Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Высоковская СШ»
Новодугинского района Смоленской области
«РАССМОТРЕНО» Протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2018. Председатель педагогического совета _____________Соколова Л.Д. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора школы по УВР ____________Тихонова Н.А. 30.08.2018. | «УТВЕРЖДЕНО» Приказ от 01.09.2018. № 83 Директор школы _________Соколова Л.Д. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по спортивно - оздоровительному направлению
«Спортивные игры»
для 8 класса
Срок реализации: 1 год
Количество часов по программе: 34 (1 час/нед.)
Автор-составитель: Круглова Н.А.
с. Высокое
2018
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 об утверждении государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа от 31.12.23015г.);
Письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования»;
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.05.2015г. №996);
Основыми государственной молодёжной политики РФ на период до2025 года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014г. №2403-р);
Областной государственной программой «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг. (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013г. №984);
Концепцией развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в культурно-образовательной среде Смоленской области (утверждена распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014г. №1293-р/адм.);
Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Высоковская СШ»;
Положением о внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ»;
Положением о рабочих программах курсов внеурочной деятельности в МКОУ «Высоковская СШ»;
Планом внеурочной деятельности обучающихся МКОУ «Высоковская СШ» на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные игры» разработана по спортивно - оздоровительному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей. По данным исследований по методике «Сфера интересов» (О.И. Мотков) область интересов обучающихся 8 класса: спортивно – оздоровительная деятельность. По результатам анкетирования «Выбор курсов внеурочной деятельности» 100% обучающихся выбрало кружок «Спортивные игры». В анкете по изучению потребностей, связанных с улучшением организации свободного времени детей, для родителей наиболее привлекательное спортивно – оздоровительное направление внеурочной деятельности. Родители хотели бы уделить особое внимание в процессе внеурочной деятельности развитию спортивных способностей своего ребенка.
Актуальность программы определяется крайне высоким уровень патологии здоровья школьников, что указывает на приоритетность решения проблемы здоровья подрастающего поколения для современной школы. Практика показывает, что решить данную проблему одной медицине не под силу. Поэтому в соответствии с государственной политикой часть этой работы обязаны взять на себя образовательные учреждения, в соответствии с Законом об образовании в РФ (ст. 51) и Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996) одним из восьми ключевых направлений воспитательной деятельности названо физическое воспитание и формирование культуры здоровья. Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе, о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности. Они не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к Федеральному Собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому реализация именно этой программы внесёт свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.
Отличительными особенностями и новизной программы «Спортивные игры» является связь теории с практикой, целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному), формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Целью программы является формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика
Реализация программы обеспечивает решение следующих задач:
формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Программа секция «Спортивные игры» рассчитана на обучающихся 8 класса возраста 13-14 лет. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю, 34 часа в учебный год. Занятия проводятся в спортивном зале. Основными формами проведения занятий являются занимательные беседы, анкетирование, практические и учебные игры, викторины, заочные путешествия, оздоровительные минутки, спортивные соревнования, эстафеты.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
Критерии | Показатели | Инструментарий (диагностические средства) | Сроки проведения программы |
Личностные результаты: Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Прогнозируемый воспитательный результат: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; (1 уровень) Умение определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); (2 уровень) В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, обучающиеся научатся делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; (3 уровень) Прогнозируемый воспитательный эффект: Адекватно оценивает своё поведение в жизненных ситуациях, выделяет благоприятные факторы, воздействующие на здоровье, сознательно занимается физической культурой. | Методика «Сфера интересов» (О.И. Мотков») Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) Методика «Направленность личности» (С.Ф.Спичак, А.Г. Синицин) Диагностика уровня воспитанности | Сентябрь Март Апрель
Май |
Метапредметные результаты: Регулятивные УУД | Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. Умение высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, умение работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. | Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации, автор Г.С.Ковалёва и др (Смысловое чтение и умение работать с информацией) «Диагностика сформированности комплекса показателей развития познавательной компетентности старших подростков», Ступницкая М. адаптированный вариант. | Апрель
январь |
Коммуникативные УУД | Умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. Осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья. | Методика выявления коммуникативных склонностей (Р.В. Овчарова) Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе. (М.И. Рожков) Метод «Рефлексивная мишень» | Февраль Май |
Познавательные УУД | Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. | Школьный тест умственного развития - ШТУР | Февраль май |
Содержание курса внеурочной деятельности
«Спортивные игры»
1. Основы теоретических знаний. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы в Российской Федерации на современном этапе. Правильная и неправильная осанка. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма.
