Рабочая программа
внеурочной деятельности
в 4 классе
«Подготовка к ВПР»
«Калейдоскоп наук»
Срок реализации – 1 год
Программа составлена
учителем начальных классов
«МОУ СОШ №80» Ласточкино» Ленинского района г. Саратова
Абдрахмановой З.Б.
г. Саратов, 2025 г.
Пояснительная записка
Программа «Калейдоскоп наук» общеинтеллектуального направления. Рассчитан для детей 10-11 лет. Срок реализации – 1 год. Общая продолжительность обучения составляет 34 часа. Занятия кружка проводятся в учебном кабинете, 1 раз в неделю по 45 мин.
Рабочая программа кружка «Калейдоскоп наук» разработан на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373);
Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Учебно-методического комплекта:
-Подготовка к ВПР. Итоговые тесты за курс начальной школы. Л.С.Ольховая, Н.М.Резникова, Е.Ю. Сухаревская.
- Готовимся к ВПР. РТ по окружающему миру. М.Ю.Демидова.
- Готовимся к ВПР. РТ по русскому языку. М.И.Кузнецова.
- Готовимся к ВПР. РТ по математике. О.А.Рыдзе, К.А. Краснянская.
-Итоговая аттестация за курс начальной школы по окружающему миру. Е.Г.Каткова.
- Итоговая аттестация за курс начальной школы по русскому языку. И.В.Щеглова.
- Итоговая аттестация за курс начальной школы по математике. Л.А.Иляшенко.
Выбор направления программы кружка направлен на подготовку учащихся 4 класса к ВПР.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.
Содержание заданий соответствует планируемым результатам обучения по математике, русскому языку, окружающему миру (ФГОС НОО).
Реализация программы «Калейдоскоп наук» предусматривает следующие формы работы с обучающими: занятия теоретического плана и тренировочные занятия, мини-работы, обучающие проверочные работы, диктанты и т.д.
На занятиях используются различные типы заданий: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов, задания на определение последовательности.
Цель:
реализация в полном объеме ООП НОО, направленная на повышение качества начального образования на уровне образовательной организации и качественную подготовку выпускников к Всероссийским проверочным работам..
Задачи программы:
обучающие:
-формирование общеинтеллектуальных умений;
-углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру.
-создание условий для повышения эффективности подготовки выпускников начальной школы к ВПР.
развивающие:
-формирование и развитие логического мышления;
-развитие речи и словарного запаса учащихся;
-развитие внимание, памяти;
воспитательные:
-формирование положительной мотивации к учению;
-формирование умение работать в группе.
Курс занятий основан на системно-деятельностном, компетентном и уровневом подходах.
В рамках кружка по подготовке к ВПР предусмотрена оценка сформированности УУД.
Русский язык, математика, окружающий мир:
Личностные действия: знание моральных норм и норм этикета, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; личностное; профессианальное; жизненное самоопределение.
Регулятивные действия: целеполагание , планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.
Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Занятия должны проводится в помещении с хорошим освещением.
Для занятия необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: рабочие тетради по подготовке к ВПР: окружающий мир, русский язык, математика, ручка, линейка, простой карандаш.
Способы проверки результатов: диктанты, проверочные работы, тесты.
Формы подведения итогов: выполнение ВПР.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Личностные УУД:
-сравнение и оценивание выполнения своей работы;
-устойчивый познавательный интерес к новым знаниям;
-адекватного понимания причин успешности /неуспешности в ходе выполнения заданий.
Метапредметными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
-учиться работать по предложенному учителем плану;
-учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом;
-составление плана решения проблемы совместно с учителем,;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
Коммуникативные:
- умение работать в паре, в группах;
-умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности;
-задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Планируемые результаты:
В результате изучения курса «Калейдоскоп наук» ( при условии регулярного посещения занятий) должно быть достигнуты определенные результаты по ВПР.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
изучения курса являются формирование следующих умений:
-самостоятельно выполнять задания;
-осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
-работать в группе;
-сравнивать величины( выбирать величину) для ответа на практический вопрос;
-планировать ход решения задачи, выбирать числовое выражение для ответа на вопрос;
-находить неизвестный компонент арифметического действия;
-различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
-находить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;
-умение различать звуки и буквы;
-умение находить правильное объяснение написания слов с орфограммами;
- умение определять значение слов по тексту;
-умение составлять небольшой связный текст на заданную тему;
-умение высказывать свое мнение и обосновывать его и т.д.
Учебно-тематический план
4 класс
| Разделы | Кол-во часов |
Русский язык |
1 | Фонетика и графика | 11 |
2 | Состав слова |
3 | Морфология |
4 | Синтаксис |
5 | Орфография |
6 | Лексика |
7 | Развитие речи |
Математика |
1 | Числовые величины | 11 |
2 | Арифметические действия |
3 | Работа с текстовыми задачами |
4 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. |
5 | Гоеметрические величины. |
6 | Работа с информацией. |
Окружающий мир |
1 | Человек и природа. | 11 |
2 | Человек и общество. |
1 | Итоговое занятие. | 1 |
Итог | 34 |
Планирование работы по подготовке к ВПР по русскому языку.
