Рабочая программа
Внеурочной деятельности
По курсу «История моей страны – моя история»
6-7 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности для 6-7 класса «История моей страны – моя история». По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической (предмет – история), и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность).
Рабочая программа составлена на основе Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями и дополнениями). Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода: творческие встречи, экскурсии, мастер-классы, кинолектории.
Рабочая программа разработана на основе:
Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. (Серия «Стандарты второго поколения»).
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение» 2010.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное образование)/ под редакцией В. А. Горского. – М.: «Просвещение», 2011.
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: «Просвещение», 2010.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 28.
По типу данная рабочая программа внеурочной деятельности является тематической, и направлена на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле (нравственность, толерантность, эрудированность); при этом используются возможности различных видов внеурочной деятельности.
Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса.
Цели программы:
Цель курса: формирование познавательной потребности в освоении обучающимися исторического материала об основных событиях в истории России.
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развить гражданские качества, патриотическое отношение к России;
Воспитывать обучающихся на примере жизни и деятельности выдающихся исторических личностей.
Развивающие задачи:
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности;
Стимулировать стремление знать как можно больше об истории своей страны.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Актуальность программы обусловлена тем, что в 6-7 классах учащиеся получили только общее представление об основных важнейших событиях российской истории, которые должны стать основой формирования осознанного патриотизма.
Программа предусматривает глубокое изучение событий и роли исторических личностей с обязательным исследованием событий, причинно-следственных связей, оценки событий с позиций современности. В программу включены занятия, которые знакомят учащихся с памятными датами российской истории на момент изучаемого периода (2017 – 2018 учебного года.).
История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умения жить в современном поликультурном глобализирующемся мире.
Однако спорность и противоречивость анализа исторического процесса, оценок ключевых событий, которые существуют в современной науке, активно переносятся в современную публицистику, что порождает острые мировоззренческие споры с явной политической окраской. Этот естественный процесс заметно осложняет преподавание истории в школе.
К тому же анализ результатов современного школьного исторического образования свидетельствует, что массовая школа не полностью обеспечивает функциональную грамотность учащихся. Зачастую овладение историческим материалом у большинства учеников ограничивается запоминанием набора фактов (часто бессистемно), не поднимаясь до уровня умений строить причинно-следственные объяснения, проводить анализ, давать самостоятельные аргументированные нравственные и гражданские оценки событий прошлого. Изучение фактических и теоретических сведений не подкрепляется связью с практикой, с умением переносить исторические знания и умения на решение проблем в современных жизненных ситуациях.
Место и роль курса в учебном плане
В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности:
духовно-нравственное,
научно-познавательное,
общеинтеллектуальное.
При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, идёт подготовка к изучению истории России в дальнейшем на весь период обучения.
При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, идёт подготовка к изучению истории России в дальнейшем на весь период обучения.
Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности деятельности школьников в средней школе.
В 6 и 7 классах учебным планом предусмотрено 35 часов из расчёта 1 учебный час в неделю (35 недель).
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Содержание данной программы определено требованиями к результатам основной образовательной программы основного общего образования ФГОС 2012 года:
● определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного курса;
● в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
● достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией и психологом.
Роль исторических личностей в этих событиях исследуется в соответствие с рекомендованными алгоритмами.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Личностными результатами изучения курса «История моей страны – моя история» являются следующие умения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметными результатами изучения курса «История моей страны – моя история» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7) смысловое чтение;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Предметными результатами изучения курса «История моей страны – моя история» являются следующие умения:
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину
● Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
● Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
● Группировать (не по хронологии)
● Сравнивать
Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия)
● Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность
● Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох
Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей
● При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности
Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.
● Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий
● Толерантно определять свое отношение к иным позициям.
Ожидаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение, тестирование;
- выполнение творческих, проектных заданий.
Формы подведения итогов программы:
- открытые мероприятия;
- выставки творческих работ обучающихся;
- участие в конкурсах;
- создание презентаций;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
оценка достижений обучающихся (портфолио);
представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей печатных, фото и видеоматериалов в школьный музей;
составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
создание и презентация собственного проекта.
