Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «математика и конструирование» для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального бщего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;
Учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2020- 2021 учебный год.
Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Рабочая программа по курсу «Математика и конструирование» создана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений С.И.Волковой, О.Л. Пчелкиной «Математика и конструирование.
Данная программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель организации курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» - дать начальные геометрические представления, усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей, сформировать начальные элементы конструкторского мышления.
Курс внеурочной деятельности «Математика и конструирование» призван решать следующие задачи:
1) расширение математических, в частности геометрических, знаний и представлений младших школьников и развитие на их основе пространственного воображения;
2) формирование у детей графической грамотности и совершенствование практических действий с чертёжными инструментами;
3) овладение учащимися различными способами моделирования, развитие элементов логического и конструкторского мышления, обеспечение более разнообразной практической деятельности младших школьников.
Геометрический материал курса выстраивается в последовательности постепенного увеличения числа измерений в изучаемых геометрических фигурах: точка, линии, плоскостные фигуры, пространственные тела и многогранники.
Практическая деятельность обучающихся включает в себя следующие основные этапы:
- изготовление чертежа и модели изучаемой геометрической фигуры;
- работа с чертежом или изготовленной моделью с целью выявления основных свойств изучаемой фигуры и обобщения полученных результатов;
- фиксация полученных результатов одним из способов: вербальным, графическим или практическим - и их использование для выполнения последующих заданий;
— изготовление объектов по рисункам, чертежам, технологическим картам, выполнение чертежа по рисунку или готовому объекту
Сроки реализации программы
В 1В классе программа курса внеурочной деятельности «Математика и конструирование» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю.
На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10.07.2019г. № 875 с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 32 часа, так как 1 час выпадает на праздничные и выходные дни: 23.02.2021.
Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.
Результаты освоения курса
Личностные результаты
— Положительное отношение и интерес к изучению математики.
— Целостное восприятие окружающего мира.
— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
— Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
— Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
— Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
— Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Содержание курса «Математика и конструирование» определяет своеобразие форм организации занятий и видов деятельности. Одновременно с изучением геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач и заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащения новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий. При проведении занятий учитываются возрастные особенности и возможности детей: часть материала излагается в занимательной форме: сказка, игра, загадка, диалог. Изучение геометрического материала идёт на уровне представлений, а за основу изложения учебного материала берётся наглядность и практическая деятельность учащихся. Особое внимание уделяется рассмотрению форм и взаимного расположения геометрических фигур на плоскости и в пространстве. Дети конструируют из моделей линейных и плоскостных геометрических фигур различные объекты, при этом уровень сложности учебных заданий такого вида постоянно растёт, и подводятся к возможности использования этих моделей не только для конструирования на плоскости, но и в пространстве, в частности для изготовления многогранников (пирамида, прямоугольный параллелепипед, куб) и их каркасов.
Основное содержание курса представлено двумя крупными разделами: «Геометрическая составляющая» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая.
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия. Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Виды углов: прямой, острый, тупой.
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, пирамида, шар).
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на плоскости. Кольцо.
Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более осей симметрии.
Конструирование.
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея. Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей «Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров. Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора «Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники.
Чертёж. Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная), штрих- пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и изделий по чертежу.
Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической карте.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды, цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игры геометрического содержания «Танграм».
Изготовление фигур, имеющих заданное количество осей симметрии.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге | 1 | 01.09 |
2 | Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая | 1 | 08.09 |
3 | Виды бумаги. Получение прямой путём сгибания бумаги | 1 | 15.09 |
4 | Основное свойство прямой: через две точки можно провести прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для проведения прямой | 1 | 22.09 |
5 | Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на плоскости | 1 | 29.09 |
6 | Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по заданным условиям | 1 | 06.10 |
7 | Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление полосок разной длины | 1 | 13.10 |
8 | Обозначение геометрических фигур буквами | 1 | 20.10 |
9 | Конструирование модели самолета из полосок бумаги | 1 | 10.11 |
10 | Изготовление аппликации «Песочница» | 1 | 17.11 |
11 | Луч | 1 | 24.11 |
12 | Сравнение отрезков с помощью циркуля. | 1 | 01.12 |
13 | Сантиметр | 1 | 08.12 |
14 | Геометрическая сумма и разность двух отрезков | 1 | 15.12 |
15 | Угол. Развернутый угол | 1 | 22.12 |
16 | Прямой угол. Непрямые углы | 1 | 29.12 |
17 | Виды углов: прямой, тупой, острый | 1 | 12.01 |
18 | Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной | 1 | 19.01 |
19 | Многоугольник | 1 | 26.01 |
20 | Многоугольник | 1 | 02.02 |
21 | Прямоугольник | 1 | 16.02 |
22 | Прямоугольник | 1 | 02.03 |
23 | Противоположные стороны прямоугольника | 1 | 09.03 |
24 | Квадрат | 1 | 16.03 |
25 | Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и дециметром, метром и дециметром | 1 | 30.03 |
26 | Изготовление геометрического набора треугольников | 1 | 06.04 |
27 | Изготовление геометрического набора треугольников | 1 | 13.04 |
28 | Составление фигур из заданных частей | 1 | 20.04 |
29 | Изготовление аппликаций Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник» | 1 | 27.04 |
30 | Изготовление аппликаций Составление аппликаций «Ракета», «Домик», «Чайник» | 1 | 04.05 |
31 | Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций из ее частей | 1 | 11.05 |
32 | Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка» | 1 | 18.05 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ СШ «Центр образования» Г.Волгодонска от 27.08.2020 года № 1 заместитель директора по УВР, председатель МС ____________Д.Н. Батрунов | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко |