Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности
В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметные:
Регулятивные умения:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д
Личностные
-воспитание бережного отношения к книге;
- воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.
- расширение собственного кругозора ;
- пробуждение творческой активности;
- раскрытие индивидуальных способностей;
- формирование элементов творчества;
- формирование литературного вкуса.
Содержание программы
третий год обучения (34ч.)
3 класс 34 ч
История книги. Библиотеки (4 ч)
Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Ска-
зители, былинщики.
Библия. Детская библия (разные издания).
Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.
Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.
Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».
Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.
По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)
Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник
«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».
Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.
Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».
Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)
Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.
Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.
Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.
Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).
Книги о родной природе (3 ч)
Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.
Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).
Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.
Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)
Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».
Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).
Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».
Животные — герои детской литературы (4 ч)
Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.
Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.
Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».
Художники-оформители книг о животных.
Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).
Дети — герои книг (3 ч)
Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».
Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».
По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».
Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).
Проект «Расскажи о любимом писателе».
Книги зарубежных писателей (2 ч)
Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).
Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.
Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.
Книги о детях войны (3 ч)
Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.
Аннотация. Каталожная карточка.
Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».
Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».
Газеты и журналы для детей (3 ч)
Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.
История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».
Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».
Создание классной газеты или журнала (работа в группах).
«Книги, книги, книги…» (2 ч)
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.
Справочная литература. Энциклопедии для детей.
Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.
Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
Формы и виды деятельности
2. Викторина.
3. Экскурсия.
4. Устный журнал.
5. Беседа.
6.Литературная игра.
7.Выставка работ учащихся (рисунки, книжки-малышки).
8.Инсценировка.
индивидуальный;
коллективный (конкурсы, выставки);
фронтальный;
групповой (при проведении экскурсий и выполнении заданий);
работа в парах
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема занятий | Количество часов |
1 | Книги-сборники былин, легенд, сказов. | 1 |
2 | Первые книги. Библия. Детская Библия. | 1 |
3 | Летописи. Рукописные книги. | 1 |
4 | История книги. Первопечатник Иван Фёдоров. | 1 |
5 | Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина». | 1 |
6 | Сказки бытовые, волшебные, о животных | 1 |
7 | . Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы». | 1 |
8 | История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника. | 1 |
9 | Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен. | 1 |
10 | Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами | 1 |
11 | Герои басен. Инсценирование басен | 1 |
12 | Родные поэты | 1 |
13 | Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова. | 1 |
14 | Проект «Краски и звуки поэтического слова». | 1 |
15 | Книги Л.Н. Толстого для детей. | 1 |
16 | Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на- родных сказок. | 1 |
17 | . Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка. | 1 |
18 | Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю». | 1 |
19 | Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв. | 1 |
20 | Художники-иллюстраторы книг о животных. | 1 |
21 | Дети — герои книг. Типы книг. | 1 |
22 | Книги-сборники произведений о детях. | 1 |
23 | Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках». | 1 |
24 | Книги зарубежных писателей. | 1 |
25 | Библиографический справочник: отбор информации о зарубежных писателях. | 1 |
26 | Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация. | 1 |
27 | Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая». | 1 |
28 | Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»). | 1 |
29 | Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой в читальном зале. | 1 |
30 | Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др. | 1 |
31 | Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др. | 1 |
32 | Создание классной газеты «Книгочей». | 1 |
33 | Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». | 1 |
34-35 | Словарь книгочея | 2 |
| Итого -35 часов | |
МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора Директор школы
учителей начальных классов по УВР ____________
Протокол №__ от_______ ____________ /М.В. Чернова/
Руководитель МО_______/С.В. Чернова/ /Н.А. Пищулина/
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире книг»
3класс
35 часов (1 час в неделю)
2019-2020 учебный год
Составила Дмитрова Е.Г.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории