Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Средняя общеобразовательная школа № 8»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № __ от «___»___ 2022г. Руководитель ШМО ____________ / Н.В.Комарова/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________ /Н.А. Маркина/ «___» ____________ 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ________________ /Е.В. Рыкшина/ Приказ № от « » 08. 2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мы – твои друзья»
общеинтеллектуальное направление
Возраст обучающихся, на который рассчитано содержание внеурочной деятельности: 2 – 4 класс (8 – 10 лет)
Нормативный срок реализации программы: 3 года
Разработчик программы Комарова Надежда Викторовна, учитель начальных классов МБОУ г. Мценска «Средняя школа № 8»
2022 год
Содержание курса
1-ый год обучения - 2 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». Какие бывают домашние питомцы. Животные зоопарка. Животные в цирке.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Почему люди заводят домашних животных. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин. Как мы появились в доме человека. Мир домашних грызунов. Морские свинки, декоративные крысы, хомяки, шиншиллы. Мы очень разные. Аквариумные рыбки. Детки в клетке (попугайчики, канарейки и домашние голуби). Домашние кролики.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Особенности внешнего строения тела домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов). Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору. Дрессировка декоративного кролика. С чего начинается дрессировка хомячка. Дрессировка и приручение морских свинок. Первые шаги аквариумиста – с чего начать?
Раздел 5. На приёме у Айболита. Если питомец заболел? Ветеринарные услуги. Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар – ратолог. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях.
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе». Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире». Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков.
2-ой год обучения - 3 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Давайте познакомимся. Ролевая игра. Вместе нам - лучше. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Общие потребности человека и его домашних питомцев (на примере кошек). Отношение наших предков к кошкам. «Священные животные Египта». Священные животные, преклонение перед ними. Значение кошек в жизни человека. Влияние общения с животными на эмоции, настроение и самочувствие человека. Кошки – синоптики. Карнавал животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Как кошки появились в доме человека. Первоначальное знакомство с домашними кошками как представителями крупных семейств животных. Школа тигров и леопардов. Знакомимся с родословным древом кошек. Удивительные факты про кошачьих. Коллективная проектная деятельность. «Такие разные эти хвостатые - полосатые и такие прекрасные!» Выставка детских работ.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. «Мы в ответе за тех, кого приручили». Развитие кошек — от котёнка до взрослой кошки. Особенности возраста: активность, поведение, рацион питание. Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним кошкам. Как ухаживать за нашими питомцами. Правила содержания и выгула кошек. Культура содержания кошек в городе. Четыре лапы, хвост и не только. Уход за шерстью и когтями. Проект «Как я ухаживаю за своим питомцем».
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Общение в мире животных. На каком языке общаются кошки. Почему важно понимать «язык» животных. Язык тела: что означают различные позы и поведение кошек. Работа в парах с элементами тренинга «Пойми меня!» Основные правила воспитания и дрессировки кошек «Школа - Четыре лапы». Методы поощрения в воспитании. Можно ли наказывать наших питомцев? Игровое задание «Озвучиваем фильм»
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первые признаки недомогания у кошек. Травма, отравление, инфекционные и паразитарные заболевания. Первая неотложная помощь. Будь здоров, мурлыка! В каких случаях следует обращаться в ветеринарную клинику. Практическая работа «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа». Ролевая игра «На приеме у
Айболита». Конкурс плакатов «Важные правила».
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Литературная мастерская «Образы животных в произведениях искусства. Знаменитые кошки». «Необычная прогулка». Образы кошек в искусстве - в музыке, театре, кино, танце. «Необычная прогулка». Образы кошек в живописи. Коллективный проект «Удивительная выставка». Интеллектуально-познавательная игра «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек». Мяу - эстафета «Кошки – это кошки!»
