СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Подвижные игры" 1 класс»

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа кружка для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373;

  3. Письма Министерства образования инауки «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» №03-296 от 12 мая 2011 года, Составлена на основе программы Т.Ф.Шуваевой и Н.И.Иванова и адаптирована к местным условиям и требованиям.

В оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении (СанПиН 2.4.2.576-96). С этой же целью в школьный компонент школа включила индивидуально-групповые занятия - « Подвижные игры» (обучение традиционным, национальным, спортивным играм). Эти занятия позволяют удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели, года. На этих занятиях ученики разучивают национальные игры, которые имеют многовековую историю сохранялись и дошли до наших дней.

Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели - характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. На наш взгляд народные игры призваны донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов. В современном мире повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные игры. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. На территории Северного Кавказа проживают разные народы, поэтому наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с территориальным перемещением людей. Дети разных национальностей, посещая общеобразовательные учреждения, повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Данный курс призван помочь учащимся находить общий язык со сверстниками, пробудить интерес к многонациональной культуре и искусству своего края через игры, увидеть, что у каждого народа есть свои уникальные игры, не похожие на игры остальных народов, но есть и универсальные игры, хорошо известные детям всего мира. Дети, чаще всего сами являются авторами игр. Буквально все - исторические факторы, география региона, особенности национальной культуры и быта, религия, общественные отношения и пр. может стать темой и сюжетом для игры. Логическим завершением курса может стать интернациональная игра, созданная учащимися, которая будет интересна детям всего мира.

Цель: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи:

  • создать детям условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;

  • формировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;

  • развивать основные физические качества младших школьников (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;

  • развивать коммуникативные навыки; · стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; · развивать самостоятельность и творческую инициативность младших школьников, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;

  • воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию, коллективизм, честность, скромность;

  • формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей;

  • возрождение традиций русской народной культуры через осознание роли народных игр в жизни людей.

Достижение поставленных задач возможно при выполнении следующих условий:

  • формирование у обучающихся начальных классов положительной мотивации к двигательной деятельности;

  • учет готовности обучающихся к разным формам сотрудничества;

  • эмоционально-стимулирующее общение учителя с обучающимися и обучающихся друг с другом;

  • занимательность процесса обучения;

  • расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий.



Программа рассчитана на учащихся 1-4-х классов. 1час в неделю 1класс - 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Для второго и третьего класса тематика игр одинакова, но в 3 классе они более продолжительны, интенсивны и усложнены.

Программа предполагает проектную деятельность учащихся по темам: «Старинные детские игры», «Во что играл мой дедушка», «Вспомним забытые игры», «Казачьи игры», «Игры народов Кавказа», «Как появляются новые игры», придумывание зачинов, считалок и т.д.

Ожидаемый результат:

  • действенная поддержка у младших школьников должного запаса «адаптационной энергии» (Г. Селье) – тех ресурсов, которые помогают противодействовать стрессовым ситуациям, повышают неспецифическую устойчивость организма к воздействию окружающей среды, способствуя снижению заболеваемости;

  • стимуляция процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и детского организма, на его биологической надежности; · наличие положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

  • влияние на своевременное формирование двигательных умений и навыков и стимулирование развития основных физических качеств младших школьников (силы, быстроты, ловкости, выносливости, равновесия и координации движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность.



II. Содержание работы кружка.



1.Общие подвижные символические игры.

1 .«Бабки», «Борящаяся цепь», «Редька», «Бес соли соль», «Серый волк», «Платок», «Пирожок».

2. Игры для формирования правильной осанки.
«Бои на бревне», «Ванька-встанька», «Лошадки».

3. Игры со скакалками.

«Найди жгут», «Скакалочка», «Люлька», «Удочка». 4.Игры с бегом.

«Дорожки», «Караси и щука», «Змейка», «Пятнашки обыкновенные», «Салка», «Городок- бегунок».

5. Игры с прыжками.

«Кто дальше», «Перетягивание прыжками», «Попрыгунчики», «Воро­бушки и кот», «Болото».

6. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча.

«Охотники и утки», «Сильный бросок», «Мячик кверху», «Свечки», «Лови мяч», «Колодка», «Зевака».

7. Игры лазанием и перелезанием.

«Распутай верёвочку», «Защита укрепления», «Кошки - мышки», «Це­пи кованы».

8. Игры для развития внимания.

«Волк и овцы», «Жмурки», «Ловишка», «Заря», «Корзинки».

9. Общеразвивающие игры.

«Ворота», «Встречный бой», «Во поле берёза», «Вытолкни за круг», «Казаки и разбойники», «Перетягивание каната», «Камешек».

10. Игры с разными предметами.

«Домики», «Городки», «Лапта», «Единоборство», «Бирюльки».

11. Игры с камешками, шариками и палками.

«Двенадцать палочек», «Достань камешек», «Коршун», «Кольцо», «Рулетка».

12. Хороводные игры.

«Ясное золото», «Плетень», «Просо сеяли», «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

13. Игры в помещении.

«Дедушка - рожок», «Море волнуется», «Игровая», «Коза», «Колеч­ко», «Все в кружок», «Слепой козёл».

14. Игры в фанты.

«Работа и забава», «Птичник», «Тяни - пускай», «Голуби».

15. Игры- шутки.

«Кольцо», «Чур», «Орехи», «Барабанщик», «Черепаха».

16. Сюжетные игры.

«Два Мороза», «Гуси-Лебеди», «Волк во рву», «У медведя во бору», «Зайцы в огороде», «Кошки-мышки», «Пчёлки и ласточки».

17. Загадки, шарады, каламбуры.

«Да и нет», «Отвечай, не говоря!», «Царёк», «Обмен именами», «Че­пуха», «Мимика», «Почему и потому», «Отгадай слово», «Искатель цветов».

18. Праздник «Мир подвижных игр».

Игры к различным народным праздникам: «Проводы берёзы», «Бой крашенками», «Шапочники», «Коробейники», «Сказочница», Гусиное перо», «Подвижки.

  1. Календарно-тематическое планирование.


ДАТА

Тема занятия.


Количество

часов


Содержание деятельности.


Результат занятия.

план

факт

05.09


II четверть

1.Какие бывают игры.

Русская народная игра «У медведя во бору»

1

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

Знания подвижных игр и умения в них играть

12.09


2.Правила игры. Обязательны ли они для всех?

Русская народная игра «Филин и пташка».

1

Игровые правила. Выбор и ограничение игрового пространства. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр

19.09


3. Русская народная игра «Горелки».

1

Правила игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

26.09


4. Русская народная игра «Кот и мышь».

1

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

03.10


5. Русская народная игра «Блуждающий мяч».

1

Правила игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

10.10



6. Догонялки.


1

Всевозможные игры с общей игровой механикой -водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков и игры эстафеты.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

17.10


7. Поисковые игры.



1

Игры, игровой процесс которых построен на поиске участников или предметов.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

24.10


8. Игры на развитие восприятия.

1

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».

Знания правил подвижных игр умения в них играть

07.11


II четверть 8 ч

9. Упражнения и игры на внимание

1

Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь всё», «Запомни порядок».

Знания правил игр на развитие внимания, умения в них играть.

14.11


10. Игры с мячом. Эстафета «Озорные мячики»

1

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

21.11


11. Игра с мячом «Охотники и утки».

1

Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.

Знания правил подвижных игр умения в них играть. Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по два.

28.11


12. Весёлые старты с мячом.

1

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

05.12


13. Игровая программа «Мой веселый, звонкий мяч» физкультур­ный праздник.

1

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

Знания правил эстафет умения их выполнять

12.12


14. Прыгательные игры. Игры со скакалкой, резинкой и т.д.

1

Знакомство с правилами и проведение игр.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

19.12


15. Весёлые старты со скакалкой

1

Комплекс ОРУ со скакалкой.

Знания правил проведения ОРУ , подвижных игр со скакалкой и умения в них играть

26.12


16. Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

1

Правила игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

16.01


III четверть

17. Игры на меткость. Стрельба по мишеням. «Снежки»

1

Катание на лыжах. Разучивание и проведение игр.

