СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире книг".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/И.К.Костиди/

«___» __________2018г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П.Понизовцев/

Приказ от «___» ________2018г. № ___






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В мире книг


2 в класс




 

 

Бурлаевой Анны Юрьевны,

первая квалификационная категория





РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 «___» ________2018г.

Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/


РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «___» ________2018г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьёва/


ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1«____» _________________ 2018г.










с. Пригорское,

2018/2019 учебный год

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Уставом МБОУ Пригорской СШ;

- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);

- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;

- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.-

-авторской программы факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.);

  • требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования


Рабочая программа по курсу «В мире книг» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).












1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку

  • знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.




2. Содержание курса внеурочной деятельности



Тематическое планирование

п/п

Разделы программы

Количество

часов

В том

числе

теория

практика

Здравствуй, книга!

5

2

4

1.1

Книга, здравствуй!

3

1

2

1.2

Книгочей – любитель чтения.

2

1

1

Обогащение читательского опыта.

26

2


2.1

Книги о твоих ровесниках.

5

1

4

2.2

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники

4

-

4

2.3

Писатели-сказочники.

4

-

4

2.4

Книги о детях и для детей.

6

-

6

2.5

Старые добрые сказки.

3

1

2

2.6

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

2

-

2

2.7

Защитникам Отечества посвящается.

2

-

2

3.

По страницам любимых книг

3

1

2


Всего часов:

34

5

29




СОДЕРЖАНИЕ

Здравствуй, книга! (5 ч.)

Книга, здравствуй (3 ч.)

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.

Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.

Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения (2 ч.)

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Обогащение читательского опыта. (26 ч.)

Книги о твоих ровесниках (5 ч.)

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.

Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).

Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники (4 ч.)

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.

Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях и для детей (6 ч.)

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).

Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).

Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).


Старые добрые сказки (3 ч.)

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)

Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.

Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.

Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.

Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг. (3 ч.)

По страницам любимых книг (3 ч.)

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).

Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.

Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:

  • литературные игры,

  • конкурсы-кроссворды,

  • библиотечные уроки,

  • путешествия по страницам книг, проекты,

  • встречи с писателями родного края,

  • уроки-спектакли и т. д.

На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:

  • портретов писателей, поэтов;

  • репродукций картин в соответствии с содержанием программы;

  • художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;

  • иллюстраций к литературным произведениям.

Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.


Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

Участие в конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах; выпуск стенгазет газет, инсценирование сказок, чтение стихов, работа в библиотеке.




























Календарно-тематическое планирование

по курсу «В мире книг»

во 2 в классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.

Количество часов по четвертям: I четверть 8 часов; II четверть 7 часов;

III четверть 10 часов; IV четверть 8 часов.



Тема занятия

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

План

Фактически



Книга, здравствуй!


План

Факт

1

Роль книги в жизни человека.


Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль.

03.09



2

История создания книги. Первая печатная книга

на Руси.

Конкурс «Пословицы о книге и учении».


10.09



3

Структура книги.


Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители»

17.09




Книгочей – любитель чтения.




4

Экскурсия в библиотеку.


Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу.


24.09



5

Правила поведения

в библиотеке.


Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».


01.10




Книги о твоих ровесниках.




6

Выставка книг о детях. Структура книги.

Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети- герои детских книг». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.



08.10


7

Книги В. Осеевой.

Книга-сборник.



Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.


15.10



8

Книги Е.Пермяка. Титульный лист.

Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.


22.10


9

Книги В. Драгунского.

Типы книг.


Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.



12.11



10

Книги Н. Носова.

Аппарат книги


Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях.



19.11




Народная мудрость. Книги-сборники.




11

Малые жанры фольклора.


Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора


26.11


12

Пословицы.


Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц


03.12


13

Загадки.

Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку».


10.12


14

Скороговорки и чистоговорки


Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).



17.12




Писатели-сказочники.





15

Писатели-сказочники.


Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги.


24.12


16

Герои сказок. Викторина


Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде.


14.01


17

По страницам сказок

Х. К. Андерсена.



Обзор сказок Х.К. Андерсена.


21.01


18

Проект «Путешествие

в страну сказок»


Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность).


28.01




Книги о детях и для детей.




19

Книги о детях. Выставка книг


Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).


04.02


20

Герои книг В. Осеевой


Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой



11.02


21

Книги Н. Носова. Приключение-сказка

о Незнайке

Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова



18.02



22


Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы


Читать книги-сборники о детях и для детей С. Михалкова

24.02


25.02


23

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.




Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).


04.03


24

Сборники стихотворений

для детей.



Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).



11.03




Старые добрые сказки.





25

Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок


Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран.


18.03


26

Книги-сборники сказок народов мира.


Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу.


01.04


27

Народные сказки

на страницах детских журналов


Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

08.04





Книги о тех, кто подарил нам жизнь




28

Книги о семье.


Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье».


15.04


29

Стихи и рассказы о маме

Читать книги о семье, маме, детях.


22.04





Защитникам Отечества посвящается.




30

Защитники Отечества

в былинах и сказаниях


Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.



29.04


31

Книга А. Гайдара

«Сказка о Военной тайне…»


Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.


06.05






По страницам любимых книг




32

Библиотечный урок

«Хвала книге»


Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.


13.05


33

Презентация любимых книг.


Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).


20.05


34

Летнее чтение. Оформление дневника читателя.

Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя».



27.05