ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6»
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОУ ЛНР «АСШ № 6»
____________ В.И. Федоренко
пр. от « ___ » _______ 2020 г. № ____
.
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОУ ЛНР «АСШ № 6»
____________ В.И. Федоренко
пр. от « ___ » _______ 2021 г. № ____
УТВЕРЖДЕНО
Директор ГОУ ЛНР «АСШ № 6»
____________ В.И. Федоренко
пр. от « ___ » _______ 2022 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР СЛОВ»
Общеинтеллектуальное направление
2 – 4 классы
Срок реализации – 3 года
Составители:
Мельникова Ирина Валерьевна
Шалимова Светлана Юрьевна
Галыга Галина Владимировна
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ПРОГРАММЫ
Программа внеурочной деятельности «Удивительный мир слов» для 2-4 классов составлена на основе:
Государственного образовательного стандарта начального общего образования;
Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под. ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.;
авторской программы внеурочной деятельности Л.В. Петленко, В.Ю. Романова Я.Ф. «Удивительный мир слов» общеинтеллектуального направления – «Сборник программ внеурочной деятельности 1-4 классы (под редакцией Н.Ф. Виноградовой) – М: Вентана – Граф, 2011. – 168с.;
в соответствии с «Методическими рекомендациями по проектированию рабочих программ внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях (учреждениях) в 2017-2018 учебном году»;
методических рекомендаций Государственного учреждения дополнительного профессионального образования Луганской Народной Республики «Республиканский центр развития образования» по организации учебно-образовательного процесса на уровне начального общего образования в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики.
учебного плана ГОУ ЛНР «АСШ № 6».
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Актуальность программы
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные занятия. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Педагогическая целесообразность
«Удивительный мир слов» – программа внеурочной деятельности для младших школьников, в содержании которой рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность, связанная с изучением русского языка в начальной школе, направлена на достижение следующих целей:
осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения;
формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Важными задачами содержания данной программы внеурочной деятельности являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ,
КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА
Программа учитывает возрастные особенности обучающихся начальных классов и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая усиливает умственную работу. С этой целью в занятия включены подвижные физкультминутки, предусмотрено передвижение по классу в ходе выполнения заданий и участия в игровых ситуациях. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности – 8-11 лет.
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
тематические выставки,
викторины,
конкурсы,
устные журналы,
дидактические игры,
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов,
проекты,
мини-исследования,
экскурсии,
мини-сочинения,
лингвистические эксперименты,
конструирование слов по словообразовательным моделям,
составление мини-словариков,
творческие работы,
просмотр видеоматериалов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 2–4-х классов. Учебный план школы отводит на проведение занятий программы «Удивительный мир слов» 1 час в неделю. Из расчёта 34 учебных недель количество часов за учебный год составляет 34 часа во 2-4 классах.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление внеурочной деятельности | Наименование рабочей программы | Количество часов в учебном году |
II класс | III класс | IV класс |
Общеинтеллектуальное | Удивительный мир слов | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
В ходе реализации программы «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе программы имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Программа направлена на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает формировать бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Объектом изучения программы являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание программы включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания программы позволит решать в ходе ее изучения ряд взаимосвязанных задач:
обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.
Подобное содержание программы не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Удивительный мир слов»
Личностными результатами изучения данной программы в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения программы в начальной школе являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способствовать ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения данной программы в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверить написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
2 класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
3 класс
Личностные результаты:
эмоциональность – умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;
сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные:
В процессе изучения данного курса ученики получают знания:
об истории русского языка,
рассматривают памятники древней письменности,
знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка,
осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц.
4 класс
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
мотивация для углублённого изучения курса русского языка;
умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
понимание причин успеха в учебной деятельности;
умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя.
Учащийся получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
понимать смысл инструкции учителя;
осуществлять взаимный контроль;
проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.
Познавательные УУД
Учащийся научится:
устанавливать причинно-следственные связи;
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
искать, анализировать информацию;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Учащийся получит возможность научиться:
добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения задач;
под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов, как по заданному признаку, так и самостоятельно;
строить логические цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания;
контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
воспринимать другое мнение и позицию;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
проявлять инициативу в коллективных работах.
