Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор программы:
Ткаченко Александр Николаевич
учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 1с.Арзгир
Арзгирского района
Ставропольского края
Август, 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 06.10.2009г. №373), на основании Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края (утверждена приказом директора МБОУ СОШ №2 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края от 29. 08.2017г. №221).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «В здоровом теле здоровый дух» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа способствует познавательном и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Наличие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни позволит сохранить здоровье обучающихся в дальнейшем.
Нормативно - правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной
программы начального общего образования.
Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья на ступени начального общего образования.
Цели и задачи.
Учитывая возрастно-половые особенности младших школьников, целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования ЗОЖ личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития внеурочной деятельности и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о ЗОЖ, его значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
2. Планируемые результаты освоения программы «В здоровом теле, - здоровый дух!»
Оздоровительные результаты программы:
- осознание обучающимися, необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром;
-умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
-первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья. Обучающиеся, посещающие занятия на свежем воздухе, занятия в спортивном, тренажерном залах, занятия творческим делом. Будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим и младшим ребятам, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким. Все это, позволит сформировать у обучающихся не только мотивацию на ведение здорового образа, а будет способствовать формированию компетенций о социальной, психологической и соматической составляющей здоровья и уверенности в необходимости заботы о собственном здоровье.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий внеурочной деятельности с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы внеурочной деятельности
Выпускник научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей ЗОЖ;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
принимать участь в конкурсах
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации в танцах;
Требования к результатам
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы появляются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы появляются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу изучения программы
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся должны:
иметь представление:
о связи занятий с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о правилах составления комплексов утренней зарядки;
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами.
3. Содержание программы:
Общий объем программы 68 часов, режим работы 0,5 часов в неделю. Срок реализации программы - 4 учебных года. Наполняемость группы-16 человек. Программа предназначена для учащихся 1-4 классов в возрасте 7-11 лет. Продолжительность занятий-30 минут. Занятия проводятся на открытом воздухе (стадионе, игровой площадке), спортивном зале, тренажерном зале, в классе.
Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического, психологического и социального здоровья.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух» носит адаптированный характер.
Внеурочная деятельность по данной программе разработана в 4 направлениях:
-прогулки на свежем воздухе
-занятия в спортивном и тренажерном залах
-занятия художественным трудом
-занятия дома
Занятия спортивного плана («Спортивный час»), проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Основным его содержанием являются общеразвивающие упражнения и подвижные игры, направленные на снятие умственного и физического утомления, развитие основных физических качеств, повышение качества техники спортивных игр, игры с элементами пионербола, волейбола.
На занятиях художественным трудом, работа спланирована так, чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа занятий имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
В связи с низкими показателями здоровья детей, проводится профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление мышечного корсета, снятие умственного, физического утомления по средствам релаксации, развитие физических качеств посредством подвижных игр. В занятия включены комплексы с применением предметов: (гимнастические палки, кубики, мешочки с песком, малые мячи); и оборудования: на гимнастической стенке и турнике, наклонной скамейки. На занятиях проводится релаксация – психическое расслабление. Расслабление тела важно не только для физического отдыха, но также важно для отдыха мозга и успокоения нервной системы. С помощью презентаций, бесед, сказочных рассказов, наглядного материала по данной тематике, дает полную картину о причинах возникновения и последствиях болезней. Поэтому дети, занимающиеся в кружке, понимают важность его посещения.
В реализации программы использованы следующие методы и формы.
Методы деятельности: игровой, репродуктивный, продуктивный, объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый. Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр презентаций, праздники, игры – путешествия,, экскурсии.
Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии нормативно- правовой базой, с учетом требований САНПИНа, на основе изучения интересов, запросов детей и родителей. При разработке был проведен анализ предметных программ по физкультуре, технологии, природоведению.
Сроки и этапы реализации программы:
І этап 1 класс.
«Здоровье первоклассника» - 2018 – 2019 гг.
ІІ этап 1-2 класс.
«Здоровый второклассник»
- 2019 – 2020 гг.
ІІІ этап 3 - 4 класс.
«В четвертый класс со здоровьем» - 2020– 2021 гг.
1 этап – подготовительный (май – сентябрь 2018 год):
анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к «вредным привычкам»;
изучение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ и их внедрение;
разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий.
2 этап – апробационный (октябрь 2019– декабрь 2020 г.г.):
внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, выявление наиболее
эффективных;
систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ;
выполнение оздоровительных мероприятий.
3 этап - контрольно-обобщающий (январь2020 – июнь 2021 г.г.):
Тематическое планирование курса «В здоровом теле – здоровый дух»
1 класс.
«Здоровье первоклассника»
| Мероприятие, форма | Цель | Срок | Кол-во часов | Ответственный |
1. | Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра) | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня | Сентябрь | 2 | Руководитель кружка |
2. | Скуку простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум) | Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания | Октябрь | 1,5 | Руководитель кружка |
3. | О Сидоре Пашке – ужасном замарашке (инсценировка) | Формировать гигиенические навыки | Ноябрь | 2 | Руководитель кружка |
4. | Если хочешь быть здоров! | Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности | Декабрь | 2 | Руководитель кружка |
5. | Зимушка – зима (час развлечений на прогулке) | Формировать навыки игры на улице | Январь | 1 | Руководитель кружка |
6. | Зимние затеи (спортивный праздник) | Формировать подвижно- игровые навыки | Февраль | 1,5 | Руководитель кружка |
7. | Мойдодыр (беседа) | Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма | Март | 1,5 | Руководитель кружка |
8. | Умеем ли мы правильно питаться? Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих | Апрель | 2 | Руководитель кружка |
9. | Растем здоровыми (музыкально – спортивный час) | Формировать навыки игровой деятельности | Май | 1,5 | Руководитель кружка |
2 класс.
