СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитывая возрастно-половые  особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования ЗОЖ личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются  физические качества, но и  активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "В здоровом теле - здоровый дух!"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




















Автор программы:

Ткаченко Александр Николаевич

учитель физической культуры

МБОУ СОШ № 1с.Арзгир

Арзгирского района

Ставропольского края




Август, 2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373), на основании Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (утверждена приказом директора МБОУ СОШ №2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края от 29. 08.2017г. №221).

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа способствует познавательном и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.

Нормативно - правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной

программы начального общего образования.

Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.

Цели и задачи.

Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования ЗОЖ личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

- укрепление здоровья школьников посредством развития внеурочной деятельности и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

- формирование общих представлений о ЗОЖ, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

2. Планируемые результаты освоения программы «В здоровом теле, - здоровый дух!»

Оздоровительные результаты программы:

- осознание обучающимися, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;

-умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

-первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья. Обучающиеся, посещающие занятия на свежем воздухе, занятия в спортивном, тренажерном залах, занятия творческим делом. Будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим и младшим ребятам, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Все это, позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию компетенций о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выявлять связь занятий внеурочной деятельности с трудовой и оборонной деятельностью;

  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Способы внеурочной деятельности

Выпускник научится:

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;

  • организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

  • измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести тетрадь по с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей ЗОЖ;

  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;

  • выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);

  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

  • принимать участь в конкурсах

Выпускник получит возможность научиться:

  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации в танцах;

Требования к результатам

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы появляются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы появляются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу изучения программы

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся должны:

  • иметь представление:

    • о связи занятий с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;

    • о режиме дня и личной гигиене;

    • о правилах составления комплексов утренней зарядки;

  • уметь:

  • выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;

  • выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;

  • играть в подвижные игры;

  • выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами.

3. Содержание программы:

Общий объем программы 68 часов, режим работы 0,5 часов в неделю. Срок реализации программы - 4 учебных года. Наполняемость группы-16 человек. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов в возрасте 7-11 лет. Продолжительность занятий-30 минут. Занятия проводятся на открытом воздухе (стадионе, игровой площадке), спортивном зале, тренажерном зале, в классе.

Программа  построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального  здоровья.

Программа «В здоровом теле – здоровый дух»  носит адаптированный характер.

Внеурочная деятельность по данной программе разработана в 4 направлениях:

-прогулки на свежем воздухе

-занятия в спортивном и тренажерном залах

-занятия художественным трудом

-занятия дома

Занятия спортивного плана («Спортивный час»), проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, направленные на снятие умственного и физического утомления, развитие основных физических качеств, повышение качества техники спортивных игр, игры с элементами пионербола, волейбола.

На занятиях художественным трудом, работа спланирована так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятий имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

В связи с низкими показателями здоровья детей, проводится профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление мышечного корсета, снятие умственного, физического утомления по средствам релаксации, развитие физических качеств посредством подвижных игр. В занятия включены комплексы с применением предметов: (гимнастические палки, кубики, мешочки с песком, малые мячи); и оборудования: на гимнастической стенке и турнике, наклонной скамейки. На занятиях проводится релаксация – психическое расслабление. Расслабление тела важно не только для физического отдыха, но также важно для отдыха мозга и успокоения нервной системы. С помощью презентаций, бесед, сказочных рассказов, наглядного материала по данной тематике, дает полную картину о причинах возникновения и последствиях болезней. Поэтому дети, занимающиеся в кружке, понимают важность его посещения.

В реализации программы использованы следующие методы и формы.

Методы деятельности: игровой, репродуктивный, продуктивный, объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый. Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр презентаций, праздники, игры – путешествия,, экскурсии.

Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке был проведен анализ предметных программ по физкультуре, технологии, природоведению.

Сроки и этапы реализации программы:

І этап 1 класс.

«Здоровье первоклассника» - 2018 – 2019 гг.

ІІ этап 1-2 класс.