3-ий год обучения - 4 класс (34 часа)
Раздел 1. Давай познакомимся. Мои четвероногие друзья. Как домашние животные и их хозяева находят общий язык. Значение животных-компаньонов. Клубы любителей животных. Общество охраны животных. Права и обязанности хозяев животных.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Творческая работа. Родословное древо собак. Как собаки появились в доме человека. История и причины одомашнивания. История появления различных пород собак, их назначение. Различные породы собак, особенности поведения, характера, привычек. Могут ли собаки предсказывать приближение стихийных бедствий (землетрясений, наводнений)? Правила выбора себе домашнего питомца. Главное качество хозяина питомца — ответственность.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Особенности организма собак. Сравнение внешнего строения тела собак и кошек. Что необходимо собакам для хорошего самочувствия. Разный возраст — разные потребности. Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара, участие в выставках. Правила содержания собак в городе. Как должно быть обустроено место для собаки в городской квартире. Справочная литература, посвящённая содержанию животных. Прогулка - обязательная часть распорядка дня для собаки. Где и как правильно выгуливать собаку в городе. Как защитить собак от жестокого обращения. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Информационно-библиографический дайджест «Друзей не бросают». Почему появляются бездомные кошки и собаки? Помощь бездомным животным.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Как общаются животные друг с другом и с человеком. Почему важно понимать «язык» животных. Звуковое общение. «Как кошка с собакой» — различия в поведении и особенностях взаимоотношений кошек и собак с человеком и между собой. Кинологи, кто они? Основные правила воспитания и дрессировки собак. Особенности воспитания и дрессировки разных пород собак. Осторожно — незнакомая собака! Правила общения с чужими домашними собаками. Правила безопасности при встрече с бездомными собаками. Игры с питомцем: проводим время вместе.
Раздел 5. На приёме у Айболита. Здоров ли ваш питомец? Первая неотложная помощь. Роль ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Что нужно знать о прививках собакам и кошкам? Заражение организма человека или животных паразитами животной природы. Какие заболевания могут передаваться от собак и кошек человеку. Мини-проект «Гигиена — прежде всего!»
Раздел 6.Мы с тобой - друзья! Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков, плакатов, фотографий, поделок. Коллективный проект «Верное и преданное сердце». Книжная выставка «Собаки в художественных произведениях». Книги А. Чехова «Каштанка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», Д. Пеннака «Собака Пес», Куприна «Белый пудель». «Верные спутники воина». Историко-патриотический медиа-часа «Подвиги животных в годы Великой Отечественной войны». Квест-игра «Мой четвероногий друг».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных (на примере собак и кошек);
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к домашним животным;
- формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений;
- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приёмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию, представленную в различной знаковой форме — в виде текстов, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере — расширение представлений о взаимосвязи человека и домашних животных; освоение элементарных естественнонаучных знаний, необходимых для понимания важности соблюдения правил содержания домашних животных (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); понимание зависимости внешнего вида животного и его физического состояния; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере — владение навыками ухода за домашними питомцами;
в эстетической сфере — умение видеть красоту и выразительность домашних животных;
в сфере физической культуры — элементарные представления о значении совместных прогулок, игр с домашними питомцами, о пользе нормированной физической нагрузки на здоровье, выносливость, эмоциональный настрой (свой и своего питомца).
