СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «История моей страны – моя история»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями). Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода: творческие встречи, экскурсии, мастер-классы, кинолектории.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «История моей страны – моя история»»

Рабочая программа

Внеурочной деятельности

По курсу «История моей страны – моя история»

6-7 класс



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 6-7 класса «История моей страны – моя история». По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической (предмет – история), и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность).

Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями). Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода: творческие встречи, экскурсии, мастер-классы, кинолектории.

Рабочая программа разработана на основе:

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. (Серия «Стандарты второго поколения»).

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение» 2010.

  • Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)/ под редакцией В. А. Горского. – М.: «Просвещение», 2011.

  • Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 28.

По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность); при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.

Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса.

Цели программы:

Цель курса: формирование познавательной потребности в освоении обучающимися исторического материала об основных событиях в истории России.

Образовательные задачи:

  • Познакомить с памятными датами истории России;

  • Овладеть начальными навыками по сбору материала об исторических личностях российской истории.

Воспитательные задачи:

  • Развить гражданские качества, патриотическое отношение к России;

  • Воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.

  • Развивающие задачи:

  • Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;

  • Стимулировать стремление знать как можно больше об истории своей страны.



Общая характеристика учебного предмета, курса

Актуальность программы обусловлена тем, что в 6-7 классах учащиеся получили только общее представление об основных важнейших событиях российской истории, которые должны стать основой формирования осознанного патриотизма.

Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода (2017 – 2018 учебного года.).

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.

Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.

К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.



Место и роль курса в учебном плане

В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:

  • духовно-нравственное,

  • научно-познавательное,

  • общеинтеллектуальное.

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, идёт подготовка к изучению истории России в дальнейшем на весь период обучения.

При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, идёт подготовка к изучению истории России в дальнейшем на весь период обучения.

Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности деятельности школьников в средней школе.

В 6 и 7 классах учебным планом предусмотрено 35 часов из расчёта 1 учебный час в неделю (35 недель).






СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2012 года:

● определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;

● в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

● достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией и психологом.

Роль исторических личностей в этих событиях исследуется в соответствие с рекомендованными алгоритмами.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.

Личностными результатами изучения курса «История моей страны – моя история» являются следующие умения:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметными результатами изучения курса «История моей страны – моя история» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

7) смысловое чтение;

8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Предметными результатами изучения курса «История моей страны – моя история» являются следующие умения:

Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину

● Определять по датам век, этапы, место события и т.д.

● Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

● Группировать (не по хронологии)

● Сравнивать

Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)

● Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность

● Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох

Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей

● При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности

Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

● Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий

● Толерантно определять свое отношение к иным позициям.



Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение, тестирование;

- выполнение творческих, проектных заданий.

Формы подведения итогов программы:

- открытые мероприятия;

- выставки творческих работ обучающихся;

- участие в конкурсах;

- создание презентаций;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

  • оценка достижений обучающихся (портфолио);

  • представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и видеоматериалов в школьный музей;

  • составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

  • создание и презентация собственного проекта.

В «портфель достижений» обучающегося входят:

заполненные рабочие листы к практическим и теоретическим занятиям, исследования, проекты, интервью, творческие работы, реализуемые на практических занятиях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



п/п

Дата

Тема урока

Содержание

Форма урока

Модуль 1. Памятные даты России (12 уроков)

1

сентябрь

Вводный урок

Введение в программу курса, распределение образовательных проектов на учебный год из трех модулей

Введение в курс

2

День в истории

Для чего важно помнить про события, которые прошли давно? Как эти события влияют на современную Россию. Расшифровываем старинные тексты, узнаем «Откуда есть пошла Русская земля…»

Образовательная лекция, практика

3

Памятные даты Древней Руси

Просмотр фильма об образовании Руси

Кинолекторий

4

Памятные даты Киевской Руси

Знакомство с Киевской Русью – культурой, историей

Виртуальная экскурсия

5

октябрь

Памятные даты Московской Руси

Урок-экскурсия по Кремлю. Как Москва меняла свой облик за 870 лет?

