Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru
«Рассмотрено» на заседании методического объединения протокол №________ от________________ | «Согласовано» Зам. директора по УМР: __________ Д.В. Дашиева от____________________ | «Утверждено» Директор школы: _________Е.Г.Сапожникова от______________________ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление: декоративно-прикладное.
Тема: «Город мастеров»
Класс: 1
Учебный год: 2022-2023
Учитель: Финаева Ольга Сергеевна
Квалификационная категория: первая
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса по профессиональной ориентации для начальной школы «Город мастеров» разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2022-2023 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Учебного плана АООП (вариант 1) на 2022-2023 учебный год ГБОУ «Новобрянская СКОШИ».
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
В современном мире остро встает проблема речевого развития детей. В связи с этим нельзя недооценивать значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста. Сухомлинскому В. А. принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.
Всем известно, что маленькие дети очень много бегают, прыгают, совершают различные движения, потому что это их способ знакомства с этим миром. Выполняя движения и сравнивая то, что они видят с ощущениями от своих рук, дети учатся различать свойства окружающих предметов. И чем точнее и четче будут движения, тем глубже и осмысленнее знакомство детей с миром. Ученые установили, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет нам рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Поэтому систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. С большой вероятностью можно заключить, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Поэтому развитию мелкой моторики уделяется большое внимание. Развитие мелкой моторики происходит в разных видах деятельности - лепке, моделировании, аппликации, конструировании.
Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у обучающихся с нарушением речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Так же при реализации этой программы происходит необходимое развитие коммуникативной компетентности учащихся:
Во-первых, это положительно влияет на учебную успешность ребенка (он увереннее отвечает на уроках, меньше стесняется);
Во-вторых, от коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребенка в школе и его эмоциональное благополучие в классном коллективе;
В-третьих, это эффективный ресурс социального взаимодействия и благополучия его будущей взрослой жизни.
Работа в кружке «Город мастеров» - средство развития творчества, художественного вкуса, умственных способностей, образного мышления, речи и коммуникативной компетентности обучающихся.
Цель программы:
создать условия для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации;
научить ребёнка создавать поделки из разного вида материалов;
повысить уровень развития связной речи и коммуникативной компетентности.
Задачи программы:
Обучающие:
закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами.
Развивающие:
развитие у обучающихся художественного вкуса;
развитие памяти, внимания, образного мышления и воображения;
развитие у обучающихся эстетического восприятия окружающего мира;
развитие мелкой моторики рук;
развитие коммуникативных компетенций.
Воспитательные:
воспитание уважения к своему и чужому труду;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, желания доводить начатое дело до конца;
развитие любви к природе.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения обучающимися содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младших классов коррекционной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год.
Прогнозируемые результаты:
В процессе обучения по данной программе учащиеся:
научатся различным приемам работы с различными материалами;
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
будут создавать композиции с изделиями;
овладеют навыками культуры труда;
разовьют внимание, память, восприятие, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
научатся слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, обосновывать своё, договариваться и находить общее решение;
повысят уровень развития навыков монологической и диалогической речи;
научатся рефлексировать свои действия.
Результатом реализации данной программы является организация регулярных выставок детских работ в классе, участие в тематических выставках школы, участие в городских выставках детского творчества.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Темы разделов. | Кол-во часов | Из них: |
Практические занятия |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Работа с природным материалом. | 7 | 6 |
3 | Работа с бумагой и картоном. | 13 | 13 |
4 | Работа с нитками и тканью. | 5 | 5 |
5 | Работа с бросовым материалом. | 5 | 5 |
6 | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
| ВСЕГО | 32 | 31 |
Содержание программы.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Такая деятельность благотворно влияет на развитие творческих способностей обучающих и их эстетического воспитания, создаёт условия для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с природным материалом, различными видами бумаги, нитками и тканью, бросовым материалом и т. д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в учебной и повседневной жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление поделок и изделий полезными для школы и дома. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Разделы программы:
Введение (1).