В «портфель достижений» обучающегося входят:
заполненные рабочие листы к практическим и теоретическим занятиям, исследования, проекты, интервью, творческие работы, реализуемые на практических занятиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Содержание | Форма урока |
Модуль 1. Памятные даты России (12 уроков) |
1 | сентябрь | Вводный урок | Введение в программу курса, распределение образовательных проектов на учебный год из трех модулей | Введение в курс |
2 | День в истории | Для чего важно помнить про события, которые прошли давно? Как эти события влияют на современную Россию. Расшифровываем старинные тексты, узнаем «Откуда есть пошла Русская земля…» | Образовательная лекция, практика |
3 | Памятные даты Древней Руси | Просмотр фильма об образовании Руси | Кинолекторий |
4 | Памятные даты Киевской Руси | Знакомство с Киевской Русью – культурой, историей | Виртуальная экскурсия |
5 | октябрь | Памятные даты Московской Руси | Урок-экскурсия по Кремлю. Как Москва меняла свой облик за 870 лет? | Экскурсия/Внеклассное чтение |
6 | Памятные даты Царской России | Даты, которые остались за страницами школьной программы. Чем мы пользуемся до сегодняшнего дня | Составление ленты времени |
7 | Памятные даты Российской империи | Практический урок. Работа с документами | Составление ленты времени |
8 | Советская Россия | Урок-общение. Через непосредственное общение с людьми, проживавшими в Советское время, ребята узнают о ключевых событиях и образе жизни. | Кинолекторий, встреча с интересным человеком |
9 | ноябрь | «Смутные» страницы Российской истории. День народного единства | Как Минин и Пожарский Русь отстояли? | Урок-экскурсия по Красной площади |
10 | Мы самим делаем свою историю – Современная история | Обсуждение актуальных вопросов о современной России | Круглый стол |
11 | Дни воинской славы России | Учащиеся представляют свои учебные проекты | Образовательные проекты |
12 | Дни воинской славы России | |
Модуль 2. Личность в истории России (12 уроков) |
1 | декабрь | Роль личности в истории | Что необходимо знать о человеке? Можем ли мы менять историю? Как один человек может повлиять на ход истории | Образовательная лекция |
2 | Александр Невский | Лидер. Ключевые качества. | Экскурсия в город Владимир |
3 | Александр Пересвет | Отвага, мужество – какие качества есть у настоящего воина. На что мы готовы ради своего государства? | Просмотр мультфильма про Куликовскую битву с обсуждением |
4 | Евпатий Коловрат | На что способен один человек, который потерял все? Родных, любимый город, дом... | Кинолекторий |
5 | январь | Ермак | Как Ермак и Сибирь повлияли на становление и развитие России. | Виртуальная экскурсия |
6 | Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин | Смысловое чтение. Изучение документов о смутном времени и влиянии обычных людей на государственную власть | Практический урок |
7 | Петр I | Один царь, две столицы, ключевой правитель в истории государства Российского. Какой ценой? | Квест «Страницы петровской эпохи» |
8 | А.В.Суворов | Россия в XVIII веке. Главные направления и стремления | Образовательная лекция |
9 | февраль | Три брата: Александр, Николай и Константин | Индивидуальные проекты учеников | Конференция |
10 | Александр II | Царь - освободитель | Практический урок |
11 | Индивидуальные проекты «Роль личности в истории» | Защита проектов | Образовательные проекты на выбранные темы |
12 | Индивидуальные проекты «Роль личности в истории» | Защита проектов |
Модуль 3. Знаковые места России (11 уроков) |
1 | март | Геополитика – что это такое? | Как месторасположение влияет на развитие территории? Где располагаются ключевые российские города | Образовательная лекция |
2 | Языки и народности в России | Детские сообщения | Круглый стол |
3 | Столицы России | Знакомство со столицами и их историей. Почему столицы меняли свое местоположение? | Внеклассное чтение |
4 | Священные места русских правителей | Знакомство с загадочными и священными местами России | Виртуальная экскурсия |
5 | апрель | «Казань брал, Астрахань брал!» - Самые важные присоединения к российскому государству | Как важно было присоединять территории, их роль и значение | Работа с контурными картами |
6 | Территориальные потери в истории России | О том, что было потеряно и в какой момент. Почему это произошло? | Кинолекторий |
7 | Наш край – знаковые места Москвы и Московской области | Знакомство с главными достопримечательностями региона | Встреча с интересным человеком/экскурсия |
8 | Центральная и Южная Россия | Индивидуальные проекты | Защита проектов |
9 | май | Урал и Сибирь | Индивидуальные проекты | Защита проектов |
10 | Дальний восток | Индивидуальные проекты | Защита проектов |
11 | Завершающий урок «Я знаю Россию» | | Квест |
Дни воинской славы России
27 января — День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год).
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).
23 февраля — День защитника Отечества (отряды Красной гвардии одержали свои первые победы под Псковом и Нарвой над регулярными войсками кайзеровской Германии 23 февраля 1918 года).
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (1945 год).
7 июля — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении (1770 год).
10 июля — День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 год).
9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у мыса Гангут (1714 год).
23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).
8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год).
11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).
4 ноября — День народного единства (освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 1612 год).
7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год).
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).
24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Суворова (1790 год).