2. Основы техники и тактики игры в настольный теннис.
Техническая подготовка. Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. Изучение основных правил игры, ведения счёта. Понятие об обучении и тренировке в настольном теннисе. Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Удары по мячу. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удары с верхнем вращением («накат») справа, слева. Удары с нижнем вращением («подрезка»), справа, слева. Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе. Сочетание ударов. Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. Разновидности ударов: нападающие и защитные. Сильный завершающий удар справа без вращения в сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола.
Тактическая подготовка. Выбор позиций. Свободная игра на столе. Тактика игры с разным противником. Основные тактические варианты игры. Применение изученных ударов против ударов противника. Парные игры с применением изученных атакующих ударов.
3. Основы техники и тактики игры в баскетбол.
Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. Тактика свободного нападения. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Быстрый прорыв (2:1). Действия одного защитника против двух нападающих. . Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. Совершенствование тактических действий в нападении и защите. Совершенствование техники ловли и передачи мяча. Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Товарищеские игры.
4. Основы техники и тактики игры в волейбол.
Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола. Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6.3,4 и 6.3,2. Учебная игра по упрощенным правилам. Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием. Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. Групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола.
Виды деятельности | Формы реализации/ уровень воспитательных результатов |
1. Основы теоретических знаний (4часа) |
Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность | Презентация и слайд-шоу, мини-лекция, познавательная беседа о наших соотечественниках — олимпийских чемпионах в Российской Федерации на современном этапе., просмотр и обсуждение видео-роликов., родительские собрания, анкетирование, викторины, оздоровительные процедуры. (1уровень) Обмен мнениями, (2 уровень) |
2. Основы техники и тактики игры в настольный теннис (10 часов). |
Спортивно-оздоровительная деятельность Досугово-развлекательная деятельность | Дни здоровья, заочные путешествия (1 уровень) Соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы. (2 уровень) Соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, дни здоровья совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. (3 уровень) |
3. Основы техники и тактики игры в баскетбол (10 часов). |
Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность Художественное творчество Трудовая деятельность | Физкультурные и спортивные занятия, дни здоровья, оздоровительные минутки. (1 уровень) Физкультурные и спортивные занятия; соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы организуемые педагогом. (2 уровень) Семейные соревнования , организуемые школьниками и педагогом для родителей; представителей окружающего школу социума. (3 уровень) |
4. Основы техники и тактики игры в волейбол. (10 часов). |
Познавательная деятельность Проблемно-ценностное общение Игровая деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность | Практические и учебные игры, презентации. (1 уровень) Физкультурные и спортивные занятия; соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы организуемые педагогом. (2 уровень) Соревнования, турниры, показательные выступления, мастер-классы, товарищеские встречи, совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. (3 уровень) |
Тематическое планирование
№ п\п | Содержание курса | Кол-во часов |
Дата |
Теория | Практика |
Основы теоретических знаний ( 4 часа). |
1 | Наши соотечественники — олимпийские чемпионы в Российской Федерации на современном этапе. | 1 | | 03.09 |
2 | Правильная и неправильная осанка. | 1 | | 10.09 |
3 | Физическое самовоспитание. | 1 | | 17.09 |
4 | Влияние физических упражнений на основные системы организма. | 1 | | 24.09 |
2. Основы техники и тактики игры в настольный теннис (10 часов). |
5 | Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. | | 1 | 01.10 |
6 | Изучение основных правил игры, ведения счёта. Понятие об обучении и тренировке в настольном теннисе. | | 1 | 08.10 |