Знакомство с программой; информация по организации работы кружка, рабочего места, обязанностях дежурного по классу; санитарно-гигиенические требования; инструктаж по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, клеем, правила работы с природным материалом, бумагой, картоном, нитками и тканью.
Работа с природным материалом (7).
Экскурсия, сбор природного материала. Понятие «гербарий». Технология заготовки, способы сушки и хранения природных материалов. Особенности работы с природным материалом. Изделия из природного материала. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. Использование пластилина и подручных средств. Творческое выполнение индивидуальных и коллективных работ из природных материалов.
Работа с бумагой и картоном (13).
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Аппликация, художественное конструирование изделий из бумаги. Модульное оригами, правила складывания. Конструирование объемных фигур из модулей оригами. Правила пользование ножницами и шаблоном.
Работа с нитками и тканью (5).
Виды и свойства ниток. Знакомство с тканью, особенностями её изготовления. Способы изготовления простейших изделий из ниток и ткани.
Работа с бросовым материалом (5).
Вторая жизнь – ненужных вещей. Правила заготовки и использования бросового материала (коробок от молока, соков, творожка и прочее). Конструирование интересных и полезных вещей из бросового материала. Творческое выполнение индивидуальных и коллективных работ из бросового материала.
Итоговое занятие (1).
Подведение итогов работы кружка. Организация и проведение выставки. Перспективный план работы кружка на следующий учебный год.
Тематический план
№ занятия | Тема занятия | Содержание программы | Кол-во часов |
Введение. |
1 | Вводное занятие. | Приглашение в мир мастерства и красоты. Презентация кружка «Город мастеров». Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 |
Работа с природным материалом. |
2 | Экскурсия по территории школы. Сбор природного материала «Подарки осени». | Экскурсия по территории школы по сбору и заготовки природного материала «Подарки осени» с целью его дальнейшего использования в поделках. Беседа: «Что надо знать о природных материалах». | 1 |
3 | Ёжик. | Практическое занятие. Изготовление аппликации из засушенных листьев. | 1 |
4 | Бабочка. | Практическое занятие. Поделка из прутика дерева, желудя и сухих листьев. | 1 |
5 | Поздравительная открытка ко Дню Учителя. | Практическое занятие. Беседа о празднике. Изготовление поздравительной открытки с использованием композиции из природных материалов (засушенных листьев, травы, семян и др.). | 1 |
6 | Цветочная поляна. | Практическое занятие. Изготовление цветов из крылаток ясеня и клена листьев с использованием пластилина. | 1 |
7 | Осеннее дерево | Практическое занятие. Аппликация из измельченных засушенных листьев. | 1 |
8 | Весёлые человечки. | Практическое занятие. Изготовление поделки из желудей. | 1 |
Работа с бумагой и картоном. |
9 | Знакомство с бумагой. Изготовление веера, книжечки. | Практическое занятие. Беседа: «История создания бумаги». Виды и свойства бумаги. ТБ при работе с бумагой. Изготовление веера и книжечки, используя прием сгибания бумаги. | 1 |
10 | Работа с ножницами. | Практическое занятие. Беседа «Как появились ножницы». ТБ при работе с ножницами. Приемы резания по прямым линиям. | 1 |
11 | Коврик. | Практическое занятие. Работа с ножницами. Резание бумаги. Вырезание разноцветных полосок, сборка изделия. | 1 |
12 | Чудо-елочка. | Практическое занятие. Беседа о новогодней красавице – елочке. Изготовление елочки из бумаги в технике оригами. | 1 |
13 | Новогодняя гирлянда. | Практическое занятие. Беседа о новогодней гирлянде. Коллективная работа. Изготовление гирлянды из полосок цветной бумаги. | 1 |
14 | Кролик 2023. | Практическое занятие. Беседа о символе нового 2023 года – кролике. Выполнение аппликации тигра с использованием кусочков мятой бумаги. | 1 |
15 | Открытка к Новому году. | Практическое занятие. Беседа: Что такое Новый год? Изготовление новогодней открытки с изображением снеговика. | 1 |
16 | Изготовление елочных игрушек и украшений из бумаги. | Практическое занятие. Беседа: «Чем ёлку украшают?» Изготовление елочных игрушек и украшений из полосок цветной бумаги (шарик, волшебный фонарик, снежинка). | 1 |
17 | Весёлый Дед Мороз. | Практическое занятие. Беседа о главном волшебнике зимы. Аппликация Деда Мороза из картона и полок белой бумаги. | 1 |
18 | Зимушка-зима. | Практическое занятие. Мозаичная аппликация из обрывных кусочков цветной бумаги. Выполнение мозаики деревьев в техники обрывной аппликации. | 1 |
19 | Ромашки. | Практическое занятие. Изготовление ромашек из бумажных полосок и спашки. | 1 |
20 | Открытка ко Дню Защитника Отечества. | Практическое занятие. Беседа о празднике. Изготовление поздравительной открытки из бумаги. | 1 |
21 | Открытка к 8 марта. | Практическое занятие. Беседа о празднике. Изготовление поздравительной открытки с цветами. | 1 |
Работа с нитками и тканью. |
22 | Знакомство с нитками. Солнышко. | Практическое занятие. Беседа о разновидностях ниток. Повторение правил безопасной работы. Изготовление изделия из ниток и картона. | 1 |
23 | Кошечки. | Практическое занятие. Беседа о кошках. Повторение ТБ при работе с ножницами и клеем. Знакомство с техникой наматывания ниток на основу. Изготовление объемного изделия из картона и ниток. | 1 |
24 | Смешарики. | Практическое занятие. Беседа о смешариках. Повторение ТБ при работе с нитками, ножницами, клеем. Аппликация на картоне из нарезанных ниток с использованием клея. | 1 |
25 | Знакомство с тканью. Аппликация «Цветик-семицветик». | Практическое занятие. Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?» Повторение ТБ при работе с ножницами и клеем. Изготовление аппликации из ткани на картоне «Цветик-семицветик». | 1 |
26 | Салфетка для бабушки. | Практическое занятие. Изготовление салфетки из кусочка ткани путем продергивания ниток зубочисткой, оформление изделия бахромой. | 1 |
Работа с бросовым материалом. |
27 | Овечка. | Практическое занятие. Беседа: «У хорошей хозяйки нет отходов». ТБ при работе с клеем, опилками. Изготовление аппликации овечки из старой ваты. Создание композиции путем нанесения комочков ваты на основу из картона, крепление клеем ПВА. | 1 |
28 | Луговые цветы. | Практическое занятие. Беседа о первоцветах. Изготовление цветов из стаканчиков от творожка растишка. | 1 |
29 | Забавный клоун. | Практическое занятие. Беседа о профессии клоуна. Аппликация из конфетных фантиков. | 1 |
30 | Бабочка. | Практическое занятие. Аппликация бабочки из конфетных фантиков. | 1 |
31 | Вертолет – растишка. | Практическое занятие. Моделирование модели вертолета из стаканчиков от творожка растишка с использованием крышки от зубной пасты или майонеза, а также цветного картона. | 1 |
Итоговое занятие. |
32 | Итоговое занятие. Отчетная выставка работ учащихся. | Практическое занятие. Проведение выставки. Фотосессия учащихся с выполненными работами. Подведение итогов работы кружка: «Что узнали? Чему научились?» | 1 |
Список литературы.
Долженко Г.И.: 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006
Панкеев И. А.: Поделки из природных материалов. - М.: Олма-пресс , 2001.- 64с.
Проснякова Т. Н. Собачки. Энциклопедия технологий прикладного творчества – Самара: Издательство «Уч. Литература», 2005.- 48с.: ил.- (серия «Любимый образ»)
Проснякова Т.Н., Цирулик Н.А.: Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004
Садилова Л. А.: Поделки из мятой бумаги. - М: Издательство «Скрипторий 2003», 2008 – 16с.
Интернет-ресурсы:
http://stranamasterov.ru
http://krokotak.com
https://masterclassy.ru
http://www.liveinternet.ru
http://allforchildren.ru
http://www.detkipodelki.ru
http://www.nachalka.com