СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности В мире книг

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности В мире книг»




Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности


В результате освоения программы «В мире книг» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные умения:

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные учебные умения:

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные учебные умения:

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д



Личностные

-воспитание бережного отношения к книге;

- воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

- расширение собственного кругозора ;

- пробуждение творческой активности;

- раскрытие индивидуальных способностей;

- формирование элементов творчества;

- формирование литературного вкуса.

Содержание программы

третий год обучения (34ч.)


3 класс 34 ч

История книги. Библиотеки (4 ч)

Книги-сборники о былинных героях. Былины, сказы, легенды. Ска-

зители, былинщики.

Библия. Детская библия (разные издания).

Летописи. Рукописные книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

Система библиотечного обслуживания: запись в библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

Библиотечные каталоги и правила пользования ими. Каталожная карточка. Игра «Обслужи одноклассников».

Отбор книги и работа с ней в читальном зале. Отзыв о книге.

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (3 ч)

Волшебные сказки (народные и литературные): книга-сборник

«Сказки А.С. Пушкина» и сборник народных сказок «На острове Буяне».

Сравнение сказок с загадками: русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг.

Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

Книги-сборники. Басни и баснописцы (3 ч)

Книги-сборники басен И. Крылова. Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

Русские баснописцы И. Хемницер, А. Измайлов, И. Дмитриев.

Чтение басен с «бродячими» сюжетами. Басни Эзопа и Л.Н. Толстого.

Конкурс чтецов. Инсценирование басен (работа в группах).

Книги о родной природе (3 ч)

Сборники стихотворений о родной природе. Слушание стихотворений, обмен мнениями.

Книга «Родные поэты» (аппарат, оформление).

Проект «Краски и звуки стихов о природе». Рукописная книга.

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч)

Книги Л.Н. Толстого: работа с каталогом, составление выставки книг.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого (работа в группах).

Проектная деятельность по группам: «Сказки Л.Н. Толстого», «Сказки в обработке Л.Н. Толстого».

Животные — герои детской литературы (4 ч)

Книги-сборники о животных. Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

Читальный зал: работа с книгой А. Куприна «Ю-ю» или Дж. Лондона «Бурый волк»: оформление, перевод. Отзыв о прочитанной книге.

Библиотечный урок: знакомство с книгой-легендой энциклопедией А. Брема «Жизнь животных».

Художники-оформители книг о животных.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

Дети — герои книг (3 ч)

Книги о детях (Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.).

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Литературная игра «Кто они, мои сверстники — герои книг?».

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака».

Обсуждение прочитанных книг (беседа, дискуссии, споры).

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Книги зарубежных писателей (2 ч)

Книги зарубежных писателей (Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди).

Систематический каталог: практическая работа. Список книг зарубежных писателей для детей.

Библиографические справочники: отбор информации о зарубежных писателях (работа в группах). Переводчики книг.

Книги о детях войны (3 ч)

Книга Л. Воронковой «Девочка из города» (издания разных лет). Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление.

Аннотация. Каталожная карточка.

Работа в читальном зале. Книга В. Железникова «Девушка в военном».

Творческая работа «Дети войны с тобой рядом»: встречи, сбор материалов, оформление «Книги памяти».

Газеты и журналы для детей (3 ч)

Что такое периодика. Детские газеты и журналы. Структура газет и журналов. Издатели газет и журналов.

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр», «Пять углов», «Чудеса планеты Земля»; детские газеты «Пионерская правда», «Читайка», «Шапокляк».

Электронные периодические издания «Детская газета», «Антошка».

Создание классной газеты или журнала (работа в группах).

«Книги, книги, книги…» (2 ч)

Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.

Справочная литература. Энциклопедии для детей.

Сбор информации о Л.Н. Толстом и Х.К. Андерсене. Библиографические справочники.

Библиотечная мозаика: урок-игра «Что узнали о книгах?»

— готовить материал для классной и школьной газеты;

— пользоваться электронными газетами и журналами.



Формы и виды деятельности

2. Викторина.

3. Экскурсия.

4. Устный журнал.

5. Беседа.

6.Литературная игра.

7.Выставка работ учащихся (рисунки, книжки-малышки).

8.Инсценировка.



  • индивидуальный;

  • коллективный (конкурсы, выставки);

  • фронтальный;

  • групповой (при проведении экскурсий и выполнении заданий);

  • работа в парах




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема занятий

Количество часов

1

Книги-сборники былин, легенд, сказов.

1

2

Первые книги. Библия. Детская Библия.

1

3

Летописи. Рукописные книги.

1

4

История книги. Первопечатник Иван Фёдоров.

1

5

Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки

А.С. Пушкина».

1

6

Сказки бытовые, волшебные, о животных

1

7

. Сказки с загадками (русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка»). Конкурс-кроссворд «Волшебные предметы».

1

8

История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника.

1

9

Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен.

1

10

Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами

1

11

Герои басен. Инсценирование басен

1

12

Родные поэты

1

13

Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова.

1

14

Проект «Краски и звуки поэтического слова».

1

15

Книги Л.Н. Толстого для детей.

1

16

Л.Н. Толстой — сказочник и обработчик русских на-

родных сказок.

1

17

. Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка.

1

18

Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю».

1

19

Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Переводчики рассказа. Отзыв.

1

20

Художники-иллюстраторы книг о животных.

1

21

Дети — герои книг. Типы книг.

1

22

Книги-сборники произведений о детях.

1

23

Литературная игра «Расскажи о героях детских книг —твоих сверстниках».

1

24

Книги зарубежных писателей.

1

25

Библиографический справочник: отбор информации

о зарубежных писателях.

1

26

Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города».

Аннотация.

1

27

Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая».

1

28

Кто они — дети войны. Творческая работа «Дети войны

рядом с тобой» (встречи, сбор фотографий, оформление «Книги памяти»).

1

29

Библиотечный урок: самостоятельная работа с книгой

в читальном зале.

1

30

Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др.

1

31

Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др.

1

32

Создание классной газеты «Книгочей».

1

33

Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что

я знаю о книге?».

1

34-35

Словарь книгочея

2


Итого -35 часов















МОУ Ясашно-Ташлинская СОШ






Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам. директора Директор школы

учителей начальных классов по УВР ____________

Протокол №__ от_______ ____________ /М.В. Чернова/

Руководитель МО_______/С.В. Чернова/ /Н.А. Пищулина/





Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире книг»

3класс
35 часов (1 час в неделю)

2019-2020 учебный год

Составила Дмитрова Е.Г.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории