СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"»








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

5 класс








Учитель:

Косякова Наталья Александровна
















2022-2023 учебный год

ВВЕДЕНИЕ


Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.


1. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты:

- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;

- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

-стремление к речевому самосовершенствованию;

- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- формулировать проблему;

- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

- составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

- находить главное и второстепенное в потоке информации;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения; 

- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.

Коммуникативные:

- умеловладеть письменной и устной формой общения;

- слушать и слышать других,

- принимать иную точку зрения;

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.


2.Содержание КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В содержание курса входит закрепление тем, изученных на уроках русского языка по разделам «Орфография», «Фразеология», «Культура речи», а также знакомство с понятиями «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.

Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит иего особенности. Судьба отдельных букв.

“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов.

Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические словари.

Строительный материал слов: история морфем, происхождение слов. Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

Корень и “главное” правило, или “Не лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов. «Пересаженные корни». Иноязычные и русские корни.Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания.

Они такие классные, удвоенные согласные…/Правописание слов с удвоенными согласными.

Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.

Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.

По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.

Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.

Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.

Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.

Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.

О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".

Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.

Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.

Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.

Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.

И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.

Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.

Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.

Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.






3. Календарно-тематическое планирование



Номер темы.

Тема занятия

Форма проведения

Дата

по плану

Дата

Факт.

1

Предмет и задачи курса. Дорога к

письменности.

Практикум. Составление

кроссвордов и ребусов.



2

Устная и письменная речь. Создатели русского алфавита. Славянский алфавит и

его особенности. Судьба отдельных букв.

Практикум. Путешествие



3

“Живой как жизнь”. Изменения в русском языке. Что осталось от юсов и ютов.

Практикум. Написание грамматических сказок.



4

Где же хранятся слова? Копилки слов. Словари. Типы словарей.

Энциклопедические и лингвистические словари.

Практикум с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.



5

Из чего строятся слова? Строительная

работа морфем.

Практикум. Анализ

художественных текстов.



6

Корень и “главное” правило, или “Не

лезьте за словом в карман!” Гнезда родственных слов.

Практикум. Игра в “словесный мяч”.



7

“Пересаженные корни”. Иноязычные и русскиекорни.

Практикум. Анализ,

исследование языковых единиц.



8

Перевод и калькирование.

Практикум. Анализ, исследование языковых

единиц



9

Когда без словаря не обойтись? Слова с

удвоенными согласными.

Практикум. Игра.



10

Кто командует корнями? Полногласные и неполногласные сочетания

Практикум. Анализ художественных текстов.

Викторина



11

Закон восходящей звучности.

Практикум. Викторина. Игра

“Кто больше?”



12

Суффикс -а - командует гласными. Корни

с чередованием.

Практикум. Викторина. Игра

“Кто больше?”



13

Слово за ударением. Как командуют

гласные звуки.

Практикум. Викторина.



14

Приказы согласных звуков.

Практикум. Игра. Анализ художественных текстов.



15

Значение слова. Зависимость от контекста.

Практикум. Игра. Анализ

художественных текстов.



16

Как трудятся приставки? Приставки с

противоположным значением.

Практикум-исследование.

Анализ языковых единиц.



17

Что может обозначать приставка пре-?

Практикум-исследование.

Анализ языковых единиц.



18

Что может обозначать приставка при- ?

Практикум - исследование. Анализ языковых единиц.



19

Тренировочные упражнения по теме “Гласные в приставках пре- и при-”.

Практикум. Викторина. Диктант-игра. Написание

рассказа или изложения.



20

Для чего нам суффиксы нужны?

Практикум-исследование.

Анализ языковых единиц



21

Лингвистический микроскоп.

Практикум. Викторина.



22

Происхождение имён и прозвищ. Антропонимия. Антропонимика.

Ономастика. Древние русские имена.

Практикум-исследование “Что в имени тебе моем?”



23

Путешествие по России. Диалектные

слова.

Практикум. Игра. Анализ

литературных произведений.



24

Происхождение отчеств. Прозвища.

Практикум. Проект “Откуда пошла моя фамилия”. Игра.

Викторина.



25

Фразеологизмы. Источники

фразеологизмов.

Практикум. Фразеологический

КВН.



26

Как определить значение фразеологизма.

Практикум-исследование. Анализ языковых единиц.

Игра « Аукцион»



27

Омонимы, синонимы, антонимы. Игры с синонимами.

Практикум-исследование. Анализ языковых единиц. Подбор синонимов,

разгадывание кроссворда.



28

Контекстуальные антонимы.

Практикум. Анализ художественных

произведений.



29

Имя существительное. Несклоняемые

имена существительные. Имена существительные общего рода.

Практикум. Написание грамматических сказок.



30

Имя прилагательное. История имён прилагательных. Разряды прилагательных

по значению.

Практикум. Анализ художественных

произведений. Викторина



31

Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в русском

языке. Тексты конца XV века.

Практикум. Путешествие



32

Точка - самый ранний знак препинания. Появление запятой. Функции запятой. Упорядочение знаков препинания.

Появление восклицательного знака, тире, кавычек, многоточий.

Практикум. Составление грамматических сказок.



33

Перевертыши. Необычные предложения. Переговорки.

Практикум. Восстановление “перевернутых” пословиц, поговорок. Создание перевертышей. Практикум- исследование искусственных фраз, построенных по законам русской грамматики.

Собирание из “осколков” пословиц. Составление переговорок



34


Анаграммы. Метаграммы, или превращение мухи в слона.

Практикум. Разгадывание и составление словесных головоломок. Превращение одного слова в другое путем последовательной замены одной буквы на другую.

Самостоятельное построение цепочки метаграмм - превращений для заданных слов.