СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Мой мир" в начальной школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Мой мир" в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Мой мир" в начальной школе»

1.Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Мой мир» для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального бщего образования);

  • Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»;

  • Учебный план МБОУ СШ «Центр образования» г.Волгодонска на 2020- 2021 учебный год.

  • Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);

  • Примерная программа внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2014 г.


Цель программы

Создание среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка во внеурочное время на основе общечеловеческих нравственных ценностей.

Задачи:

  • развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

  • развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире.

  • способствовать оптимизации нагрузки учащихся и их здоровьесбережению;

  • формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;

  • формировать у детей социокультурную идентичность.

Особенностью данной программы является то, что она рассчитана на работу педагога с отдельно взятым классом и позволяет педагогу:

- оптимизировать нагрузку учащихся во внеурочное время,

- использовать потенциал школьного пространства для построения воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС,

- использовать имеющийся в образовательной организации опыт и школьные традиции для вовлечения учащихся в социально-значимые дела. 

Основные технологии, используемые при реализации данной программы, ориентированы на индивидуальные возможности ребенка, развитие его личности через включение в различные виды деятельности:

  • технология коллективной творческой и организаторской деятельности;

  • методы проектной деятельности;

  • методики предметных, сюжетных, ролевых, деловых, имитационных игр;

  • здоровьесберегающие информационно-обучающие методики;

  • информационные и коммуникативные технологии.


Сроки реализации программы

В 1В классе программа курса внеурочной деятельности «Мой мир» рассчитана на 33 часа в год (1 час) в неделю.

На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» от 10.07.2019г. № 875 с учетом выходных и праздничных дней программа будет фактически реализована за 32 часа, так как 1 час выпадает на праздничные и выходные дни: 23.02.2021.

Материал программы уплотнен за счет уроков резерва и повторения.

2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности


Программа предусматривает реализацию социального направлениям, с включением школьников в различные виды деятельности, способствующие формированию нравственных ценностей, основных компетенций (коммуникативной, информационной, проблемной), социализации личности обучающихся.

Программа «Мой мир» предоставляет возможность ребенку познать мир и проявить свою индивидуальность через активное включение в дела и мероприятия класса и образовательной организации. Школа – образовательная среда, создающая условия для индивидуального развития и духовно-нравственного становления личности школьника. Программа позволяет обучающимся продемонстрировать и реализовать свои способности, удовлетворить свои интересы, развить коммуникативные навыки, скорректировать межличностные отношения в детском коллективе, включиться в деятельность органов ученического самоуправления.

Программа имеет цикличный характер и строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интегра­ция различных видов деятельности, необходимых для достиже­ния учащимися целей обучения.

Предлагаемые модули учитывают особенности, традиции и опыт воспитательной работы данной образовательной организации.


Название модуля

Задачи, стоящие перед педагогом


Разделы модуля

«Я в мире»

Дать возможность проявить личностные способности на уровне класса, школы, города, страны

«Мой класс», «Наши игры», «Наши традиции» ,

«Мир во мне»

Дать возможность учащимся раскрыть свой внутренний мир и потенциал


«Умные каникулы»,

«Мои достижения»,

«Предметные декады».

«Моя безопасность»

Способствовать развитию и укреплению навыков здорового образа жизни

«Дорога в школу», «Азбука безопасности», «Уроки здоровья».

«Я - гражданин»

Дать возможность проявить патриотические чувства и активную жизненную позицию в делах социальной направленности,


«День музея», « День матери», «Неделя добра», «Звезда Победы», «Защитник Отечества»,

«День города».


Данная программа реализуется в 1-4-х классах и рассчитана на весь период начального обучения. На занятия по данной программе отводится 102 часа в год для 2-4 классов и 99 часов в год для 1-х классов. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Программа построена таким образом, что разделы модуля разбиты на тематические периоды, каждый из которых – отдельный проект, который рассчитан на проведение в течение одной недели. Проект осуществляется в течение 3-4 занятий, одно из которых теоретическое и три - практических. В конце периода подводится итог участия школьников в проекте и отслеживается его результативность. Итогом проекта является продукт деятельности.