«Здоровый второклассник»

- 2019 – 2020 гг.

ІІІ этап 3 - 4 класс.

«В четвертый класс со здоровьем» - 2020– 2021 гг.

1 этап – подготовительный (май – сентябрь 2018 год):

  • анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к «вредным привычкам»;

  • изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;

  • разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.

2 этап – апробационный (октябрь 2019– декабрь 2020 г.г.):

  • внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее

  • эффективных;

  • систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;

выполнение оздоровительных мероприятий.

3 этап - контрольно-обобщающий (январь2020 – июнь 2021 г.г.):

  • сбор и анализ результатов выполнения программы;

  • коррекции деятельности.


















Тематическое планирование курса «В здоровом теле – здоровый дух»


1 класс.

«Здоровье первоклассника»



Мероприятие, форма

Цель

Срок

Кол-во часов

Ответственный

1.

Режим дня – основа жизни человека

(беседа – игра)


Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня


Сентябрь

2

Руководитель кружка

2.

Скуку простуду,

безделье меняем на

бодрость, здоровье,

веселье (практикум)


Обучить навыкам

выполнения правильного

пробуждения,

выполнения гимнастики,

массажа, правильного

питания


Октябрь

1,5

Руководитель кружка

3.

О Сидоре Пашке – ужасном замарашке (инсценировка)

Формировать гигиенические навыки

Ноябрь

2

Руководитель кружка

4.

Если хочешь быть здоров!

Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности

Декабрь

2

Руководитель кружка

5.

Зимушка – зима (час развлечений на прогулке)

Формировать навыки игры на улице

Январь

1

Руководитель кружка

6.

Зимние затеи (спортивный праздник)

Формировать подвижно- игровые навыки

Февраль

1,5

Руководитель кружка

7.

Мойдодыр (беседа)

Вызвать интерес к вопросам здоровья,

ответственность за

состояние своего

организма


Март

1,5

Руководитель кружка

8.

Умеем ли мы

правильно питаться?

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Формировать

представление об

основных питательных

веществах и продуктах,

их содержащих


Апрель

2

Руководитель кружка



9.



Растем здоровыми

(музыкально –

спортивный час)




Формировать навыки

игровой деятельности




Май



1,5



Руководитель кружка



2 класс.

«Здоровый второклассник»




Мероприятие, форма

Цель

Срок

Кол- во часов

Ответственный

1.

Осенний калейдоскоп(беседа о здоровой и полезной пище)

Пробудить заботу о

здоровье, осознать

важность

правильного питания


Сентябрь

1,5

Руководитель кружка

2.



Как сохранить зрение (беседа)



Познакомить с

причинами глазных

болезней и их

профилактикой,

разучить упражнения

для профилактики

глазных заболеваний




Октябрь



2



Руководитель кружка

3.

Детские забавы(спортивно –развлекательный

час)


Развивать

спортивные

способности у детей


Ноябрь

2

Руководитель кружка

4.

Семь С

(спортивные

состязания)


Развивать силу,

скорость,

сообразительность,

сноровку, смекалку,

сплоченность и т.д.


Декабрь

1

Руководитель кружка

5.

Растения и человек

(интегрированные

занятия)


Познакомить с

понятием «кожа» и

ее функциями, с

правилами ухода за

кожей с помощью

лечебных растений


Январь

1,5

Руководитель кружка

6.

Кулинарное

путешествие по

Простоквашино

(инсценировка

сказки)


Рассказать о пользе

каши для здоровья,

познакомить с

традициями блюд

русской кухни


Февраль

1,5

Руководитель кружка

7.

Поешь рыбки –

будут ноги прытки

(игра-конкурс)


Формировать

представления о

полезных свойствах

рыбных блюд


Март

2

Руководитель кружка

8.

Кулинарные

традиции моей

семьи (разработка

проектов)


Формировать навыки

сбора данных и

оформления

проектов


Апрель

2

Руководитель кружка





3 класс.

«Здоровая пища третьеклассника»



Мероприятие, форма

Цель

Срок

Кол- во часов

Ответственный

1.

