СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в историю" для 4 класса

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в историю" для 4 класса, на основе авторской программы  Е.В. Саплиной, А.И. Саплина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Введение в историю" для 4 класса»

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Введение в историю» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, на основе авторской программы «Введение в историю» Е.В. Саплиной, А.И. Саплина, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».

Программа рассчитана на 34 часа в год в 4 классе (1 час в неделю).

Планируемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • историю возникновения времени, механизмы, измеряющие время;

  • историю своей родословной;

  • древнее происхождение и значение некоторых имен;

  • отличие исторической карты от географической;

  • название историю своего села, города, столицы;

  • историю вещей, предметов одежды;

  • историю возникновения Российского герба, флага, монет;

  • историю возникновения письменности на Руси, первых книгопечатников, историю алфавита;

  • известных археологов и современные раскопки на территории Хабаровского края.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться единицами времени;

  • составлять свое генеалогическое древо;

  • пользоваться географической картой;

  • читать историческую и географическую карты с приведенными условными обозначениями;

  • находить на карте свое село, муниципальный и краевой центры, столицу;

  • выделять архитектурные памятники из общего числа строений города, села;

  • различать герб, флаг России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Предполагается, что результатом изучения курса введение в историю является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

  • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;

  • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Введение. Что изучает история?

Лента времени. Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра» и «до нашей эры». Механизмы, измеряющие время.

Моя родословная. У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.

Я и мое имя. Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.

История на карте. Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты. Чтение карты, определение местоположения исторических действий.

Название моего города. В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. Что означают географические названия. Географические имена- свидетели прошлого. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.

История в архитектурных памятниках. История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. Здание как памятник архитектуры. Материал для строительства.

История  вещей. Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах.  Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. Новые вещи и предметы.

Одежда в разные времена. Роль одежды в жизни человека.  История одежды. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. Занимательные страницы истории одежды. Народная традиционная одежда. Что такое музей.

История в символах и знаках. Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. Рубль копейка- происхождение слов. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб.

История письменности. Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги.

Что изучает история. Происхождение и смысл понятия «история». Как   люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.
























3. Тематическое планирование предмета «Введение в историю»


п/п

Название темы

Количество часов

Введение

1

Тема1. Лента времени

3

Тема 2. Моя родословная

2

Тема 3. Я и мое имя.

3

Тема 4. История на карте.

2

Тема 5. Название моего города.

3

Тема 6. История в архитектурных памятниках.

3

Тема 7. История вещей

4

Тема 8. Одежда в разные времена

4

Тема 9. История в символах и знаках.

3

Тема 10. История письменности

3

Тема 11. Что изучает история

2

Итоговое обобщение по курсу

1

Итого:

34 часа


Приложение № 1

Календарно – тематическое планирование

на 2019 - 2020 учебный год


Предмет: «Введение в историю»

Класс: 4 класс / 34 часа



п/п

Дата

Тема занятия

Формы организации и виды деятельности

План

Факт



Введение. Что изучает история?

Знакомство с понятием «история», что она изучает.



Лента времени. Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время.

Знакомство с понятием «лента времени»; единицами измерения времени; разными системами отсчета времени; применением римских цифр для обозначения веков.



Лента времени. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра» и «до нашей эры».

Знакомство с появлением деления времени на месяцы, годы, сутки, недели. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием.



Лента времени. Механизмы, измеряющие время.

Определение последовательности событий, соотношение года с веком и века с тысячелетием. Применение римских цифр для обозначения веков.



Моя родословная. У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево.

Углубление представления о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрытие особенности большой и малой родины.



Моя родословная. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом.

Составление генеалогической таблицы своей семьи.



Я и мое имя. Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия.

Знакомство с историей возникновения имен, их происхождением.



Я и мое имя. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины.

Знакомство с историей возникновения имен, их происхождением.



Я и мое имя. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии.

Знакомство с историей возникновения имен и фамилий, их происхождением.



История на карте. Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты.

Работа с исторической картой: отличие исторической карты от географической.



История на карте. Чтение карты, определение местоположения исторических действий.

Работа с исторической картой: условные обозначения исторической карты.



Название моего города. В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица.

Знакомство с историей названия родного села, улицы, с процессом их возникновения.



Название моего города. Что означают географические названия. Географические имена - свидетели прошлого.

Знакомство с историей названия родного села, улицы, с процессом их возникновения.



Название моего города. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций.

Знакомство с историей названия родного села, улицы, с процессом их возникновения.



История в архитектурных памятниках. История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм.

Знакомство с историческими архитектурными памятниками Древней Греции, Древней Руси.



История в архитектурных памятниках. Здание как памятник архитектуры.

Знакомство с историей строительства первых домов, с понятием «Мой дом – моя крепость».



История в архитектурных памятниках. Материал для строительства.

Знакомство с современным городом, его архитектурными постройками, памятниками, шедеврами.



История вещей. Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах.

Знакомство с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней.



История вещей. Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки.

Знакомство с повседневной жизнью человека, с связью вещей с потребностями.



История вещей. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности.

Знакомство с появлением определенных вещей, их видоизменением со временем.



История вещей. Новые вещи и предметы.

Рассказ об отличие предметов обихода древних времен от предметов используемых в современном мире.



Одежда в разные времена. Роль одежды в жизни человека. История одежды.

Знакомство с историей отдельных вещей, показать роль одежды в жизни человека.



Одежда в разные времена. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе.

Знакомство с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов.



Одежда в разные времена. Занимательные страницы истории одежды.

Знакомство с традиционной одеждой людей разных национальностей.



Одежда в разные времена. Народная традиционная одежда. Что такое музей.

Знакомство с понятием «Музей», его возникновением в речи. Познакомить с основными музеями нашей страны, города.



История в символах и знаках. Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги.

Экскурсия в школьную музейную комнату: знакомство с историей русской денежной системы, с разнообразием денег стран мира.



История в символах и знаках. Рубль, копейка - происхождение слов.

Экскурсия в школьную музейную комнату: знакомство с историей русской денежной системы, с разнообразием денег стран мира.



История в символах и знаках. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб.

Знакомство с символами нашего государства; с историей его становления и развития. Познакомить с гербами русских городов 18 века.



История письменности. Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы.

Знакомство с историей возникновения и развития письма; с его разными типами.



История письменности. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий.

Знакомство с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте, с используемым материалом для письма, со способами письма.



История письменности. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги.

Рассказ о создании первой печатной машинки, о первой книге и об ее авторе.



Что изучает история. Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников.

Рассказ о науке археологии, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности.



Что изучает история. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас.

Рассказ о деятельности археологов, знакомство с методами работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов.



Итоговое обобщение по курсу