Учащийся получит возможность научиться:
следить за действиями других участников совместной деятельности;
принимать другое мнение и позицию;
строить понятные для партнера высказывания;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Предметные результаты:
Учащийся научится:
сравнивать произношение гласных и согласных звуков;
наблюдать за функцией и ударением в слове;
контролировать правильность постановки ударения в словах – наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
оценивать уместность использования слов в тексте;
анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями;
устанавливать словообразовательные связи данных слов;
анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;
наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Мир полон звуков | 6 |
2 | Азбука, прошедшая сквозь века | 5 |
3 | Всему название дано | 5 |
4 | Как делаются слова | 7 |
5 | Секреты правильной речи | 10 |
6 | Любимые игры со словами | 1 |
| Итого | 34 |
3 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Из истории языка | 2 |
2 | Загадки простого предложения | 9 |
3 | Лабиринты грамматики | 2 |
4 | О существительных по существу | 12 |
5 | Такие разные признаки предметов | 8 |
6 | Любимые игры со словами | 1 |
| Итого | 34 |
4 класс
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела | Часы учебного времени |
1 | Поиграем со звуками, словами и предложениями | 7 |
2 | Пора действовать! | 14 |
3 | Числа и слова | 5 |
4 | Прочные связи | 7 |
5 | Любимые игры со словами | 1 |
| Итого | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
Мир полон звуков
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.
Для чего служит человеческая речь?
Как устроен речевой аппарат.
Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл?
Такие разные гласные и согласные.
Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.
Звукопись как приём художественной речи.
Правильное ударение и произношение слов.
Азбука, прошедшая сквозь века
Солунские братья.
Как появились буквы современного русского алфавита.
Кириллица, название букв древней азбуки.
Сравнение кириллицы и современного алфавита.
Использование букв алфавита для обозначения чисел.
Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).
Как появилась буква «Ё».
Особенности использования букв.
Строчные и прописные буквы.
Всему название дано
Какие слова появились первыми.
Звукоподражательные слова у разных народов.
Лексическое богатство языка.
Как выбирают имя человеку?
Как улицы получают свои названия?
Какие русские имена встречаются на карте мира?
О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Как делаются слова
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов.
Корень – главная часть слова.
Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса.
Группы суффиксов по значению.
Механизм образования слов с помощью приставки.
Группы приставок по значению.
Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Секреты правильной речи
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.
Сочетание слов по смыслу.
Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.
Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
3 класс
Из истории языка
Устаревшие слова.
Почему слова устаревают.
Значения устаревших слов.
Использование устаревших слов в современном языке.
Старые и новые значения.
Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре.
Как появляются новые слова.
Загадки простого предложения
Порядок слов в предложении: зависимость смысла предложения от порядка слов. Устранение ошибок, двусмысленностей, которые возникают из-за нарушения порядка слов.
Интонация предложения. Логическое ударение.
Зачем нужны второстепенные члены предложения.
Художественные определения (эпитеты). Знакомство со словарём эпитетов.
Описание предметов в художественных текстах.
Внешность и характер в портретах мастеров слова.
Распространение простого предложения с помощью обстоятельств. Когда необходимы обстоятельства.
Использование обстоятельств в объявлениях, приглашениях, афишах.
Распространение простого предложения с помощью дополнений. Использование дополнений в речи (лексическая сочетаемость и норма).
Однородные члены предложения. Распространение предложения с помощью однородных членов. Какие члены предложения бывают однородными?
Исправление недочётов, ошибок в употреблении однородных членов предложения.
Всегда ли можно продолжить ряд однородных членов?
Знаки препинания при однородных членах.
Лабиринты грамматики
Слово в грамматике.
Как «работают» слова или для чего нужна грамматика.
О существительных по существу
Почему изучение грамматики начинается с имени существительного.
От чего зависит род имени существительного.
Употребление в речи существительных общего рода.
Способы выражения значения числа у имён существительных в русском языке. Нормы употребления существительных во множественном числе.
Как определить число несклоняемых существительных.