Знании правил катания на лыжах и умения ими управлять.

23.01


18. Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».

1

Разучивание и проведение игр.

Метание снежков в цель.

Знания правил подвижных игр со снежками и умения в них играть

30.01


19. «Спортивные почемучки» викторина, посвященная спорту

1

Проведение спортивной викторины.

Умения проводить и участвовать в спортивной викторине.

06.02


20. Игра «Белки, волки, лисы».

1

Правила игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

13.02


21. Игра «Совушка».

1

Правила игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

27.02


22. Игра «Удочка»

1

Игры со скакалкой, мячом.

Знания правил проведения ОРУ , подвижных игр со скакалкой и умения в них играть

06.03


23. Игра «Перемена мест»

1

Построение. Строевые упражнения: перемещение.

Знания правил подвижных игр умения в них играть. Уметь перестраиваться из колонны по одному в колонну по два.

13.03


24. Игра «Салки с мячом».

1

Правила игры. Проведение игры.

Знания правил подвижных игр умения в них играть

20.03


25. Игра «Прыгай через ров»

1

Совершенствование координации движений.

Знания правил подвижных игр умения в них играть удерживая равновесие.

03.04


IV четверть 9ч

26. Игра «Волк во рву»

1

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

Знания правил подвижных игр умения в них играть. Умение бросать мяч и передавать его.

10.04


27. «Как появляются новые игры»

1

придумывание зачинов, считалок, игры в них.

Уметь самостоятельно придумывать зачины, считалки, игры и уметь в них играть.

17.04

24.04

08.05



28-30. Пионербол

3

Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.

Знание правила игры и умение в неё играть.

15.05


31. Спортивный праздник.

«Мир подвижных игр»

1

Игры, эстафеты, Весёлые минутки.

Показать все знания и умения играть в подвижные игры.

12.05-29.05


32 – 33 Резерв

2





Итого:33ч






Литература:

  1. Барканов СВ. Формирование здорового образа жизни российских подростков. Учебно-методическое пособие /Владос, 2001.

  2. Богданов Г.П., Утенов О.У. Система внеурочных занятий со школь­никами оздоровительной физической культурой, спортом и туриз­мом, 1993.

  3. Богданов В.П. Будьте здоровы: Оздоровительная физическая культу­ра, спорт и туризм в кружковой работе с молодежью и взрослыми: методическое пособие, 1990.

  4. Журнал «Практика» (№ 4/2004 г.).

  5. Васильков Г.А., Васильков В.Г. От игры - к спорту, 1985.

  6. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни, 1991.

  7. Железняк Ю.Д. Волейбол в школе, 1989.

  8. Игнатьева В.Я. Гандбол: Пособие для институтов. Образовательные программы и методические материалы для реализации третьего до­полнительного и урока физической культуры / Под ред. к.б.и. Э.И.Абрамова/Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. - Курган, 2005.


  1. Константинов Ю.С. Туристическая игротека. Учебно-методическое пособие /Владос, 2000 г./физической культуры, 1983.

  2. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. Пособие для учителей, 1986 г. Программа физического воспитания с оздоровительной направлен­ностью для учащихся 1 - 9-х классов общеобразовательных школ Курганской области /Под ред. Л.З. Штода /Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курган­ской области. - Курган. 2004.

  3. Литвинова М.Ф. Русские народные игры. Москва, /Просвещение/ 1986.

  4. Панкеев И. Русские народные игры.- Москва, 1998.

  5. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе.- /Новая школа/, Москва, 1997.

  6. Детская лечебная физическая культура: учебно-методическое посо­бие / Пягай Л.П. / ТГПИ им. Д.И. Менделеева. - Тобольск, 2003.

  7. Физическая культура для школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе /Под ред. И.Д. Романовой / "Просвещение". - М., 1979.

  8. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика, 1989.

  9. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992 г и др.

  10. Газета «Спорт в школе», журнал «Физкультура в школе» (1997-2005).