№ | Тема | Дата |
| Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки | |
| Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | |
| Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах | |
| Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах | |
| Выделять предложения с однородными членами | |
| Звуки и буквы. Мини-работа №1. | |
| Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | |
| Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения | |
| Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи | |
| Состав слова. Мини-работа №2. | |
| Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) | |
| Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие | |
| Лексическое значение слова. Мини-работа №3. | |
| Определять тему и главную мысль текста | |
| Делить тексты на смысловые части, составлять план текста | |
| Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста | |
| Определять значение слова по тексту | |
| Части речи. Мини-работа №4 | |
| 21 Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте | |
| Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс | |
| Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи. | |
| Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; | |
| Словосочетание. Предложение. Мини-работа №5. | |
| Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи | |
| Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора | |
| Орфография и пунктуация. Мини-работа №6. | |
| Находить в тексте предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся | |
| Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи / Проводить морфологический разбор глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора | |
| Проверочная работа №1. | |
| Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; оценивать правильность (уместность) выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста | |
| Проверочная работа №2. | |
| Умение выражать просьбу, благодарность или отказ в письменной форме в соответствии с нормами речевого этикета в ситуации межличностного общения, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы | |
33-34 | Проверочная работа №3,4 | |
Планирование работы по подготовке к ВПР по математике.
№ | Тема | Дата |
| Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) | |
| Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) | |
| Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | |
| Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | |
| Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | |
| Читать, записывать и сравнивать, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | |
| Числа и величины. Мини-работа №1 | |
| Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата | |
| Арифметические действия. Мини-работа №2 | |
| Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника | |
| Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника | |
| Читать несложные готовые таблицы / сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм | |
| Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) | |
| |
| Работа с текстовыми задачами. Мини-работа №3 | |
| Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; решать задачи в 3–4 действия | |
| Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними;решать задачи в 3–4 действия | |
| Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; решать задачи в 3–4 действия | |
| Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости | |
| Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Мини-работа №4 | |
| Интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы) | |
| Геометрические величины. Мини-работа №5 | |
| Овладение основами логического и алгоритмического мышления | |
| Овладение основами логического и алгоритмического мышления | |
| Решать задачи в 3–4 действия | |
| Решать задачи в 3–4 действия | |
| Работа с информацией. Мини-работа №6 | |
| Решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью | |
| Вычислять значение числового выражения (содержащего 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок) | |
| Проверочная работа №1 | |
| Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1) | |
| Читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью Проверочная работа №2 | |
| Вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата | |
| Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком) | |
Планирование работы по подготовке к ВПР по окружающему миру.
№ | Тема | Дата |
| Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | |
| Определение предмета по фотографии. Использование этого предмета человеком. | |
| Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | |
| Профессии людей. Определение представителя профессии по фотографии. Необходимые качества характера людям этой профессии. | |
| Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | |
| Определение по рисунку объектов, созданных природой | |
| Определение по рисунку объектов, созданных природой. Мини-работа №1 | |
| Смена дня и ночи на Земле. | |
| Работа с таблицами. | |
| Работа с таблицами. Мини-работа №2 | |
| Решение задач | |
| Решение задач | |
| Решение задач. Мини-работа №3 | |
| Определение плана действий. Восстановление последовательности действий | |
| Определение плана действий. Восстановление последовательности действий. Мини-работа №4 | |
| Работа с картой. | |
| Работа с картой. Мини-работа №5 | |
| Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. | |
| Определение животных по рисунку. Территория обитания животных. Мини-работа №6 | |
| Сравнение объектов живой и неживой природы. Их сходство и различие | |
| Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. | |
| Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи. Мини-работа №7 | |
| Сочинение по теме (7-8 предложений). Соблюдение норм речи | |
| Заполнение таблиц по исходным данным. | |
| Заполнение таблиц по исходным данным. Мини-работа №8 | |
| Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы | |
| Подбор соответствующей позиции начала и продолжения фразы. Мини-работа №9 | |
| Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. Мини-работа №10 | |
| Строение человека. Внутренние и внешние органы человека. Определение местоположения их по схеме. | |
| Вредные привычки | |
| Деление предметов на группы. Проверочная работа по вариантам. | |
| Деление предметов на группы. | |
| Знаки. Определение знака и правила к нему | |
| Проверочная работа №11 | |
Описание учебно-методического обеспечения.
1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2022
2. Канакина В.П. Русский язык: 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2022
3. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2022
4. Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2022
5 Моро М.И. , Волкова С.И. Математика. 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2022
6. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2022
7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс: Учебник для ОО с приложением на электронном носителе. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2022
8. Плешаков А.А. Окружающий мир.. 4 класс: Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2022
9. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2022