Всегда ли существительные имели только два числа?
Для чего существительные изменяются по падежам?
История названий падежей. Падежные значения, знакомство с грамматической нормой («килограмм помидоров», «пара носков», «стакан сахара»).
Имена собственные. История
Такие разные признаки предметов
Значение имён прилагательных.
Описание свойств и качеств предметов с помощью прилагательных.
Как в старину использовали прилагательные в обращениях.
Сравнение качеств, свойств предметов с помощью степеней сравнения.
Особенности использования в речи степеней сравнения качественных прилагательных.
Исправление речевых ошибок и недочётов в использовании степеней сравнения.
Значение относительных прилагательных.
Что называют притяжательные прилагательные.
Способы образования некоторых русских фамилий (Алёшин, Арбузов, Борисов, Кольцов, Правдин...).
Использование притяжательных прилагательных во фразеологизмах.
4 класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями
Фонетические и графические правила и закономерности.
Слово, его значение и лексические нормы.
Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Пора действовать!
Глагол в языке и речи.
Особенности текста-повествования и текста-описания.
Видовые пары глаголов, их значение.
Глаголы в личной форме.
Повествование от первого и третьего лица.
Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.
Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.
О чём может рассказать личная форма глагола.
Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.
Форма условного наклонения глагола.
Повелительные формы глагола в просьбах, советах и приказах: правила вежливости.
Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.
Использование глаголов в прямом и переносном значении.
Художественное олицетворение.
Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
Глаголы в пословицах и загадках.
Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Числа и слова
Как используются числительные в речи.
Обозначение дат и времени с помощью числительных.
Числительные во фразеологизмах и пословицах.
Нормы употребления имён числительных.
Исправление речевых ошибок.
Прочные связи
Как связаны слова в словосочетании.
Словосочетания свободные и связанные.
Словосочетания с типом связи согласование.
Слова каких частей речи могут согласовываться.
Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.
Сочетаемость слов.
Словосочетания с типом связи управление.
Слова каких частей речи имеют «способность управлять». Трудности в выборе формы слова при управлении.
Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
Мир полон звуков (6 часов)
Звуки вокруг нас.
Фабрика речи.
Бессмыслица + бессмыслица = смысл.
Полоса препятствий.
Рисуем звуками.
Трудности словесного ударения.
Азбука, прошедшая сквозь века (5 часов)
Буквы старые и новые.
Так считали наши предки.
Страницы древних книг.
Живая и весёлая буква алфавита.
Загадки русской графики.
Всему название дано (5 часов)
Рождение языка.
Сколько слов в языке?
Имена, имена, имена...
Увлекательные истории о самых простых вещах.
Словари – сокровищница языка.
Как делаются слова (7 часов)
«Дальние родственники».
Слова «готовые» и «сделанные».
Есть ли «родители» у слов?
Внимание, корень!
Такие разные суффиксы.
Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?
Что нам стоит слово построить?
Секреты правильной речи (10 часов)
Словарное богатство русского языка.
Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик». Выбираем точное слово.
Одно или много?
Когда у слов много общего?
Когда значения спорят?
Слова одинаковые, но разные.
«Местные жители» и «иностранцы».
Как рождаются фразеологизмы?
Выбор фразеологизма в речи.
3 класс
Из истории языка (2 часа)
Старые и новые слова в языке.
Сокровища бабушкиного сундука.
Загадки простого предложения (9 часов)
«Велосипед разбил трамвай», или Непорядок в предложении.
Важные мелочи.
Требуется определение.
Важные обстоятельства.
Необходимо дополнить.
«Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж». Стройтесь в ряд!
Запятые, по местам!
Лабиринты грамматики (2 часа)
Слово в грамматике.
Как «работают» слова, или Для чего нужна грамматика.
О существительных по существу (12 часов)
«Лебедь белая плывёт».
Может ли род быть общим?
Как на уроках русского языка может пригодиться счёт? Как быть, если нет окончания?
Один, два, много.
Почему именительный падеж назвали именительным?
Как «работает» родительный падеж?
«Щедрый» падеж.
Винительный падеж – великий маскировщик. Падеж-работяга.
Любимая «работа» предложного падежа.
Кому принадлежат имена собственные?
Такие разные признаки предметов (8 часов)
Поговорим о качествах, цветах, свойствах и характерах. «Красны девицы» и «добры молодцы».
Всё познаётся в сравнении.
Всегда ли «умный — умнейший»: сравниваем и оцениваем. Что из чего и для чего?
Что кому принадлежит?
Ещё одна обязанность притяжательных прилагательных. «Крокодиловы слёзы».
4класс
Поиграем со звуками, словами и предложениями (7 часов)
Смотрю, говорю, слушаю.
Лексические загадки.
Словесный конструктор.
Занимательная грамматика.
Пора действовать! (14 часов)
Для чего нужны глаголы?
Делать и сделать — не одно и то же.
Меняемся ролями.
Вчера, сегодня, завтра.
Одно вместо другого.
Она меня поняла и приняла.
Кто говорит, кто действует?
Сумею победить!
Мечтаем и фантазируем.
Дай-подай... и поезжай!
Живые образы.
Орфографический поединок.
Числа и слова (4 часа)
Для чего нужны числительные?
Важные даты истории нашей страны (города, края). Рекорды в цифрах.
За семью печатями.
Прочные связи (7 часов)
Треугольный шарик.
Как водить машину за нос?
Послушный «подчинённый».
О «земляной» или «земной» красоте.
Строгий «управляющий».
Связаны смыслом.
Любимые игры со словами (1 час)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Учебно-методическое пособие «Безопасность на улицах и дорогах» (2 диска)
- Учебно-методическое пособие «ПДД для детей»
- Правила дорожного движения. 1 – 4 кл. Занимательные занятия (видео)
- Презентации учителя по темам курса
- Комплекты «Дорожные знаки»
- Плакаты по ПДД
- Настольные игры по ПДД
1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
3. Антибликовая (интерактивная) доска
4. Компьютер
5. Принтер
6. Сканер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
Государственный образовательный стандарт начального общего образования ЛНР.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.:Веанта-Граф. 2012
Волина В.И. «Учимся играя», М., «Новая школа», 1994
Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2003
В. И. Даль Иллюстрированный толковый словарь русского языка/. – М.: Эксмо,2007
Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003
Лемяскина Н. А. Фонетическая работа в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007
Ломакин П.И. « В мире слов », М., «Издат-Школа», 1998
Мокиенко В. М. Загадки русской фразеологии. Санкт-Петербург: Авалон, Азбука-классика, 2005
Панов Г. А. Занимательные задания по русскому языку. 1-4 классы. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964
Русские пословицы и поговорки / Под ред. В. П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1988
Синицына Е.И. «Умные слова», М., «Лист», 1999
Сухин И. Г. Новые занимательные материалы: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
Ушаков Д.Н. «Внеклассная работа по русскому языку в начальной школе», М. «Просвещение», 1971
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта-Принт, 2007
Литература, рекомендуемая для обучающихся и родителей:
Орфографический словарь: для учащихся 1-4 классов. С необходимыми пояснениями /Сост. Н.Г.Кушакова – Волгоград: Учитель,2003
Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся /М.С.Лапатухина; Под ред.Ф.П.Филина. – М.:Просвещение,1981
Пословицы, поговорки и крылатые выражения:УшаковаО.Д.Словарик школьника. – СПб.:Издательский Дом «Лира»,2007
Русский язык. 1-4 классы: работа со словарными словами. Занимательные материалы.Вып.2/авт. – сост.Т.М. Анохина. – Волгоград: Учитель,2007
Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Альта – Принт, 2007
Иллюстрированный толковый словарь русского языка/ В. И. Даль. – М.: Эксмо, 2007
Цифровые образовательные ресурсы
№ | Название | |
1 | http://school-collection.edu.ru | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
2 | http://fcior.edu.ru | Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) |
3 | http://www.ict.edu.ru | Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» |
4 | http://www.school-club.ru | Школьный клуб |
5 | http://nachalka.info | Начальная школа |
6 | http://nsc.1september.ru | Материалы газеты «Начальная школа» издательства «Первое сентября» |