7 | Стойка игрока. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Техника перемещений близко у стола и в средней зоне. | | 1 | 15.10 |
8 | Перемещение игрока при сочетании ударов справа и слева. Удары по мячу. | | 1 | 22.10 |
9 | Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удары с верхнем вращением («накат») справа, слева. Удары с нижнем вращением («подрезка»), справа, слева. | | 1 | 12.11 |
10 | Тренировка ударов «накат» справа и слева на столе. Сочетание ударов. | | 1 | 19.11 |
11 | Имитация ударов справа и слева, сочетание ударов. Разновидности ударов: нападающие и защитные. Сильный завершающий удар справа без вращения в сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола. | | 1 | 26.11 |
12 | Выбор позиций. Свободная игра на столе. Применение изученных ударов против ударов противника. | | 1 | 03.12 |
13 | Тактика игры с разным противником. Основные тактические варианты игры. Парные игры с применением изученных атакующих ударов. | | 1 | 10.12 |
14 | Свободная игра на столе. | | 1 | 17.10 |
3. Основы техники и тактики игры в баскетбол (10 часов). |
15 | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. | | 1 | 24.12 |
14 | Тактика свободного нападения. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». | | 1 | 14.01 |
17 | Тактика свободного нападения. Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». | | 1 | 21.01 |
18 | Позиционное нападение (5:0) с изменением позиций. Быстрый прорыв (2:1). | | 1 | 28.01 |
19 | Действия одного защитника против двух нападающих. . Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | | 1 | 04.02 |
20 | Действия одного защитника против двух нападающих. . Сочетание личной и зонной системы защиты в процессе игры. | | 1 | 11.02 |
21 | Совершенствование тактических действий в нападении и защите. | | 1 | 18.02 |
22 | Совершенствование техники ловли и передачи мяча. | | | 25.02 |
23 | Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. | | | 04.03 |
24 | Товарищеские игры. | | | 11.03 |
4. Основы техники и тактики игры в волейбол. (10 часов). |
25 | Стойки с перемещениями и исходными положениями, техника передачи мяча снизу – сверху в парах. | | | 18.03 |
26 | Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола (верхней и нижней передачами мяча). | | 1 | 01.04 |
27 | Верхняя и нижняя передача мяча в парах, эстафета с элементами волейбола. | | 1 | 08.04 |
28 | Нижняя прямая подача, передача мяча в зонах 6.3,4 и 6.3,2. Учебная игра по упрощенным правилам. | | 1 | 15.04 |
29 | Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием. | | 1 | 22.04 |
30 | Прием мяча снизу, сочетание первой и второй передачи мяча. Учебная игра с заданием. | | 1 | 29.04 |
31 | Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. | | 1 | 06.05 |
32 | Передача мяча сверху и снизу в сочетании с перемещениями, прием мяча снизу, техника прямой нижней подачи. | | 1 | 13.05 |
33 | Групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола. | | 1 | 20.05 |
34 | Групповые упражнения в передаче, эстафеты с элементами волейбола. | | | 27.05 |
Итого | 4 | 30 | |
Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности
Учебно-методические компоненты комплекса | Учителя | Ученика |
Информационное обеспечение | Литература: Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов /Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, - М.: Просвещение, 2013. -112с.: ил. - (Работаем по новым стандартам). «Баскетбол: теория и методика обучения :учебное пособие/Д.И.Нестеровский,М.,ИЦ «Академия,2007» Настольная книга учителя физической культуры» Г.И.Погадаев ФиС,2000 «Теория и методика физической культуры Спб .издательство «Лань»,2003 «Общая педагогика физической культуры и спорта » -М.:ИД «Форум» ,2007 Примерная программа по физической культуре. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011 год. «Физическая культура »Н.В.Решетников Ю.Л.Кислицын Р.Л.Палтикевич Г.И.Погадаев ИЦ «Академия»,2008 | Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.Я. Виленский; 4-е изд., – М.: Просвещение, 2017. |
Алгоритмы деятельности | Алгоритм создания команды Этапы работы над подготовкой к соревнованиям | |
Контрольно- измерительные материалы | Анкеты и тесты диагностических методик. | 1. Грамоты, дипломы. 2.Анкеты. 3.Тесты. 4.Портфолио. 5.Отзывы. 6.Презентация творческого альбома «Мои достижения» |
Материально-техническое обеспечение программы: спортивный инвентарь
10