Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
5 класс
Учитель:
Косякова Наталья Александровна
2022-2023 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- формулировать проблему;
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
- составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
- находить главное и второстепенное в потоке информации;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.
Коммуникативные:
- умеловладеть письменной и устной формой общения;
- слушать и слышать других,
- принимать иную точку зрения;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
2.Содержание КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.
Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит иего особенности. Судьба отдельных букв.
“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов.
Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.
Строительный материал слов: история морфем, происхождение слов. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.
Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов. «Пересаженные корни». Иноязычные и русские корни.Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.
Они такие классные, удвоенные согласные…/Правописание слов с удвоенными согласными.
Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.
Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.
По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.
Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"
Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.
Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.
Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.
Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.
О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".
Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.
Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.
Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.
Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах
О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.
И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.
Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".
Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.
Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.
Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.
3. Календарно-тематическое планирование
Номер темы. | Тема занятия | Форма проведения | Дата по плану | Дата Факт. |
1 | Предмет и задачи курса. Дорога к письменности. | Практикум. Составление кроссвордов и ребусов. | | |
2 | Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и его особенности. Судьба отдельных букв. | Практикум. Путешествие | | |
3 | “Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов. | Практикум. Написание грамматических сказок. | | |
4 | Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари. | Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц. | | |
5 | Из чего строятся слова? Строительная работа морфем. | Практикум. Анализ художественных текстов. | | |
6 | Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов. | Практикум. Игра в “словесный мяч”. | | |
7 | “Пересаженные корни”. Иноязычные и русскиекорни. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц. | | |
8 | Перевод и калькирование. | Практикум. Анализ, исследование языковых единиц | | |
9 | Когда без словаря не обойтись? Слова с удвоенными согласными. | Практикум. Игра. | | |
10 | Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания | Практикум. Анализ художественных текстов. Викторина | | |
11 | Закон восходящей звучности. | Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” | | |
12 | Суффикс -а - командует гласными. Корни с чередованием. | Практикум. Викторина. Игра “Кто больше?” | | |
13 | Слово за ударением. Как командуют гласные звуки. | Практикум. Викторина. | | |
14 | Приказы согласных звуков. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. | | |
15 | Значение слова. Зависимость от контекста. | Практикум. Игра. Анализ художественных текстов. | | |
16 | Как трудятся приставки? Приставки с противоположным значением. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. | | |
17 | Что может обозначать приставка пре-? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. | | |
18 | Что может обозначать приставка при- ? | Практикум - исследование. Анализ языковых единиц. | | |
19 | Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”. | Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание рассказа или изложения. | | |
20 | Для чего нам суффиксы нужны? | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц | | |
21 | Лингвистический микроскоп. | Практикум. Викторина. | | |
22 | Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика. Ономастика. Древние русские имена. | Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?” | | |
23 | Путешествие по России. Диалектные слова. | Практикум. Игра. Анализ литературных произведений. | | |
24 | Происхождение отчеств. Прозвища. | Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра. Викторина. | | |
25 | Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. | Практикум. Фразеологический КВН. | | |
26 | Как определить значение фразеологизма. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Игра « Аукцион» | | |
27 | Омонимы, синонимы, антонимы. Игры с синонимами. | Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Подбор синонимов, разгадывание кроссворда. | | |
28 | Контекстуальные антонимы. | Практикум. Анализ художественных произведений. | | |
29 | Имя существительное. Несклоняемые имена существительные. Имена существительные общего рода. | Практикум. Написание грамматических сказок. | | |
30 | Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных по значению. | Практикум. Анализ художественных произведений. Викторина | | |
31 | Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском языке. Тексты конца XV века. | Практикум. Путешествие | | |
32 | Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания. Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий. | Практикум. Составление грамматических сказок. | | |
33 | Перевертыши. Необычные предложения. Переговорки. | Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. Практикум- исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики. Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок | | |
34 | Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона. | Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую. Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов. | | |