К концу 1-го года обучения (2 класса) учащиеся узнают: - о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности; - историю одомашнивания животных, причины одомашнивания; - о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания. | - к концу 1-го года обучения учащиеся научатся: - основным принципам ухода за домашними питомцами; - основным правилам обучения домашнего животного; - навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами; -правилам правильного кормления домашних питомцев; -пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами. |
К концу 2-го года обучения (3 класса) учащиеся узнают: - о домашних кошках как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - об ответственности человека за домашних кошек и формах проявления этой ответственности; - историю одомашнивания кошек, причины одомашнивания; - о разнообразии пород кошек, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания; -о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних кошек. | к концу 2-го года обучения учащиеся научатся: -правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; - основным принципам ухода за домашними кошками; - основным правилам обучения домашних кошек; -навыкам соблюдения личной гигиены при общении с домашними кошками; -правилам правильного кормления домашних питомцев; -пользоваться различными справочниками по уходу за домашними кошками. |
К концу 3-го года обучения (4 класса) учащиеся узнают: - о домашних собаках как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека; - об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности; - историю одомашнивания собак, причины одомашнивания; - о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания; -о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних собак. | - к концу 3-го года обучения учащиеся научатся: -правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными; - основным принципам ухода за домашними собаками; - основным правилам обучения домашних собак; -навыкам соблюдения личной гигиены при общении с домашними собаками; -правилам правильного кормления домашних питомцев; -пользоваться различными справочниками по уходу за домашними собаками. |
Тематическое планирование
2 класс ( 1 год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Давай познакомимся | 8 часов | Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности Пробуждение у учащихся интереса к животным-компаньонам, осознание учащимися тех преимуществ, которые получает человек, приобретая домашнего питомца |
2 | Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. | 6 | Формирование представление у учащихся о домашних животных как представителях больших семейств животных, объединенных родственными связями |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать. | 5 | Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни. Развитие у учащихся сочувственного отношения к бездомным животным, понимания того, как можно им помочь |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 5 | Расширить представление учащихся о том, как происходит общение в мире животных, используемых ими способах передачи информации, а также сформировать представление о том, почему важно понимать «язык» домашних питомцев. Сформировать представление об основных компонентах регулярного ухода за домашними животными как основной форме проявления заботы и любви о питомце. Познакомить учащихся с основными правилами обучения домашнего животного как еще одного важного способа проявления ответственности и заботы о своем питомце. Формировать навыки безопасного поведения при встрече с незнакомыми или бездомными животными. |
5 | На приёме у Айболита | 5 | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. Формирование представления о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм проявления ответственности его хозяина Формировать представление у учащихся о роли ветеринарной службы в сохранении здоровья домашних животных. Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. |
6 | Мы с тобой - друзья! | 5 | Знакомство учащихся с понятием «анималистика», анималистическими произведениями в различных жанрах искусства Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам |
3 класс( 2 год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Давай познакомимся | 6 | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса |
2 | Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. | 5 | Познакомить учащихся с особенностями поведения и повадок животных семейства кошачьих, расширять кругозор, способствовать возникновению познавательного интереса |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать. | 6 | «Мы в ответе за тех, кого приручили» Развитие кошек — от котёнка до взрослой кошки. Особенности возраста: активность, поведение, рацион питание. Особенности организма кошек. Условия, необходимые домашним кошкам. |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 6 | Общение в мире животных. На каком языке общаются кошки. |
5 | На приёме у Айболита | 5 | Формировать представление у учащихся о том, что забота о здоровье питомца является одной из форм Развивать навыки соблюдения личной гигиены при общении с домашними животными. |
6 | Мы с тобой - друзья! | 6 | Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. Развитие понимания того, что не важно, является ли животное породистым или беспородным, оно способно подарить своему хозяину нежность и любовь. |
4 класс (3 год обучения)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Давай познакомимся | 5 | Формирование представления учащихся о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека Формирование представления об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности |
2 | Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. | 5 | Знакомство учащихся с историей одомашнивания кошек и собак, причинах одомашнивания Развитие представления учащихся о разнообразии пород домашних кошек и собак, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания |
3 | Как мы устроены и как за нами ухаживать. | 6 | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни |
4 | Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев | 6 | Развитие у учащихся понимания родства человека с миром животных, связях, которые их объединяют, важности сочувственного и бережного отношения к природе. Развитие интереса учащихся к домашним животным, побуждение их восхищаться внешней красотой животных и способностями, которые позволяют им приспособиться к различным условиям жизни |
5 | На приёме у Айболита | 6 | Познакомить учащихся с признаками, которые могут свидетельствовать о хорошем самочувствии домашнего питомца, а также с признаками, свидетельствующими о появлении какого-либо заболевания, травмы, отравления и т.д. |
6 | Мы с тобой - друзья! | 6 | Развитие у учащихся эстетических представлений и оценок, готовности высказывать свое личное отношение к произведению искусства Развитие представления о роли домашних животных в жизни человека, важности бережного и уважительного отношения к питомцам |