Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _________/И.К.Костиди/ «___» __________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Пригорской СШ _________/В.П.Понизовцев/ Приказ от «___» ________2018г. № ___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В мире книг
2 в класс
Бурлаевой Анны Юрьевны,
первая квалификационная категория
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол № 1 «___» ________2018г.
Руководитель ШМО _________/И.Г. Пороховая/
РАССМОТРЕНА на заседании методического совета
Протокол № 1 «___» ________2018г.
Председатель МС _________/Е.Н. Веремьёва/
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета
Протокол № 1«____» _________________ 2018г.
с. Пригорское,
2018/2019 учебный год
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 2 класса общеобразовательной школы и реализуется на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373) (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г., 22.09.2011г., 18.12.2012г., 29.12.2014г., 18.05.2015г., 31.12.2015г.);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Уставом МБОУ Пригорской СШ;
- основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Пригорской СШ (1-4 классы);
- учебным планом внеурочной деятельности МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год;
- календарным учебным графиком МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год.-
-авторской программы факультатива по литературному чтению Л.А. Ефросининой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. - «Вентана-Граф», 2014г.);
Рабочая программа по курсу «В мире книг» во 2 классе рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю (согласно календарному учебному графику МБОУ Пригорской СШ на 2018/2019 учебный год).
1. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты (формирование УУД)
Регулятивные УУД
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | В том числе |
теория | практика |
-
| Здравствуй, книга! | 5 | 2 | 4 |
1.1 | Книга, здравствуй! | 3 | 1 | 2 |
1.2 | Книгочей – любитель чтения. | 2 | 1 | 1 |
-
| Обогащение читательского опыта. | 26 | 2 | |
2.1 | Книги о твоих ровесниках. | 5 | 1 | 4 |
2.2 | Крупицы народной мудрости. Книги-сборники | 4 | - | 4 |
2.3 | Писатели-сказочники. | 4 | - | 4 |
2.4 | Книги о детях и для детей. | 6 | - | 6 |
2.5 | Старые добрые сказки. | 3 | 1 | 2 |
2.6 | Книги о тех, кто подарил нам жизнь. | 2 | - | 2 |
2.7 | Защитникам Отечества посвящается. | 2 | - | 2 |
3. | По страницам любимых книг | 3 | 1 | 2 |
| Всего часов: | 34 | 5 | 29 |
СОДЕРЖАНИЕ
Здравствуй, книга! (5 ч.)
Книга, здравствуй (3 ч.)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Книгочей — любитель чтения (2 ч.)
Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».
Обогащение читательского опыта. (26 ч.)
Книги о твоих ровесниках (5 ч.)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч.)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Писатели-сказочники (4 ч.)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Книги о детях и для детей (6 ч.)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Старые добрые сказки (3 ч.)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Книги о тех, кто подарил нам жизнь (2 ч.)
Книги о семье, маме, детях. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Защитникам Отечества посвящается (2 ч.)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
По страницам любимых книг. (3 ч.)
По страницам любимых книг (3 ч.)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» являются:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки,
путешествия по страницам книг, проекты,
встречи с писателями родного края,
уроки-спектакли и т. д.
На кружковых занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «В мире книг» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов:
портретов писателей, поэтов;
репродукций картин в соответствии с содержанием программы;
художественных фотографий в соответствии с содержанием программы;
иллюстраций к литературным произведениям.
Данной программой определено проведение итоговых занятий по окончании изучения ряда разделов в виде утренников.
Виды контроля знаний
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:
Участие в конкурсах, КВН, турнирах, олимпиадах; выпуск стенгазет газет, инсценирование сказок, чтение стихов, работа в библиотеке.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «В мире книг»
во 2 в классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель 34.
