СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" имеет цель научить любить родной язык, развивать кругозор и мышление учащихся, обогащение потенциального словарного запаса. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №1 г. Сычевки Смоленской области

















Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общекультурному направлению

для 5 класса

«Занимательный русский язык»

Учитель: С.В. Фомина

2015-2016 учебный год


























Пояснительная записка


Цель курса – научить любить родной язык, развить кругозор и мышление учащихся, осмысление в процессе обогащения активного и потенциального словарного запаса русского языка как средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.


Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке


Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы


Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой


Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению интеллектуального уровня, прививает любовь и уважение к родному языку, его истории. В отличие от уроков на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по русскому языку. Большое внимание уделяется практическим и творческим работам.

Актуальность

Основа овладения учащимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Хорошо организованная и систематическая она дает возможность глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках.

Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений создает именно внеурочная работа. На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.


Формы проведения занятий:

  • практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.


Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая


Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.


Учебно-исследовательская и проектная деятельность:

В соответствии с требованиями ФГОС планируемые результаты освоения ООП ООО достигаются как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Цель учебно-исследовательской и проектной деятельности: интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере.

Основными направлениями учебно-исследовательской и проектной деятельности во внеурочной деятельности по русскому языку в соответствии с ООП ООО являются: исследовательское и творческое.

Основная специфика исследовательских учебных проектов состоит в том, что научное исследование осуществляется через актуализацию темы, выдвижение гипотезы с последующей проверкой и обсуждение полученных результатов.


Планируемые результаты.


Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.


Возможные результаты проектной деятельности учащихся:

альбом, газета, книжка-раскладушка, коллаж, плакат, сказка, стенгазета, фотоальбом, презентация.



Тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Введение. Слово о русском языке. Высказывания великих людей о

1


русском языке.


2.

История письменности от древности до наших дней

1

3.

Основатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Первая

1


русская книга.


4.

Славянский алфавит и его особенности. Судьбы отдельных букв

1

5.

Особенности изучения русской азбуки в старину. Библиотеки

1

6.

Что такое грамматика? Основатели русской грамматики.

1

7.

Из истории грамматики и грамматических терминов. Происхождение

1


названий грамматических терминов


8.

Особенности русского ударения.

1




9.

Ударение как средство смыслового различения слов

1

10.

Знаки препинания. История происхождения знаков препинания

1

11.

Роль знаков препинания в русской грамматике

1




12.

Речевой этикет.

1




13.

Золотые слова этикета: приветствие, прощание, слова благодарности,

1


просьбы.


14.

Из истории русских имен и фамилий.

1

15.

Родословная слов.

1




16.

Однокоренные слова. Экскурс в историю русских слов

1

17.

Из истории морфем.

1




18.

Роль морфем в грамматике.

1

19.

Правила правописания морфем.

1

20.

Синонимы.

1

21.

Антонимы.

1

22.

Омонимы. Омоформы. Омофоны. Омографы.

1

23.

Словари. Типы словарей. Роль словарей.

1

24.

Заимствованные слова.

1

25.

Архаизмы и историзмы.

1




26.

Старославянизмы в русском языке.

1

27.

Фразеологизмы. История происхождения фразеологизмов.

1

28.

Источники фразеологизмов.

1

29.

Этимология слов и выражений

1

30.

История названий сказочных героев.

1

31.

Происхождение и употребление слов и выражений.

1


История слов.


32.

Скороговорки. Роль скороговорок в речи.

1

33.

Народная мудрость в пословицах и поговорках.

1

34.

Тематическое богатство русских пословиц.

1





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Необходимое оборудование и оснащение

Учебно-методические материалы:

1.Иллюстрации к сказкам.

2. Игра «Составь слово»

3. Тексты художественной литературы (А.С. Пушкина, Б. Шоу и др.)

Дидактические и раздаточные материалы по программе:

1.Толковый словарь.

2.Этимологический словарь.

3. Словарь имен.

4. Словарь антонимов

5. Словарь синонимов

6. Фразеологический словарь

7. Словарь паронимов

Аудиозаписи, слайды по содержанию программы:

1. Электронные словари

2. Электронные энциклопедии

ТСО, компьютерные, информационно-коммуникационные средства:

1.Компьютер

2. Проектор

3. Принтер





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. – изд. Русский язык, 2007.

  2. Арсирий  А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995.

  3. Вартаньян Э.А Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1987.

  4. Горбаневский, М.В. В мире имён и названий. – М.: Знание, 1987.

  5. Граник Г.Г., Бондаренко, С.М., Концевая, Л.А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.

  6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1 – 4. – Изд. Рипол Классик, 2007.

  7. Иванова В.А., Потиха Э. А., Розенталь, Д.Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990.

  8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1980.

  9. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – Просвещение, 1990.

  10. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – М.: Просвещение, 2009г.

  11. Никонов, В. А. Словарь русских фамилий / В. А. Никонов ; сост. Е. Л. Крушельницкий; М. : Школа-Пресс, 1993. - 222 с. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.