Пояснительная записка
Рабочая программа кружка для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373;
Письма Министерства образования инауки «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» №03-296 от 12 мая 2011 года, Составлена на основе программы Т.Ф.Шуваевой и Н.И.Иванова и адаптирована к местным условиям и требованиям.
В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении (СанПиН 2.4.2.576-96). С этой же целью в школьный компонент школа включила индивидуально-групповые занятия - « Подвижные игры» (обучение традиционным, национальным, спортивным играм). Эти занятия позволяют удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. На этих занятиях ученики разучивают национальные игры, которые имеют многовековую историю сохранялись и дошли до наших дней.
Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.
Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.
Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.
Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. На территории Северного Кавказа проживают разные народы, поэтому наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей. Дети разных национальностей, посещая общеобразовательные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Данный курс призван помочь учащимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры. Логическим завершением курса может стать интернациональная игра, созданная учащимися, которая будет интересна детям всего мира.
Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Задачи:
создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
развивать коммуникативные навыки; · стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; · развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;
формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей;
возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей.
Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:
формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;
учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;
эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;
занимательность процесса обучения;
расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий.
Программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов. 1час в неделю 1класс - 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Для второго и третьего класса тематика игр одинакова, но в 3 классе они более продолжительны, интенсивны и усложнены.
Программа предполагает проектную деятельность учащихся по темам: «Старинные детские игры», «Во что играл мой дедушка», «Вспомним забытые игры», «Казачьи игры», «Игры народов Кавказа», «Как появляются новые игры», придумывание зачинов, считалок и т.д.
Ожидаемый результат:
действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;
стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности; · наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;
влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.
II. Содержание работы кружка.
1.Общие подвижные символические игры.
1 .«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».
2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».
3. Игры со скакалками.
«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». 4.Игры с бегом.
«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».
5. Игры с прыжками.
«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воробушки и кот», «Болото».
6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.
«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».
7. Игры лазанием и перелезанием.
«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Цепи кованы».
8. Игры для развития внимания.
«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».
9. Общеразвивающие игры.
«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».
10. Игры с разными предметами.
«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».
11. Игры с камешками, шариками и палками.
«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».
12. Хороводные игры.
«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».
13. Игры в помещении.
«Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колечко», «Все в кружок», «Слепой козёл».
14. Игры в фанты.
«Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».
15. Игры- шутки.
«Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».
16. Сюжетные игры.
«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».
17. Загадки, шарады, каламбуры.
«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Чепуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».
18. Праздник «Мир подвижных игр».
Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки.
Календарно-тематическое планирование.
ДАТА | Тема занятия. | Количество часов | Содержание деятельности. | Результат занятия. |
план | факт |
05.09 | | II четверть 8ч 1.Какие бывают игры. Русская народная игра «У медведя во бору» | 1 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Знания подвижных игр и умения в них играть |
12.09 | | 2.Правила игры. Обязательны ли они для всех? Русская народная игра «Филин и пташка». | 1 | Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр |
19.09 | | 3. Русская народная игра «Горелки». | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
26.09 | | 4. Русская народная игра «Кот и мышь». | 1 | Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
03.10 | | 5. Русская народная игра «Блуждающий мяч». | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
10.10 | | 6. Догонялки. | 1 | Всевозможные игры с общей игровой механикой -водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
17.10 | | 7. Поисковые игры. | 1 | Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
24.10 | | 8. Игры на развитие восприятия. | 1 | Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра». | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
07.11 | | II четверть 8 ч 9. Упражнения и игры на внимание | 1 | Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок». | Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть. |
14.11 | | 10. Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики» | 1 | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
21.11 | | 11. Игра с мячом «Охотники и утки». | 1 | Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два. | Знания правил подвижных игр умения в них играть. Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по два. |
28.11 | | 12. Весёлые старты с мячом. | 1 | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
05.12 | | 13. Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультурный праздник. | 1 | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | Знания правил эстафет умения их выполнять |
12.12 | | 14. Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д. | 1 | Знакомство с правилами и проведение игр. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
19.12 | | 15. Весёлые старты со скакалкой | 1 | Комплекс ОРУ со скакалкой. | Знания правил проведения ОРУ , подвижных игр со скакалкой и умения в них играть |
26.12 | | 16. Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки» | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
16.01 | | III четверть 9ч 17. Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки» | 1 | Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр. | Знании правил катания на лыжах и умения ими управлять. |
23.01 | | 18. Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель». | 1 | Разучивание и проведение игр. Метание снежков в цель. | Знания правил подвижных игр со снежками и умения в них играть |
30.01 | | 19. «Спортивные почемучки» викторина, посвященная спорту | 1 | Проведение спортивной викторины. | Умения проводить и участвовать в спортивной викторине. |
06.02 | | 20. Игра «Белки, волки, лисы». | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
13.02 | | 21. Игра «Совушка». | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
27.02 | | 22. Игра «Удочка» | 1 | Игры со скакалкой, мячом. | Знания правил проведения ОРУ , подвижных игр со скакалкой и умения в них играть |
06.03 | | 23. Игра «Перемена мест» | 1 | Построение. Строевые упражнения: перемещение. | Знания правил подвижных игр умения в них играть. Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по два. |
13.03 | | 24. Игра «Салки с мячом». | 1 | Правила игры. Проведение игры. | Знания правил подвижных игр умения в них играть |
20.03 | | 25. Игра «Прыгай через ров» | 1 | Совершенствование координации движений. | Знания правил подвижных игр умения в них играть удерживая равновесие. |
03.04 | | IV четверть 9ч 26. Игра «Волк во рву» | 1 | Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | Знания правил подвижных игр умения в них играть. Умение бросать мяч и передавать его. |
10.04 | | 27. «Как появляются новые игры» | 1 | придумывание зачинов, считалок, игры в них. | Уметь самостоятельно придумывать зачины, считалки, игры и уметь в них играть. |
17.04 24.04 08.05 | | 28-30. Пионербол | 3 | Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра. | Знание правила игры и умение в неё играть. |
15.05 | | 31. Спортивный праздник. «Мир подвижных игр» | 1 | Игры, эстафеты, Весёлые минутки. | Показать все знания и умения играть в подвижные игры. |
12.05-29.05 | | 32 – 33 Резерв | 2 | | |
| | Итого:33ч | | | |
Литература:
Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.
Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом, 1993.
Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культура, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.
Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).
Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.
Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.
Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего дополнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.и. Э.И.Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.
Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./физической культуры, 1983.
Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью для учащихся 1 - 9-х классов общеобразовательных школ Курганской области /Под ред. Л.З. Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган. 2004.
Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.
Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.
Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.
Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое пособие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.
Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе /Под ред. И.Д. Романовой / "Просвещение". - М., 1979.
Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, 1989.
Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992 г и др.
Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).