Количество часов по четвертям: I четверть 8 часов; II четверть 7 часов;
III четверть 10 часов; IV четверть 8 часов.
| Тема занятия | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения | План | Фактически |
| | Книга, здравствуй! | План | Факт |
1 | Роль книги в жизни человека. | Понять роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Иллюстрации в книге и их роль. | 03.09 | | |
2 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 10.09 | | |
3 | Структура книги. | Оформлять рукописную книгу «Мы художники-оформители» | 17.09 | |
| | Книгочей – любитель чтения. | | |
4 | Экскурсия в библиотеку. | Соблюдать правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельно читать выбранную книгу. | 24.09 | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | Посетить библиотеку. Понять что такое библиотечный формуляр, алфавитный каталог, назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь». | 01.10 | |
| | Книги о твоих ровесниках. | | |
6 | Выставка книг о детях. Структура книги. | Посетить библиотеку, выставку книг детских писателей. «Дети- герои детских книг». Конкурс - кроссворд «Имена героев детских книг». Презентация книг о детях-ровесниках. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 08.10 | |
7 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. | Знакомиться с книгами-сборниками В. Осеевой. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 15.10 | | |
8 | Книги Е.Пермяка. Титульный лист. | Знакомиться с книгами Е. Пермяка. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 22.10 | |
9 | Книги В. Драгунского. Типы книг. | Знакомиться с книгами В. Драгунского Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 12.11 | | |
10 | Книги Н. Носова. Аппарат книги | Знакомиться с книгами Н. Носова. Инсценировать отдельные эпизоды из рассказов о детях. | 19.11 | |
| | Народная мудрость. Книги-сборники. | | |
11 | Малые жанры фольклора. | Узнать о книгах-сборниках малых жанров фольклора. Путешествовать по тропинкам фольклора | 26.11 | |
12 | Пословицы. | Узнать о значении пословицы, что такое тема пословиц | 03.12 | |
13 | Загадки. | Знакомиться с загадками. Что такое тема загадок. Игра «Отгадай загадку». | 10.12 | |
14 | Скороговорки и чистоговорки | Конкурс скороговорок. «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах). | 17.12 | |
| | Писатели-сказочники. | | | |
15 | Писатели-сказочники. | Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Чтение выбранной книги. | 24.12 | |
16 | Герои сказок. Викторина | Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. | 14.01 | |
17 | По страницам сказок Х. К. Андерсена. | Обзор сказок Х.К. Андерсена. | 21.01 | |
18 | Проект «Путешествие в страну сказок» | Участвовать в творческой работе «Лукошко сказок» (проектная деятельность). | 28.01 | |
| | Книги о детях и для детей. | | |
19 | Книги о детях. Выставка книг | Знакомиться с книгами-сборниками о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.), книгами о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). | 04.02 | |
20 | Герои книг В. Осеевой | Читать книги-сборники о детях и для детей В. Осеевой | 11.02 | |
21 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке | Читать книги-сборники о детях и для детей Н. Носова | 18.02 | | |
22 | Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы | Читать книги-сборники о детях и для детей С. Михалкова 24.02 | 25.02 | |
23 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | Читать книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). | 04.03 | |
24 | Сборники стихотворений для детей. | Читать книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто). | 11.03 | |
| | Старые добрые сказки. | | | |
25 | Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок | Читать книги сказок народов мира. Узнавать о переводчиках, пересказчиках и обработчиках сказок народов других стран. | 18.03 | |
26 | Книги-сборники сказок народов мира. | Читать сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.) Вести поисковую работу. | 01.04 | |
27 | Народные сказки на страницах детских журналов | Посетить читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов. | 08.04 | |
| | Книги о тех, кто подарил нам жизнь | | |
28 | Книги о семье. | Знакомиться с жанрами произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Составлять рукописную книгу «Семья». Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». | 15.04 | |
29 | Стихи и рассказы о маме | Читать книги о семье, маме, детях. | 22.04 | |
| | Защитникам Отечества посвящается. | | |
30 | Защитники Отечества в былинах и сказаниях | Составлять рукописную книгу «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки. | 29.04 | |
31 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне…» | Работать с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. | 06.05 | | |
| | По страницам любимых книг | | |
32 | Библиотечный урок «Хвала книге» | Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. | 13.05 | |
33 | Презентация любимых книг. | Вести проектную деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). | 20.05 | |
34 | Летнее чтение. Оформление дневника читателя. | Оформлять еженедельник «Летнее чтение» или «Дневник читателя». | 27.05 | |