Экскурсия/Внеклассное чтение

6

Памятные даты Царской России

Даты, которые остались за страницами школьной программы. Чем мы пользуемся до сегодняшнего дня

Составление ленты времени

7

Памятные даты Российской империи

Практический урок. Работа с документами

Составление ленты времени

8

Советская Россия

Урок-общение. Через непосредственное общение с людьми, проживавшими в Советское время, ребята узнают о ключевых событиях и образе жизни.

Кинолекторий, встреча с интересным человеком

9

ноябрь

«Смутные» страницы Российской истории. День народного единства

Как Минин и Пожарский Русь отстояли?

Урок-экскурсия по Красной площади

10

Мы самим делаем свою историю – Современная история

Обсуждение актуальных вопросов о современной России

Круглый стол

11

Дни воинской славы России

Учащиеся представляют свои учебные проекты

Образовательные проекты

12

Дни воинской славы России


Модуль 2. Личность в истории России (12 уроков)

1

декабрь

Роль личности в истории

Что необходимо знать о человеке? Можем ли мы менять историю? Как один человек может повлиять на ход истории

Образовательная лекция

2

Александр Невский

Лидер. Ключевые качества.

Экскурсия в город Владимир

3

Александр Пересвет

Отвага, мужество – какие качества есть у настоящего воина. На что мы готовы ради своего государства?

Просмотр мультфильма про Куликовскую битву с обсуждением

4

Евпатий Коловрат

На что способен один человек, который потерял все? Родных, любимый город, дом...

Кинолекторий

5

январь

Ермак

Как Ермак и Сибирь повлияли на становление и развитие России.

Виртуальная экскурсия

6

Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин

Смысловое чтение. Изучение документов о смутном времени и влиянии обычных людей на государственную власть

Практический урок

7

Петр I

Один царь, две столицы, ключевой правитель в истории государства Российского. Какой ценой?

Квест «Страницы петровской эпохи»

8

А.В.Суворов

Россия в XVIII веке. Главные направления и стремления

Образовательная лекция

9

февраль

Три брата: Александр, Николай и Константин

Индивидуальные проекты учеников

Конференция

10

Александр II

Царь - освободитель

Практический урок

11

Индивидуальные проекты «Роль личности в истории»

Защита проектов

Образовательные проекты на выбранные темы

12

Индивидуальные проекты «Роль личности в истории»

Защита проектов

Модуль 3. Знаковые места России (11 уроков)

1

март

Геополитика – что это такое?

Как месторасположение влияет на развитие территории? Где располагаются ключевые российские города

Образовательная лекция

2

Языки и народности в России

Детские сообщения

Круглый стол

3

Столицы России

Знакомство со столицами и их историей. Почему столицы меняли свое местоположение?

Внеклассное чтение

4

Священные места русских правителей

Знакомство с загадочными и священными местами России

Виртуальная экскурсия

5

апрель

«Казань брал, Астрахань брал!» - Самые важные присоединения к российскому государству

Как важно было присоединять территории, их роль и значение

Работа с контурными картами

6

Территориальные потери в истории России

О том, что было потеряно и в какой момент. Почему это произошло?

Кинолекторий

7

Наш край – знаковые места Москвы и Московской области

Знакомство с главными достопримечательностями региона

Встреча с интересным человеком/экскурсия

8

Центральная и Южная Россия

Индивидуальные проекты

Защита проектов

9

май

Урал и Сибирь

Индивидуальные проекты

Защита проектов

10

Дальний восток

Индивидуальные проекты

Защита проектов

11

Завершающий урок «Я знаю Россию»


Квест






Дни воинской славы России

27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).

2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

23 февраля — День защитника Отечества (отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии 23 февраля 1918 года).

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год).

7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).

10 июля — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год).

23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год).

11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

4 ноября — День народного единства (освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 1612 год).

7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).

1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Суворова (1790 год).