Особенностью Программы является цикличность ее построения. Предложенные темы занятий одинаковы для всех возрастных категорий. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий, подбирая соответствующие возрасту формы и методы, педагог может постепенно переходить от простых результатов первого уровня к результатам второго и третьего:

  • Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

  • Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.

  • Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.


Описание ценностных ориентиров содержания курса


В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания и развития личности гражданина России говорится: «наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни».1

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своему городу; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

3.Результаты курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

В области социального развития: ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

В области духовно-нравственного развития – развитие нравственных чувств и этического сознания:

  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

В области общеинтеллектуального развития - развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

В области спортивно-оздоровительного направления - ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

В области общекультурного развития - ценностное отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме,

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Воспитательным результатом участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника:

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

  • обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Метапредметные результаты

  • способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

  • самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную,

  • умение планировать собственную деятельность

  • умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

  • умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

  • способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям;

  • умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Предметные результаты

В результате освоения данной Программы, обучающиеся смогут применить на практике систему предметных знаний и осуществить действия с предметным содержанием в соответствии с ООП НОО образовательной организации.



4 . Содержание курса внеурочной деятельности


Содержание модулей

Название модуля

Разделы модуля

Содержание модуля (проекта)

Формы учета результатов

«Я в мире»















«Мой класс»








Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Умение общаться» , «Учимся самостоятельности», «Правила школьной жизни», «Оценка и самооценка».

Практические занятия: участие в организации жизни коллектива (в соответствии с возрастом). Участие в подготовке и проведения общешкольных дел и праздников

Классный уголок.

«Наши игры»

Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Учимся играть вместе», «Я и мои друзья».

Практические занятия: участие в проектах:

«Наши игры», «Игры наших бабушек», «Народные игры», «Игротека».

Картотека классных игр.





Портфолио учащихся.

«Наши традиции»

Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Все профессии важны…»,

«Правила экологического туризма», «Школьные традиции», «Как празднуют Новый год в разных странах», «Традиции Нового года на Руси», «Масленица на Руси», «Знаменитые женщины России», «Покорение космоса».

Практические занятия: участие в классных и школьных проектах: «Профессии в моей семье», «Школа волшебства», «Фабрика Деда Мороза», «Утренняя звезда», «Голос», «Две звезды», «Весенний бал».

«Мир во мне»

«Умные каникулы»

Аудиторные занятия: беседа, классные часы по темам: «Что значит быть любознательным», «Что такое «воспитанность».

Практические занятия: участие в проекте «Умные каникулы»: подготовка и презентация творческих отчетов о каникулах

Папка «Умные каникулы».

«Мои достижения»



Аудиторные занятия: беседа, классный час по теме: «Что значит быть личностью».

Практические занятия: выступления учащихся о личных достижениях в спорте, музыке, изо и т.д. Оформление портфолио учащегося.

Портфолио учащихся.


«Предметные декады»

Аудиторные занятия: беседы, классные часы по темам: «Что значит быть грамотным человеком», «Знаменитые математики», «Познание окружающего мира».

Практические занятия: участие в декадах по филологии, математике, окружающему миру, фестивале проектов.

Портфолио учащегося.

«Моя безопасность»

«Дорога в школу»

Аудиторные занятия: беседы, классные часы по плану ПДД школы.

Практические занятия: участие в классных и школьных проектах: «Посвящение в пешеходы», «Письмо водителю», «Азбука светофора», «Уголок безопасности».

Уголок безопасности.

«Азбука безопасности»

Аудиторное занятие: классный час по плану ОБЖ школы.

Практические занятия: участие в играх, конкурсах, проектах по ОБЖ. Оформление «Уголка безопасности».

«Уроки здоровья»

Аудиторные занятия: классные часы: «Здоровый образ жизни», «Правила здоровья в семье».

Практические занятия: участие в играх и соревнованиях на воздухе, викторинах, конкурсах рисунков, экскурсиях. Участие в городском проекте «Ослепительная улыбка», участие в спортивном семейном празднике «Когда мы вместе»

«Я - гражданин»

«День музея»

Аудиторные занятия по темам: «Музеи г.Волгодонска»,

«По дорогам Памяти», «Покорение космоса».

