Пояснительная записка
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
Внеурочная работа по математике – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Содержание курса «В мире математики» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Курс внеурочной деятельности «В мире математики» в 4 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики 4 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники с математическими способностями имеют мотивацию к обучению математике, стремятся развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся с математическими способностями ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Занятия математического кружка содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Цель: расширение математического кругозора и эрудиции учащихся.
Задачи:
1.Развитие математических способностей учащихся, наблюдательности, геометрической зоркости, умений анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
2. Повышение эффективности и качества процесса обучения за счет
реализации средств ИКТ.
3. Воспитание интереса к предмету, к «открытию» оригинальных путей рассуждения. 4.Формирование навыков исследовательской деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметными результатами (универсальными учебными действиями) изучения данного курса являются:
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символистические средства для моделирования ситуации;
-конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
-сопоставлять полученный (промежуточные, итоговый) результат с заданным условием;
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать эффективный способ решения задачи;
-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-конструировать несложные задачи.
Предметными результатами являются:
-умение решать задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
-умение решать задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
-знакомство с старинными задачами. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
-знакомство с нестандартными задачами. Использование знаково - символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
-задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
-задачи на доказательство. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
-решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решений.
Основное содержание курса
Числа. Арифметические действия.
Исторические сведения о математике. Числа и операции над ними. Интересные приемы устного счета. Выбор арифметического действия. Группировка слагаемых. Приемы, упрощающие сложение. Приемы, упрощающие вычитание. Упражнения с многозначными числами. Восстановление деформированных примеров на умножение. Восстановление деформированных примеров на деление. Изучение интересных способов умножения и деления.
Задачи
Нестандартные задачи. Сложные задачи. Задачи, связанные с величинами. Задачи на составление уравнений. Задачи на переливание. Задачи на перекладывание. Задачи на взвешивание. Задачи на движение. Старинные задачи. Логические задачи. Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. Решение олимпиадных задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрия.
Преобразование геометрических фигур по заданной программе. Составление программ для преобразования фигур на плоскости. Пространственные фигуры. Конструирование фигур. Решение задач на нахождение площади и объёма пространственных фигур.
Занимательные задания
Математические забавы. Решение и составление ребусов Кроссворды, принципы их составления.
Формы проведения занятий
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
- построение алгоритма действий;
-фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
- работа в парах, взаимопроверка
- самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
- постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
- обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах
Тематическуое планирование
№ | Темы, разделы | Кол-во ча- сов | Теория | Практика |
Числа. Арифметические действия. |
1 | Вводное занятие. Эта странная наука | 1 | 1 | |
2 | История чисел. | 1 | 1 | |
3 | Приемы быстрого счета | 1 | 1 | |
4 | Числовые головоломки | 1 | 1 | |
5 | Составление выражений | 1 | 1 | |
6 | Загадки, связанные с натуральными числами | 1 | 1 | |
7 | Интересный способ умножения. | 1 | 1 | |
8 | Деление на 5 (50), 25 (250) | 1 | 1 | |
| | | | |
Задачи |
9 | Нестандартные задачи | 1 | 1 | |
10 | Сложные задачи | 1 | 1 | |
11 | Задачи, связанные с величинами. | 1 | 1 | |
12 | Задачи на составление уравнений | 1 | 1 | |
13 | Задачи на переливание. | 1 | | 1 |
14 | Задачи на перекладывание | 1 | | 1 |
15 | Задачи на взвешивание. | 1 | | 1 |
16 | Задачи на движение | 1 | 1 | |
17 | Старинные задачи | 1 | | 1 |
18 | Логические задачи | 1 | 1 | |
19 | Знакомство с исследовательским методом решения логических задач. | | 1 | |
20 | Решение олимпиадных задач | | 1 | |
Геометрия |
21 | Про квадрат | 1 | 1 | |
22 | Поговорим о круге | 1 | 1 | |
23 | О треугольнике | 1 | 1 | |
24 | Разрезание и складывание фигур. | 1 | | 1 |
25 | Геометрические головоломки. | 1 | 1 | |
26 | Геометрия клетчатой бумаги. | 1 | | 1 |
27 | Геометрическая викторина | 1 | | 1 |
28 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб | 1 | | 1 |
29 | Познавательная викторина «Путешествие по древнему Египту» | 1 | | |
Занимательные задания |
30 | Математические лабиринты. | 1 | | |
31 | Составление и решение кроссвордов | 1 | | |
32 | Математические фокусы | 1 | | |
33 | Математические игры | 1 | | |
34 | Обобщение изученного. Подведение итогов. | 1 | | |
Литература
1.Е.Б.Арутюнян , Г.Г .Левитас “Занимательная математика”.
2.В.В.Волина “Учимся играя”.
3.Т.К. Жигалкина “Игровые и занимательные задания по математике”.
4.В.Г. Житомирский “Путешествие по стране Геометрия”.
5.Г.П. Шалаева “Хочу стать математиком”.
6.О. И.Белякова Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
7.Ф.В.Варегина, С.В.Смирнова, З.П.Чеботарь. Дидактические игры и логические задачи на уроках математики в начальных классах. Тула, 1992.
8.Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин. Математическая шкатулка, - М.: Просвещение, 1988.
9.Н.Н.Аменицкий, И.П.Сахаров. Забавная арифметика, - М.: Наука, 1991.
10.И.Ф.Шарыгин. Наглядная геометрия, - М.: МИРОС, 1995.
11.Г.В.Керова. Нестандартные задачи по математике, -М.: Вако, 2006.