Цена ломтика

(беседа)


Расширить знания о

пользе, ценности хлеба,

воспитывать чувство

бережного отношения к

хлебу


Сентябрь

1,5

Руководитель кружка

2.

Правила поведения

в столовой (занятие

– практикум)


Добиться уяснения

учащимися правил

поведения в столовой,

проработать правила

хорошего тона за столом


Октябрь

2

Руководитель кружка

3.

Это удивительное

молоко (занятие-

исследование)


Расширить знания о

пользе молока, молочных

продуктов


Ноябрь

2

Руководитель кружка

4.

Необычное

путешествие в

Страну чипсов и

сухариков (игра)


Расширить знания о вреде

данных продуктов


Декабрь

1

Руководитель кружка

5.

Самые полезные

продукты

(театрализованные

занятия)


Учить выбирать самые

полезные продукты


Январь

1,5

Руководитель кружка

6.

Что надо есть, если

хочешь стать

сильнее (беседа)




Формировать

представление о связи

рациона питания и

здорового образа жизни


Февраль

1,5

Руководитель кружка

7.

Где найти витамины Познакомить со

весной (игра-

путешествие по

станциям)


Познакомить со

значением витаминов и

минеральных веществ в

жизни человека


Март

2

Руководитель кружка

8.

День рождения

Зелибобы (герой

улицы Сезам)


Закрепить полученные

знания о правильном

питании


Апрель

2

Руководитель кружка

9.

Секреты поваренка

(круглый стол)


Формировать

представление о

последствиях

неправильного питания

для организма


Май

1.5

Руководитель кружка


4 класс.

«В четвертый класс со здоровьем»



Мероприятие, форма

Цель

Срок

2

Ответственный

1.

Учись быть

здоровым (игра)


Способствовать

осознанию

необходимости

бережного отношения

к своему организму


Сентябрь

1,5

Руководитель кружка

2.

Здоровяк

предупреждает

(игра – КВН)


Формировать у

учащихся

представления о том,

что здоровье – главная

ценность в жизни


Октябрь

2

Руководитель кружка

3.

Кулинарные

обычаи (игра –

путешествие)


Закрепить знания о

законах здорового

питания


Ноябрь

2

Руководитель кружка

4.

Питание и красота

(кулинарный

практикум)


Воспитывать культуру

питания


Декабрь

1

Руководитель кружка

5.

Спортивно –

массовое

мероприятие

«Зимние забавы»


Формировать

стремление к

здоровому образу

жизни


Январь

1,5

Руководитель кружка

6.

Удивительные

превращения

колоска (занятие –

беседа)


Закрепить знания

учащихся о

значимости хлеба в

рационе питания,

прививать бережное

отношение к хлебу


Февраль

1,5

Руководитель кружка

7.

Волк и семеро

козлят на

валеологический

лад (музыкально-

спортивный

праздник)


Развивать ловкость,

быстроту, скорость и

других двигательных

качеств


Март

2

Руководитель кружка

8.

Кафе

«Здоровейка»

(разработка

проектов)


Формировать у детей

привычку правильно

питаться


Апрель

2

Руководитель кружка

9.

Кафе

«Здоровейка»

(защита проектов)


Май

1.5

Руководитель кружка











4.Литература.

1. Валеология: Учеб. Пособие.  Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб., 1995.

2. Ворочай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.

3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита - СПб.,1997.

5. Ковалько. В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.

6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.

7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья - СПб.,1998.

8. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.

9. Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005

10. Турунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.- М.,1996

11. Яровая Л.Н., Ширенко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г- 2008 г.

12. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры».

13.Журналы: Педсовет: №8 август 2008г, №5 май 2004г ,№8 август 2009г.

14. Школьные игры и конкурсы №1 январь 2011г

15.Махов Ф.С. «Подросток и свободное время», 1982.

16.Черемашкина Л.В. «Развитие внимания детей», 1997.

17.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день», пособие для родителей и педагогов, 1997.

18.Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996



11