муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В. А. Степина»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР Н.В. Новикова «02» сентября 2024г. | РАССМОТРЕНО На педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2024г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы М.М. Егоренкова «02» сентября 2024г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
для 4-х классов на 2024-2025 учебный год
Учитель: Макаренкова А.М.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Умелые ручки» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011
Технология 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия «Школы России». Лутцева Е.А., Зуева Т.П., 2014
Изучение курса «Умелые ручки» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
- расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей;
- развитие способности обучающихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Задачи:
- формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи;
-уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции;
- развитие познавательного интереса у младших школьников, развитие мелкой моторики;
- формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
-прививать любовь к Родине, родной природе, народным традициям.
Программа «Умелые ручки» разработана для учащихся начальной школы в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Актуальность и перспективность курса
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми операциями и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интелекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребенка думать. Искусная работа руками еще более способствуют совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определенных движений, это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Работа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности «Умелые ручки»
Первый уровень результатов – занятия художественным творчеством, приобретение начальных представлений о материальной культуре как продукте творческой, предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармоничной взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; начальных знаний и представлений о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры; общего представления о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и применения различных материалов и инструментов, об использовании изделий некоторых традиционных ремесел в быту.
Второй уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при оформлении своего дома, классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, участие в художественных выставках, конкурсах.
Третий уровень результатов – использование приобретённых знаний и умений для творческой самореализации при изготовлении подарков, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий, участие в художественных акциях в окружающем школу социуме.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
Предполагаемые результаты реализации программы
Примерная тематика проектных работ учащихся:
Мои изобретения по оригами
Альбом «Обрывная аппликация»
Азбука из солёного теста
Аппликация из геометрических фигур
Аппликация из дробленной яичной скорлупы
Бумага – замечательный материал
Пластилин. Сказки моего народа
Вязание привлекает, а исследование увлекает
Книжка «Ах, эти новогодние снежинки»
Бумажное царство цветов
В «Мастерской Деда Мороза»
Открытки… Открытки…
Новогодние ёлки из разных материалов
Волшебная бисеринка
Волшебный мир ёлочных игрушек
Вторая жизнь конфетных фантиков
Я вяжу крючком
Прихватки
Игольницы
Изготовление картин в технике «лоскутная пластика»
Игрушки из солёного теста
Игрушки в технике «папье-маше»
Лепим с удовольствием
Итогом детской деятельности и результативностью курса являются:
-организация выставок (раскрывает для детей значимость их труда, формирует положительные мотивы к труду);
- выход за пределы занятий (участие в мероприятиях школы, города; в конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня;
-размещение интересных работ в Интернете);
- портфолио достижений учащихся.
- методы оценки результативности программы:
количественный анализ; статистические данные; фиксация занятий и посещаемости в рабочем журнале;
отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности учащихся (наблюдение, диагностика);
- практические материалы.
Содержание программы
4 класс (34 часа)
Работа с природными материалами. 8 часов
Моделирование из природного материала. Аппликация коврик (из семян). Плоскостное изображение. «Подарки осени». Поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. Панно из семян и цветов. Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с бумагой и картоном. 8 часов
Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Квиллинг: цветы, панно. Симметричное силуэтное вырезание. Оригами. Объёмные игрушки.
Сюжетная композиция оригами на плоскости. Новогодний Топиарий. Игрушки из картона с подвижными деталями.Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа.
Лепка из пластилина и солёного теста. 11 часов
Цветы. Ваза с цветами. Объемное панно. Цветное тесто. Объемное панно. Забавные фигурки. Изготовление фигурок для коллективной композиции. Объемно – пространственная композиция «Сказочный город». Чайный сервиз. Украшения из соленого теста. Сочетание соленого теста с другими материалами. Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Работа с «бросовым» материалом. 7 часов
Моделирование из бумажных салфеток. Мозаика из блёсток и бисера. Аппликация из кружев и ткани. Коллаж из различных материалов. Рамки для фотографий. Итоговая выставка «Мои успехи».
Список литературы:
1. Проснякова Т.Н. «Цветы», «Деревья» - М., 2007 г.
2. Виктория Сейш «Поделки из макарон» - М., 2006 г.
3. Виктория Сейш «Поделки из коробок» - М., 2006 г.
4. Юртаковы Алина и Людмила «Игрушки из бумаги» - М., 2012г.
5. Ирина Жукова «Забавные самоделки в технике модульного оригами» - М., 2013 г.
