СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг"»


Программа «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика - читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель: создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

Задачи:

- расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника.

Формы работы:

- литературные игры;

- конкурсы-кроссворды;

- библиотечные уроки,

- путешествия по страницам книг;

- проекты;

- уроки-спектакли.

На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Планируемые УУД:

— осознавать значимость чтения для личного развития;

— формировать потребность в систематическом чтении;

— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее,

выборочное, поисковое);

— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

— уметь самостоятельно работать с новым произведением;

— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке,

дома и т. д.


Тематическое планирование

1 класс (33 ч)

Тема

Количество часов

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

4

Книги о Родине и природе.

1

5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

7

Книги современных писателей о детях.

1

8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

10

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

2

11

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1

12

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

13

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

14

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

15

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

16

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

17

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

18

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

19

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

20

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

21

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

22

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

23

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

24

В гостях у сказки.

2

25

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

26

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

27

Дети — герои книг детских писателей.

1

28

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

29

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого

1

30

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

31

Выставка книг любимых писателей

1


32

Викторина «По страницам любимых книг»

1

33

Обобщающий урок.

1







Содержание

Здравствуй, книга (2 ч)

Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?».

Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).

Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация

(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам

(работа в группах).

Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека.

Правила поведения в библиотеке.

Книги о Родине и родной природе (2 ч)

Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).

Структура книги, справочный аппарат книги.

Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой (рассматривание, чтение или слушание).

Писатели детям (3 ч)

Книги детских писателей-классиков (А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, Я. Аким, Л.Пантелеев).

Детские книги с рассказами современных писателей (М. Пляцковский, С. Георгиев, М. Дружинина, С. Степанов и др.).

Выставка книг детских писателей. Слушание и рассматривание одной из детских книг. Художники-иллюстраторы детских книг.

Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги.

Народная мудрость. Книги-сборники (2 ч)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты).

Игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

Творческая работа «Сочини загадку».

По страницам книг В. Сутеева (3 ч)

Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книги-сборника.

В. Сутеев — автор и художник-оформитель.

Игра «По страницам сказок В. Сутеева».

Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Самостоятельная поисковая работа в группах.

Сказки народов мира (3 ч)

Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения.

Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг.

Подготовка проведения конкурса «Герои народных сказок», инсценирование.Домики-сказки (коллективная проектная деятельность).

Книги русских писателей-сказочников (3 ч)

Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Слушание и чтение историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино».

Инсценирование отдельных историй.

Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах).

Детские писатели (3 ч)

Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки.

К. Чуковский детям: книги-произведения, книги-сборники.

Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина.

Книги-сборники произведений современных детских писателей.

Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов.

Сказки зарубежных писателей (3 ч)

Книги сказок Ш. Перро. Книга-произведение. Книга Ш. Перро

«Красная шапочка» в разных изданиях.

Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги.

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книга-сборник историй. Герои книги. Слушание и чтение отдельных историй.

Инсценирование отдельных картин-эпизодов из выбранной книги.

Книги-сборники стихотворений для детей (2 ч)

Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Бе-

рестова, С. Михалкова.

Поиск нужного произведения в книге-сборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?».

Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов».

Литературная игра «Послушай и назови».

Дети — герои книг (3 ч)

Дети — герои сказок. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка

и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино»,

Ш. Перро «Красная шапочка».

Парад героев сказок.

Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Игра «Диалоги героев».

Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Конкурс юмористических стихов.

Книги о животных (3 ч)

Книги-сборники о животных.

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»: слушание, рассматривание.

Обсуждение произведения и главного героя — дедушки Мазая.

Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» (работа в группах).

Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Работа в группах.

Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг».

Планируемые УУД:

— находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— пользоваться аппаратом книги;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.








Календарно -тематическое планирование учебного курса «В мире книг» в 1 классе


Тема

Кол

часов

Дата проведения

Дата по плану

Дата по факту

1

Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой.

1

06.09


2

Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение).

1

13.09


3

Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке.

1

20.09


4

Книги о Родине и природе.

1

27.09


5

Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник.

1

04.10


6

Книги-сборники писателей-классиков о детях.

1

11.10


7

Книги современных писателей о детях.

1

18.10


8

Потешки, шутки и считалки. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки».

1

25.10


9

Загадки о животных. Игра «Загадай загадку».

1

08.11


10

11

Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Отгадай загадку».

2

15.11

22.11


12

По страницам книг В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения).

1

29.11


13

В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей.

1

06.12


14

Литературная игра «По страницам сказок В. Сутеева».

1

13.12


15

Народные сказки (цепочки). Инсценирование знакомых сказок.

1

20.12


16

Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением.

1

27.12


17

Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе.

1

10.01


18

Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино».

1

17.01


19

По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй.

1

24.01


20

Книги С. Маршака. Выставка книг.

1

31.01


21

Книги-сборники произведений К. Чуковского.

1

07.02


22

Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг.

1

21.02


23

Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в разных изданиях.

1

28.02


24

Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса».

1

07.03


25

26

В гостях у сказки.

2

14.03

28.03


27

Стихотворения для детей. Книги-сборники.

1

04.04


28

Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов.

1

11.04


29

Дети — герои книг детских писателей.

1

18.04


30

Литературная игра «Вопросы и ответы».

1

25.04


31

Книги В. Бианки, Г. Скребицкого

1

16.05


32

Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

1

21.05


33

По страницам любимых книг. Выставка книг.

1

23.05