архитектурные объекты старой Рязани, памятники.


Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.

Тема 9: “Природа нашего края”.(4 ч)

  1. Занятие проводится в форме виртуального путешествия в растительный и животный мир Рязанской области.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью; численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки сбора лекарственных растений и правила их заготовки; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон; растения и животные района, занесенные в Красную книгу.

2. Памятники природы района.

3.Объекты природы своей области.

4. Климат

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду

Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении)

Практические занятия:

- разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними;

– в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц;

– в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям);

– операция “Чистый двор”.

Тема 10 :“Что дает наш край стране”.(2 ч)

1. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством области, села, его предприятиями, их история.

2. Экскурсии на предприятия.

3. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.

Форма контроля: сочинение-рассуждение «Что дает наш край стране».

Тема 11: “Наш край богат талантами”.(2 ч)

Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.

Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.

Экскурсии - в местный краеведческий музей; посещение творческих выставок земляков

Тема 12:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (4 ч)

Форма урока: видеоурок, беседа.

1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.

2. Творческая работа «Расскажи о своем герое». Можно предложить детям узнать, кто из героев или членов их семей проживает рядом.

3. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.

4. Экскурсия силами детей в места боевой славы. Составление экспозиции “Дедушкины ордена и медали”.

Тема 13: “Герб района”.(2 ч)

  1. Лекция по геральдике.

  2. Творческая работа по созданию символа (герба) своего района, села.

Тема 14: “Красная книга родного края”.(2 ч)

Совместно с учителями географии, биологии обобщение материалов экскурсий, походов по родному краю.

Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

всего часов

Дата проведения

теория

практика

экскурсии

массовые мероприятия

1. Введение

1

-

-

-

1

06.09

2.Я-гражданин России

2




2

13.09,

20.09

3. Мой край на карте Родины

1

1

-

-

2

27.09,

03.10

4. Я и моя семья

1

2


-

3

10.10,

17.10,

24.10

5.Дом, в котором я живу или хотел бы жить

1

1



2

07.11.,

14.11

6. Моя улица


1

1

-

2

21.11,

28.11

7. Наша школа


1

1


2

05.12,

12.12

8. Моя малая Родина

-

1

1


2

19.12,

26.12

9. Природа нашего края

3

1


-

4

16.01,

23.01,

30.01,

06.02

10. Что дает наш край стране


1

1

-

2

13.02,

20.02

11. Наш край богат талантами


1

1


2

27.02, 07.03

12. Наш край в годы Великой Отечественной войны

2

1

1

1

4

14.03

21.03

04.04

11.04

13. Герб района

1

1



3

18.04

25.04, 08.05


14. Красная книга родного края.

1

1



2

15.05, 22.05,

29.05

Всего часов:

14

13

6

1

33













Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


Занятия со школьниками проводятся в хорошо оборудованном помещении при наличии необходимого материала. Работа ведется как со всей группой, так и в парах, и в группах; с оказанием, со стороны педагога, индивидуальной помощи детям.

По всем разделам и темам имеется яркий, наглядный материал

(презентации, видеофильмы, таблицы, карточки). На каждого ребенка приготовлен необходимый раздаточный материал, который постоянно пополняется и совершенствуется.

Используется библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

В зависимости от темы занятия, определяются формы и методы работы с детьми. В конце каждой пройденной темы проводится защита проекта. Результативность обучающихся определяется участием их в выставках, конкурсах, праздниках. Индивидуальные достижения – персональным участием в сетевых интернет-проектах.

Экскурсии и практические работы проводятся по усмотрению учителя и в зависимости от местных природных особенностей.

Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Компьютерный класс (для учащихся)

  • Проектор

Список использованной литературы

1.  Алексенко В. Н., Мартынова М. И. География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.

2.  Алмазов Б. А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.

3.  Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.

4.  Вавилина В. А. , Харламова Т. В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.

5.  Донской народный костюм. Сост Т. К.Тумасов. Т. С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.

6.  Закруткин В. А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.

7.  Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.

8.  Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А. П.Скорик, Р. Г.Тикиджьян и др. - Ростов-на-Дону: Изд-во обл. ИУУ, 1995.

9.  Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.

10.  Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е. Ю.Сухаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.

11.  По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В. Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.

12.  Степаненко Л. Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону: «Багир», 2003

13.  Степаненко Л. Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону: «Багир», 2004.

14.  Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

15. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

16. Чёрная А. В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2003.


СОГЛАСОВАНО

Протокол мзаседания МО

МБОУ Парамоновской ООШ

№ 1 от «30»августа 2017г. _________________ /Л.П. Сухова/

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

МБОУ Парамоновской ООШ

от «30»августа 2017г. _________________ /Л.П. Сухова/