Практические занятия: экскурсии в музеи г.Волгодонска.

Выставка творческих отчетов учащихся.

«День Матери»

Аудиторное занятие по теме: « День матери – общероссийский праздник»

Практические занятия: участие в школьном конкурсе « Фестивале искусств», посвященному Дню матери, выставке рисунков и классных «огоньках»

Протоколы конкурсов. Портфолио учащихся.

«Звезда Победы»

Аудиторные занятия: урок Памяти.

Практические занятия: участие в проектах «Дети блокадного города», «Моя семья в годы Великой отечественной», «Ветераны рядом», «Книга Памяти», в акциях «Гвоздика Памяти», «Подарок ветерану».

Творческие работы учащихся.

«Защитники Отечества»

Аудиторные занятия по теме: «Кого называют защитниками России».

Практические занятия: участие в проекте «Юный защитник Отечества», классных «огоньках», дне привилегий для мальчиков.

Протокол игры.

Портфолио учащихся.

«Неделя добра»

Аудиторное занятие по теме: «Что значит доброта».

Практические занятия: участие в коллективных делах социальной направленности.

Газета «Наши добрые дела».

«Город, в котором я живу»

Аудиторное занятие по теме: «Город, в котором я живу».

Практика: экскурсии по памятным местам города.

Творческие работы учащихся.



5. Календарно-тематическое планирование.



п/п

Название темы занятия

Кол-во часов

Дата проведения

1

Час-общения «Давайте знакомиться! »

1

01.09

2

Дорога в школу (безопасный путь в школу и обратно).

1

08.09

3

Правила школьной жизни. Проект «Я – школьник»

1

15.09

4

Все профессии важны

1

22.09

5

Что значит дружить? «Наши игры»: разучивание подвижных игр на прогулках, переменках, творческие работы «игры наших бабушек»,

1


29.09

6

Экскурсия «Осенняя пора – очей очарованье».

1

06.10

7

Проект «Что нам осень принесла?»

1

13.10

8

Здоровый образ жизни.

1

20.10

9

«Наши игры»: разучивание подвижных игр на прогулках, переменках

1

10.11

10

Мы разные, но мы вместе! (о толерантности)

1

17.11

11

Проект «О маме с любовью».

1

24.11

12

Проект «Здоровье – дар судьбы». (ко Дню инвалидов).

1

01.12

13

Главный закон страны – Конституция.

1

08.12

14

Как празднуют Новый год в разных странах.

1

15.12

15

Творческая мастерская Деда Мороза.Традиции Нового года на Руси.

1

22.12

16

Подготовка к новогоднему празднику.

1

29.12

17

Мои впечатления о зимних каникулах.

1

12.01

18

Учимся играть вместе. «Наши игры»: разучивание подвижных игр на прогулках, переменках

1

19.01

19

Что такое пожарная безопасность?

1

26.01

20

Когда я один дома.

1

02.02

21

«Кого называют защитниками России»

1

16.02

22

Что значит быть грамотным?

1

02.03

23

Проект. Женский праздник – 8 марта.

Фабрика открыток к 8 марта.

1

09.03

24

Доброе слово – что ясный день.

Составляем копилку вежливых слов.

1

16.03

25

Проект «Книга – друг и помощник человека» (к Международному Дню детской книги»

1

30.03

26

Экскурсия в школьную библиотеку.

1

06.04

27

Проект «В гости к весне. Встречаем пасху»

1

13.04

28

Проект «Моя семья»

1

20.04

29

Что значит быть личностью? Проект «Мои достижения»

1

27.04

30

Праздник Весны и труда.

1

04.05

31

Проект «Звезда Победы» (акция «Подарок ветерану»)

1

11.05

32

Проект «Прощай, 1 класс»

1

18.05


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического совета

МБОУ СШ «Центр образования»

Г.Волгодонска

от 27.08.2020 года № 1

заместитель директора по УВР,

председатель МС

____________Д.Н. Батрунов

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ____________Н.С. Мурашко



1