Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №1 г. Сычевки Смоленской области
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
для 5 класса
«Занимательный русский язык»
Учитель: С.В. Фомина
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Цель курса – научить любить родной язык, развить кругозор и мышление учащихся, осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению интеллектуального уровня, прививает любовь и уважение к родному языку, его истории. В отличие от уроков на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по русскому языку. Большое внимание уделяется практическим и творческим работам.
Актуальность
Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Формы проведения занятий:
практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность:
В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.
Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.
Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Возможные результаты проектной деятельности учащихся:
альбом, газета, книжка-раскладушка, коллаж, плакат, сказка, стенгазета, фотоальбом, презентация.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1. | Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о | 1 |
| русском языке. | |
2. | История письменности от древности до наших дней | 1 |
3. | Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая | 1 |
| русская книга. | |
4. | Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв | 1 |
5. | Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки | 1 |
6. | Что такое грамматика? Основатели русской грамматики. | 1 |
7. | Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение | 1 |
| названий грамматических терминов | |
8. | Особенности русского ударения. | 1 |
| | |
9. | Ударение как средство смыслового различения слов | 1 |
10. | Знаки препинания. История происхождения знаков препинания | 1 |
11. | Роль знаков препинания в русской грамматике | 1 |
| | |
12. | Речевой этикет. | 1 |
| | |
13. | Золотые слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности, | 1 |
| просьбы. | |
14. | Из истории русских имен и фамилий. | 1 |
15. | Родословная слов. | 1 |
| | |
16. | Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов | 1 |
17. | Из истории морфем. | 1 |
| | |
18. | Роль морфем в грамматике. | 1 |
19. | Правила правописания морфем. | 1 |
20. | Синонимы. | 1 |
21. | Антонимы. | 1 |
22. | Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы. | 1 |
23. | Словари. Типы словарей. Роль словарей. | 1 |
24. | Заимствованные слова. | 1 |
25. | Архаизмы и историзмы. | 1 |
| | |
26. | Старославянизмы в русском языке. | 1 |
27. | Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов. | 1 |
28. | Источники фразеологизмов. | 1 |
29. | Этимология слов и выражений | 1 |
30. | История названий сказочных героев. | 1 |
31. | Происхождение и употребление слов и выражений. | 1 |
| История слов. | |
32. | Скороговорки. Роль скороговорок в речи. | 1 |
33. | Народная мудрость в пословицах и поговорках. | 1 |
34. | Тематическое богатство русских пословиц. | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Необходимое оборудование и оснащение |
Учебно-методические материалы: 1.Иллюстрации к сказкам. 2. Игра «Составь слово» 3. Тексты художественной литературы (А.С. Пушкина, Б. Шоу и др.) |
Дидактические и раздаточные материалы по программе: 1.Толковый словарь. 2.Этимологический словарь. 3. Словарь имен. 4. Словарь антонимов 5. Словарь синонимов 6. Фразеологический словарь 7. Словарь паронимов |
Аудиозаписи, слайды по содержанию программы: 1. Электронные словари 2. Электронные энциклопедии |
ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства: 1.Компьютер 2. Проектор 3. Принтер |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. – изд. Русский язык, 2007.
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.
Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.
Горбаневский, М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.
Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – Изд. Рипол Классик, 2007.
Иванова В.А., Потиха Э. А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.
Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 2009г.
Никонов, В. А. Словарь русских фамилий / В. А. Никонов ; сост. Е. Л. Крушельницкий; М. : Школа-Пресс, 1993. - 222 с. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.