6. Вера Хоменко, Галина Никитюк «Аппликации, картины, панно из природных материалов» - Х.,Б., 2010 г.
7. Дубровская Н.В. « Аппликация из семян и косточек» - М., 2007 г.
8. Перевертень Г.И. «Сказка из листьев и лепестков» - М., 2007 г.
9. Перевертень Г.И. «Мозаика из круп и семян» - М., 2007 г.
10. Гришина Н.И. и др. «Поделки из природных материалов» - М., 2011 г.
11. Татьянина Т.И. «Бисер, забавные животные» - С-П., 2011г.
12. Ликсо Н.Л. « Бисер» - М., 2011г.
13. Виктория Сейш «Поделки из шариков» - М., 2006 г.
14. . Гришина Н.И. и др. «Поделки из ткани» - М., 2010г.
15. Колосова А. «Готовим «Репку» - М., 2007г.
16. Зайцева А. «Вышивка ленточками» - М., 2012г.
17. Зайцева А. «Лоскутное шитьё» - М., 2012г.
18. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
19. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
20. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
21. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998
22. Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
23. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
Календарно-тематическое планирование 4 класс
| Тема | |
| 4Акл. | 4Бкл. |
| Введение в мир профессий 6 ч. | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | Аргументация изменений | Дата проведения по плану | Фактическая дата проведения | Аргументация изменений |
Работа с природными материалами (8 часов) |
1 | Вводная диагностика. Моделирование из природного материала. | 06.09 | | | 05.09 | | |
2 | Аппликация коврик (из семян) | 13.09. | | | 12.09 | | |
3 | Плоскостное изображение. «Подарки осени». | 20.09 | | | 19.09 | | |
4 | Поделки из шишек и желудей. | 27.09 | | | 26.09 | | |
5 | Букет из сухих цветов. | 04.10 | | | 03.10 | | |
6 | Панно из семян и цветов. | 11.10 | | | 10.10 | | |
7 | Композиция «Дары природы». Коллективная работа. | 18.10 | | | 17.10 | | |
8 | Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. | 25.10 | | | 24.10 | | |
Работа с бумагой и картоном (8 часов) |
9 | Скатывание в комок. Мозаика. | 08.11 | | | 07.11 | | |
10 | Плетение из бумаги. Аппликация. | 15.11 | | | 14.11 | | |
11 | Моделирование из картона. Рамочка. | 22.11 | | | 21.11 | | |
12 | Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. | 29.11 | | | 28.11 | | |
13 | Квиллинг: цветы, панно. Мозаика из сердечек. | 06.12 | | | 05.12 | | |
14 | Обрывная аппликация не тему: «Времена года». | 13.12 | | | 12.12 | | |
15 | Композиция из выпуклых деталей оригами. | 20.12 | | | 19.12 | | |
16 | Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа. | 27.12 | | | 26.12 | | |
Лепка из пластилина и соленого теста (11 часов) |
17 | Забавные фигурки. | 10.01 | | | 09.01 | | |
18 | Украшения. | 17.01 | | | 16.01 | | |
19 | Цветы и бабочки. | 24.01 | | | 23.01 | | |
20 | Растения. | 31.01 | | | 30.01 | | |
21 | Аквариум с рыбками. | 07.02 | | | 06.02 | | |
22 | Животные (ежик, котик и др.) | 14.02 | | | 13.02 | | |
23 | Изготовление фигурок для коллективной композиции. | 21.02 | | | 20.02 | | |
24 | Объемно – пространственная композиция. | 28.02 | | | 27.02 | | |
25 | Природные материалы в сочетании с соленым тестом. | 06.03 | | | 05.03 | | |
26 | Отпечатки на пластилине, использование различных семян, декоративные композиции. | 13.03 | | | 12.03 | | |
27 | Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. | 20.03 | | | 19.03 | | |
Работа с «бросовым» материалом (7 часов) |
28 | «Папье-маше». Изготовление пасхальных яиц. | 03.04 | | | 02.04 | | |
29 | Роспись пасхальных яиц. | 10.04 | | | 09.04 | | |
30 | Коллаж из различных материалов. | 17.04 | | | 16.04 | | |
31 | Цветы из пластиковых бутылок. | 24.04 | | | 23.04 | | |
32 | Изготовление сувениров из дисков. | 08.05 | | | 07.05 | | |
33 | Итоговая диагностика.Изготовление сувенира по выбору. | 15.05 | | | 14.05 | | |
34 | Отчетная выставка работ учащихся. | 22.05 | | | 21.05 | | |