МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №43»
Рабочая программа
внеурочной деятельности
“Волейбол”
для учащихся 8-11 классов
Автор программы
учитель физической культуры
Бобров Алексей Фёдорович
2022-2023 год
Оглавлени
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Волейбол»
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 4
Содержание программы. 4
Контрольные нормативы по основам физической подготовки в баскетболе 6
Календарно – тематическое планирование. 7
Список литературы 8
Спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа занятий внеурочной деятельности
«Волейбол»
Автор: руководитель занятий
внеурочной деятельности
Бобров Алексей Фёдорович
Пояснительная записка
Главным фактором школьной спортивной жизни является внеклассная работа. Основу её составляет организация школьной спортивной секции.
Рабочая программа по спортивно-оздоровительной направленности секции «Волейбол» для обучающихся 8 – 11 классов разработана на основе:
- «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
- «неурочная деятельность учащихся: волейбол, под редакцией Г.А. Колодницкий, В. С. Кузнецов (2011г.)
Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования обучающихся общеобразовательной организации с использованием двигательной активности из раздела «волейбол».
Основной принцип работы секции по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях. Программа предусматривает проведение практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Цель занятий: формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди обучающихся школы, пропаганда ЗОЖ.
Задача занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-развивать у обучающихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
- воспитывать у обучающихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность;
-укрепить здоровье, содействовать гармоническому физическому развитию;
-привить теоретические и практические навыки игры в волейбол;
- организация полезной занятости обучающихся школы с целью профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Для обучения набираются все желающие, не имеющие противопоказаний для занятий спортивными играми.
Учебная работа в секции осуществляется на основе данной программы, которая содержит материал теоретических и практических занятий. Теоретические занятия проводятся в форме бесед в процессе практических занятий. Практические занятия должны быть разнообразными и эмоциональными. Программа рассчитана на 68 часов (занятия 1 раз в неделю по 2 часа).
Учебно-тематический план
№ по порядку | Наименование раздела | Кол-во часов |
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | В процессе занятий |
| Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом |
| Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма |
| Основы методики обучения в волейболе | 18 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | 12 |
| Общая и специальная физическая подготовка | 12 |
| Основы техники и тактики игры | 12 |
| Контрольные игры и соревнования | 7 |
| Контрольные испытания | 7 |
| Всего | 68 |
Содержание программы:
Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.
Основы методики обучения в волейболе.
Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.
Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.
Общая и специальная физическая подготовка.
Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.
Основы техники и тактики игры.
Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).
Формы проведения занятий: практические занятия, эстафеты, подвижные игры, спортивные соревнования, физкультурные праздники, обучающие и двусторонние игры, товарищеские встречи.
Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность, последовательность.
Ведущими методами обучения являются:
словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении. Для этой цели рекомендуется использовать: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчёт;
наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий;
практические методы: метод упражнений, игровой метод.
Требования к уровню подготовки обучающихся;
Знать-влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме, зависимость появления травм от неправильного отношения к гигиеническим требованиям;
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
основы методики обучения и тренировки по волейболу.
правила игры;
технику и тактику игры в волейбол; строевые команды;
методику судейства учебно-тренировочных игр; общие рекомендации к созданию презентаций;
Уметь-выполнять индивидуально специально подобранные физические упражнения для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости;
соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении соревнований;
выполнять индивидуальные и групповые тактические действия в нападении и защите;
выполнять технические действия с мячом и без мяча в нападении и защите;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
осуществлять судейство соревнований по волейболу;
работать с книгой спортивной направленности;
самостоятельно составлять выступления и презентацию к ним;
По окончании реализации программы ожидается достижение следующих результатов:
Достижения высокого уровня физического развития у обучающихся по данной программе;
Призовые места на соревнованиях областного уровня;
Устойчивое овладение умениями и навыками игры;
Развитие у обучающихся потребности в продолжении занятий спортом как самостоятельно так и в спортивной секции после окончания школы;
Укрепление здоровья обучающихся, повышение функционального состояния всех систем организма;
Умение контролировать психическое состояние.
Контрольные нормативы по основам технической подготовки в волейболе
№ норматива п/п | Контрольные нормативы | Пол | Показатели |
низкий | средний | высокий |
1 | Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз). | муж | 12 | 14 | 16 |
жен | 9 | 11 | 14 |
2 | Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз). | муж | 10 | 12 | 14 |
жен | 8 | 10 | 12 |
3 | Передача мяча в парах, без потерь. Расстояние 5–6 м (кол-во раз). | муж | 17 | 20 | 25 |
жен | 12 | 15 | 20 |
4 | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку. | муж | 5 | 10 | 15 |
жен | 3 | 6 | 10 |
5 | Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в левую/ правую половину площадки, по заданию преподавателя. | муж | 2 | 3 | 4 |
жен | 1 | 2 | 3 |
6 | Передача на точность через сетку, из зоны 4 в зону 6,из 5 попыток. | муж | 3 | 4 | 5 |
жен | 3 | 4 | 5 |
7 | Нижние передачи над собой.. | муж | 15 | 20 | 25 |
жен | 10 | 15 | 20 |
8 | Верхние передачи над собой | муж | 15 | 20 | 25 |
жен | 10 | 15 | 20 |
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | Кол-во часов |
по плану | по факту |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | | | 2 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 2 |
| Основы техники и тактики игры | | | 2 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | | | 2 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 2 |
| Основы техники и тактики игры | | | 2 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | | | 2 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 2 |
| Основы техники и тактики игры | | | 2 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | | | 2 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 2 |
| Основы техники и тактики игры | | | 2 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 2 |
| Контрольные испытания | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | | | 2 |
| Общая и специальная физическая подготовка | | | 2 |
| Основы техники и тактики игры | | | 2 |
| Контрольные испытания | | | 2 |
| Контрольные испытания | | | 2 |
| Основы методики обучения в волейболе | | | 2 |
| Подвижные игры с элементами волейбола | | | 2 |
| Контрольные испытания | | | 2 |
| Контрольные игры и соревнования | | | 2 |
Список литературы
Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. – М.: Просвещение, 2011. – 77с.: ил. – (Работаем по новым стандартам).
Волейбол в школе. Пособие для учителя/В.А. Голомазов, В.Д. Ковалёв, А.Г. Мельников. – М.: «Просвещение», 1976. 111с.
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5–9 классы: проект. (Стандарты второго поколения). – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. 61с.
Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.
Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. – М.: Физическая культура и спорт, 1983.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2001.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г. Раздел 3. Х-Х1 классы. Часть1. п.1.4.2. Спортивные игры. Программный материал по спортивным играм (Х-Х1 классы). Волейбол (юноши и девушки). Часть111. Внеклассная работа. Спортивные секции. Волейбол. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И.Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич)