Рабочая программа по внеурочной деятельности «Введение в историю» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2009г., учебного плана ОУ, на основе авторской программы «Введение в историю» Е.В. Саплиной, А.И. Саплина, в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».
Программа рассчитана на 34 часа в год в 4 классе (1 час в неделю).
Предполагается, что результатом изучения курса введение в историю является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
№ п/п | Дата | Тема занятия | Формы организации и виды деятельности |
План | Факт |
-
| | | Введение. Что изучает история? | Знакомство с понятием «история», что она изучает. |
-
| | | Лента времени. Понятие «лента времени». Как люди в древности считали время. | Знакомство с понятием «лента времени»; единицами измерения времени; разными системами отсчета времени; применением римских цифр для обозначения веков. |
-
| | | Лента времени. Сутки, неделя, год, век, тысячелетие, эра. Понятие «наша эра» и «до нашей эры». | Знакомство с появлением деления времени на месяцы, годы, сутки, недели. Научить определять последовательность событий, соотносить год с веком и век с тысячелетием. |
-
| | | Лента времени. Механизмы, измеряющие время. | Определение последовательности событий, соотношение года с веком и века с тысячелетием. Применение римских цифр для обозначения веков. |
-
| | | Моя родословная. У меня есть своя история. Моя семья. Понятие родословной. Поколение, потомки, предки. Родословное дерево. | Углубление представления о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрытие особенности большой и малой родины. |
-
| | | Моя родословная. Какие события прошлого отразились в истории моей семьи. Нужно ли знать свою родословную. Практическое значение родословных в прошлом. | Составление генеалогической таблицы своей семьи. |
-
| | | Я и мое имя. Что означают наши имена. Что такое отчество и фамилия. | Знакомство с историей возникновения имен, их происхождением. |
-
| | | Я и мое имя. Как родители выбирают имя своему ребенку. Имя и ангел-хранитель. Именины. | Знакомство с историей возникновения имен, их происхождением. |
-
| | | Я и мое имя. Древнее происхождение имен. Откуда к нам пришли наши имена. «Говорящие» фамилии. | Знакомство с историей возникновения имен и фамилий, их происхождением. |
-
| | | История на карте. Историческая карта и географическая карта. Особенности и условные знаки исторической карты. | Работа с исторической картой: отличие исторической карты от географической. |
-
| | | История на карте. Чтение карты, определение местоположения исторических действий. | Работа с исторической картой: условные обозначения исторической карты. |
-
| | | Название моего города. В каком городе, районе, стране ты живешь? Понятие города, страны. Столица. | Знакомство с историей названия родного села, улицы, с процессом их возникновения. |
-
| | | Название моего города. Что означают географические названия. Географические имена - свидетели прошлого. | Знакомство с историей названия родного села, улицы, с процессом их возникновения. |
-
| | | Название моего города. Что означает название моего города. Бережное отношение к историческим названиям - залог сохранения национальных традиций. | Знакомство с историей названия родного села, улицы, с процессом их возникновения. |
-
| | | История в архитектурных памятниках. История жилища. Жилой дом, общественное здание, храм. | Знакомство с историческими архитектурными памятниками Древней Греции, Древней Руси. |
-
| | | История в архитектурных памятниках. Здание как памятник архитектуры. | Знакомство с историей строительства первых домов, с понятием «Мой дом – моя крепость». |
-
| | | История в архитектурных памятниках. Материал для строительства. | Знакомство с современным городом, его архитектурными постройками, памятниками, шедеврами. |
-
| | | История вещей. Как вещи в доме могут «рассказывать» о своих хозяевах. | Знакомство с историей отдельных предметов, их эволюцией от древности до наших дней. |
-
| | | История вещей. Связь вещей с потребностями эпохи. Родословная кувшина, сундука, вилки. | Знакомство с повседневной жизнью человека, с связью вещей с потребностями. |
-
| | | История вещей. Вещи, которые сопровождают человека с глубокой древности. | Знакомство с появлением определенных вещей, их видоизменением со временем. |
-
| | | История вещей. Новые вещи и предметы. | Рассказ об отличие предметов обихода древних времен от предметов используемых в современном мире. |
-
| | | Одежда в разные времена. Роль одежды в жизни человека. История одежды. | Знакомство с историей отдельных вещей, показать роль одежды в жизни человека. |
-
| | | Одежда в разные времена. Как можно по одежде определить эпоху, в которой жил человек, его занятия и положение в обществе. | Знакомство с историей возникновения одежды в разных странах мира; с возникновением и совершенствованием изготовления обуви, головных уборов. |
-
| | | Одежда в разные времена. Занимательные страницы истории одежды. | Знакомство с традиционной одеждой людей разных национальностей. |
-
| | | Одежда в разные времена. Народная традиционная одежда. Что такое музей. | Знакомство с понятием «Музей», его возникновением в речи. Познакомить с основными музеями нашей страны, города. |
-
| | | История в символах и знаках. Как и почему возникли деньги. История развития: ракушки, каури, шкурки животных, монеты, бумажные деньги. | Экскурсия в школьную музейную комнату: знакомство с историей русской денежной системы, с разнообразием денег стран мира. |
-
| | | История в символах и знаках. Рубль, копейка - происхождение слов. | Экскурсия в школьную музейную комнату: знакомство с историей русской денежной системы, с разнообразием денег стран мира. |
-
| | | История в символах и знаках. Гербы на монетах. Как читают гербы. Рыцарский герб. | Знакомство с символами нашего государства; с историей его становления и развития. Познакомить с гербами русских городов 18 века. |
-
| | | История письменности. Как люди писали в древности. Предметное письмо, письма рисунками, иероглифы. | Знакомство с историей возникновения и развития письма; с его разными типами. |
-
| | | История письменности. Создание алфавита. Кирилл и Мефодий. | Знакомство с историей возникновения алфавита, со способами обучения грамоте, с используемым материалом для письма, со способами письма. |
-
| | | История письменности. Школа в Древней Руси. Камень, глина, папирус, пергамент. История создания книги. | Рассказ о создании первой печатной машинки, о первой книге и об ее авторе. |
-
| | | Что изучает история. Происхождение и смысл понятия «история». Как люди узнали о прошлом. Типы и виды исторических источников. | Рассказ о науке археологии, о методах работы археологов при изучении предметов памятников древности. |
-
| | | Что изучает история. Археология и археологи. Раскопки. Как по вещам восстанавливали прошлое. О чем рассказывают памятники письменности. Почему следует изучать историю. Памятники истории вокруг нас. | Рассказ о деятельности археологов, знакомство с методами работы археологов, этнографов, реставраторов, нумизматов. |
-
| | | Итоговое обобщение по курсу | |