«Здоровый второклассник»
| Мероприятие, форма | Цель | Срок | Кол- во часов | Ответственный |
1. | Осенний калейдоскоп(беседа о здоровой и полезной пище) | Пробудить заботу о здоровье, осознать важность правильного питания | Сентябрь | 1,5 | Руководитель кружка |
2. | Как сохранить зрение (беседа) | Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний | Октябрь | 2 | Руководитель кружка |
3. | Детские забавы(спортивно –развлекательный час) | Развивать спортивные способности у детей | Ноябрь | 2 | Руководитель кружка |
4. | Семь С (спортивные состязания) | Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д. | Декабрь | 1 | Руководитель кружка |
5. | Растения и человек (интегрированные занятия) | Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями, с правилами ухода за кожей с помощью лечебных растений | Январь | 1,5 | Руководитель кружка |
6. | Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки) | Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни | Февраль | 1,5 | Руководитель кружка |
7. | Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс) | Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд | Март | 2 | Руководитель кружка |
8. | Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов) | Формировать навыки сбора данных и оформления проектов | Апрель | 2 | Руководитель кружка |
3 класс.
«Здоровая пища третьеклассника»
| Мероприятие, форма | Цель | Срок | Кол- во часов | Ответственный |
1. | Цена ломтика (беседа) | Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу | Сентябрь | 1,5 | Руководитель кружка |
2. | Правила поведения в столовой (занятие – практикум) | Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом | Октябрь | 2 | Руководитель кружка |
3. | Это удивительное молоко (занятие- исследование) | Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов | Ноябрь | 2 | Руководитель кружка |
4. | Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра) | Расширить знания о вреде данных продуктов | Декабрь | 1 | Руководитель кружка |
5. | Самые полезные продукты (театрализованные занятия) | Учить выбирать самые полезные продукты | Январь | 1,5 | Руководитель кружка |
6. | Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа) | Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни | Февраль | 1,5 | Руководитель кружка |
7. | Где найти витамины Познакомить со весной (игра- путешествие по станциям) | Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека | Март | 2 | Руководитель кружка |
8. | День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам) | Закрепить полученные знания о правильном питании | Апрель | 2 | Руководитель кружка |
9. | Секреты поваренка (круглый стол) | Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма | Май | 1.5 | Руководитель кружка |
4 класс.
«В четвертый класс со здоровьем»
| Мероприятие, форма | Цель | Срок | 2 | Ответственный |
1. | Учись быть здоровым (игра) | Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму | Сентябрь | 1,5 | Руководитель кружка |
2. | Здоровяк предупреждает (игра – КВН) | Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни | Октябрь | 2 | Руководитель кружка |
3. | Кулинарные обычаи (игра – путешествие) | Закрепить знания о законах здорового питания | Ноябрь | 2 | Руководитель кружка |
4. | Питание и красота (кулинарный практикум) | Воспитывать культуру питания | Декабрь | 1 | Руководитель кружка |
5. | Спортивно – массовое мероприятие «Зимние забавы» | Формировать стремление к здоровому образу жизни | Январь | 1,5 | Руководитель кружка |
6. | Удивительные превращения колоска (занятие – беседа) | Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу | Февраль | 1,5 | Руководитель кружка |
7. | Волк и семеро козлят на валеологический лад (музыкально- спортивный праздник) | Развивать ловкость, быстроту, скорость и других двигательных качеств | Март | 2 | Руководитель кружка |
8. | Кафе «Здоровейка» (разработка проектов) | Формировать у детей привычку правильно питаться | Апрель | 2 | Руководитель кружка |
9. | Кафе «Здоровейка» (защита проектов) | Май | 1.5 | Руководитель кружка |
4.Литература.
1. Валеология: Учеб. Пособие. Под редакцией В.П.Соломина, Ю.Л.Варламова. – Спб., 1995.
2. Ворочай А.В. «Дорогая сигарета», М., 2004 г.
3. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
4. Зайцев Г.К. Уроки Айболита - СПб.,1997.
5. Ковалько. В.И.»Здоровьесберегающие технологии…» Москва, «ВАКО» 2007 г.
6. Научно-методический журнал «Начальная школа» Москва, 2004-2009 г.
7. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья - СПб.,1998.
8. Обухова Л.А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Москва, «ВАКО» 2007 г.
9. Составитель Долгопол О.Н. «Работа с родителями по профилактике наркоманов у детей и подростков» К-д, КОИПК и ПРО, 2005
10. Турунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: Советы психолога родителям.- М.,1996
11. Яровая Л.Н., Ширенко О.Е. «Внеклассные мероприятия. 3 класс». «Внеклассные мероприятия. 4 класс», «Внеклассные мероприятия. 2 класс» Москва, «ВАКО» 2007 г- 2008 г.
12. С.К. Якуб «Вспомним забытые игры».
13.Журналы: Педсовет: №8 август 2008г, №5 май 2004г ,№8 август 2009г.
14. Школьные игры и конкурсы №1 январь 2011г
15.Махов Ф.С. «Подросток и свободное время», 1982.
16.Черемашкина Л.В. «Развитие внимания детей», 1997.
17.Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день», пособие для родителей и педагогов, 1997.
18.Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей», Ярославль, 1996
11